Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2509 2510 2511 2512 2513 2514 2515 2516 2517 2518 2519 2520 2521 2522 2523 2524 2525 2526 2527 » »» свадьба" Гарсиа Лорки, пьесы Б. Брехта), пьесы, написанные евреями или посв. евреям, в т. ч. классика ("Саул" Альфьери). Во время оккупации Италии нем. фашистами были запрещены пост. пьес, авторы к-рых принадлежали к нациям, воюющим с Германией (Шекспир, Шоу) и др. В совр. капиталистич. странах цензурная деятельность гос. властей обычно сочетается с духовной цензурой, особенно влиятельной в странах католицизма. Ц. т., как правило, строже, чем цензура в области лит-ры: пьесы, разреш„нные к печати, нередко запрещаются для пост. в т-ре. Цензура распространяется на акт„рское исполнение, театр. костюм и т. д. Задача бурж. цензуры - сохранение и упрочение существующего обществ, строя. В колониальных и зависимых от др. гос-в странах Ц. т. находится в зависимости от чужеземных властей. Е„ гл. цель - помешать театр. иск-ву стать средством борьбы за нац. освобождение. В бурж. странах наряду с прямым цензурным надзором существуют косвенные формы контроля, при к-рых драм. произв., неугодные правящим кругам, не подвергаясь официальному запрету, не допускаются на сцену. И. С. Ц. т. в России появилась в 18 в. одновременно с возникновением гор. демократич. т-ра. В 1750 в правительственном указе, разрешающем представление "комедий" в частных домах, содержалось уже первое цензурное ограничение - было запрещено выводить на сцене духовенство. Цензуру пьес, предназначенных к пост. в гос. публичном т-ре в Петербурге (учрежд„н в 175В), осуществлял директор т-ра (первая дошедшая до нас виза, разрешающая пост. спектакля, относится к 1766), а с 1799 - специальный цензор и др. должностные лица при театр. дирекции. В др. городах надзор за театр. зрелищами и нар. увеселениями был возложен на полицейские управы. Полицейский устав 1782 утвердил преследование сочинений, содержавших слова и поступки, противоречившие "закону и нравственности". В 18 в. гонениям цензуры подвергались сатирич. комедии Д. И. Фонвизина "Бригадир" и "Недоросль", ан-титиранич. трагедия Н.П. Николева "Сорена и Замир"; не получили сценич. воплощения комедии И. А. Крылова "Кофейница" и "Триумф" ("Подщипа"), мн. пьесы искажались купюрами. В 1793 по приговору сената была сожжена антимонархическая трагедия Я. Б. Княжнина "Вадим Новгородский", в 1798 снята со сцены сатирическая комедия В. В. Капниста "Ябеда". В 1804 вводится Ц. т., к-рая рассматривает пьесы, намеченные к пост. в т-рах России. Рассмотрение пьес поручалось цензурным к-там или директорам нар. уч-щ(под надзором местного начальства). Центр. органом цензуры являлся Петерб. цензурный к-т. В 1811 Ц. т. переда„тся во вновь организованное Министерство полиции; помимо пьес, здесь рассматривались также оперные и балетные либретто, тексты ко всем муз. произв. С 1819 цензуру произв., предназначенных для сцены, осуществляла, особая канцелярия министра внутр. дел, с 1828 - Третье отделение "собственной его императорского величества канцелярии". В 1-й четв. 19 в. были запрещены к пост. "Марфа Посадница" Ф. Ф; Иванова, "Горе от ума" Грибоедова, "Эгмонт" Г„те и мн. др. произв. Резкое усиление цензурного контроля произошло после восстания декабристов и революц. событий во Франции и Польше в 1830-31. В драм. произв. не допускались: обличение власти тиранов и их придворных, показ республиканского образа правления, политич. и нац.-освободит, борьбы, выражение сочувствия угнет„нным. Запрещалась малейшая критика внутр. и внешней политики самодержавия, нельзя было показывать на сцене представителей царствующего дома и знаменитых дворянских фамилий. В Третьем отделении были сформулированы требования, направляющие драматургию и т-р на путь восхваления монархич. режима, показа торжества добродетели и наказания порока. Цензура произв. для сцены осуществлялась при непосредств. участии шефа жандармов (А. X. Бенкендорфа и др.), а иногда и самого царя. Среди отклон„нных Ц. т. произв.: "Борис Годунов" и "Скупой рыцарь" Пушкина, "Маскарад" Лермонтова, "Утро делового человека", "Тяжба", "Лакейская", "Театральный разъезд", "Ревизор" Гоголя (кано-нич.ред.),"Нахлебник" Тургенева, "Свои люди-сочт„мся", "Доходное место" Островского, "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина, "Дело" Сухово-Кобылина, мн. трагедии Шекспира (в т. ч. "Макбет", "Ричард III"), "Женитьба Фигаро" Бомарше, "Король забавляется" Гюго, "Эгмонт" Г„те, "Разбойники", "Заговор Фие-ско" Шиллера, оперы "Карл Смелый" ("Вильгельм Телль") Россини, "Риголетто" Верди и мн. др. произв. В 1865 Ц. т. перешла в ведение Гл. управления по делам печати при Министерстве внутр. дел. Правила о цензуре и печати, утвержд„нные 6 апр. 1865, не изменили классового, охранительного характера цензуры. В 1888 введена спец. цензура на произв., предназначенные для нар. т-ров. В 90-х гг. издаются казы, запрещающие ставить пьесы, показывающие отношения рабочих с хозяевами, волнения на фабриках и заводах и т. п. С 1901 учреждается цензурный вадзор за сценич. истолкованием пьес в столичных lpax. В конце 19-нач. 20 вв. долгое время под цензурным запретом находились пьесы "Власть тьмы" и "Плоды просвещения" Л. Толстого, инсценировки романов "Воскресение" Л. Толстого, "Братья Карамазовы" и "Идиот" Достоевского, драмы Г. Ибсена ("Привидения", "Столпы общества" и др.), Г. Гауптмана ("Ткачи", "Перед восходом солнца"). Цензура преследовала пьесы М. Горького. Цензурный режим дореволюц. России тормозил развитие отечеств, драматургии и т-ра. Под нажимом цензуры зачастую менялись первонач. замыслы произв., искажался и сокращался их текст. Передовые деятели т-ра вели борьбу против Ц. т.: коллективный протест против цензуры, высказанный на 1-м (1897) и 2-м (1901) съездах сценич. деятелей, выступления К. С. Станиславского в нач. 1905, записка группы театр. работников "Нужды рус. т-ра" (опубл. в газ. "Слово" от 12 февр. 1905), поддержанная на съезде драм. и муз. писателей в 1906, требование уничтожить Ц. т., прозвучавшее на съезде деятелей нар. т-ра в 1916, и др. В советское время ТЕО Наркомпроса (с 19сент. 1918), Центротеатр (с 26 авг. 1919), Репертком (с 9 февр. 1923), ГУРК (с 1933) вели работу, направленную на борьбу за высокоидейный и художественный репертуар, пересматривали старый дореволюционный репертуар (в первые годы Советской власти), утверждали репертуар зрелищных предприятий, организовывали работу с драматургами, обсуждение пьес, спектаклей и др. зрелищ. Эти учреждения рассматривали вновь написанные сочинения и давали разрешение на публичное их исполнение. В наст. время (1967) руководство т-рами, контроль за репертуаром осуществляет Министерство культуры СССР и его органы на местах. Лит.: Сборник постановлений и распоряжений по цензуре с 1720 по 1862 Страницы: «« « 2509 2510 2511 2512 2513 2514 2515 2516 2517 2518 2519 2520 2521 2522 2523 2524 2525 2526 2527 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |