Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2528 2529 2530 2531 2532 2533 2534 2535 2536 2537 2538 2539 2540 2541 2542 2543 2544 2545 2546 » »» (1932) и др. Автор книги - "Навстречу новой музыке" ("Toward a new music", N. Y., '1937). Лит.: Chavez C., Catalogue of his works. Wash., 1944; С о w e 1 1 Н., С. Chavez, в кн.: The book of modern composers, N. Y., 1943, p. 441-46; Maye r-S erra O., Musica у musicos de Latino-America, v. 1, Mexico, 1947, p. 278-88. Вл. О. ЧАВЧАВАДЗЕ, Илья Григорьевич [27.Х(8.Х1). 1837, с. Кварели в Кахетии,-ЗО.УП1 (12.1Х).1907, с. Цица-мури]- груз. писатель и общественный деятель. Выразитель идей нац.-освободит, движения в Грузии во 2-й пол. 19 в. Являясь основоположником новой груз. лит-ры, Ч. способствовал возобновлению деятельности проф. груз. т-ра, формированию лит. и театр. критики. в сво„м творчестве выражал идеи рус. революц. демократов. Лит. деятельность начал в 1857. Был редактором периодич. изданий, председателем драм. об-ва. Убит на„мниками царской охранки. Ч. создал первые образцы новой груз. реалистич. социальной драмы. Его драм. творчество отличалось ч„ткой идейной направленностью, боевой публицистич. заостр„нностью, обобщ„нностью типич. характеристик, выразительностью языка. В драм. произв. Ч. "Сцены первых врем„н освобождения крестьян" (1865), в драм. поэме "Несколько картин или случай из жизни разбойника" (1860), "Сваха" (1881, по повести "Человек ли он?", 1859-63), в инсценировках его поэм и повестей нашла яркое отражение борьба крестьянства против помещичьего произвола, борьба за свободу, против колониального гн„та царизма. Большой популярностью на груз. сцене пользовалась драм. поэма "Грузинка-мать" ("Мать и сын"). Это произв., овеянное романтикой, стало основой новой груз. драмы. Знаменательные даты груз. культуры отмечались пост. этой поэмы на сцене. Эстетич. взгляды и театрально-критич. деятельность Ч. оказали огромное влияние на груз. драматургию и акт„рское иск-во. Ч. считал иск-во средством преобразования жизни. В своей программной статье о т-ре он заявлял: "Сцена та же школа..., сцена должна направлять и воспитывать народ". По мнению Ч., голос дра-матич. писателя должен раздаваться "во имя освобождения и восстановления порабощенных человеческих прав". Он требовал, чтобы драматич. лит-ра давала сцене "пьесы животрепещущие, взятые из современной жизни", чтобы писатель направлял нац. т-р по пути критич. реализма, отстаивал принцип всестороннего, углубл„нного психологич. изображения персонажей драмы. Он писал: "В положительных и отрицательных чертах человеческой природы сокрыто то движение души и сердца, к-рое является предметом драмы". Ч. поддерживал и направлял творчество выдающихся груз. акт„ров своего времени, способствовал развитию таланта В. Абашидзе, к-рого особенно ценил за способность создавать типич. образы, что, по мнению Ч., да„т право акт„ру считаться творцом-художником. Художеств, творчество, организаторская и театрально-критич. деятельность Ч. определили развитие груз. т-ра по пути критич. реализма, по пути борьбы за передовые идеи эпохи и способствовали укреплению реалистич. основ акт„рского иск-ва. Драм. произв. Ч. и инсценировки его поэмы и повестей сохраняются в репертуаре сов. т-ров: "Сло манный мост" (1935), "Мать и сын" (1941), "Человек ли он?" (1946) - Т-р им. Марджанишвили; "Отаро-ва вдова" (1952), "Рассказ нищего" (1955) -Т-р им. Руставели и др. Выдающиеся сценич. образы в пост. этих произв. создали груз. акт„ры: В. Годзиашвнли (Луарсаб Таткаридзе - "Человек ли он?"), А. Васад-зе (Пепиа - "Рассказ нищего"), Т. Чавчавадзе (Ота- рова вдова - о. п.). Творчество Ч. оказало большое влияние на груз. сценич. и киноиск-во. По произв. Ч. были созданы оперы: "Разбойник Како" К. Анд-риашвили (1940), "Мать и сын" А. Мачавариани (1945), фильмы: "Отарова вдова" (в заглавной роли В. Анджапаридзе), "Рассказ нищего" и др. Соч. (на груз. яз.): "О театре" [Письма, Вступит, ст. и примеч. Н. Гурабанидзе], Тб., 1955 (Серия "Деятели грузинского театра о сценическом искусстве"). Лит.; (на груз. яз.): Гришашвили И., Илья Чавчавадзе и грузинский театр.в кн.: Литературные очерки, Тб., 1952; Абзианидзе Г., Очерки по истории грузинской общественной мысли 19 в., Тб., 1959; Джибладзе Г., Гачечиладзе А., Очерки по истории грузинской драматургии и театра второй половины 19 в., Тб., 1963; Джанелидзе Д., Сахиоба. Театрально-критич. очерки и статьи, Тб., 1958. Д. Д. ЧАВЧАВАДЗЕ, Тамара Ираклиевна [р. 16(29).X. 1900] - груз. сов. актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1943). В 1922, занимаясь в театр. студии А. Н. Па-гава, сыграла роль Лауренсии в спектакле К. А. Марджанишвили "Фуэнте овехуна" (Т-р им. Руставели). Темперамент, эмоциональность, выразительность речи, подч„ркнутая экспрессия жестов, волнующая патетика, мощная сила, отличавшие исполнение роли Лауренсии, стали характерной чертой творчества актрисы. Вместе с группой творч. молод„жи Ч. приняла активное участие в организации Т-ра под рук. Марджанишвили в Кутаиси, работала в этом т-ре в 1928-42 (с 1933 -- Т-р им. Марджанишвили в Тбилиси), затем снова вернулась в Т-р им. Руставели. С 19u4 работает в Сухумском т-ре. Роли: Саломея (о. п. Уайльда, 1923), Беатриче Ченчи (о. п. Шелли, 1930), Дарико ("Гурия Ниношвили" по Э. Ни-ношвили, 1934), леди Мильфорд ("Коварство и любовь", 1935), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына, 1940), Зейнаб ("Измена" Сумбатова-Южина, 1940), Мать ("Мать и сын" Чавчавадзе, 1941), Эмилия ("Отелло", 1947), царица Кстеван (о. п. Казбеги, 1948), Гонерилья ("Король Лир", 1948), Васса Жслезнова (1954), Иокаста ("Царь Эдип" Софокла, 1956), Саната ("Бахтриони" по Важа Пшавела, 1960) и др Кипучее жизнелюбие, задор и темперамент характеризовали исполнение Ч. комедийных ролей: Пегин Майк ("Герой" Синга, 1923), мисс Педж ("Виндзорские кумушки" Шекспира, 1924), Гултамзе ("Кваркваре Тутабери" Какабадзе, 1929), Матр„на ("Коммуна в степи" Кулиша, 1930), мадам Сан-Жен (о. п. Сарду, 1940), Диана ("Дура для других, умная для себя" Лопе де Вега, 1942), Дареджан ("Его звезда" Мосашвили, 1951) и др. Ч. создала реалистич. образы современниц: Татьяна ("Разлом", 1928), Баил (о. п. Чиа-нели, 1929), Оксана ("Гибель эскадры", 1934), Пе-лагея Ниловна ("Начальник станции" Мосашвили, 1947), Мать ("В добрый час!" Розова, 1955) и др. С 1926 снималась в кино. Лит.: Февральский А., Театр имени Руставели, М., 1959; Г у г у ш в и л и Э., Тамара Чавчавадзе, в е„ кн.: Театральные портреты, Тб., 1965 (на груз. яз.). Эт. Г. ЧАГОВЕЦ, Всеволод Андреевич (18.11.1877-20 XI 1.1950)- укр. сов. театровед. В 1900 окончил историко-филологич. ф-т Киевского ун-та. С Страницы: «« « 2528 2529 2530 2531 2532 2533 2534 2535 2536 2537 2538 2539 2540 2541 2542 2543 2544 2545 2546 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |