Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2517   2518   2519   2520   2521   2522   2523   2524   2525  2526   2527   2528   2529   2530   2531   2532   2533   2534   2535  » »»

(1946, Нар. т-р, София). В пьесе чередуются  комич.  и  лирич.  эпизоды,
введены нар. игры и обряды. Пьеса "Под старым небом" (1921,  там  же)  -
семейно-бытовая драма о тяж„лой доле болг. женщины в деревне. Ц. написал
также бытовую комедию "Сорвиголова" ("Сельская честь", соч. 1908;  1937,
т-р под рук. Тотевой).
   Соч.: Луди-Млади, С., 1946; Халосник, С., 1908; Под старото небо. С.,
1921.
   Лит.:  Павлов  Т.,  Цанко  Бакалов-Церковски,  С.,  1946;  "Българска
сбирка", 1909, кн. 3, с. 214-15. А.Ив.
   ЦЕС‚ВИЧ, Платон Иванович [25.XI(7.XII).1879 - 30.Xl.l958] - рус. сов.
артист оперы (бас). Нар. арт. РСФСР (1947). С  17  лет  начал  артистич.
деятельность в укр. труппах. С 1904 - солист  труппы  Харьковской  оперы
под художеств. руководством М. О. Штейн-берга, в 1906-07  -  оперы  Нар.
дома  (Петербург),  с  1907  выступал  в  Одессе,  Харькове,  Киеве.   С
1915-солист Большого  т-ра,  затем  -Оперного  т-ра  Зимина.  В  1918-23
выступал в городах Украины и Кавказа, в 1925-26 и 1932 - в оперных т-рах
Франции и Италии, в 1933-48-гл. образом в концертах (в России).  Обладал
подвижным могучим голосом красивого тембра и большого диапазона.
   Партии: Мельник; Гремин ("Евгений Онегин"), Кочубей {"Мазепа"),  Царь
Салтан ("Сказка о царе Салтане"), Борис Годунов, Сусанин,  Дон  Базилио;
Филипп ("Дон-Карлос" Верди) и др.
   Лит.: Левик С. Ю., Записки оперного певца, М., 1955, с. 56-57. М.  Р.
ЦЕТ‚ТИС (Центральный  техникум  театрального  искусства)  -  см.  ГИТИС.
ЦЕТНЕРОВИЧ, Павел Владиславович (23.XII. 1894-6. X.I 963)  -  рус.  сов.
акт„р и режисс„р. В 1917 окончил Моск. ун-т (физико-математич.  ф-т).  В
1917-18 играл в Никольском т-ре. В 1918 переехал в  Иркутск,  где  начал
работать в Сов. гор. т-ре акт„ром. В 1921-22 стал художеств. рук.  вновь
организованного Иркутского т-ра (пост. здесь спектакли "Потоп"  Бергера,
"Ученик дьявола" Шоу, "Принцесса Турандот" Гоцци).  В  1922  переехал  в
Москву и поступил в ГИТИС на курс В. Э. Мейерхольда; в 1922-32 работал в
Театре  им.  Мейерхольда  режисс„ром-лаборантом.  В   1932   переш„л   в
Реалистический  театр.  где  участвовал  в  пост.  спектакля  "Мать"  по
Горькому (реж. Н. П. Охлопков). В 1934-37 работал в Центр, т-ре  Красной
Армии, одновременно  ставил  спектакли  в  т-ре  им.  ЛОСПС  и  в  МТЮЗе
("Адвокат Патлен", "Матрос и школяр" и др.). Затем пост. ряд  спектаклей
в Моск. т-ре для детей, в Центр, т-ре Транспорта. В  1941-45  работал  в
Новосибирском  ТЮЗе,  где  пост.  "Комедию  ошибок"  Шекспира,  "Хозяйку
гостиницы" и др. В 1946 пост. в Моск. т-ре драмы  "Л„нушку"  Леонова.  В
1946-57- гл. режисс„р МТЮЗа.
   Пост. спектакли: "Двенадцать месяцев" Маршака (1947),  "Начало  пути"
Любимовой  (1947),  "Гастелло"   Штока   (1948),   "Аттестат   зрелости"
Гераскиной (1949), "Суворовцы" Рысса и Моторина (1950), "Павлик Морозов"
Губарева  (1952),  "Гимназисты"  Трен„ва  (1953),  "Право  на   счастье"
Гераскиной (1957). В нач. 60-х  гг.  ставил  спектакли  в  разл.  т-рах:
"Отел-ло"  (Липецкий  т-р,  1961);  "И  один  в  поле  воин"  по  роману
Дольд-Михайлика (Псковский  т-р,  1960),  "Лиса  и  виноград"  Фигейреду
(Горьковский т-р, 1962). Ц, Вел.
   ЦЕЦИЛИЙ (Caecilius), Стаций (р. ок. 220 - ум. ок. 168  до  н.  э.)  -
др.-рим. драматург. Был  рабом,  затем  получил  свободу,  но  продолжал
носить имя своего патрона Цецилия. Сохранилось 40  назв.  комедий  Ц.  и
небольшие отрывки из них .(ок. 300 стихов). Наиболее  крупные  фрагменты
комедии "Ожерелье" приводятся Авлом Геллием (см. "Аттические ночи",  II,
23), к-рый анализирует их, сравнивая с одноим. ко-' медией  Менандра,  и
показывает отличие произв. Ц. от греч.  прототипов  (новоаттич.  комедии
Менандра, Посидиппа, Филемона) в трактовке образов, построении  диалога,
стихотворных размерах. Цицерон отмечал недостатки языка Ц.,  но  называл
его "пожалуй, высшим комическим поэтом" (см. "О лучшем  роде  ораторов",
1, 2).
   Соч.: Roroanorum comicorum fragmcnta,  Lipsiae,  1898;  в  рус.  пер.
[отрывки], в кн.: Теренций П., Адельфы, Комедия, М., 1954.
   Лит.: История римской литературы, под ред. С. И. Соболевского, т.  1,
М., 1959. Лид. Ф.
   ЦЗАЦЗЮЙ (букв.- смешанные представления) - один из видов кит. т-ра. В
12-14 вв. термин "Ц." означал любое  театр.  представление:  выступления
комиков, муз.-песенные сценки, т-р марионеток и др. Наибольшего расцвета
Ц. достигает в 14 в.  Пьесы,  написанные  для  этого  т-ра,  также  наз.
цзацзюй (см. Юанъский театр}. Позднее  т-ром  Ц.  стали  наз.  синтетич.
представления, в к-рых  сочетались  речевые,  вокальные  партии,  танец,
акробатика. Ал. Ж.
   "ЦЭИН", ц з и н  ь  (второе  наименование  -  х  у  а  -л  я  н  ь  -
раскрашенные лица),-  одно  из  осн.  амплуа  кит.  традиционного  т-ра.
Впервые появилось в т-рв эпохи Сун (10-13 вв.). Высокой степени развития
достигло в пекинской музыкальной драме. "Ц." включает роли положительных
и отрицательных  героев.  Исполнение  этих  ролей  отличается  резкостью
движений, артисты говорят нарочито грубым  голосом,  накладывают  густой
яркий грим. Иногда исполнение ролей "Ц." включает комич. элементы, как в
амплуа чоу. "Ц." разделяются на роли гражданские и  военные.  Существуют
разновидности "Ц.": фэнь мянь (припудренное лицо) - злодей (белый грим),
хэйтоу (ч„рная голова) - честный, но недал„кий чиновник (ч„рный грим)  и
др. Наиболее известные исполнители этого амплуа Хоу Си-жуй, Юань  Ши-хай
и др. С. С.
   ЦЗИНСЙ (столичный театр или столичная  драма,  пекинская  музыкальная
драма)- один из ведущих жанров кит. традиционного т-ра сицюй.  Возник  в
кон. 18-1-й пол. 19 вв. на основе местных т-ров в  провинциях  Аньхой  и
Хубэй. Формировался под влиянием кунь-шаньского т-ра.  Отличит,  признак
этого т-ра  -  высокий  уровень  акт„рского  мастерства  (см.  Пекинская
музыкальная драма).
   ЦИГНАДЗЕ, Вера Варламовна  (р.  24.IX.1926)  -  груз.  сов.  артистка
балета.  Нар.  арт.  Груз.  ССР  (1955).  В  1943   окончила   Бакинское
хореографич. уч-ще и в том же году была принята в труппу  Т-ра  оперы  и
балета им. Ахундова. С 1946 - ведущая солистка Т-ра оперы и  балета  им.
Палиашвили. Творчество Ц. связано со становлением и развитием груз. сов.
балетного т-ра, с лучшими образцами совр. груз.  хореографии.  Танец  Ц.
отличается  высокой  техничностью,  мягкой  женственностью  и  л„гкостью
движений.
   Партии: Китри ("Дон Кихот), Одетта-Одиллия, Жизель, Тао Хоа,  Аврора;
Фея добра ("Синатле Киладзе; Гос.  пр.  СССР,  1948),  Лауренсия;  Ирема
("Горда"  Торадзе;   Гос.   пр.   СССР,   1951);   Дездемона   ("Отелло"
Мачавариани), Тамара ("Демон" Цинцадзе) и др.
   Гастролировала в США, Лат. Америке, Австрии, Швеции.

Страницы: «« « 2517   2518   2519   2520   2521   2522   2523   2524   2525  2526   2527   2528   2529   2530   2531   2532   2533   2534   2535  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия