Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2530   2531   2532   2533   2534   2535   2536   2537   2538  2539   2540   2541   2542   2543   2544   2545   2546   2547   2548  » »»

псевд.  Говоров  написал  свою  первую  пьесу  ("Благодетель";   позднее
переработана в пьесу "Борцы",  1897).  Наибольшим  успехом  пользовались
пьесы Ч. "Лизавета Николаевна"  (1884),  "Симфония"  (1890),  "Похмелье"
(1890), "День  в  Петербурге"  (1892),  "Предрассудки"  (1893),  "Боязнь
жизни" (1895), "Борцы" (1897), к-рые ставились в Малом,  Александрийском
и др. т-рах. Знание музыки и законов драматургии предопределило успех Ч.
как оперного либреттиста. Ему принадлежат либретто опер: "Пиковая  дама"
(1890) и "Иоланта" (1891) Чайковского, "Дубровский"  Направника  (1895),
"Ледяной дом" Корещенко (1900),  "Наль  и  Дамаянти"  Аренского  (1904),
"Франческа да Римини" Рахманинова (1904) и  др.  Ч.-  автор  капитальной
биографии  П.  И.  Чайковского,  инициатор  создания  Дома-музея  П.  И.
Чайковского в Клину.
   Соч.: Драматические сочинения, т. 1, М.,  1900;  Жизнь  Петра  Ильича
Чайковского, т. 1-3, М.- Лейпциг, 1901- 1902 (т. 1, 2 изд., М., 1903).
   Лит.: Яковлев В. В.,  М.  И.  Чайковский  -  автор  оперных  текстов.
Избранные труды о музыке, т. 1, М., 1964, с. 417-81. В. Ю.
   ЧАЙКОВСКИЙ, П„тр Ильич [25.1У(7.У).1840 -'  25.Х(6.Х1).1893]  -  рус.
композитор. Окончил Пе- терб. уч-ще правоведения (1859), в 1861 поступил
в классы Петерб. отделения  Рус.  муз.  об-ва.  В  1862-65  прошел  курс
композиции у Н. И. Зарембы и А. Г. Рубинштейна в Петерб.  консерватории.
Ч.- один  из  крупнейших  представителей  реалистич.  иск-ва.  Вместе  с
ведущими  композиторами  "Могучей  кучки"  вош„л  в  плеяду  рус.   муз.
классиков - продолжателей глинкинских традиций. Творчество Ч. выросло на
почве демократич. обществ, движения 60-х гг. 19 в. Осн. тема  творчества
Ч. -конфликтное столкновение сильного и  страстного  порыва  человека  к
счастью с жестокой действительностью. Это столкновение нередко  получает
в произв. Ч. трагич. исход. Вместе  с  тем  музыка  Ч.  полна  активного
жизнеутверждения.
   Композитор тяготел к т-ру, считая  его  иск-вом  широкого,  массового
воздействия, поэтому  муз.-сце-нич.  произв.  Ч.,  прежде  всего  оперы,
занимают большое место  в  его  многогранном  творчестве.  В  статьях  и
письмах Ч. сформулированы  основы  реа'  листич.  оперной  эстетики.  Ее
исходный пункт - убежд„нность в демократии,  природе  оперы  как  жанра,
делающего музыку "...достоянием не только отдельных  маленьких  кружков,
но  при  благоприятных  условиях-  всего  народа"  (Переписка  с  Н.  Ф.
фон-Мекк, т. 3, 1936, с. 381). Отсюда - постоянная забота Ч. о мело-дич.
рельефности вок. партий, широте и ясности муз. письма, сочетающегося  со
сквозной  симфонизацией  партитуры.  Между   оперным   и   симфоническим
творчеством  Ч.  существует  глубокая  взаимосвязь.  Важнейшее  качество
оперного стиля Ч.- симфонизм,  непрерывность  развития  муз.  образов  в
сочетании  с  законченностью  оперных  форм.  Исходя   из   глин-кинских
традиций, Ч. гибко и своеобразно применяет в своих  операх  лейтмотивные
характеристики, связанные со сквозным развитием действия. Ч. использовал
все виды оперных форм - от куплетов до сложно построенных  сцен,  создал
выразительную драматургию оркестровых тембров. Яркость и демократичность
муз. языка опер Ч. основана на интонационном строе  рус.  нар.  песни  и
гор. романса. Решая труднейшую задачу воплощения духовного  мира  своего
современника, Ч. выбирал героев  со  сложными,  нередко  противоречивыми
характерами. В историю рус. и мирового  оперного  иск-ва  Ч.  вошел  как
создатель  высочайших  образцов  лирико-психологич.   муз.   драмы.   Он
трактовал этот жанр  с  реалистич.  широтой  и  образной  конкретностью,
достигая больших социальных обобщений.
   В первой из своих 10 опер - "Воеводе", Ч.  обратился  ко.  п.  А.  Н.
Островского.   После   пост.   "Воеводы"   (1869,   Большой   т-р),   не
удовлетвор„нный драматургией оперы, композитор сж„г партитуру, а  музыку
частично использовал в "Опричнике", "Лебедином  озере",  увертюре  "1812
год". Партитура лирико-фан-тастич. оперы "Ундина" (соч. 1869) по одноим.
поэме де Ламотт-Фуке была тоже уничтожена Ч.  Композитор  воспользовался
е„ фрагментами в  музыке  к  "Снегурочке"  А.  Н.  Островского,  во  2-й
симфонии  и  "Лебедином  озере".  Третья  опера  Ч.-  "Опричник"  (1874,
Мариинский т-"р, по одноим. трагедии И. М. Лажечникова) отразила интерес
передовых деятелей рус. культуры  к  историч.  прошлому  народа.  В  ней
воплощены сложные драматич. характеры, достигнута  напряж„нная  динамика
действия,  появились  элементы  сквозной  симфонизации.  Опера   "Кузнец
Вакула" (1876, Мариинский  т-р,  Петербург,  1-я  пр.  на  конкурсе  Гл.
дирекции Рус. муз. об-ва) - образец нового лирико-комич. жанра (вместе с
"Сорочинской     ярмаркой"     Мусоргского     и     "Майской     ночью"
Рцм-ского-Корсакова). В партитуре этой оперы  усиливается  стремление  к
единству муз.-тематич. материала и его детальной  симфонич.  разработке,
значение  речитативного  начала.  "Стиль  "В  акулы"   не   оперный,   а
симфонический и даже камерный" - писал Ч. (там же, т. 2, 1936, с.  232).
В 1885 Ч. создал новую редакцию  оперы  под.  назв.  "Черевички"  (1887,
Большой т-р).
   Оперу "Евгений Онегин" (1879, ученич. спектакль Моск.  консерватории,
в помещении Малого т-ра) Ч. назвал "лирич. сценами".  Композитор  создал
произв., характеризующееся непрерывно развивающимся  лп-рико-психологич.
действием,  верностью  и  искренностью  раскрытия   душевных   состояний
действующих лиц. Проникновенная лирич. музыка  Ч.  достигает  в  узловых
моментах действия большой драматич. силы. Осуществив в "Евгении Онегине"
свой идеал "интимной, но сильной" лирич.  муз.  драмы,  Ч.  обратился  к
созданию трагедийной оперы. В "Орлеанской деве" (1881,  Мариинский  т-р)
Ч. исходил из нек-рых традиций  жанра  европ.  "большой  оперы",  но  во
многом их переосмыслил. Он многогранно обрисовал героиню оперы - Иоанну,
уделив большое  внимание  лирико-психологич.  характеристике  образа.  В
"Мазепе"  (1884,  Большой  т-р;  Мариинский  т-р)  острое   столкновение
характеров тесно сплетается с  отображением  историч.  событий.  Большое
место в опере занимают нар. сцены, сочетающие рус. и укр. нац.  колорит.
Нар. начало с особой силой проявилось в  "Чародейке"  (1887,  Мариинский
т-р), бытовой нар. сюжет к-рой поднят до  уровня  трагедии.  "Чародейка"
подготовила рождение оперы "Пиковая  дама"  (1890,  Марипн-ский  т-р)  -
вершины оперного творчества Ч. Сохранив  обличительную  остроту  повести
Пушкина,  Ч.  переосмыслил  образ  гл.  героя,  придал  Герману   черты,
сближающие его с представителями  рус.  интеллигенции  80-х  гг.  19  в.
Трагедийная   драматургия   получила   в   "Пиковой   даме"   полное   и
последовательное муз. воплощение. Осн. противоборствующие темы  оперы  -
любовь Германа к Лизе и его роковое стремление овладеть тайной тр„х карт
- обобщены в лейтмотивах,  проходящих  через  всю  партитуру  оперы.  Их
развитие и' взаимодействие прида„т  опере  особое  художеств.  единство.
Поединок человека и судьбы  приобретает  в  "Пиковой  даме"  философскую
обобщ„нность,  свойственную  поздним  произв.  Ч.  (в  особенности   6-й

Страницы: «« « 2530   2531   2532   2533   2534   2535   2536   2537   2538  2539   2540   2541   2542   2543   2544   2545   2546   2547   2548  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия