|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2517 2518 2519 2520 2521 2522 2523 2524 2525 2526 2527 2528 2529 2530 2531 2532 2533 2534 2535 » »» (1946, Нар. т-р, София). В пьесе чередуются комич. и лирич. эпизоды,
введены нар. игры и обряды. Пьеса "Под старым небом" (1921, там же) -
семейно-бытовая драма о тяж„лой доле болг. женщины в деревне. Ц. написал
также бытовую комедию "Сорвиголова" ("Сельская честь", соч. 1908; 1937,
т-р под рук. Тотевой).
Соч.: Луди-Млади, С., 1946; Халосник, С., 1908; Под старото небо. С.,
1921.
Лит.: Павлов Т., Цанко Бакалов-Церковски, С., 1946; "Българска
сбирка", 1909, кн. 3, с. 214-15. А.Ив.
ЦЕС‚ВИЧ, Платон Иванович [25.XI(7.XII).1879 - 30.Xl.l958] - рус. сов.
артист оперы (бас). Нар. арт. РСФСР (1947). С 17 лет начал артистич.
деятельность в укр. труппах. С 1904 - солист труппы Харьковской оперы
под художеств. руководством М. О. Штейн-берга, в 1906-07 - оперы Нар.
дома (Петербург), с 1907 выступал в Одессе, Харькове, Киеве. С
1915-солист Большого т-ра, затем -Оперного т-ра Зимина. В 1918-23
выступал в городах Украины и Кавказа, в 1925-26 и 1932 - в оперных т-рах
Франции и Италии, в 1933-48-гл. образом в концертах (в России). Обладал
подвижным могучим голосом красивого тембра и большого диапазона.
Партии: Мельник; Гремин ("Евгений Онегин"), Кочубей {"Мазепа"), Царь
Салтан ("Сказка о царе Салтане"), Борис Годунов, Сусанин, Дон Базилио;
Филипп ("Дон-Карлос" Верди) и др.
Лит.: Левик С. Ю., Записки оперного певца, М., 1955, с. 56-57. М. Р.
ЦЕТ‚ТИС (Центральный техникум театрального искусства) - см. ГИТИС.
ЦЕТНЕРОВИЧ, Павел Владиславович (23.XII. 1894-6. X.I 963) - рус. сов.
акт„р и режисс„р. В 1917 окончил Моск. ун-т (физико-математич. ф-т). В
1917-18 играл в Никольском т-ре. В 1918 переехал в Иркутск, где начал
работать в Сов. гор. т-ре акт„ром. В 1921-22 стал художеств. рук. вновь
организованного Иркутского т-ра (пост. здесь спектакли "Потоп" Бергера,
"Ученик дьявола" Шоу, "Принцесса Турандот" Гоцци). В 1922 переехал в
Москву и поступил в ГИТИС на курс В. Э. Мейерхольда; в 1922-32 работал в
Театре им. Мейерхольда режисс„ром-лаборантом. В 1932 переш„л в
Реалистический театр. где участвовал в пост. спектакля "Мать" по
Горькому (реж. Н. П. Охлопков). В 1934-37 работал в Центр, т-ре Красной
Армии, одновременно ставил спектакли в т-ре им. ЛОСПС и в МТЮЗе
("Адвокат Патлен", "Матрос и школяр" и др.). Затем пост. ряд спектаклей
в Моск. т-ре для детей, в Центр, т-ре Транспорта. В 1941-45 работал в
Новосибирском ТЮЗе, где пост. "Комедию ошибок" Шекспира, "Хозяйку
гостиницы" и др. В 1946 пост. в Моск. т-ре драмы "Л„нушку" Леонова. В
1946-57- гл. режисс„р МТЮЗа.
Пост. спектакли: "Двенадцать месяцев" Маршака (1947), "Начало пути"
Любимовой (1947), "Гастелло" Штока (1948), "Аттестат зрелости"
Гераскиной (1949), "Суворовцы" Рысса и Моторина (1950), "Павлик Морозов"
Губарева (1952), "Гимназисты" Трен„ва (1953), "Право на счастье"
Гераскиной (1957). В нач. 60-х гг. ставил спектакли в разл. т-рах:
"Отел-ло" (Липецкий т-р, 1961); "И один в поле воин" по роману
Дольд-Михайлика (Псковский т-р, 1960), "Лиса и виноград" Фигейреду
(Горьковский т-р, 1962). Ц, Вел.
ЦЕЦИЛИЙ (Caecilius), Стаций (р. ок. 220 - ум. ок. 168 до н. э.) -
др.-рим. драматург. Был рабом, затем получил свободу, но продолжал
носить имя своего патрона Цецилия. Сохранилось 40 назв. комедий Ц. и
небольшие отрывки из них .(ок. 300 стихов). Наиболее крупные фрагменты
комедии "Ожерелье" приводятся Авлом Геллием (см. "Аттические ночи", II,
23), к-рый анализирует их, сравнивая с одноим. ко-' медией Менандра, и
показывает отличие произв. Ц. от греч. прототипов (новоаттич. комедии
Менандра, Посидиппа, Филемона) в трактовке образов, построении диалога,
стихотворных размерах. Цицерон отмечал недостатки языка Ц., но называл
его "пожалуй, высшим комическим поэтом" (см. "О лучшем роде ораторов",
1, 2).
Соч.: Roroanorum comicorum fragmcnta, Lipsiae, 1898; в рус. пер.
[отрывки], в кн.: Теренций П., Адельфы, Комедия, М., 1954.
Лит.: История римской литературы, под ред. С. И. Соболевского, т. 1,
М., 1959. Лид. Ф.
ЦЗАЦЗЮЙ (букв.- смешанные представления) - один из видов кит. т-ра. В
12-14 вв. термин "Ц." означал любое театр. представление: выступления
комиков, муз.-песенные сценки, т-р марионеток и др. Наибольшего расцвета
Ц. достигает в 14 в. Пьесы, написанные для этого т-ра, также наз.
цзацзюй (см. Юанъский театр}. Позднее т-ром Ц. стали наз. синтетич.
представления, в к-рых сочетались речевые, вокальные партии, танец,
акробатика. Ал. Ж.
"ЦЭИН", ц з и н ь (второе наименование - х у а -л я н ь -
раскрашенные лица),- одно из осн. амплуа кит. традиционного т-ра.
Впервые появилось в т-рв эпохи Сун (10-13 вв.). Высокой степени развития
достигло в пекинской музыкальной драме. "Ц." включает роли положительных
и отрицательных героев. Исполнение этих ролей отличается резкостью
движений, артисты говорят нарочито грубым голосом, накладывают густой
яркий грим. Иногда исполнение ролей "Ц." включает комич. элементы, как в
амплуа чоу. "Ц." разделяются на роли гражданские и военные. Существуют
разновидности "Ц.": фэнь мянь (припудренное лицо) - злодей (белый грим),
хэйтоу (ч„рная голова) - честный, но недал„кий чиновник (ч„рный грим) и
др. Наиболее известные исполнители этого амплуа Хоу Си-жуй, Юань Ши-хай
и др. С. С.
ЦЗИНСЙ (столичный театр или столичная драма, пекинская музыкальная
драма)- один из ведущих жанров кит. традиционного т-ра сицюй. Возник в
кон. 18-1-й пол. 19 вв. на основе местных т-ров в провинциях Аньхой и
Хубэй. Формировался под влиянием кунь-шаньского т-ра. Отличит, признак
этого т-ра - высокий уровень акт„рского мастерства (см. Пекинская
музыкальная драма).
ЦИГНАДЗЕ, Вера Варламовна (р. 24.IX.1926) - груз. сов. артистка
балета. Нар. арт. Груз. ССР (1955). В 1943 окончила Бакинское
хореографич. уч-ще и в том же году была принята в труппу Т-ра оперы и
балета им. Ахундова. С 1946 - ведущая солистка Т-ра оперы и балета им.
Палиашвили. Творчество Ц. связано со становлением и развитием груз. сов.
балетного т-ра, с лучшими образцами совр. груз. хореографии. Танец Ц.
отличается высокой техничностью, мягкой женственностью и л„гкостью
движений.
Партии: Китри ("Дон Кихот), Одетта-Одиллия, Жизель, Тао Хоа, Аврора;
Фея добра ("Синатле Киладзе; Гос. пр. СССР, 1948), Лауренсия; Ирема
("Горда" Торадзе; Гос. пр. СССР, 1951); Дездемона ("Отелло"
Мачавариани), Тамара ("Демон" Цинцадзе) и др.
Гастролировала в США, Лат. Америке, Австрии, Швеции.
Страницы: «« « 2517 2518 2519 2520 2521 2522 2523 2524 2525 2526 2527 2528 2529 2530 2531 2532 2533 2534 2535 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |