Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2521   2522   2523   2524   2525   2526   2527   2528   2529  2530   2531   2532   2533   2534   2535   2536   2537   2538   2539  » »»

злободневным  сюжетам  обращались   клоун-акробат   В.   Е.   Лазаренко,
клоуны-буфф С. С. Альперов и  Бернардо  (Б.  С.  Мухницкий).  На  аренах
провинциальных цирков ставились  пантомимы,  прославлявшие  нар.  героев
("Степан Разин", "Тарас Бульба" и др.). В то же время в 20 в. рус. бурж.
цирк  переживал  идейный  и  художеств.  кризис.  На  аренах   выступали
исполнители  скабрезных  куплетов,  салонных  танцев   (танго),   пошлых
романсов.  В  клоунады  проникают  грубые  трюки,  унижающие   че-ловеч.
достоинство исполнителей,  получают  распространение  т.  н.  "смертные"
номера, пантомимы, пропагандирующие охранительные и империалистич.  идеи
буржуазии. Цирк постепенно теряет значение подлинно нар. иск-ва.
   Советское Ц. и. Сразу после Окт. революции цирки были подчинены  Нар.
комиссариату просвещения. Декрет об объединении театр. дела, подписанный
В. И. Лениным 26 авг. 1919, утверждал демокра-тич. основу Ц. и.  В  1919
А. В. Луначарский выступил в журн. "Вестник театра" (.ј  3)  со  стать„й
"Задачи обновл„нного цирка", утверждая, что сов. цирк должен быть местом
демонстрации физич. красоты человека, в н„м должны процветать  клоунада,
в  первую  очередь  сатирическая,  ставиться  пантомимы   и   карнавалы,
обращающиеся к истории, фантастике. В 1919 в Наркомпросе созда„тся спец.
организация по руководству цирковым делом в стране.  К  работе  в  цирке
привлекаются писатели: В. В. Маяковский, Демьян Бедный, Н. А. Адуев,  А.
М. Арго, И. С. Рукавишников и др.; балетмейстеры: А. А. Горский,  К.  Я.
Голейзовский, Н. М. Фореггер и др.; художники: П.  В.  Кузнецов,  Б.  Р.
Эрдман и др. В репертуар включаются пантомимы, балеты, интермедии  часто
агитационного характера. Острые злободневные номера показывали клоуны В.
Е. Лазаренко, Л. К. и К. К. Таити, Д. С. и С. С. Альперовы и др. Артисты
выступали перед красноармейцами, во фронтовой обстановке.
   Т. к. в годы первой мировой, а потом  гражд.  войны  многие  цирковые
труппы распались, Наркомпрос и ЦК Рабис решили  пригласить  в  1922  для
гастролей  в  СССР  иностр.  артистов.  Демонстрируя  высокие   тех-нич.
достижения,  эти  артисты  в  то  же  время  утверждали  образцы   бурж.
искусства. В эти годы определилась необходимость подготовки кадров  сов.
цирковых артистов. В 1927 организуется Моск. уч-ще циркового  иск-ва,  в
1930 при Ленингр. цирке созда„тся Мастерская по  подготовке  номеров.  В
1934  в  крупнейших  цирках  утверждаются  художеств.  руководители:   в
Московском - Э. Б. Краснянский, затем Б.  А.  Шахет,  Ю.  С.  Юрский;  в
Ленинградском- Е. М. Кузнецов, затем Е. П. Гершуни; в  Киевском-  Н.  М.
Форегер. Создаются деревенские цирки для обслуживания села.
   С 30-х  гг.  цирковые  представления  ставятся  спец.  режисс„рами  и
оформляются художниками, музыку для них пишут  композиторы.  Обычно  они
представляют собой единое художественное целое, подчин„нное определ„нной
теме. В цирках создаются большие пантомимы - феерии на историч. и  совр.
темы с ярко выраженной героич. направленностью: "Ч„рный пират" (в Москве
- 1927, в Ленинграде - 1928, реж. Э. М. и В. Ж. Труцци), "Махновщина" В.
М. Масса (в Москве - 1929, в Ленинграде - 1930, реж. В. Ж. Труцци, Э. Б.
Краснянский, худ. Н. И. Ро-гач„в, композитор И. О. Дунаевский). В 1930 в
Москве, а в 1931 в Ленинграде  пост.  пантомима  "Москва  горит"  ("1905
год")  В.  В.Маяковского.  В   Москве   ставились   детские   пантомимы:
"Кон„к-горбунок" (1935), "Ночь перед Рождеством" (1936).
   Сов. клоуны обращаются к злободневным темам, к сатире,  публицистике,
отказываются от грубых, примитивных сценок бурж. цирка.  Новое  развитие
получает иск-во В. Л., В. Г. и Ю. В. Дуровых, В. Е. и В.  В.  Лазаренко,
бр. Кольпети, бр. Танти, Д. С.  Аль-перова,  Макса  (М.  И.  Ф„доров)  и
Мишеля (М. П. Каля-дин), Г. Л. Рашковского  и  Н.  А.  Скалова,  Жака  и
Морица (Д. П. Демаш и Г. 3. Мозель), Н. А. Антонова и  В.  М.  Бартенева
(Пат  и  Паташон)  и  др.  Артисты  создают  новые  образы,  близкие   к
современной жизни: Карандаш (М. Н. Румянцев), К. А. Бер-ман и др.
   В жанре дрессуры  продолжают  работать  укротители  хищников:  Н.  П.
Гладильщиков, Б. А. Эдер; дрессировщики лошадей - Н. А. Никитин,  Е.  М.
Ефимов, И. П. Манкевич, Б. П. Манжелли  и  др.  В  программу  включаются
новые  по  содержанию  номера:  акробаты  с  дрессированными  верблюдами
"Кадыр-Гулям" (рук. В. К. Янушевский).
   Сов. артисты демонстрируют в своих номерах рекордные достижения Ц. и.
Сов. цирк утверждает передовые  эстетич.  принципы,  стремится  показать
зрителям  образцы  силы,  ловкости,  смелости,  красоту  человека.   Это
наглядно показывают акробаты с подкидными досками-Океанос, Н.  К.  Бено.
Дарвест, Инго,  Беляковы;  акробаты-прыгуны  Осташенко;  эквилибристы  с
лестницами и шестами - Мирославские, Вой-ницкие, А. Н. Ширай, А. Симадо,
Французовы, Р. Ману-кян; канатоходцы -  Свирины,  Тарасовы;  исполнители
воздушного пол„та - Донато, Е. И.  Морус.  Рябинины,  Джиовани,  Кольдо;
акробаты на мотоциклетах - Ващенко, Маяцкие; жонгл„ры - 3. И. Махлин, Н.
П. Барзилович, Т. Т. Брок, А. Н. и В. Н.  Кисе;  жонгл„ры  на  лошади-А.
Фабри, Н. Л. Ольховиков,  жокей  Александров-Серж;  джигиты  -  Али  Бек
Канте-мировы, Тугановы и др.;  воздушные  гимнасты-Бара-ненко,  Волгины,
Платоновы и др.;турнисты-Смета-нины, Круффи (Бирюковы),  Банола  и  др.;
иллюзионисты-Кио, 3. А. Тарасова,?, и А. Сокол, А. Г. Шаг, Клео Доротти,
А. А. Вадимов и др.; исполнители ика-рийских игр-Александровы, Плинер  и
др.;    велофи-гуристы-Польди,    Вартанио,    Александровы    и    др.;
стрелки-снайперы - А. С. Александров, Ринглер и др.; силовые жонгл„ры  -
Нелипович и др.
   За выдающиеся достижения в области Ц. и. Московский цирк был  в  1939
награжд„н орденом Ленина, Ленинградский  -  орденом  Трудового  Красного
Знамени.  Большая  группа  деятелей  цирка  удостоена  поч„тных  званий,
награждена орденами и медалями.
   В годы Великой  Отечественной  войны  цирковые  бригады  выезжали  на
фронт, выступали в госпиталях и на призывных пунктах. В  1942  в  Москве
пост. пантомима "Трое наших" Афиногенова  и  Бурского  о  героизме  сов.
воинов (реж. Н. М. Горчаков, худ.  Б.  Р.  Эрдман).  В  др.  цирках  шли
пантомимы: "Бандит  с  большой  дороги"  (автор  и  реж.  Л.  К.  Танти,
Архангельск, 1941),  "Враг  будет  разбит"  (.реж.  М.  Л.  Писарницкий,
Ашхабад, 1943) и др.
   С  1943  в   СССР   проводятся   смотры   новых   номеров.   На   них
демонстрировались  новаторские   образцы   Ц.   и.:   эквилибристки   на
семафоре-гиганте сестры  Кох,  дрессированные  слоны  А.  Н.  Корнилова,
"Медвежий  цирк"  В.  И.  Филатова,  воздушные  гимнасты   на   летающей
торпеде-В. М. Лисин и Е. Л. Синьковская, воздушный  номер  "Пропеллер  в
пике" в исполнении П. С. Чер-неги и С. А. Разумова и др.
   После  окончания  войны  начинается  новый  расцвет  сов.  Ц.  и.  .В
Ростове-на-Дону, Минске, Киеве, Горьком, Ярославле,  Иркутске,  Пензе  и
др. городах строятся новые здания. В 1964 Совет  Министров  СССР  принял
решение  о  строительстве  40  новых  цирков.  Наряду  со  стационарными

Страницы: «« « 2521   2522   2523   2524   2525   2526   2527   2528   2529  2530   2531   2532   2533   2534   2535   2536   2537   2538   2539  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия