Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2532   2533   2534   2535   2536   2537   2538   2539   2540  2541   2542   2543   2544   2545   2546   2547   2548   2549   2550  » »»

т-р - оба в 1939, Ереванский т-р им. Станиславского и Тульский т-р - оба
в 1940, Кировский т-р, Грозненский рус. т-р - оба  в  1941,  и  мн.  др.
т-ры.
   Издания: Фурманова А. н Л у н и н С., Чапаев, М.-Л., 1931, М.,  1935,
1936. А. Шн.
   ЧАПЕК (Capek), Йосеф (23.III.1887 - апр. 1945)- чехословацкий  театр.
художник и драматург. Брат Карела Ч. Занимался журналистско-издательской
деятельностью. В 1921-32 оформлял спектакли в Нац. т-ре и Гор.  т-ре  на
Виноградах (Прага). Совм. с братом  написал  одноактную  комедию  "Любви
игра роковая" (1925, Нац. т-р, Брно), затем комедии "Из жизни насекомых"
(1922, там же), "Адам-творец" (1927, Нац. т-р, Прага). Ч.-  автор  пьесы
"Страна многих имен" (1923, Гор. т-р на  Виноградах),  пьесы  для  детей
"Хороший конец, или Толстый прадедушка, сы-'-щики и  разбойники"  (1932,
Нац. т-р, Прага). В 1939 был арестован, умер в концлагере.
   Соч.: Собр. соч. в 5 тт., М., 1958 (т.  3-пьесы);  Пьесы.  М.,  1959;
Capek K. a Capek J., Hry, Praha, 1959.
   Лит.:  Havel  V.,  Ptackova  V.,  Josef   Capek,   Dr;nnn.   Divadlo.
Dokumentace. Divadelni ustav, Praha, 1963. Д Сол.
   ЧАПЕК  (Capek),  Карел   (9.1.1890,   Мале-Свато-н„вице,-25.XII.1938,
Прага) - чехословацкий писатель, драматург  и  театр.  деятель.  В  1915
окончил философский ф-т Пражского ун-та. Учился в Берлинском ун-те  и  в
Сорбонне. Получил степень доктора философских наук. В 1917-38  занимался
журналистикой. Драматургическую деятельность начал в 1910, написав совм.
собратом Йосефом Ч.  одноактную  комедию  "Любви  игра  роковая"  (1925,
Национальный театр. Брно), затем комедии "Из жизни насекомых" (1922, там
же),  "Адам-творец"  (1927,   Нац.   т-р,   Прага).   В   1920   написал
самостоятельно лирич.  комедию  "Разбойник"  (1920,  Нац.  т-р,  Прага).
Широкую  известность  принесла  Ч.  пьеса  "R.  U.  R."  ("Россмусовские
универсальные роботы"), премьера к-рой состоялась в 1921 в Нац. т-ре,  в
Праге (позднее была пост. в т-рах Англии, Австрии, Аргентины,  Германии,
Италии, США, Франции, Югославии). В СССР пост. в  1924  в  Ленинграде  в
Передвижном т-ре. По мотивам пьесы "R.U.R." А. Н. Толстой написал  пьесу
"Бунт  машин".  В  1921  Ч.  работал  зав.  лит.  частью  Гор.  т-ра  на
Виногра-дах (Прага). В 1922 написал пьесу "Средство Макро-пулоса", к-рую
сам поставил в Гор. т-ре на Вино-градах.
   В первый период своей драматургич. деятельности (до  1927),Ч.  решает
проблему смысла жизни, судеб человечества  и  человеческой  цивилизации,
противоречий  общественного  бытия,  стихийности  развития,   занимается
исследованием природы человеческой личности порой в отрыве от историч. и
социальных процессов. Второй период (1927-38) связан с активной  борьбой
Ч. против наступающего фашизма. К  этому  периоду  относятся  его  пьесы
"Белая  болезнь"  (1937,  Нац.  т-р,  Прага),  "Мать"  (1938,  там  же),
призывавшие к объединению прогрессивных сил против фашизма и войны.  Обе
пьесы были пост. в  т-рах  мн.  стран  мира.  Пьесы  Ч.  зачастую  имеют
научно-фантастич. основу, сочетают элементы жанра  философской  драмы  и
социальной утопии (Ч. впервые создал символич. образ робота).
   Пьесы Ч. ставились в  т-рах  Сов.  Союза:  "Средство  Макропулоса"  -
Свердловский т-р (1939) и Центр. т-р Сов. Армии, Москва (1957); "Мать" -
Свердловский т-р, т-р  "Красный  факел",  Одесский  т-р  (все  в  1939);
Ленингр. т-р им.  Пушкина  (1940),  Моск.  драм.  т-р  (1963),  Т-р  им.
Шевченко, Киев (1964), Т-р им. Марджанишвили (1965).
   Соч.: Собр. соч. в 5 тт., М., 1958 (т. 3 - пьесы);  Пьесы,  М.,  1959
(см. ст. Л. Солнцевой).
   Лит.: Ш е в ч у к В. И., Антифашистськ! твори. Карел Чапек, К., 1958;
Волков А. Р., Трагедия К. Чапека "Белая  болезнь",  в  кн.:  Критический
реализм в литературах западных и южных славян, М., 1965, с. 277-300; J a
n a s-7 е k-1 vanickova Н., Karel  Capek  czyli  dramat,  Warsz.,  1962;
Matuska A., Clovek proti skaze.  Pokus  o  Karela  Capka,  [Bratislava],
1963; Klimal., Karel Capek, 2 vyd., Praha, 1965. Д. Сол.
   ЧАПЛЫГИН, Николай Николаевич (26.XI.1904- 31. X. 1953)  -  рус.  сов.
акт„р. Засл. арт. РСФСР (1945). Чл. Коммунистич. партии с 1940.  В  1923
поступил в театр. школу при Камерном т-ре и,  ещ„  будучи  студийцем,  в
1925 был зачислен в труппу т-ра. Игра Ч. отличалась  ч„ткостью  внешнего
рисунка, пластичностью и остротой формы, неожиданностью кон-грастов.
   Роли: Морис Саксонский ("Адриенна Лекувр„р" Скриба и Легуве), Алексей
("Оптимистическая трагедия").  Ведущий  ["Линия  огня"  Никитина),  Ибен
("Любовь под вязами" УНила),  художник  Рис  (оперетта  "Сирокко",  муз.
Половин-кина), Герш ("Дума о Британке" Яновского),  Перико  ("Аль-касар"
Мдивани), Комиссар ("У стен Ленинграда" Вишнев-кого), разведчик  Федотов
("Подвиг оста„тся неизвестным" Маклярского).
   Одновременно с образами романтич. героев Ч. создавал точные,  скупые,
как маски, образы, концентрированно выражающие злое начало. Роли:  Гарри
Po "Машиналь" Тредуэлл), Родольф ("Мадам Бовари"  то  Флоберу),  Руммель
("Пока не остановится сердце" Паустовского). В  1940-51  был  директором
т-ра. Я. Вел.
   ЧАПМЕН  (Chapman),  Джордж  [1558(?)-12.V.1634,   Лондон]   -   англ.
драматург и поэт. Учился в Оксфорде и Кембридже.  Был  одним  из  лучших
знатоков античной лит-ры (перев„л на англ. яз.  "Илиаду"  и  "Одиссею").
Драматургич. деятельность  начал  в  90-х  гг.,  шсал  пьесы  для  трупп
акт„ров-мальчиков и для ан-'репрен„ра Ф. Хенсло. Первые пьесы Ч.комедия
   "Слепой нищий из Александрии" (1596,  т-р  "Роза",  Лондон),  "Все  в
дураках" (1599, Труппа акт„ров-мальчиков), "День вес„лых юморов"  (1599,
Труппа лорда-адмирала), "Эй, на Восток!"  (совм.  с  Б.  Джонсоном,  Дж.
Марстоном, изд. 1605), "Джентльмен-слуга"  (изд.  1606),  "Мсье  д'0лив"
(изд. 1606), "Майский праздник" (1600). Сюжеты тр„х  пьес,  составляющих
т. н. "франц.  трагедию",  построены  на  пересказе  по-литич.  событий,
связанных с интригами франц. двора ("Бюсси д'Амбуаз", ок.  1604,  "Месть
за Бюсси д'Ам-буаза", 1610, "Заговор и трагедия Шарля, герцога  Бирона",
изд. 1608, 1-я и 2-я части), принадлежат к числу лучших  трагедий  англ.
Возрождения. Ч.-также а'втор пьес  "Вдовьи  слезы"  (1605,  изд.  1612),
"Цезарь и Помпеи" (изд. 1631).  Трагедии  Ч.  проникнуты  ан-тидеспотич.
мотивами.  В  них  осуждается  жестокость  придворных  нравов.  Сохраняя
верность гуманистич. идеалам эпохи Возрождения, Ч. вместе с тем отражает
неустойчивость  обществ,  отношений.  В  характере  его   героев   часто
преобладает  какая-либо  странность.  Автор   вкладывает   в   их   уста
глубокомысленные сентенции. Сторонник  стоицизма,  Ч.  наделяет  нек-рые
персонажи   способностью   сохранять   душевное   равновесие   в   любых
обстоятельствах. Др. его герои - люди страсти, неспособные противостоять
искушениям,-  напоминают  титанич.  персонажи  Мар-ло.  В  комедиях   Ч.
преобладают элементы быта, плутовские интриги. В  то  же  время  поэтич.

Страницы: «« « 2532   2533   2534   2535   2536   2537   2538   2539   2540  2541   2542   2543   2544   2545   2546   2547   2548   2549   2550  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия