|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2509 2510 2511 2512 2513 2514 2515 2516 2517 2518 2519 2520 2521 2522 2523 2524 2525 2526 2527 » »» свадьба" Гарсиа Лорки, пьесы Б. Брехта), пьесы, написанные евреями или
посв. евреям, в т. ч. классика ("Саул" Альфьери). Во время оккупации
Италии нем. фашистами были запрещены пост. пьес, авторы к-рых
принадлежали к нациям, воюющим с Германией (Шекспир, Шоу) и др. В совр.
капиталистич. странах цензурная деятельность гос. властей обычно
сочетается с духовной цензурой, особенно влиятельной в странах
католицизма. Ц. т., как правило, строже, чем цензура в области лит-ры:
пьесы, разреш„нные к печати, нередко запрещаются для пост. в т-ре.
Цензура распространяется на акт„рское исполнение, театр. костюм и т. д.
Задача бурж. цензуры - сохранение и упрочение существующего обществ,
строя.
В колониальных и зависимых от др. гос-в странах Ц. т. находится в
зависимости от чужеземных властей. Е„ гл. цель - помешать театр. иск-ву
стать средством борьбы за нац. освобождение. В бурж. странах наряду с
прямым цензурным надзором существуют косвенные формы контроля, при к-рых
драм. произв., неугодные правящим кругам, не подвергаясь официальному
запрету, не допускаются на сцену. И. С.
Ц. т. в России появилась в 18 в. одновременно с возникновением гор.
демократич. т-ра. В 1750 в правительственном указе, разрешающем
представление "комедий" в частных домах, содержалось уже первое
цензурное ограничение - было запрещено выводить на сцене духовенство.
Цензуру пьес, предназначенных к пост. в гос. публичном т-ре в Петербурге
(учрежд„н в 175В), осуществлял директор т-ра (первая дошедшая до нас
виза, разрешающая пост. спектакля, относится к 1766), а с 1799 -
специальный цензор и др. должностные лица при театр. дирекции. В др.
городах надзор за театр. зрелищами и нар. увеселениями был возложен на
полицейские управы. Полицейский устав 1782 утвердил преследование
сочинений, содержавших слова и поступки, противоречившие "закону и
нравственности". В 18 в. гонениям цензуры подвергались сатирич. комедии
Д. И. Фонвизина "Бригадир" и "Недоросль", ан-титиранич. трагедия Н.П.
Николева "Сорена и Замир"; не получили сценич. воплощения комедии И. А.
Крылова "Кофейница" и "Триумф" ("Подщипа"), мн. пьесы искажались
купюрами. В 1793 по приговору сената была сожжена антимонархическая
трагедия Я. Б. Княжнина "Вадим Новгородский", в 1798 снята со сцены
сатирическая комедия В. В. Капниста "Ябеда".
В 1804 вводится Ц. т., к-рая рассматривает пьесы, намеченные к пост.
в т-рах России. Рассмотрение пьес поручалось цензурным к-там или
директорам нар. уч-щ(под надзором местного начальства). Центр. органом
цензуры являлся Петерб. цензурный к-т. В 1811 Ц. т. переда„тся во вновь
организованное Министерство полиции; помимо пьес, здесь рассматривались
также оперные и балетные либретто, тексты ко всем муз. произв. С 1819
цензуру произв., предназначенных для сцены, осуществляла, особая
канцелярия министра внутр. дел, с 1828 - Третье отделение "собственной
его императорского величества канцелярии". В 1-й четв. 19 в. были
запрещены к пост. "Марфа Посадница" Ф. Ф; Иванова, "Горе от ума"
Грибоедова, "Эгмонт" Г„те и мн. др. произв. Резкое усиление цензурного
контроля произошло после восстания декабристов и революц. событий во
Франции и Польше в 1830-31. В драм. произв. не допускались: обличение
власти тиранов и их придворных, показ республиканского образа правления,
политич. и нац.-освободит, борьбы, выражение сочувствия угнет„нным.
Запрещалась малейшая критика внутр. и внешней политики самодержавия,
нельзя было показывать на сцене представителей царствующего дома и
знаменитых дворянских фамилий. В Третьем отделении были сформулированы
требования, направляющие драматургию и т-р на путь восхваления монархич.
режима, показа торжества добродетели и наказания порока. Цензура произв.
для сцены осуществлялась при непосредств. участии шефа жандармов (А. X.
Бенкендорфа и др.), а иногда и самого царя. Среди отклон„нных Ц. т.
произв.: "Борис Годунов" и "Скупой рыцарь" Пушкина, "Маскарад"
Лермонтова, "Утро делового человека", "Тяжба", "Лакейская", "Театральный
разъезд", "Ревизор" Гоголя (кано-нич.ред.),"Нахлебник" Тургенева, "Свои
люди-сочт„мся", "Доходное место" Островского, "Смерть Пазухина"
Салтыкова-Щедрина, "Дело" Сухово-Кобылина, мн. трагедии Шекспира (в т.
ч. "Макбет", "Ричард III"), "Женитьба Фигаро" Бомарше, "Король
забавляется" Гюго, "Эгмонт" Г„те, "Разбойники", "Заговор Фие-ско"
Шиллера, оперы "Карл Смелый" ("Вильгельм Телль") Россини, "Риголетто"
Верди и мн. др. произв.
В 1865 Ц. т. перешла в ведение Гл. управления по делам печати при
Министерстве внутр. дел. Правила о цензуре и печати, утвержд„нные 6 апр.
1865, не изменили классового, охранительного характера цензуры. В 1888
введена спец. цензура на произв., предназначенные для нар. т-ров. В 90-х
гг. издаются казы, запрещающие ставить пьесы, показывающие отношения
рабочих с хозяевами, волнения на фабриках и заводах и т. п. С 1901
учреждается цензурный вадзор за сценич. истолкованием пьес в столичных
lpax. В конце 19-нач. 20 вв. долгое время под цензурным запретом
находились пьесы "Власть тьмы" и "Плоды просвещения" Л. Толстого,
инсценировки романов "Воскресение" Л. Толстого, "Братья Карамазовы" и
"Идиот" Достоевского, драмы Г. Ибсена ("Привидения", "Столпы общества" и
др.), Г. Гауптмана ("Ткачи", "Перед восходом солнца"). Цензура
преследовала пьесы М. Горького.
Цензурный режим дореволюц. России тормозил развитие отечеств,
драматургии и т-ра. Под нажимом цензуры зачастую менялись первонач.
замыслы произв., искажался и сокращался их текст. Передовые деятели т-ра
вели борьбу против Ц. т.: коллективный протест против цензуры,
высказанный на 1-м (1897) и 2-м (1901) съездах сценич. деятелей,
выступления К. С. Станиславского в нач. 1905, записка группы театр.
работников "Нужды рус. т-ра" (опубл. в газ. "Слово" от 12 февр. 1905),
поддержанная на съезде драм. и муз. писателей в 1906, требование
уничтожить Ц. т., прозвучавшее на съезде деятелей нар. т-ра в 1916, и
др.
В советское время ТЕО Наркомпроса (с 19сент. 1918), Центротеатр (с 26
авг. 1919), Репертком (с 9 февр. 1923), ГУРК (с 1933) вели работу,
направленную на борьбу за высокоидейный и художественный репертуар,
пересматривали старый дореволюционный репертуар (в первые годы Советской
власти), утверждали репертуар зрелищных предприятий, организовывали
работу с драматургами, обсуждение пьес, спектаклей и др. зрелищ. Эти
учреждения рассматривали вновь написанные сочинения и давали разрешение
на публичное их исполнение. В наст. время (1967) руководство т-рами,
контроль за репертуаром осуществляет Министерство культуры СССР и его
органы на местах.
Лит.: Сборник постановлений и распоряжений по цензуре с 1720 по 1862
Страницы: «« « 2509 2510 2511 2512 2513 2514 2515 2516 2517 2518 2519 2520 2521 2522 2523 2524 2525 2526 2527 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |