|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2530 2531 2532 2533 2534 2535 2536 2537 2538 2539 2540 2541 2542 2543 2544 2545 2546 2547 2548 » »» псевд. Говоров написал свою первую пьесу ("Благодетель"; позднее
переработана в пьесу "Борцы", 1897). Наибольшим успехом пользовались
пьесы Ч. "Лизавета Николаевна" (1884), "Симфония" (1890), "Похмелье"
(1890), "День в Петербурге" (1892), "Предрассудки" (1893), "Боязнь
жизни" (1895), "Борцы" (1897), к-рые ставились в Малом, Александрийском
и др. т-рах. Знание музыки и законов драматургии предопределило успех Ч.
как оперного либреттиста. Ему принадлежат либретто опер: "Пиковая дама"
(1890) и "Иоланта" (1891) Чайковского, "Дубровский" Направника (1895),
"Ледяной дом" Корещенко (1900), "Наль и Дамаянти" Аренского (1904),
"Франческа да Римини" Рахманинова (1904) и др. Ч.- автор капитальной
биографии П. И. Чайковского, инициатор создания Дома-музея П. И.
Чайковского в Клину.
Соч.: Драматические сочинения, т. 1, М., 1900; Жизнь Петра Ильича
Чайковского, т. 1-3, М.- Лейпциг, 1901- 1902 (т. 1, 2 изд., М., 1903).
Лит.: Яковлев В. В., М. И. Чайковский - автор оперных текстов.
Избранные труды о музыке, т. 1, М., 1964, с. 417-81. В. Ю.
ЧАЙКОВСКИЙ, П„тр Ильич [25.1У(7.У).1840 -' 25.Х(6.Х1).1893] - рус.
композитор. Окончил Пе- терб. уч-ще правоведения (1859), в 1861 поступил
в классы Петерб. отделения Рус. муз. об-ва. В 1862-65 прошел курс
композиции у Н. И. Зарембы и А. Г. Рубинштейна в Петерб. консерватории.
Ч.- один из крупнейших представителей реалистич. иск-ва. Вместе с
ведущими композиторами "Могучей кучки" вош„л в плеяду рус. муз.
классиков - продолжателей глинкинских традиций. Творчество Ч. выросло на
почве демократич. обществ, движения 60-х гг. 19 в. Осн. тема творчества
Ч. -конфликтное столкновение сильного и страстного порыва человека к
счастью с жестокой действительностью. Это столкновение нередко получает
в произв. Ч. трагич. исход. Вместе с тем музыка Ч. полна активного
жизнеутверждения.
Композитор тяготел к т-ру, считая его иск-вом широкого, массового
воздействия, поэтому муз.-сце-нич. произв. Ч., прежде всего оперы,
занимают большое место в его многогранном творчестве. В статьях и
письмах Ч. сформулированы основы реа' листич. оперной эстетики. Ее
исходный пункт - убежд„нность в демократии, природе оперы как жанра,
делающего музыку "...достоянием не только отдельных маленьких кружков,
но при благоприятных условиях- всего народа" (Переписка с Н. Ф.
фон-Мекк, т. 3, 1936, с. 381). Отсюда - постоянная забота Ч. о мело-дич.
рельефности вок. партий, широте и ясности муз. письма, сочетающегося со
сквозной симфонизацией партитуры. Между оперным и симфоническим
творчеством Ч. существует глубокая взаимосвязь. Важнейшее качество
оперного стиля Ч.- симфонизм, непрерывность развития муз. образов в
сочетании с законченностью оперных форм. Исходя из глин-кинских
традиций, Ч. гибко и своеобразно применяет в своих операх лейтмотивные
характеристики, связанные со сквозным развитием действия. Ч. использовал
все виды оперных форм - от куплетов до сложно построенных сцен, создал
выразительную драматургию оркестровых тембров. Яркость и демократичность
муз. языка опер Ч. основана на интонационном строе рус. нар. песни и
гор. романса. Решая труднейшую задачу воплощения духовного мира своего
современника, Ч. выбирал героев со сложными, нередко противоречивыми
характерами. В историю рус. и мирового оперного иск-ва Ч. вошел как
создатель высочайших образцов лирико-психологич. муз. драмы. Он
трактовал этот жанр с реалистич. широтой и образной конкретностью,
достигая больших социальных обобщений.
В первой из своих 10 опер - "Воеводе", Ч. обратился ко. п. А. Н.
Островского. После пост. "Воеводы" (1869, Большой т-р), не
удовлетвор„нный драматургией оперы, композитор сж„г партитуру, а музыку
частично использовал в "Опричнике", "Лебедином озере", увертюре "1812
год". Партитура лирико-фан-тастич. оперы "Ундина" (соч. 1869) по одноим.
поэме де Ламотт-Фуке была тоже уничтожена Ч. Композитор воспользовался
е„ фрагментами в музыке к "Снегурочке" А. Н. Островского, во 2-й
симфонии и "Лебедином озере". Третья опера Ч.- "Опричник" (1874,
Мариинский т-"р, по одноим. трагедии И. М. Лажечникова) отразила интерес
передовых деятелей рус. культуры к историч. прошлому народа. В ней
воплощены сложные драматич. характеры, достигнута напряж„нная динамика
действия, появились элементы сквозной симфонизации. Опера "Кузнец
Вакула" (1876, Мариинский т-р, Петербург, 1-я пр. на конкурсе Гл.
дирекции Рус. муз. об-ва) - образец нового лирико-комич. жанра (вместе с
"Сорочинской ярмаркой" Мусоргского и "Майской ночью"
Рцм-ского-Корсакова). В партитуре этой оперы усиливается стремление к
единству муз.-тематич. материала и его детальной симфонич. разработке,
значение речитативного начала. "Стиль "В акулы" не оперный, а
симфонический и даже камерный" - писал Ч. (там же, т. 2, 1936, с. 232).
В 1885 Ч. создал новую редакцию оперы под. назв. "Черевички" (1887,
Большой т-р).
Оперу "Евгений Онегин" (1879, ученич. спектакль Моск. консерватории,
в помещении Малого т-ра) Ч. назвал "лирич. сценами". Композитор создал
произв., характеризующееся непрерывно развивающимся лп-рико-психологич.
действием, верностью и искренностью раскрытия душевных состояний
действующих лиц. Проникновенная лирич. музыка Ч. достигает в узловых
моментах действия большой драматич. силы. Осуществив в "Евгении Онегине"
свой идеал "интимной, но сильной" лирич. муз. драмы, Ч. обратился к
созданию трагедийной оперы. В "Орлеанской деве" (1881, Мариинский т-р)
Ч. исходил из нек-рых традиций жанра европ. "большой оперы", но во
многом их переосмыслил. Он многогранно обрисовал героиню оперы - Иоанну,
уделив большое внимание лирико-психологич. характеристике образа. В
"Мазепе" (1884, Большой т-р; Мариинский т-р) острое столкновение
характеров тесно сплетается с отображением историч. событий. Большое
место в опере занимают нар. сцены, сочетающие рус. и укр. нац. колорит.
Нар. начало с особой силой проявилось в "Чародейке" (1887, Мариинский
т-р), бытовой нар. сюжет к-рой поднят до уровня трагедии. "Чародейка"
подготовила рождение оперы "Пиковая дама" (1890, Марипн-ский т-р) -
вершины оперного творчества Ч. Сохранив обличительную остроту повести
Пушкина, Ч. переосмыслил образ гл. героя, придал Герману черты,
сближающие его с представителями рус. интеллигенции 80-х гг. 19 в.
Трагедийная драматургия получила в "Пиковой даме" полное и
последовательное муз. воплощение. Осн. противоборствующие темы оперы -
любовь Германа к Лизе и его роковое стремление овладеть тайной тр„х карт
- обобщены в лейтмотивах, проходящих через всю партитуру оперы. Их
развитие и' взаимодействие прида„т опере особое художеств. единство.
Поединок человека и судьбы приобретает в "Пиковой даме" философскую
обобщ„нность, свойственную поздним произв. Ч. (в особенности 6-й
Страницы: «« « 2530 2531 2532 2533 2534 2535 2536 2537 2538 2539 2540 2541 2542 2543 2544 2545 2546 2547 2548 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |