|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2528 2529 2530 2531 2532 2533 2534 2535 2536 2537 2538 2539 2540 2541 2542 2543 2544 2545 2546 » »» (1932) и др. Автор книги - "Навстречу новой музыке" ("Toward a new
music", N. Y., '1937).
Лит.: Chavez C., Catalogue of his works. Wash., 1944;
С о w e 1 1 Н., С. Chavez, в кн.: The book of modern composers, N.
Y., 1943, p. 441-46; Maye r-S erra O., Musica у musicos de
Latino-America, v. 1, Mexico, 1947, p. 278-88. Вл. О.
ЧАВЧАВАДЗЕ, Илья Григорьевич [27.Х(8.Х1). 1837, с. Кварели в
Кахетии,-ЗО.УП1 (12.1Х).1907, с. Цица-мури]- груз. писатель и
общественный деятель. Выразитель идей нац.-освободит, движения в Грузии
во 2-й пол. 19 в. Являясь основоположником новой груз. лит-ры, Ч.
способствовал возобновлению деятельности проф. груз. т-ра, формированию
лит. и театр. критики. в сво„м творчестве выражал идеи рус. революц.
демократов. Лит. деятельность начал в 1857. Был редактором периодич.
изданий, председателем драм. об-ва. Убит на„мниками царской охранки.
Ч. создал первые образцы новой груз. реалистич. социальной драмы. Его
драм. творчество отличалось ч„ткой идейной направленностью, боевой
публицистич. заостр„нностью, обобщ„нностью типич. характеристик,
выразительностью языка. В драм. произв. Ч. "Сцены первых врем„н
освобождения крестьян" (1865), в драм. поэме "Несколько картин или
случай из жизни разбойника" (1860), "Сваха" (1881, по повести "Человек
ли он?", 1859-63), в инсценировках его поэм и повестей нашла яркое
отражение борьба крестьянства против помещичьего произвола, борьба за
свободу, против колониального гн„та царизма. Большой популярностью на
груз. сцене пользовалась драм. поэма "Грузинка-мать" ("Мать и сын"). Это
произв., овеянное романтикой, стало основой новой груз. драмы.
Знаменательные даты груз. культуры отмечались пост. этой поэмы на сцене.
Эстетич. взгляды и театрально-критич. деятельность Ч. оказали огромное
влияние на груз. драматургию и акт„рское иск-во. Ч. считал иск-во
средством преобразования жизни. В своей программной статье о т-ре он
заявлял: "Сцена та же школа..., сцена должна направлять и воспитывать
народ". По мнению Ч., голос дра-матич. писателя должен раздаваться "во
имя освобождения и восстановления порабощенных человеческих прав". Он
требовал, чтобы драматич. лит-ра давала сцене "пьесы животрепещущие,
взятые из современной жизни", чтобы писатель направлял нац. т-р по пути
критич. реализма, отстаивал принцип всестороннего, углубл„нного
психологич. изображения персонажей драмы. Он писал: "В положительных и
отрицательных чертах человеческой природы сокрыто то движение души и
сердца, к-рое является предметом драмы".
Ч. поддерживал и направлял творчество выдающихся груз. акт„ров своего
времени, способствовал развитию таланта В. Абашидзе, к-рого особенно
ценил за способность создавать типич. образы, что, по мнению Ч., да„т
право акт„ру считаться творцом-художником. Художеств, творчество,
организаторская и театрально-критич. деятельность Ч. определили развитие
груз. т-ра по пути критич. реализма, по пути борьбы за передовые идеи
эпохи и способствовали укреплению реалистич. основ акт„рского иск-ва.
Драм. произв. Ч. и инсценировки его поэмы и повестей сохраняются в
репертуаре сов. т-ров: "Сло манный мост" (1935), "Мать и сын" (1941),
"Человек ли он?" (1946) - Т-р им. Марджанишвили; "Отаро-ва вдова"
(1952), "Рассказ нищего" (1955) -Т-р им. Руставели и др. Выдающиеся
сценич. образы в пост. этих произв. создали груз. акт„ры: В. Годзиашвнли
(Луарсаб Таткаридзе - "Человек ли он?"), А. Васад-зе (Пепиа - "Рассказ
нищего"), Т. Чавчавадзе (Ота- рова вдова - о. п.). Творчество Ч. оказало
большое влияние на груз. сценич. и киноиск-во. По произв. Ч. были
созданы оперы: "Разбойник Како" К. Анд-риашвили (1940), "Мать и сын" А.
Мачавариани (1945), фильмы: "Отарова вдова" (в заглавной роли В.
Анджапаридзе), "Рассказ нищего" и др.
Соч. (на груз. яз.): "О театре" [Письма, Вступит, ст. и примеч. Н.
Гурабанидзе], Тб., 1955 (Серия "Деятели грузинского театра о сценическом
искусстве").
Лит.; (на груз. яз.): Гришашвили И., Илья Чавчавадзе и грузинский
театр.в кн.: Литературные очерки, Тб., 1952; Абзианидзе Г., Очерки по
истории грузинской общественной мысли 19 в., Тб., 1959; Джибладзе Г.,
Гачечиладзе А., Очерки по истории грузинской драматургии и театра второй
половины 19 в., Тб., 1963; Джанелидзе Д., Сахиоба. Театрально-критич.
очерки и статьи, Тб., 1958. Д. Д.
ЧАВЧАВАДЗЕ, Тамара Ираклиевна [р. 16(29).X. 1900] - груз. сов.
актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1943). В 1922, занимаясь в театр. студии
А. Н. Па-гава, сыграла роль Лауренсии в спектакле К. А. Марджанишвили
"Фуэнте овехуна" (Т-р им. Руставели). Темперамент, эмоциональность,
выразительность речи, подч„ркнутая экспрессия жестов, волнующая
патетика, мощная сила, отличавшие исполнение роли Лауренсии, стали
характерной чертой творчества актрисы. Вместе с группой творч. молод„жи
Ч. приняла активное участие в организации Т-ра под рук. Марджанишвили в
Кутаиси, работала в этом т-ре в 1928-42 (с 1933 -- Т-р им. Марджанишвили
в Тбилиси), затем снова вернулась в Т-р им. Руставели. С 19u4 работает в
Сухумском т-ре.
Роли: Саломея (о. п. Уайльда, 1923), Беатриче Ченчи (о. п. Шелли,
1930), Дарико ("Гурия Ниношвили" по Э. Ни-ношвили, 1934), леди Мильфорд
("Коварство и любовь", 1935), Маргарита Готье ("Дама с камелиями"
Дюма-сына, 1940), Зейнаб ("Измена" Сумбатова-Южина, 1940), Мать ("Мать и
сын" Чавчавадзе, 1941), Эмилия ("Отелло", 1947), царица Кстеван (о. п.
Казбеги, 1948), Гонерилья ("Король Лир", 1948), Васса Жслезнова (1954),
Иокаста ("Царь Эдип" Софокла, 1956), Саната ("Бахтриони" по Важа
Пшавела, 1960) и др
Кипучее жизнелюбие, задор и темперамент характеризовали исполнение Ч.
комедийных ролей: Пегин Майк ("Герой" Синга, 1923), мисс Педж
("Виндзорские кумушки" Шекспира, 1924), Гултамзе ("Кваркваре Тутабери"
Какабадзе, 1929), Матр„на ("Коммуна в степи" Кулиша, 1930), мадам
Сан-Жен (о. п. Сарду, 1940), Диана ("Дура для других, умная для себя"
Лопе де Вега, 1942), Дареджан ("Его звезда" Мосашвили, 1951) и др. Ч.
создала реалистич. образы современниц: Татьяна ("Разлом", 1928), Баил
(о. п. Чиа-нели, 1929), Оксана ("Гибель эскадры", 1934), Пе-лагея
Ниловна ("Начальник станции" Мосашвили, 1947), Мать ("В добрый час!"
Розова, 1955) и др.
С 1926 снималась в кино.
Лит.: Февральский А., Театр имени Руставели, М., 1959; Г у г у ш в и
л и Э., Тамара Чавчавадзе, в е„ кн.:
Театральные портреты, Тб., 1965 (на груз. яз.). Эт. Г.
ЧАГОВЕЦ, Всеволод Андреевич (18.11.1877-20 XI 1.1950)- укр. сов.
театровед. В 1900 окончил историко-филологич. ф-т Киевского ун-та. С
Страницы: «« « 2528 2529 2530 2531 2532 2533 2534 2535 2536 2537 2538 2539 2540 2541 2542 2543 2544 2545 2546 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |