|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2503 2504 2505 2506 2507 2508 2509 2510 2511 2512 2513 2514 2515 2516 2517 2518 2519 2520 2521 » »» оскаленной пастью и выпученными глазами; владыка ада - в маске,
изображающей голову быка; духи м„ртвых - в масках и одеяниях,
воспроизводящих человеческий скелет. Среди действующих лиц Ц.- буйволы,
олени, обезьяны. Элементы светского и нар. т-ра включают комич. сцены и
сцены с участием маски "белого старика" - владыки земли (после
ритуального танца он исполняет комич. сценку опьянения). Обычно
представление Ц. заканчивалось выступлением "ша-наков" (чер-ношапочных
волхвов, служителей демонич. божеств добуддийской веры тибетцев).
Существует Ц. с диалогами. Это - переходная стадия от танц. пантомимы
к драматич. театр. представлениям. С появлением комич. персонажа
("белого-старика") Ц. с диалогами получает новое содержание. В Ц. теперь
изображаются не только божества и гении, но и простые смертные, действие
переносится в более реальную обстановку. В этих Ц. пантомима и танец
перемежаются диалогами и хоровым пением.
Эпизоды из жизни тибетского отшельника и поэта Миларайбы составляют
осн. содержание Ц., получившего назв. "цам Миларайбы". Этот Ц. ставится
лишь в нек-рых монастырях.
В сер. 18 в. Ц. получил развитие в Монголии (впервые исполнен в
монастыре Эрдени-Цзу). Сначала для постановки Ц. приглашались тибетские
ламы. Впоследствии постановкой Ц. занимались монг. ламы, следуя записям,
заимствованным из тибетских монастырей. В Монголии были распространены
как пантомимич. танц. Ц., так и Ц. с диалогами.. Вначале Ц. был только
частью религиозного обряда. Позднее он становится театр. зрелищем. Из-за
монастырской ограды действие Ц. было перенесено на площадь перед
монастыр„м, что ускорило процесс превращения его в театр. зрелище, в
кром религиозное начало постепенно утрачивалось. Последнее представление
Ц. в Монголии состоялось в 1928.
Лит.: Авдеев А. Д., Происхождение театра. М." 1929; П о з д н e e в
А. М., Очерки быта буддийских мопастырсй и буддийского духовенства в
Монголии..., СПБ, 1887, Ш а с т и н а Н., Очерки монгольского театра,
"Современная Монголия", 1935, ј 3, с. 92-93; Шастина Н., Цам, "Хозяйство
Монголии", 1928, ј 6, с. 35-49; В л а д а м и-рцов Б., Тибетские
театральные представления, "Восток", 1923, кн. 3. с. 97-107. Люд. Л.
ЦАНКОВ, Иосиф (р.7.X.1911)- болг. композитор. Автор оперетт:
"Проданная любовь" (1937), "Жуана" (1940, "Кооперативный опереточный
т-р"), "Держись, Жужи!" (1941), "Золотая вдова" (1945). Ц.- один из
создателей совр. болг. музыки л„гкого жанра, пишет для эстрады.
Лит.: Павлов Е., Иосиф Цанков на 50 години, "Бъл-гарска музика",
1961, ј 9, с. 22-23. А. Ив.
ЦАНЬЦЗЮНЬСЙ - одна из ранних театр. форм в Китае. Возникла в эпоху
Тан (618-907). Ц.- сати-рнч. диалог (интермедия) двух персонажей
(пань-цзюшг и цангу), сопровождающийся танц. движениями. Тема диалогов
(чаще импровизированных)- злободневные события, осмеяние человеческих
пороков; используются каламбуры и др. шуточные при„мы. Наиболее
известный исполнитель этой театр. формы в эпоху Тан - Ли Сянь-хао. В
последующее время Ц. получила широкое распространение, число участников
интермедий стало произвольным. В Ц. могли принимать участие и актрисы. В
т-„ эпохи Сун (960-1279) амплуа цаньцзюнь и цангу соединились в комич.
амплуа фуцзин. С. С.
ЦАО ЮЙ (наст. имя - В а н ь Ц з я-б а о; р. 1910) - кит. драматург.
Учился в ун-те Цпнхуа. Первая пьеса "Ураган" ("Тайфун", 1933) близка по
.форме к "трагедии рока". В ней разоблачается быт феод. семьи, погрязшей
в пороках, утверждаются демократич. идеалы. Одна из лучших пьес Ц.
Ю."Восход солнца" (1935) - показывает жизнь большого города, острые
конфликты, возникающие под влиянием развития капитализма в Китае. В
дальнейшем в драмах Ц. Ю. поднимаются социальные и моральные проблемы; в
пьесе "Дикая природа" (1937) изображ„н антагонизм между помещиками и
крестьянами; "В раздумье" (1938-39) - политич. сатира на гоминьдановцев;
"Синантропы" (1940) посв. томе распада феод. устоев в семье. Ц. Ю.автор
инсц. романа Ба Цзиня "Семья" (1942).
После образования КНР (1949) написал пьесу "Ясное небо" (1954) - об
идейном формировании новой интеллигенции; был одним из авторов историч.
драмы "Меч мужества" (1962). Пьесы Ц. Ю. составляют основу репертуара
т-ра совр. разговорной драмы хуацзюй.
Соч. в рус. пер.: Пьесы, т. 1-2, М., 1960; на кит. яз.- Цао юй
сюаньцзи, Пекин, 1951.
Лит.: "Советское китаеведение", М., 1958, ј 4, с. 71-84.
В. Ад.
ЦАПЛИН, Виктор Иванович [р.16(29). IX.1903]- рус. сов. артист балета,
балетмейстер и педагог. Засл. арт. РСФСР (1951). Чл. Коммунистич. партии
с 1938. В 1911-19 учился в Моск. хореографич. уч-ще (класс Н. П.
Домаш„ва и Н. Г. Легата). В 1920-55- солист балетной труппы Большого
т-ра.
Ц.- характерный танцовщик, его иск-во сочетает традиции рус. классич.
балетной школы и принципы совр. хореографии. В 1922-23 - балетмейстер
моек. драматич. т-ров (бывший Т-р Корша, Малый т-р, Госцентюз, Т-р им.
Вахтангова, Центр, детский т-р, Т-р оперетты и др.), ставил танцы в
цирке.
Партии: Иванушка ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Санчо Панса ("Дон Кихот"),
Марцелина ("Тщетная предосторожность"), Коппелиус ("Коппелия"), Жером и
Гаспар ("Пламя Парижа"), Шут ("Лебединое озеро") и др.
Пост.: "Красный мак" (1929, Тифлисский т-р оперы и балета), "Пламя
Парижа" (1935, Харьковский т-р оперы и балета), "Тщетная
предосторожность" (1956, т-р "Храм неба", Пекин), танцы в операх:
"Алмаст" Спендиарова, "Броненосец "Пот„мкин"" Чишко, "Кармен", "Фауст",
"Иван Сусанин" и др.
С 1924 ставил танцы на эстраде, выступал также в нек-рых пост. им
эстрадных номерах, лучший из к-рых - "Подхалим" на муз. П. И.
Чайковского.
Балетмейстерскую деятельность сочетал с педагогической. Преподавал
классич. танец на вечерних хореографич. курсах при Большом т-ре (1927),
в хореографич. техникуме' ГОМЭЦа (где в 1929-32 был также художеств.
рук. и зав. учебной частью). С 1937-педагог Театр. уч-ща им. Щукина
(Москва). Помимо танца, препода„т введ„нный им в программу
курс-"развитие выразительности тела". В 1959 этот же курс преподавал в
Театр.'уч-ще им. Щепкина, в 1959-61 - курс мастерства акт„ра в Моск.
хореографическом уч-ще. Г. Ш.
ЦАПОК, Георгий Антонович (р. 2. V. 1896) - укр. сов. художник. В 1918
окончил Харьковское худо жеств. уч-ще. Работу в т-ре начал в 1916. В
1920-28- художник 1-го Гос. укр. т-ра для детей. Оформлял спектакли в
Страницы: «« « 2503 2504 2505 2506 2507 2508 2509 2510 2511 2512 2513 2514 2515 2516 2517 2518 2519 2520 2521 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |