Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2509   2510   2511   2512   2513   2514   2515   2516   2517  2518   2519   2520   2521   2522   2523   2524   2525   2526   2527  » »»

свадьба" Гарсиа Лорки, пьесы Б. Брехта), пьесы, написанные  евреями  или
посв. евреям, в т. ч. классика ("Саул"  Альфьери).  Во  время  оккупации
Италии  нем.  фашистами  были  запрещены  пост.   пьес,   авторы   к-рых
принадлежали к нациям, воюющим с Германией (Шекспир, Шоу) и др. В  совр.
капиталистич.  странах  цензурная  деятельность  гос.   властей   обычно
сочетается  с  духовной  цензурой,  особенно   влиятельной   в   странах
католицизма. Ц. т., как правило, строже, чем цензура в  области  лит-ры:
пьесы, разреш„нные к печати,  нередко  запрещаются  для  пост.  в  т-ре.
Цензура распространяется на акт„рское исполнение, театр. костюм и т.  д.
Задача бурж. цензуры - сохранение  и  упрочение  существующего  обществ,
строя.
   В колониальных и зависимых от др. гос-в странах  Ц.  т.  находится  в
зависимости от чужеземных властей. Е„ гл. цель - помешать театр.  иск-ву
стать средством борьбы за нац. освобождение. В бурж.  странах  наряду  с
прямым цензурным надзором существуют косвенные формы контроля, при к-рых
драм. произв., неугодные правящим кругам,  не  подвергаясь  официальному
запрету, не допускаются на сцену. И. С.
   Ц. т. в России появилась в 18 в. одновременно с  возникновением  гор.
демократич.  т-ра.  В  1750  в  правительственном   указе,   разрешающем
представление  "комедий"  в  частных  домах,  содержалось   уже   первое
цензурное ограничение - было запрещено выводить  на  сцене  духовенство.
Цензуру пьес, предназначенных к пост. в гос. публичном т-ре в Петербурге
(учрежд„н в 175В), осуществлял директор т-ра  (первая  дошедшая  до  нас
виза, разрешающая пост.  спектакля,  относится  к  1766),  а  с  1799  -
специальный цензор и др. должностные лица при  театр.  дирекции.  В  др.
городах надзор за театр. зрелищами и нар. увеселениями был  возложен  на
полицейские  управы.  Полицейский  устав  1782  утвердил   преследование
сочинений, содержавших  слова  и  поступки,  противоречившие  "закону  и
нравственности". В 18 в. гонениям цензуры подвергались сатирич.  комедии
Д. И. Фонвизина "Бригадир" и "Недоросль",  ан-титиранич.  трагедия  Н.П.
Николева "Сорена и Замир"; не получили сценич. воплощения комедии И.  А.
Крылова  "Кофейница"  и  "Триумф"  ("Подщипа"),  мн.  пьесы   искажались
купюрами. В 1793 по  приговору  сената  была  сожжена  антимонархическая
трагедия Я. Б. Княжнина "Вадим Новгородский",  в  1798  снята  со  сцены
сатирическая комедия В. В. Капниста "Ябеда".
   В 1804 вводится Ц. т., к-рая рассматривает пьесы, намеченные к  пост.
в  т-рах  России.  Рассмотрение  пьес  поручалось  цензурным  к-там  или
директорам нар. уч-щ(под надзором местного начальства).  Центр.  органом
цензуры являлся Петерб. цензурный к-т. В 1811 Ц. т. переда„тся во  вновь
организованное Министерство полиции; помимо пьес, здесь  рассматривались
также оперные и балетные либретто, тексты ко всем муз.  произв.  С  1819
цензуру  произв.,  предназначенных  для  сцены,   осуществляла,   особая
канцелярия министра внутр. дел, с 1828 - Третье  отделение  "собственной
его императорского величества  канцелярии".  В  1-й  четв.  19  в.  были
запрещены к пост.  "Марфа  Посадница"  Ф.  Ф;  Иванова,  "Горе  от  ума"
Грибоедова, "Эгмонт" Г„те и мн. др. произв. Резкое  усиление  цензурного
контроля произошло после восстания декабристов  и  революц.  событий  во
Франции и Польше в 1830-31. В драм. произв.  не  допускались:  обличение
власти тиранов и их придворных, показ республиканского образа правления,
политич. и  нац.-освободит,  борьбы,  выражение  сочувствия  угнет„нным.
Запрещалась малейшая критика внутр.  и  внешней  политики  самодержавия,
нельзя было показывать  на  сцене  представителей  царствующего  дома  и
знаменитых дворянских фамилий. В Третьем отделении  были  сформулированы
требования, направляющие драматургию и т-р на путь восхваления монархич.
режима, показа торжества добродетели и наказания порока. Цензура произв.
для сцены осуществлялась при непосредств. участии шефа жандармов (А.  X.
Бенкендорфа и др.), а иногда и самого  царя.  Среди  отклон„нных  Ц.  т.
произв.:  "Борис  Годунов"  и  "Скупой   рыцарь"   Пушкина,   "Маскарад"
Лермонтова, "Утро делового человека", "Тяжба", "Лакейская", "Театральный
разъезд", "Ревизор" Гоголя (кано-нич.ред.),"Нахлебник" Тургенева,  "Свои
люди-сочт„мся",  "Доходное   место"   Островского,   "Смерть   Пазухина"
Салтыкова-Щедрина, "Дело" Сухово-Кобылина, мн. трагедии Шекспира  (в  т.
ч.  "Макбет",  "Ричард  III"),  "Женитьба   Фигаро"   Бомарше,   "Король
забавляется"  Гюго,  "Эгмонт"  Г„те,  "Разбойники",  "Заговор   Фие-ско"
Шиллера, оперы "Карл Смелый" ("Вильгельм  Телль")  Россини,  "Риголетто"
Верди и мн. др. произв.
   В 1865 Ц. т. перешла в ведение Гл. управления  по  делам  печати  при
Министерстве внутр. дел. Правила о цензуре и печати, утвержд„нные 6 апр.
1865, не изменили классового, охранительного характера цензуры.  В  1888
введена спец. цензура на произв., предназначенные для нар. т-ров. В 90-х
гг. издаются казы, запрещающие  ставить  пьесы,  показывающие  отношения
рабочих с хозяевами, волнения на фабриках и  заводах  и  т.  п.  С  1901
учреждается цензурный вадзор за сценич. истолкованием пьес  в  столичных
lpax. В конце  19-нач.  20  вв.  долгое  время  под  цензурным  запретом
находились пьесы  "Власть  тьмы"  и  "Плоды  просвещения"  Л.  Толстого,
инсценировки романов "Воскресение" Л. Толстого,  "Братья  Карамазовы"  и
"Идиот" Достоевского, драмы Г. Ибсена ("Привидения", "Столпы общества" и
др.),  Г.  Гауптмана  ("Ткачи",  "Перед   восходом   солнца").   Цензура
преследовала пьесы М. Горького.
   Цензурный  режим  дореволюц.  России  тормозил   развитие   отечеств,
драматургии и т-ра. Под  нажимом  цензуры  зачастую  менялись  первонач.
замыслы произв., искажался и сокращался их текст. Передовые деятели т-ра
вели  борьбу  против  Ц.  т.:  коллективный  протест   против   цензуры,
высказанный на  1-м  (1897)  и  2-м  (1901)  съездах  сценич.  деятелей,
выступления К. С. Станиславского в  нач.  1905,  записка  группы  театр.
работников "Нужды рус. т-ра" (опубл. в газ. "Слово" от 12  февр.  1905),
поддержанная на  съезде  драм.  и  муз.  писателей  в  1906,  требование
уничтожить Ц. т., прозвучавшее на съезде деятелей нар. т-ра  в  1916,  и
др.
   В советское время ТЕО Наркомпроса (с 19сент. 1918), Центротеатр (с 26
авг. 1919), Репертком (с 9 февр.  1923),  ГУРК  (с  1933)  вели  работу,
направленную на борьбу  за  высокоидейный  и  художественный  репертуар,
пересматривали старый дореволюционный репертуар (в первые годы Советской
власти),  утверждали  репертуар  зрелищных  предприятий,  организовывали
работу с драматургами, обсуждение пьес, спектаклей  и  др.  зрелищ.  Эти
учреждения рассматривали вновь написанные сочинения и давали  разрешение
на публичное их исполнение. В наст.  время  (1967)  руководство  т-рами,
контроль за репертуаром осуществляет Министерство культуры  СССР  и  его
органы на местах.
   Лит.: Сборник постановлений и распоряжений по цензуре с 1720 по  1862

Страницы: «« « 2509   2510   2511   2512   2513   2514   2515   2516   2517  2518   2519   2520   2521   2522   2523   2524   2525   2526   2527  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия