Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2527 2528 2529 2530 2531 2532 2533 2534 2535 2536 2537 2538 2539 2540 2541 2542 2543 2544 2545 » »» дерзновенным зажигательным темпераментом. Артист обладает редкими природными данными, богатейшим арсеналом выразительных средств (прыжок, вращение и др.). Иск-во его торжественно, празднично, заразительно, танец глубоко осмыслен, логически заверш„н. Волевые, пылкие герои Ч. совершали подвиг во имя прекрасного: лучезарный Базиль ("Дон Кихот", 1930), романтич. Альберт ("Жизель", 1932) и Зигфрид ("Лебединое озеро", 1933), отважный Жером. ("Пламя Парижа", 1932), темпераментные, мужественные Джорджи ("Сердце гор" Баланчивадзе, 1938), Фрондосо ("Лауренсия", 1939), пламенный Андрий ("Тарас Бульба" Соловь„ва-Седого, 1940) и др. Все эти образы были созданы Ч. на сцене Т-ра оперы и балета им. Кирова. Здесь же Ч. осуществил постановки балетов "Сердце гор" (1938) и "Лауренсия" (1939). С 1941 Ч.- ведущий танцовщик и художеств. руководитель балетной труппы Т-ра оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси). Здесь он создал балетные спектакли на муз. груз. и др. композиторов: "Сердце гор" (1941); "Синатле" Г. Киладзе (1947; Гос. пр. СССР, 1948), "Лауренсия" (1948); "Горда" (1950; Гос. пр. СССР, 1951) и "За мир" (1953) Торадзе, "Отелло" М а -чавариани (1957), "Демон" Цинцадзе (1961), "Болеро" на муз. Равеля (1962) и др. Выступал в этих балетах и как исполнитель гл. партий (Джорджи, Автандил, Фрондосо, Горда, Соколов, Отелло, Демон, Кабальеро). На основе сочетания реалистических традиций балетной классики с груз. танц. искусством Ч. создал особый вид нац. классического балета. В партии Отелло Ч. талантливо сочетал действенный танец с пантомимой, стремился передать глубину мыслей и чувств шекспировской трагедии, прославляя очищающую силу любви. За исполнение партии и пост. балета "Отелло" Ч. был удостоен Ленинской пр. (1958). Др. пост.: "Вальпургиева ночь" (танцы в опере "Фауст", 1942), "Шопениана" (1942), "Жизель" (1942), "Дон Кихот" (1943), "Эсмеральда" (1944), "Лебединое озеро" (1945), опера "Непрошенные гости" Букия (1950) и др. Ч. вед„т педагогич. работу в Тбилисской хореографич. студии (с 1950 - художеств. руководитель); с 1965 - руководитель балетмейстерского отделения Театр. ин-та им. Руставели (Тбилиси). Выступал как сценарист и постановщик хореографич. фильмов "Мастера грузинского балета" (1955) и "Отелло" (I960). Гос. пр. СССР за выдающиеся достижения в области хореографич. иск-ва (1941). Гастролировал в США (1933, 1934, 1964), Италии (1934), Иране (1942), в странах Лат. Америки (1958), Австрии (1958) и др. Лит.: Красовская В., Вахтанг Чабукиани, [2 изд. J, Л.-М., 1960; К р и г е р В., Вахтанг Чабукиани, М., I960; Х у ч у а П., Балет "Отелло", Тб., 1958; на груз. яз.- Буртикашвили А. Н., Чародей танца..., Тб., 19(i0, ГугушвилиЭ., Вахтанг Чабукиани, в кн.: Театральные портреты, Тб., 1965. Эт. Г. ЧАБУКИАНИ, Тамара Михайловна [р. 5(18). VIII. 1907] - груз. сов. артистка балета. Нар. арт. Груз. ССР (1950). Сестра Вахтанга Михайловича Ч. В 1923 окончила балетную школу при Тбилисском т-ре оперы и балета (ученица М. И. Перини). С 1921 выступала на сцене этого т-ра. В 1930 совершенствовалась в Ленингр. хореографич. уч-ще. С 1936 - ведущая солистка Т-ра оперы и балета им. Палиашвили. Танец Ч. академически строг, для него характерны величавость, эпическая стройность и динамика. С 1961 -балетмейстер-репетитор Т-ра оперы и балета им. Палиашвили. Партии: Мерседес ("Дон Кихот"), Испанский танец ("Лебединое озеро"). Осетинский танец ("Сердце гор" Баланчи-вадзе), Восточная девушка ("Синатле" Г. Киладзе), танцы лекури и алалме ("Горда" Торадзе) и др. Эт. Г. ЧАВАЙН (наст. фам.- Григорьев), Сергей Григорьевич (6. X.I 888-1942) - марийский поэт и драматург. В 1908 окончил Казанскую учительскую семинарию. Лит. деятельность начал в 1908. В 1912 написал пьесу "Дикая утка" - сатиру на царских чиновников. После Октябрьской революции написал для 1-го сов. передвижного т-ра народа мари пьесы: "Автономия" (1920), "Солнце восходит, ч„рные тучи рассеиваются" (1921), посв. революции, гражд. войне. В Марийской театр. студии были пост. пьесы Ч.: "Ямблатов мост" (1927), муз. драма "Пасека" (1928), "Кугуяр" (1929) - революц. драма о событиях 1905 и др. Ч. принадлежат пьесы: "Живая вода" о новой колхозной деревне (1930, Марийский т-р), "Лесозавод" о клас. борьбе в период коллективизации (1932, там же), "Марийская рота" (1934, там же) о защите Казани от белогвардейцев; "Акпатыр" - историко-революц. драма об участии марийского народа в Крестьянской войне под предводительством Пугач„ва (1935,там же); "Свет монеты" (1936, там же)- комедия по мотивам марийских нар. поверий; "Лес шумит" о событиях революции 1905; "Сторубл„вый калым" (1927) - комедия, высмеивающая бурж. предрассудки, быт. Перев„л на марийский яз. пьесы "Женитьба", "Гроза", "Доходное место". А. Ив. ЧАВДАР, Елизавета Ивановна (р. 23. II. 1925) - укр. сов. артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1952). Чл. Коммунистич. партии с 1953. В 1948 окончила Одесскую консерваторию (класс О. Н. Аслановой). С 1948 - солистка Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев). Голос Ч. отличается л„гкостью, подвижностью, богатством тембров, широкой кантиленой, ровно звучит во всех регистрах. Артистической индивидуальности Ч. ближе всего лирич. образы. Партии: Марильца ("Тарас Бульба" Лысенко), Ярына, Оксана ("Арсенал", "Тарас Шевченко" Майбороды), Марфа, царевна Лебедь ("Царская невеста", "Сказка о царе Салтане" Римского-Корса-кова), Антонида ("Иван Сусанин"), Людмила, Розина, Лакме, Виолетта; Лючия ("Лючия ди Ламмер-мур" Доницетти), Мюзетта ("Богема" Пуччини) и др. Выступает как камерная певица. Гастролировала во многих городах СССР, Австрии, Венгрии, Чехословакии, Индии, КНР и др. стран. Лит.: Кириченко Т. О., Елизавета 1вашвна Чав-дар. К., 1958; Кауфман Л. С., Елизавета Ивановна Чавдар, К., 1960. Ек Л ЧАВЕС (Chavez), Карлос (р. 13. VI. 1899) - мекс. композитор п дириж„р. Музыке учился у М. Понсе. Уже ранние соч. Ч. отмечены яркостью нац. колорита - балеты "Новый огонь" (1921) из жизни ацтеков и "Четыре стихии" (1922) на индейский сюжет. Увлечение конструктивизмом проявилось в балете "HP" (англ. Horse power-лошадиная сила, 1932, Филадельфия, дириж„р Л. Стоковский). Возглавлял Нац. консерваторию (1928-52) и симф. оркестр (1928-48) в Мехико; устраивал концерты для рабочих; изучал фольклор; выступал как муз. критик. Среди многочисл. произв. Ч.- балет "Дочь Колхиды" (пост. в Нью-Йорке под назв. "Т„мная поляна", 1946), опера "Панфило и Лауретта" (1957), музыка к трагедии "Антигона" Кокто Страницы: «« « 2527 2528 2529 2530 2531 2532 2533 2534 2535 2536 2537 2538 2539 2540 2541 2542 2543 2544 2545 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |