Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2521 2522 2523 2524 2525 2526 2527 2528 2529 2530 2531 2532 2533 2534 2535 2536 2537 2538 2539 » »» злободневным сюжетам обращались клоун-акробат В. Е. Лазаренко, клоуны-буфф С. С. Альперов и Бернардо (Б. С. Мухницкий). На аренах провинциальных цирков ставились пантомимы, прославлявшие нар. героев ("Степан Разин", "Тарас Бульба" и др.). В то же время в 20 в. рус. бурж. цирк переживал идейный и художеств. кризис. На аренах выступали исполнители скабрезных куплетов, салонных танцев (танго), пошлых романсов. В клоунады проникают грубые трюки, унижающие че-ловеч. достоинство исполнителей, получают распространение т. н. "смертные" номера, пантомимы, пропагандирующие охранительные и империалистич. идеи буржуазии. Цирк постепенно теряет значение подлинно нар. иск-ва. Советское Ц. и. Сразу после Окт. революции цирки были подчинены Нар. комиссариату просвещения. Декрет об объединении театр. дела, подписанный В. И. Лениным 26 авг. 1919, утверждал демокра-тич. основу Ц. и. В 1919 А. В. Луначарский выступил в журн. "Вестник театра" (.ј 3) со стать„й "Задачи обновл„нного цирка", утверждая, что сов. цирк должен быть местом демонстрации физич. красоты человека, в н„м должны процветать клоунада, в первую очередь сатирическая, ставиться пантомимы и карнавалы, обращающиеся к истории, фантастике. В 1919 в Наркомпросе созда„тся спец. организация по руководству цирковым делом в стране. К работе в цирке привлекаются писатели: В. В. Маяковский, Демьян Бедный, Н. А. Адуев, А. М. Арго, И. С. Рукавишников и др.; балетмейстеры: А. А. Горский, К. Я. Голейзовский, Н. М. Фореггер и др.; художники: П. В. Кузнецов, Б. Р. Эрдман и др. В репертуар включаются пантомимы, балеты, интермедии часто агитационного характера. Острые злободневные номера показывали клоуны В. Е. Лазаренко, Л. К. и К. К. Таити, Д. С. и С. С. Альперовы и др. Артисты выступали перед красноармейцами, во фронтовой обстановке. Т. к. в годы первой мировой, а потом гражд. войны многие цирковые труппы распались, Наркомпрос и ЦК Рабис решили пригласить в 1922 для гастролей в СССР иностр. артистов. Демонстрируя высокие тех-нич. достижения, эти артисты в то же время утверждали образцы бурж. искусства. В эти годы определилась необходимость подготовки кадров сов. цирковых артистов. В 1927 организуется Моск. уч-ще циркового иск-ва, в 1930 при Ленингр. цирке созда„тся Мастерская по подготовке номеров. В 1934 в крупнейших цирках утверждаются художеств. руководители: в Московском - Э. Б. Краснянский, затем Б. А. Шахет, Ю. С. Юрский; в Ленинградском- Е. М. Кузнецов, затем Е. П. Гершуни; в Киевском- Н. М. Форегер. Создаются деревенские цирки для обслуживания села. С 30-х гг. цирковые представления ставятся спец. режисс„рами и оформляются художниками, музыку для них пишут композиторы. Обычно они представляют собой единое художественное целое, подчин„нное определ„нной теме. В цирках создаются большие пантомимы - феерии на историч. и совр. темы с ярко выраженной героич. направленностью: "Ч„рный пират" (в Москве - 1927, в Ленинграде - 1928, реж. Э. М. и В. Ж. Труцци), "Махновщина" В. М. Масса (в Москве - 1929, в Ленинграде - 1930, реж. В. Ж. Труцци, Э. Б. Краснянский, худ. Н. И. Ро-гач„в, композитор И. О. Дунаевский). В 1930 в Москве, а в 1931 в Ленинграде пост. пантомима "Москва горит" ("1905 год") В. В.Маяковского. В Москве ставились детские пантомимы: "Кон„к-горбунок" (1935), "Ночь перед Рождеством" (1936). Сов. клоуны обращаются к злободневным темам, к сатире, публицистике, отказываются от грубых, примитивных сценок бурж. цирка. Новое развитие получает иск-во В. Л., В. Г. и Ю. В. Дуровых, В. Е. и В. В. Лазаренко, бр. Кольпети, бр. Танти, Д. С. Аль-перова, Макса (М. И. Ф„доров) и Мишеля (М. П. Каля-дин), Г. Л. Рашковского и Н. А. Скалова, Жака и Морица (Д. П. Демаш и Г. 3. Мозель), Н. А. Антонова и В. М. Бартенева (Пат и Паташон) и др. Артисты создают новые образы, близкие к современной жизни: Карандаш (М. Н. Румянцев), К. А. Бер-ман и др. В жанре дрессуры продолжают работать укротители хищников: Н. П. Гладильщиков, Б. А. Эдер; дрессировщики лошадей - Н. А. Никитин, Е. М. Ефимов, И. П. Манкевич, Б. П. Манжелли и др. В программу включаются новые по содержанию номера: акробаты с дрессированными верблюдами "Кадыр-Гулям" (рук. В. К. Янушевский). Сов. артисты демонстрируют в своих номерах рекордные достижения Ц. и. Сов. цирк утверждает передовые эстетич. принципы, стремится показать зрителям образцы силы, ловкости, смелости, красоту человека. Это наглядно показывают акробаты с подкидными досками-Океанос, Н. К. Бено. Дарвест, Инго, Беляковы; акробаты-прыгуны Осташенко; эквилибристы с лестницами и шестами - Мирославские, Вой-ницкие, А. Н. Ширай, А. Симадо, Французовы, Р. Ману-кян; канатоходцы - Свирины, Тарасовы; исполнители воздушного пол„та - Донато, Е. И. Морус. Рябинины, Джиовани, Кольдо; акробаты на мотоциклетах - Ващенко, Маяцкие; жонгл„ры - 3. И. Махлин, Н. П. Барзилович, Т. Т. Брок, А. Н. и В. Н. Кисе; жонгл„ры на лошади-А. Фабри, Н. Л. Ольховиков, жокей Александров-Серж; джигиты - Али Бек Канте-мировы, Тугановы и др.; воздушные гимнасты-Бара-ненко, Волгины, Платоновы и др.;турнисты-Смета-нины, Круффи (Бирюковы), Банола и др.; иллюзионисты-Кио, 3. А. Тарасова,?, и А. Сокол, А. Г. Шаг, Клео Доротти, А. А. Вадимов и др.; исполнители ика-рийских игр-Александровы, Плинер и др.; велофи-гуристы-Польди, Вартанио, Александровы и др.; стрелки-снайперы - А. С. Александров, Ринглер и др.; силовые жонгл„ры - Нелипович и др. За выдающиеся достижения в области Ц. и. Московский цирк был в 1939 награжд„н орденом Ленина, Ленинградский - орденом Трудового Красного Знамени. Большая группа деятелей цирка удостоена поч„тных званий, награждена орденами и медалями. В годы Великой Отечественной войны цирковые бригады выезжали на фронт, выступали в госпиталях и на призывных пунктах. В 1942 в Москве пост. пантомима "Трое наших" Афиногенова и Бурского о героизме сов. воинов (реж. Н. М. Горчаков, худ. Б. Р. Эрдман). В др. цирках шли пантомимы: "Бандит с большой дороги" (автор и реж. Л. К. Танти, Архангельск, 1941), "Враг будет разбит" (.реж. М. Л. Писарницкий, Ашхабад, 1943) и др. С 1943 в СССР проводятся смотры новых номеров. На них демонстрировались новаторские образцы Ц. и.: эквилибристки на семафоре-гиганте сестры Кох, дрессированные слоны А. Н. Корнилова, "Медвежий цирк" В. И. Филатова, воздушные гимнасты на летающей торпеде-В. М. Лисин и Е. Л. Синьковская, воздушный номер "Пропеллер в пике" в исполнении П. С. Чер-неги и С. А. Разумова и др. После окончания войны начинается новый расцвет сов. Ц. и. .В Ростове-на-Дону, Минске, Киеве, Горьком, Ярославле, Иркутске, Пензе и др. городах строятся новые здания. В 1964 Совет Министров СССР принял решение о строительстве 40 новых цирков. Наряду со стационарными Страницы: «« « 2521 2522 2523 2524 2525 2526 2527 2528 2529 2530 2531 2532 2533 2534 2535 2536 2537 2538 2539 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |