Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2528   2529   2530   2531   2532   2533   2534   2535   2536  2537   2538   2539   2540   2541   2542   2543   2544   2545   2546  » »»

(1932) и др. Автор книги -  "Навстречу  новой  музыке"  ("Toward  a  new
music", N. Y., '1937).
   Лит.: Chavez C., Catalogue of his works. Wash., 1944;
   С о w e 1 1 Н., С. Chavez, в кн.: The book of  modern  composers,  N.
Y.,  1943,  p.  441-46;  Maye  r-S  erra  O.,  Musica   у   musicos   de
Latino-America, v. 1, Mexico, 1947, p. 278-88. Вл. О.
   ЧАВЧАВАДЗЕ,  Илья  Григорьевич  [27.Х(8.Х1).  1837,  с.   Кварели   в
Кахетии,-ЗО.УП1  (12.1Х).1907,   с.   Цица-мури]-   груз.   писатель   и
общественный деятель. Выразитель идей нац.-освободит, движения в  Грузии
во 2-й пол. 19  в.  Являясь  основоположником  новой  груз.  лит-ры,  Ч.
способствовал возобновлению деятельности проф. груз. т-ра,  формированию
лит. и театр. критики. в сво„м творчестве  выражал  идеи  рус.  революц.
демократов. Лит. деятельность начал в  1857.  Был  редактором  периодич.
изданий, председателем драм. об-ва. Убит на„мниками царской охранки.
   Ч. создал первые образцы новой груз. реалистич. социальной драмы. Его
драм.  творчество  отличалось  ч„ткой  идейной  направленностью,  боевой
публицистич.   заостр„нностью,   обобщ„нностью   типич.   характеристик,
выразительностью  языка.  В  драм.  произв.  Ч.  "Сцены  первых   врем„н
освобождения крестьян" (1865),  в  драм.  поэме  "Несколько  картин  или
случай из жизни разбойника" (1860), "Сваха" (1881, по  повести  "Человек
ли он?", 1859-63), в инсценировках  его  поэм  и  повестей  нашла  яркое
отражение борьба крестьянства против помещичьего  произвола,  борьба  за
свободу, против колониального гн„та царизма.  Большой  популярностью  на
груз. сцене пользовалась драм. поэма "Грузинка-мать" ("Мать и сын"). Это
произв.,  овеянное  романтикой,  стало  основой   новой   груз.   драмы.
Знаменательные даты груз. культуры отмечались пост. этой поэмы на сцене.
Эстетич. взгляды и театрально-критич. деятельность Ч.  оказали  огромное
влияние на груз.  драматургию  и  акт„рское  иск-во.  Ч.  считал  иск-во
средством преобразования жизни. В своей программной  статье  о  т-ре  он
заявлял: "Сцена та же школа..., сцена должна  направлять  и  воспитывать
народ". По мнению Ч., голос дра-матич. писателя должен  раздаваться  "во
имя освобождения и восстановления порабощенных  человеческих  прав".  Он
требовал, чтобы драматич. лит-ра  давала  сцене  "пьесы  животрепещущие,
взятые из современной жизни", чтобы писатель направлял нац. т-р по  пути
критич.  реализма,   отстаивал   принцип   всестороннего,   углубл„нного
психологич. изображения персонажей драмы. Он писал: "В  положительных  и
отрицательных чертах человеческой природы сокрыто  то  движение  души  и
сердца, к-рое является предметом драмы".
   Ч. поддерживал и направлял творчество выдающихся груз. акт„ров своего
времени, способствовал развитию таланта  В.  Абашидзе,  к-рого  особенно
ценил за способность создавать типич. образы, что, по  мнению  Ч.,  да„т
право  акт„ру  считаться  творцом-художником.   Художеств,   творчество,
организаторская и театрально-критич. деятельность Ч. определили развитие
груз. т-ра по пути критич. реализма, по пути борьбы  за  передовые  идеи
эпохи и способствовали укреплению реалистич. основ акт„рского иск-ва.
   Драм. произв. Ч. и инсценировки его поэмы и  повестей  сохраняются  в
репертуаре сов. т-ров: "Сло манный мост" (1935), "Мать  и  сын"  (1941),
"Человек ли он?"  (1946)  -  Т-р  им.  Марджанишвили;  "Отаро-ва  вдова"
(1952), "Рассказ нищего" (1955) -Т-р  им.  Руставели  и  др.  Выдающиеся
сценич. образы в пост. этих произв. создали груз. акт„ры: В. Годзиашвнли
(Луарсаб Таткаридзе - "Человек ли он?"), А. Васад-зе (Пепиа  -  "Рассказ
нищего"), Т. Чавчавадзе (Ота- рова вдова - о. п.). Творчество Ч. оказало
большое влияние на груз.  сценич.  и  киноиск-во.  По  произв.  Ч.  были
созданы оперы: "Разбойник Како" К. Анд-риашвили (1940), "Мать и сын"  А.
Мачавариани  (1945),  фильмы:  "Отарова  вдова"  (в  заглавной  роли  В.
Анджапаридзе), "Рассказ нищего" и др.
   Соч. (на груз. яз.): "О театре" [Письма, Вступит, ст.  и  примеч.  Н.
Гурабанидзе], Тб., 1955 (Серия "Деятели грузинского театра о сценическом
искусстве").
   Лит.; (на груз. яз.): Гришашвили И.,  Илья  Чавчавадзе  и  грузинский
театр.в кн.: Литературные очерки, Тб., 1952; Абзианидзе  Г.,  Очерки  по
истории грузинской общественной мысли 19 в., Тб.,  1959;  Джибладзе  Г.,
Гачечиладзе А., Очерки по истории грузинской драматургии и театра второй
половины 19 в., Тб., 1963; Джанелидзе  Д.,  Сахиоба.  Театрально-критич.
очерки и статьи, Тб., 1958. Д. Д.
   ЧАВЧАВАДЗЕ, Тамара  Ираклиевна  [р.  16(29).X.  1900]  -  груз.  сов.
актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1943). В 1922, занимаясь в  театр.  студии
А. Н. Па-гава, сыграла роль Лауренсии в спектакле  К.  А.  Марджанишвили
"Фуэнте овехуна"  (Т-р  им.  Руставели).  Темперамент,  эмоциональность,
выразительность  речи,   подч„ркнутая   экспрессия   жестов,   волнующая
патетика, мощная  сила,  отличавшие  исполнение  роли  Лауренсии,  стали
характерной чертой творчества актрисы. Вместе с группой творч.  молод„жи
Ч. приняла активное участие в организации Т-ра под рук. Марджанишвили  в
Кутаиси, работала в этом т-ре в 1928-42 (с 1933 -- Т-р им. Марджанишвили
в Тбилиси), затем снова вернулась в Т-р им. Руставели. С 19u4 работает в
Сухумском т-ре.
   Роли: Саломея (о. п. Уайльда, 1923), Беатриче  Ченчи  (о.  п.  Шелли,
1930), Дарико ("Гурия Ниношвили" по Э. Ни-ношвили, 1934), леди  Мильфорд
("Коварство и  любовь",  1935),  Маргарита  Готье  ("Дама  с  камелиями"
Дюма-сына, 1940), Зейнаб ("Измена" Сумбатова-Южина, 1940), Мать ("Мать и
сын" Чавчавадзе, 1941), Эмилия ("Отелло", 1947), царица Кстеван  (о.  п.
Казбеги, 1948), Гонерилья ("Король Лир", 1948), Васса Жслезнова  (1954),
Иокаста  ("Царь  Эдип"  Софокла,  1956),  Саната  ("Бахтриони"  по  Важа
Пшавела, 1960) и др
   Кипучее жизнелюбие, задор и темперамент характеризовали исполнение Ч.
комедийных  ролей:  Пегин  Майк  ("Герой"  Синга,   1923),   мисс   Педж
("Виндзорские кумушки" Шекспира, 1924), Гултамзе  ("Кваркваре  Тутабери"
Какабадзе, 1929),  Матр„на  ("Коммуна  в  степи"  Кулиша,  1930),  мадам
Сан-Жен (о. п. Сарду, 1940), Диана ("Дура для других,  умная  для  себя"
Лопе де Вега, 1942), Дареджан ("Его звезда" Мосашвили, 1951)  и  др.  Ч.
создала реалистич. образы современниц: Татьяна  ("Разлом",  1928),  Баил
(о. п.  Чиа-нели,  1929),  Оксана  ("Гибель  эскадры",  1934),  Пе-лагея
Ниловна ("Начальник станции" Мосашвили, 1947),  Мать  ("В  добрый  час!"
Розова, 1955) и др.
   С 1926 снималась в кино.
   Лит.: Февральский А., Театр имени Руставели, М., 1959; Г у г у ш в  и
л и Э., Тамара Чавчавадзе, в е„ кн.:
   Театральные портреты, Тб., 1965 (на груз. яз.). Эт. Г.
   ЧАГОВЕЦ, Всеволод Андреевич  (18.11.1877-20  XI  1.1950)-  укр.  сов.
театровед. В 1900 окончил историко-филологич.  ф-т  Киевского  ун-та.  С

Страницы: «« « 2528   2529   2530   2531   2532   2533   2534   2535   2536  2537   2538   2539   2540   2541   2542   2543   2544   2545   2546  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия