Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2503   2504   2505   2506   2507   2508   2509   2510   2511  2512   2513   2514   2515   2516   2517   2518   2519   2520   2521  » »»

оскаленной  пастью  и  выпученными  глазами;  владыка  ада  -  в  маске,
изображающей  голову  быка;  духи  м„ртвых  -  в  масках   и   одеяниях,
воспроизводящих человеческий скелет. Среди действующих лиц Ц.-  буйволы,
олени, обезьяны. Элементы светского и нар. т-ра включают комич. сцены  и
сцены  с  участием  маски  "белого  старика"  -  владыки  земли   (после
ритуального  танца  он  исполняет  комич.  сценку   опьянения).   Обычно
представление Ц. заканчивалось выступлением  "ша-наков"  (чер-ношапочных
волхвов, служителей демонич. божеств добуддийской веры тибетцев).
   Существует Ц. с диалогами. Это - переходная стадия от танц. пантомимы
к  драматич.  театр.  представлениям.  С  появлением  комич.   персонажа
("белого-старика") Ц. с диалогами получает новое содержание. В Ц. теперь
изображаются не только божества и гении, но и простые смертные, действие
переносится в более реальную обстановку. В этих  Ц.  пантомима  и  танец
перемежаются диалогами и хоровым пением.
   Эпизоды из жизни тибетского отшельника и поэта  Миларайбы  составляют
осн. содержание Ц., получившего назв. "цам Миларайбы". Этот Ц.  ставится
лишь в нек-рых монастырях.
   В сер. 18 в. Ц. получил  развитие  в  Монголии  (впервые  исполнен  в
монастыре Эрдени-Цзу). Сначала для постановки Ц. приглашались  тибетские
ламы. Впоследствии постановкой Ц. занимались монг. ламы, следуя записям,
заимствованным из тибетских монастырей. В Монголии  были  распространены
как пантомимич. танц. Ц., так и Ц. с диалогами.. Вначале Ц.  был  только
частью религиозного обряда. Позднее он становится театр. зрелищем. Из-за
монастырской  ограды  действие  Ц.  было  перенесено  на  площадь  перед
монастыр„м, что ускорило процесс превращения его  в  театр.  зрелище,  в
кром религиозное начало постепенно утрачивалось. Последнее представление
Ц. в Монголии состоялось в 1928.
   Лит.: Авдеев А. Д., Происхождение театра. М." 1929; П о з д н e  e  в
А. М., Очерки быта буддийских мопастырсй  и  буддийского  духовенства  в
Монголии..., СПБ, 1887, Ш а с т и н а Н.,  Очерки  монгольского  театра,
"Современная Монголия", 1935, ј 3, с. 92-93; Шастина Н., Цам, "Хозяйство
Монголии", 1928, ј 6, с. 35-49; В  л  а  д  а  м  и-рцов  Б.,  Тибетские
театральные представления, "Восток", 1923, кн. 3. с. 97-107. Люд. Л.
   ЦАНКОВ,  Иосиф  (р.7.X.1911)-  болг.   композитор.   Автор   оперетт:
"Проданная любовь" (1937),  "Жуана"  (1940,  "Кооперативный  опереточный
т-р"), "Держись, Жужи!" (1941), "Золотая  вдова"  (1945).  Ц.-  один  из
создателей совр. болг. музыки л„гкого жанра, пишет для эстрады.
   Лит.: Павлов Е., Иосиф Цанков  на  50  години,  "Бъл-гарска  музика",
1961, ј 9, с. 22-23. А. Ив.
   ЦАНЬЦЗЮНЬСЙ - одна из ранних театр. форм в Китае.  Возникла  в  эпоху
Тан  (618-907).  Ц.-  сати-рнч.  диалог  (интермедия)  двух   персонажей
(пань-цзюшг и цангу), сопровождающийся танц. движениями.  Тема  диалогов
(чаще импровизированных)- злободневные  события,  осмеяние  человеческих
пороков;  используются  каламбуры  и  др.  шуточные   при„мы.   Наиболее
известный исполнитель этой театр. формы в эпоху Тан  -  Ли  Сянь-хао.  В
последующее время Ц. получила широкое распространение, число  участников
интермедий стало произвольным. В Ц. могли принимать участие и актрисы. В
т-„ эпохи Сун (960-1279) амплуа цаньцзюнь и цангу соединились  в  комич.
амплуа фуцзин. С. С.
   ЦАО ЮЙ (наст. имя - В а н ь Ц з я-б а о; р. 1910) -  кит.  драматург.
Учился в ун-те Цпнхуа. Первая пьеса "Ураган" ("Тайфун", 1933) близка  по
.форме к "трагедии рока". В ней разоблачается быт феод. семьи, погрязшей
в пороках, утверждаются демократич.  идеалы.  Одна  из  лучших  пьес  Ц.
Ю."Восход солнца" (1935) -  показывает  жизнь  большого  города,  острые
конфликты, возникающие под влиянием  развития  капитализма  в  Китае.  В
дальнейшем в драмах Ц. Ю. поднимаются социальные и моральные проблемы; в
пьесе "Дикая природа" (1937) изображ„н  антагонизм  между  помещиками  и
крестьянами; "В раздумье" (1938-39) - политич. сатира на гоминьдановцев;
"Синантропы" (1940) посв. томе распада феод. устоев в семье. Ц.  Ю.автор
инсц. романа Ба Цзиня "Семья" (1942).
   После образования КНР (1949) написал пьесу "Ясное небо" (1954)  -  об
идейном формировании новой интеллигенции; был одним из авторов  историч.
драмы "Меч мужества" (1962). Пьесы Ц. Ю.  составляют  основу  репертуара
т-ра совр. разговорной драмы хуацзюй.
   Соч. в рус. пер.: Пьесы, т. 1-2,  М.,  1960;  на  кит.  яз.-  Цао  юй
сюаньцзи, Пекин, 1951.
   Лит.: "Советское китаеведение", М., 1958, ј 4, с. 71-84.
   В. Ад.
   ЦАПЛИН, Виктор Иванович [р.16(29). IX.1903]- рус. сов. артист балета,
балетмейстер и педагог. Засл. арт. РСФСР (1951). Чл. Коммунистич. партии
с 1938. В 1911-19  учился  в  Моск.  хореографич.  уч-ще  (класс  Н.  П.
Домаш„ва и Н. Г. Легата). В 1920-55-  солист  балетной  труппы  Большого
т-ра.
   Ц.- характерный танцовщик, его иск-во сочетает традиции рус. классич.
балетной школы и принципы совр. хореографии. В  1922-23  -  балетмейстер
моек. драматич. т-ров (бывший Т-р Корша, Малый т-р, Госцентюз,  Т-р  им.
Вахтангова, Центр, детский т-р, Т-р оперетты  и  др.),  ставил  танцы  в
цирке.
   Партии: Иванушка ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Санчо Панса ("Дон  Кихот"),
Марцелина ("Тщетная предосторожность"), Коппелиус ("Коппелия"), Жером  и
Гаспар ("Пламя Парижа"), Шут ("Лебединое озеро") и др.
   Пост.: "Красный мак" (1929, Тифлисский т-р оперы  и  балета),  "Пламя
Парижа"   (1935,   Харьковский   т-р   оперы   и    балета),    "Тщетная
предосторожность" (1956,  т-р  "Храм  неба",  Пекин),  танцы  в  операх:
"Алмаст" Спендиарова, "Броненосец "Пот„мкин"" Чишко, "Кармен",  "Фауст",
"Иван Сусанин" и др.
   С 1924 ставил танцы на эстраде, выступал также  в  нек-рых  пост.  им
эстрадных  номерах,  лучший  из  к-рых  -  "Подхалим"  на  муз.  П.   И.
Чайковского.
   Балетмейстерскую деятельность сочетал  с  педагогической.  Преподавал
классич. танец на вечерних хореографич. курсах при Большом т-ре  (1927),
в хореографич. техникуме' ГОМЭЦа (где в  1929-32  был  также  художеств.
рук. и зав. учебной частью). С  1937-педагог  Театр.  уч-ща  им.  Щукина
(Москва).   Помимо   танца,   препода„т   введ„нный   им   в   программу
курс-"развитие выразительности тела". В 1959 этот же курс  преподавал  в
Театр.'уч-ще им. Щепкина, в 1959-61 - курс  мастерства  акт„ра  в  Моск.
хореографическом уч-ще. Г. Ш.
   ЦАПОК, Георгий Антонович (р. 2. V. 1896) - укр. сов. художник. В 1918
окончил Харьковское худо жеств. уч-ще. Работу в т-ре  начал  в  1916.  В
1920-28- художник 1-го Гос. укр. т-ра для детей.  Оформлял  спектакли  в

Страницы: «« « 2503   2504   2505   2506   2507   2508   2509   2510   2511  2512   2513   2514   2515   2516   2517   2518   2519   2520   2521  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия