|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2521 2522 2523 2524 2525 2526 2527 2528 2529 2530 2531 2532 2533 2534 2535 2536 2537 2538 2539 » »» злободневным сюжетам обращались клоун-акробат В. Е. Лазаренко,
клоуны-буфф С. С. Альперов и Бернардо (Б. С. Мухницкий). На аренах
провинциальных цирков ставились пантомимы, прославлявшие нар. героев
("Степан Разин", "Тарас Бульба" и др.). В то же время в 20 в. рус. бурж.
цирк переживал идейный и художеств. кризис. На аренах выступали
исполнители скабрезных куплетов, салонных танцев (танго), пошлых
романсов. В клоунады проникают грубые трюки, унижающие че-ловеч.
достоинство исполнителей, получают распространение т. н. "смертные"
номера, пантомимы, пропагандирующие охранительные и империалистич. идеи
буржуазии. Цирк постепенно теряет значение подлинно нар. иск-ва.
Советское Ц. и. Сразу после Окт. революции цирки были подчинены Нар.
комиссариату просвещения. Декрет об объединении театр. дела, подписанный
В. И. Лениным 26 авг. 1919, утверждал демокра-тич. основу Ц. и. В 1919
А. В. Луначарский выступил в журн. "Вестник театра" (.ј 3) со стать„й
"Задачи обновл„нного цирка", утверждая, что сов. цирк должен быть местом
демонстрации физич. красоты человека, в н„м должны процветать клоунада,
в первую очередь сатирическая, ставиться пантомимы и карнавалы,
обращающиеся к истории, фантастике. В 1919 в Наркомпросе созда„тся спец.
организация по руководству цирковым делом в стране. К работе в цирке
привлекаются писатели: В. В. Маяковский, Демьян Бедный, Н. А. Адуев, А.
М. Арго, И. С. Рукавишников и др.; балетмейстеры: А. А. Горский, К. Я.
Голейзовский, Н. М. Фореггер и др.; художники: П. В. Кузнецов, Б. Р.
Эрдман и др. В репертуар включаются пантомимы, балеты, интермедии часто
агитационного характера. Острые злободневные номера показывали клоуны В.
Е. Лазаренко, Л. К. и К. К. Таити, Д. С. и С. С. Альперовы и др. Артисты
выступали перед красноармейцами, во фронтовой обстановке.
Т. к. в годы первой мировой, а потом гражд. войны многие цирковые
труппы распались, Наркомпрос и ЦК Рабис решили пригласить в 1922 для
гастролей в СССР иностр. артистов. Демонстрируя высокие тех-нич.
достижения, эти артисты в то же время утверждали образцы бурж.
искусства. В эти годы определилась необходимость подготовки кадров сов.
цирковых артистов. В 1927 организуется Моск. уч-ще циркового иск-ва, в
1930 при Ленингр. цирке созда„тся Мастерская по подготовке номеров. В
1934 в крупнейших цирках утверждаются художеств. руководители: в
Московском - Э. Б. Краснянский, затем Б. А. Шахет, Ю. С. Юрский; в
Ленинградском- Е. М. Кузнецов, затем Е. П. Гершуни; в Киевском- Н. М.
Форегер. Создаются деревенские цирки для обслуживания села.
С 30-х гг. цирковые представления ставятся спец. режисс„рами и
оформляются художниками, музыку для них пишут композиторы. Обычно они
представляют собой единое художественное целое, подчин„нное определ„нной
теме. В цирках создаются большие пантомимы - феерии на историч. и совр.
темы с ярко выраженной героич. направленностью: "Ч„рный пират" (в Москве
- 1927, в Ленинграде - 1928, реж. Э. М. и В. Ж. Труцци), "Махновщина" В.
М. Масса (в Москве - 1929, в Ленинграде - 1930, реж. В. Ж. Труцци, Э. Б.
Краснянский, худ. Н. И. Ро-гач„в, композитор И. О. Дунаевский). В 1930 в
Москве, а в 1931 в Ленинграде пост. пантомима "Москва горит" ("1905
год") В. В.Маяковского. В Москве ставились детские пантомимы:
"Кон„к-горбунок" (1935), "Ночь перед Рождеством" (1936).
Сов. клоуны обращаются к злободневным темам, к сатире, публицистике,
отказываются от грубых, примитивных сценок бурж. цирка. Новое развитие
получает иск-во В. Л., В. Г. и Ю. В. Дуровых, В. Е. и В. В. Лазаренко,
бр. Кольпети, бр. Танти, Д. С. Аль-перова, Макса (М. И. Ф„доров) и
Мишеля (М. П. Каля-дин), Г. Л. Рашковского и Н. А. Скалова, Жака и
Морица (Д. П. Демаш и Г. 3. Мозель), Н. А. Антонова и В. М. Бартенева
(Пат и Паташон) и др. Артисты создают новые образы, близкие к
современной жизни: Карандаш (М. Н. Румянцев), К. А. Бер-ман и др.
В жанре дрессуры продолжают работать укротители хищников: Н. П.
Гладильщиков, Б. А. Эдер; дрессировщики лошадей - Н. А. Никитин, Е. М.
Ефимов, И. П. Манкевич, Б. П. Манжелли и др. В программу включаются
новые по содержанию номера: акробаты с дрессированными верблюдами
"Кадыр-Гулям" (рук. В. К. Янушевский).
Сов. артисты демонстрируют в своих номерах рекордные достижения Ц. и.
Сов. цирк утверждает передовые эстетич. принципы, стремится показать
зрителям образцы силы, ловкости, смелости, красоту человека. Это
наглядно показывают акробаты с подкидными досками-Океанос, Н. К. Бено.
Дарвест, Инго, Беляковы; акробаты-прыгуны Осташенко; эквилибристы с
лестницами и шестами - Мирославские, Вой-ницкие, А. Н. Ширай, А. Симадо,
Французовы, Р. Ману-кян; канатоходцы - Свирины, Тарасовы; исполнители
воздушного пол„та - Донато, Е. И. Морус. Рябинины, Джиовани, Кольдо;
акробаты на мотоциклетах - Ващенко, Маяцкие; жонгл„ры - 3. И. Махлин, Н.
П. Барзилович, Т. Т. Брок, А. Н. и В. Н. Кисе; жонгл„ры на лошади-А.
Фабри, Н. Л. Ольховиков, жокей Александров-Серж; джигиты - Али Бек
Канте-мировы, Тугановы и др.; воздушные гимнасты-Бара-ненко, Волгины,
Платоновы и др.;турнисты-Смета-нины, Круффи (Бирюковы), Банола и др.;
иллюзионисты-Кио, 3. А. Тарасова,?, и А. Сокол, А. Г. Шаг, Клео Доротти,
А. А. Вадимов и др.; исполнители ика-рийских игр-Александровы, Плинер и
др.; велофи-гуристы-Польди, Вартанио, Александровы и др.;
стрелки-снайперы - А. С. Александров, Ринглер и др.; силовые жонгл„ры -
Нелипович и др.
За выдающиеся достижения в области Ц. и. Московский цирк был в 1939
награжд„н орденом Ленина, Ленинградский - орденом Трудового Красного
Знамени. Большая группа деятелей цирка удостоена поч„тных званий,
награждена орденами и медалями.
В годы Великой Отечественной войны цирковые бригады выезжали на
фронт, выступали в госпиталях и на призывных пунктах. В 1942 в Москве
пост. пантомима "Трое наших" Афиногенова и Бурского о героизме сов.
воинов (реж. Н. М. Горчаков, худ. Б. Р. Эрдман). В др. цирках шли
пантомимы: "Бандит с большой дороги" (автор и реж. Л. К. Танти,
Архангельск, 1941), "Враг будет разбит" (.реж. М. Л. Писарницкий,
Ашхабад, 1943) и др.
С 1943 в СССР проводятся смотры новых номеров. На них
демонстрировались новаторские образцы Ц. и.: эквилибристки на
семафоре-гиганте сестры Кох, дрессированные слоны А. Н. Корнилова,
"Медвежий цирк" В. И. Филатова, воздушные гимнасты на летающей
торпеде-В. М. Лисин и Е. Л. Синьковская, воздушный номер "Пропеллер в
пике" в исполнении П. С. Чер-неги и С. А. Разумова и др.
После окончания войны начинается новый расцвет сов. Ц. и. .В
Ростове-на-Дону, Минске, Киеве, Горьком, Ярославле, Иркутске, Пензе и
др. городах строятся новые здания. В 1964 Совет Министров СССР принял
решение о строительстве 40 новых цирков. Наряду со стационарными
Страницы: «« « 2521 2522 2523 2524 2525 2526 2527 2528 2529 2530 2531 2532 2533 2534 2535 2536 2537 2538 2539 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |