|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2532 2533 2534 2535 2536 2537 2538 2539 2540 2541 2542 2543 2544 2545 2546 2547 2548 2549 2550 » »» т-р - оба в 1939, Ереванский т-р им. Станиславского и Тульский т-р - оба
в 1940, Кировский т-р, Грозненский рус. т-р - оба в 1941, и мн. др.
т-ры.
Издания: Фурманова А. н Л у н и н С., Чапаев, М.-Л., 1931, М., 1935,
1936. А. Шн.
ЧАПЕК (Capek), Йосеф (23.III.1887 - апр. 1945)- чехословацкий театр.
художник и драматург. Брат Карела Ч. Занимался журналистско-издательской
деятельностью. В 1921-32 оформлял спектакли в Нац. т-ре и Гор. т-ре на
Виноградах (Прага). Совм. с братом написал одноактную комедию "Любви
игра роковая" (1925, Нац. т-р, Брно), затем комедии "Из жизни насекомых"
(1922, там же), "Адам-творец" (1927, Нац. т-р, Прага). Ч.- автор пьесы
"Страна многих имен" (1923, Гор. т-р на Виноградах), пьесы для детей
"Хороший конец, или Толстый прадедушка, сы-'-щики и разбойники" (1932,
Нац. т-р, Прага). В 1939 был арестован, умер в концлагере.
Соч.: Собр. соч. в 5 тт., М., 1958 (т. 3-пьесы); Пьесы. М., 1959;
Capek K. a Capek J., Hry, Praha, 1959.
Лит.: Havel V., Ptackova V., Josef Capek, Dr;nnn. Divadlo.
Dokumentace. Divadelni ustav, Praha, 1963. Д Сол.
ЧАПЕК (Capek), Карел (9.1.1890, Мале-Свато-н„вице,-25.XII.1938,
Прага) - чехословацкий писатель, драматург и театр. деятель. В 1915
окончил философский ф-т Пражского ун-та. Учился в Берлинском ун-те и в
Сорбонне. Получил степень доктора философских наук. В 1917-38 занимался
журналистикой. Драматургическую деятельность начал в 1910, написав совм.
собратом Йосефом Ч. одноактную комедию "Любви игра роковая" (1925,
Национальный театр. Брно), затем комедии "Из жизни насекомых" (1922, там
же), "Адам-творец" (1927, Нац. т-р, Прага). В 1920 написал
самостоятельно лирич. комедию "Разбойник" (1920, Нац. т-р, Прага).
Широкую известность принесла Ч. пьеса "R. U. R." ("Россмусовские
универсальные роботы"), премьера к-рой состоялась в 1921 в Нац. т-ре, в
Праге (позднее была пост. в т-рах Англии, Австрии, Аргентины, Германии,
Италии, США, Франции, Югославии). В СССР пост. в 1924 в Ленинграде в
Передвижном т-ре. По мотивам пьесы "R.U.R." А. Н. Толстой написал пьесу
"Бунт машин". В 1921 Ч. работал зав. лит. частью Гор. т-ра на
Виногра-дах (Прага). В 1922 написал пьесу "Средство Макро-пулоса", к-рую
сам поставил в Гор. т-ре на Вино-градах.
В первый период своей драматургич. деятельности (до 1927),Ч. решает
проблему смысла жизни, судеб человечества и человеческой цивилизации,
противоречий общественного бытия, стихийности развития, занимается
исследованием природы человеческой личности порой в отрыве от историч. и
социальных процессов. Второй период (1927-38) связан с активной борьбой
Ч. против наступающего фашизма. К этому периоду относятся его пьесы
"Белая болезнь" (1937, Нац. т-р, Прага), "Мать" (1938, там же),
призывавшие к объединению прогрессивных сил против фашизма и войны. Обе
пьесы были пост. в т-рах мн. стран мира. Пьесы Ч. зачастую имеют
научно-фантастич. основу, сочетают элементы жанра философской драмы и
социальной утопии (Ч. впервые создал символич. образ робота).
Пьесы Ч. ставились в т-рах Сов. Союза: "Средство Макропулоса" -
Свердловский т-р (1939) и Центр. т-р Сов. Армии, Москва (1957); "Мать" -
Свердловский т-р, т-р "Красный факел", Одесский т-р (все в 1939);
Ленингр. т-р им. Пушкина (1940), Моск. драм. т-р (1963), Т-р им.
Шевченко, Киев (1964), Т-р им. Марджанишвили (1965).
Соч.: Собр. соч. в 5 тт., М., 1958 (т. 3 - пьесы); Пьесы, М., 1959
(см. ст. Л. Солнцевой).
Лит.: Ш е в ч у к В. И., Антифашистськ! твори. Карел Чапек, К., 1958;
Волков А. Р., Трагедия К. Чапека "Белая болезнь", в кн.: Критический
реализм в литературах западных и южных славян, М., 1965, с. 277-300; J a
n a s-7 е k-1 vanickova Н., Karel Capek czyli dramat, Warsz., 1962;
Matuska A., Clovek proti skaze. Pokus o Karela Capka, [Bratislava],
1963; Klimal., Karel Capek, 2 vyd., Praha, 1965. Д. Сол.
ЧАПЛЫГИН, Николай Николаевич (26.XI.1904- 31. X. 1953) - рус. сов.
акт„р. Засл. арт. РСФСР (1945). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1923
поступил в театр. школу при Камерном т-ре и, ещ„ будучи студийцем, в
1925 был зачислен в труппу т-ра. Игра Ч. отличалась ч„ткостью внешнего
рисунка, пластичностью и остротой формы, неожиданностью кон-грастов.
Роли: Морис Саксонский ("Адриенна Лекувр„р" Скриба и Легуве), Алексей
("Оптимистическая трагедия"). Ведущий ["Линия огня" Никитина), Ибен
("Любовь под вязами" УНила), художник Рис (оперетта "Сирокко", муз.
Половин-кина), Герш ("Дума о Британке" Яновского), Перико ("Аль-касар"
Мдивани), Комиссар ("У стен Ленинграда" Вишнев-кого), разведчик Федотов
("Подвиг оста„тся неизвестным" Маклярского).
Одновременно с образами романтич. героев Ч. создавал точные, скупые,
как маски, образы, концентрированно выражающие злое начало. Роли: Гарри
Po "Машиналь" Тредуэлл), Родольф ("Мадам Бовари" то Флоберу), Руммель
("Пока не остановится сердце" Паустовского). В 1940-51 был директором
т-ра. Я. Вел.
ЧАПМЕН (Chapman), Джордж [1558(?)-12.V.1634, Лондон] - англ.
драматург и поэт. Учился в Оксфорде и Кембридже. Был одним из лучших
знатоков античной лит-ры (перев„л на англ. яз. "Илиаду" и "Одиссею").
Драматургич. деятельность начал в 90-х гг., шсал пьесы для трупп
акт„ров-мальчиков и для ан-'репрен„ра Ф. Хенсло. Первые пьесы Ч.комедия
"Слепой нищий из Александрии" (1596, т-р "Роза", Лондон), "Все в
дураках" (1599, Труппа акт„ров-мальчиков), "День вес„лых юморов" (1599,
Труппа лорда-адмирала), "Эй, на Восток!" (совм. с Б. Джонсоном, Дж.
Марстоном, изд. 1605), "Джентльмен-слуга" (изд. 1606), "Мсье д'0лив"
(изд. 1606), "Майский праздник" (1600). Сюжеты тр„х пьес, составляющих
т. н. "франц. трагедию", построены на пересказе по-литич. событий,
связанных с интригами франц. двора ("Бюсси д'Амбуаз", ок. 1604, "Месть
за Бюсси д'Ам-буаза", 1610, "Заговор и трагедия Шарля, герцога Бирона",
изд. 1608, 1-я и 2-я части), принадлежат к числу лучших трагедий англ.
Возрождения. Ч.-также а'втор пьес "Вдовьи слезы" (1605, изд. 1612),
"Цезарь и Помпеи" (изд. 1631). Трагедии Ч. проникнуты ан-тидеспотич.
мотивами. В них осуждается жестокость придворных нравов. Сохраняя
верность гуманистич. идеалам эпохи Возрождения, Ч. вместе с тем отражает
неустойчивость обществ, отношений. В характере его героев часто
преобладает какая-либо странность. Автор вкладывает в их уста
глубокомысленные сентенции. Сторонник стоицизма, Ч. наделяет нек-рые
персонажи способностью сохранять душевное равновесие в любых
обстоятельствах. Др. его герои - люди страсти, неспособные противостоять
искушениям,- напоминают титанич. персонажи Мар-ло. В комедиях Ч.
преобладают элементы быта, плутовские интриги. В то же время поэтич.
Страницы: «« « 2532 2533 2534 2535 2536 2537 2538 2539 2540 2541 2542 2543 2544 2545 2546 2547 2548 2549 2550 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |