Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2527   2528   2529   2530   2531   2532   2533   2534   2535  2536   2537   2538   2539   2540   2541   2542   2543   2544   2545  » »»

дерзновенным  зажигательным  темпераментом.  Артист   обладает   редкими
природными данными, богатейшим арсеналом выразительных средств  (прыжок,
вращение и др.).  Иск-во  его  торжественно,  празднично,  заразительно,
танец глубоко осмыслен, логически заверш„н.  Волевые,  пылкие  герои  Ч.
совершали подвиг во имя прекрасного:  лучезарный  Базиль  ("Дон  Кихот",
1930), романтич. Альберт ("Жизель", 1932) и Зигфрид ("Лебединое  озеро",
1933),  отважный  Жером.   ("Пламя   Парижа",   1932),   темпераментные,
мужественные  Джорджи  ("Сердце  гор"  Баланчивадзе,   1938),   Фрондосо
("Лауренсия", 1939), пламенный Андрий ("Тарас Бульба"  Соловь„ва-Седого,
1940) и др. Все эти образы были созданы Ч. на сцене Т-ра оперы и  балета
им. Кирова. Здесь же  Ч.  осуществил  постановки  балетов  "Сердце  гор"
(1938) и "Лауренсия" (1939).
   С 1941 Ч.-  ведущий  танцовщик  и  художеств.  руководитель  балетной
труппы Т-ра оперы и балета им. Палиашвили  (Тбилиси).  Здесь  он  создал
балетные спектакли на  муз.  груз.  и  др.  композиторов:  "Сердце  гор"
(1941); "Синатле" Г. Киладзе (1947; Гос. пр.  СССР,  1948),  "Лауренсия"
(1948); "Горда" (1950; Гос. пр. СССР, 1951) и "За мир"  (1953)  Торадзе,
"Отелло" М а -чавариани (1957), "Демон"  Цинцадзе  (1961),  "Болеро"  на
муз. Равеля (1962) и др. Выступал в этих балетах и как  исполнитель  гл.
партий (Джорджи, Автандил,  Фрондосо,  Горда,  Соколов,  Отелло,  Демон,
Кабальеро).  На  основе  сочетания  реалистических   традиций   балетной
классики  с  груз.  танц.  искусством  Ч.   создал   особый   вид   нац.
классического балета. В партии Отелло Ч. талантливо сочетал  действенный
танец  с  пантомимой,  стремился  передать  глубину  мыслей   и   чувств
шекспировской трагедии, прославляя очищающую силу любви.  За  исполнение
партии и пост. балета "Отелло" Ч. был удостоен Ленинской пр. (1958).
   Др.  пост.:  "Вальпургиева  ночь"  (танцы  в  опере  "Фауст",  1942),
"Шопениана" (1942), "Жизель" (1942), "Дон  Кихот"  (1943),  "Эсмеральда"
(1944), "Лебединое озеро" (1945), опера "Непрошенные гости" Букия (1950)
и др.
   Ч. вед„т педагогич. работу в Тбилисской хореографич. студии (с 1950 -
художеств.  руководитель);  с  1965  -  руководитель   балетмейстерского
отделения Театр. ин-та им. Руставели (Тбилиси). Выступал как сценарист и
постановщик хореографич. фильмов "Мастера грузинского балета"  (1955)  и
"Отелло" (I960). Гос.  пр.  СССР  за  выдающиеся  достижения  в  области
хореографич. иск-ва (1941).
   Гастролировал в США (1933, 1934, 1964), Италии (1934), Иране  (1942),
в странах Лат. Америки (1958), Австрии (1958) и др.
   Лит.: Красовская В., Вахтанг Чабукиани, [2 изд. J, Л.-М., 1960; К р и
г е р В., Вахтанг Чабукиани, М., I960;
   Х у ч у а П., Балет "Отелло", Тб., 1958; на груз.  яз.-  Буртикашвили
А. Н., Чародей танца..., Тб., 19(i0, ГугушвилиЭ., Вахтанг  Чабукиани,  в
кн.: Театральные портреты, Тб., 1965. Эт. Г.
   ЧАБУКИАНИ, Тамара Михайловна [р. 5(18).  VIII.  1907]  -  груз.  сов.
артистка балета. Нар. арт. Груз.
   ССР (1950). Сестра Вахтанга Михайловича Ч. В 1923  окончила  балетную
школу при Тбилисском т-ре оперы и балета (ученица М. И. Перини). С  1921
выступала на сцене этого т-ра.  В  1930  совершенствовалась  в  Ленингр.
хореографич. уч-ще. С 1936 - ведущая солистка Т-ра оперы  и  балета  им.
Палиашвили.  Танец  Ч.   академически   строг,   для   него   характерны
величавость,    эпическая    стройность    и    динамика.     С     1961
-балетмейстер-репетитор Т-ра оперы и балета им. Палиашвили.
   Партии: Мерседес ("Дон Кихот"), Испанский танец ("Лебединое  озеро").
Осетинский  танец  ("Сердце  гор"  Баланчи-вадзе),   Восточная   девушка
("Синатле" Г. Киладзе), танцы лекури и алалме ("Горда"  Торадзе)  и  др.
Эт. Г.
   ЧАВАЙН (наст. фам.- Григорьев), Сергей Григорьевич (6. X.I  888-1942)
- марийский поэт и  драматург.  В  1908  окончил  Казанскую  учительскую
семинарию. Лит. деятельность начал в 1908. В 1912 написал  пьесу  "Дикая
утка" -  сатиру  на  царских  чиновников.  После  Октябрьской  революции
написал для 1-го сов. передвижного т-ра народа мари пьесы:
   "Автономия"  (1920),  "Солнце  восходит,  ч„рные  тучи  рассеиваются"
(1921), посв. революции, гражд. войне. В Марийской  театр.  студии  были
пост. пьесы Ч.: "Ямблатов мост"  (1927),  муз.  драма  "Пасека"  (1928),
"Кугуяр" (1929) - революц. драма о событиях 1905 и  др.  Ч.  принадлежат
пьесы: "Живая вода" о новой колхозной  деревне  (1930,  Марийский  т-р),
"Лесозавод" о клас. борьбе в  период  коллективизации  (1932,  там  же),
"Марийская рота" (1934, там  же)  о  защите  Казани  от  белогвардейцев;
"Акпатыр" - историко-революц.  драма  об  участии  марийского  народа  в
Крестьянской войне под предводительством Пугач„ва (1935,там  же);  "Свет
монеты" (1936, там же)- комедия по мотивам марийских нар. поверий;  "Лес
шумит" о событиях революции 1905; "Сторубл„вый калым" (1927) -  комедия,
высмеивающая бурж. предрассудки, быт. Перев„л  на  марийский  яз.  пьесы
"Женитьба", "Гроза", "Доходное место". А. Ив.
   ЧАВДАР, Елизавета Ивановна (р. 23. II. 1925)  -  укр.  сов.  артистка
оперы  (лирико-колоратурное  сопрано).  Нар.  арт.  СССР   (1952).   Чл.
Коммунистич. партии с  1953.  В  1948  окончила  Одесскую  консерваторию
(класс О. Н. Аслановой). С 1948 -  солистка  Т-ра  оперы  и  балета  им.
Шевченко (Киев). Голос Ч. отличается л„гкостью, подвижностью, богатством
тембров,  широкой  кантиленой,   ровно   звучит   во   всех   регистрах.
Артистической индивидуальности Ч. ближе всего лирич. образы.
   Партии: Марильца ("Тарас Бульба" Лысенко), Ярына, Оксана  ("Арсенал",
"Тарас Шевченко" Майбороды), Марфа, царевна Лебедь  ("Царская  невеста",
"Сказка о царе Салтане" Римского-Корса-кова), Антонида ("Иван Сусанин"),
Людмила,  Розина,  Лакме,  Виолетта;  Лючия   ("Лючия   ди   Ламмер-мур"
Доницетти), Мюзетта ("Богема" Пуччини) и др.
   Выступает как камерная певица. Гастролировала во многих городах СССР,
Австрии, Венгрии, Чехословакии, Индии, КНР и др. стран.
   Лит.: Кириченко Т. О., Елизавета 1вашвна Чав-дар. К.,  1958;  Кауфман
Л. С., Елизавета Ивановна Чавдар, К., 1960. Ек Л
   ЧАВЕС (Chavez), Карлос  (р.  13.  VI.  1899)  -  мекс.  композитор  п
дириж„р. Музыке учился у М. Понсе. Уже ранние соч. Ч. отмечены  яркостью
нац. колорита - балеты "Новый огонь" (1921) из жизни ацтеков  и  "Четыре
стихии" (1922) на индейский сюжет. Увлечение конструктивизмом проявилось
в балете "HP" (англ.  Horse  power-лошадиная  сила,  1932,  Филадельфия,
дириж„р Л. Стоковский). Возглавлял Нац. консерваторию (1928-52) и  симф.
оркестр (1928-48) в  Мехико;  устраивал  концерты  для  рабочих;  изучал
фольклор; выступал как муз. критик. Среди многочисл. произв.  Ч.-  балет
"Дочь Колхиды" (пост. в Нью-Йорке  под  назв.  "Т„мная  поляна",  1946),
опера "Панфило и Лауретта" (1957), музыка к  трагедии  "Антигона"  Кокто

Страницы: «« « 2527   2528   2529   2530   2531   2532   2533   2534   2535  2536   2537   2538   2539   2540   2541   2542   2543   2544   2545  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия