|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2504 2505 2506 2507 2508 2509 2510 2511 2512 2513 2514 2515 2516 2517 2518 2519 2520 2521 2522 » »» т-рах Харькова, Киева, Днепропетровска. В 1939-46 -гл. художник
Харьковского рус. т-ра. Декорации Ц. создают психологич. атмосферу
спектакля, отличаются конструктивной ч„ткостью, стилевой заверш„нностью.
Оформил спектакли: "Мятеж" (1928); "Диктатура" Микитенко (1929),
"Последние" (1937) - Т-р им. Франко; "Русские люди" (1942), "Фронт"
(1943), "Кремл„вские куранты" (1944) - Харьковский рус. т-р; "Наймычка"
(1945) - Харьковский т-р оперы и балета. А. Др.
ЦАР‚В, Михаил Иванович [р. 18.ХЦ1.ХП). 1903]-рус. сов. акт„р. Нар.
арт. СССР (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1949. В 1919-21 учился в
Школе рус. драмы в Петрограде (класс Ю. М. Юрьева). Ещ„ студентом (в
1920) вступил в труппу Петрогр. Большого драматич. т-ра, где работал до
1923.В 1923-24-акт„р Василеостровского театра, 'в 1924-25 - Моск. т-ра
"Комедия" (б. Т-р Корша); затем работал в театрах Махачкалы, Казани,
Симферополя. В 1931-33-акт„р Ленингр.ака-демич. т-ра драмы, в
19331937-Т-ра им. Мейерхольда (играл Армана Дюваля-"Дама с камелиями"
Дюма-сына). В 1937 вступил в труппу Малого т-ра.
В творчестве Ц. нашли развитие романтич., героич. традиции рус.
акт„рского иск-ва. Он созда„т крупные, сильные сценич. характеры, образы
людей прямых и непосредственных в выражении своих чувств. Через всю
творч. жизнь Ц. прошла работа над ролью Чацкого, сыгранной акт„ром в
спектаклях ленингр. Василеостровского т-ра, Т-ра им. Мейерхольда, Малого
т-ра (этот спектакль был также экранизирован как фильм-спектакль). В
роли Чацкого выразились присущие иск-ву Ц. гражданственность,
публицистичность. Он наделил своего героя глубокой человечностью,
душевной широтой, раскрывал в образе Чацкого тему "нетерпимости к
несправедливости". Исполнение этой роли отличала присущая Ц. высокая
культура сценич. речи. Среди лучших ролей Ц.: Ф„дор Протасов ("Живой
труп", 1951), Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты", 1939),
Жадов (1948); Иванов (о. п. Чехова, 1960). Одна из любимых ролей акт„ра
- Арбенин ("Маскарад", 1962), в исполнении к-рой акт„р передал трагедию
безверия, гневно обличал лживое светское общество.
Образы мужественных, сильных людей созданы Ц. в совр. репертуаре:
Огнев и Ромодан ("Фронт", 1942, и "Крылья", 1955, Корнейчука), Боровский
("За тех, кто в море!" Лаврен„ва, 1947, Гос. пр. СССР, 1947), Смит
("Русский вопрос", 1947). Наряду с ролями, выражающими романтико-героич.
начало, в репертуаре
Ц. есть роли комедийно-характерные, обнаруживающие склонность акт„ра
к мягкому юмору и остро сати-рич. обличению: полковник Ростанев ("Село
Степан-чиково" по Достоевскому, 1957), дон Сезар де Базан ("Рюи Блаз"
Гюго, 1949), профессор Хиггинс ("Пигмалион" Шоу, 1943). Многогранность
таланта Ц. определила создание таких разл. сценич. образов, как тра-гич.
Макбет (1955) и сатирич. Фамусов (1963). В образе шекспировского героя
Ц. акцентировал беспощадную энергию, храбрость, изощр„нное лицемерие; во
внешне обаятельном хлопотуне Фамусове раскрывал облик реакционера,
сплетника, бюрократа.
Ц. прида„т большое значение выразит, речевой характеристике образов.
Он выступает с концертными программами, читает, произв. Пушкина и
Лермонтова, Тютчева и Есенина и др. Снимается в кино.
В 1950-63 - директор Малого т-ра. С 1935 вед„т преподавательскую
работу, сначала в школе при Т-ре им. Мейерхольда, с 1941- в Театр. уч-ще
им. Щепкина (профессор с 1962). Ц.- председатель Совета Всероссийского
театр. об-ва (ВТО). Президент сов. Нац. центра Междунар. ин-та т-ра.
Др. роли: Ал„ша ("Дети Ванюшина" Найд„нова, 1926), Фердинанд; князь
Пожарский (о. п. Крюковского, 1932), Незнамов (1939); Уриэль Акоста (о.
п. Гуцкова, 1940), Шарль Гранде ("Евгения Гранде" по Бальзаку, 1 939),
Пушкин ("Наш современник" Паустовского, 1949), Батура ("Калиновая роща"
Корнейчука, 1950), принц Гонзаго ("Эмилия Галотти" Лессинга, 1953), мэр
Оурден ("Луна зашла" Стейнбека, 1963), Вожак ("Оптимистическая
трагедия", 1967).
Лит.: Филиппов В л., М. И. Цар„в в роли Феди Протасова, в кн.:
Ежегодник Малого т-ра, 1953-54, M., 1956; Зубков Ю., Михаил Цар„в,
"Театр", 1961, .N" 11;
Велихов E., Верный рыцарь слова, там же, 1964, Vo 3;
Жаров М., Артист, поэзия, время, там же, 1966, A9 2.
А О "ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА" - опера Н. А. Римского-Корсакова, либр.
композитора и И. Ф. Тюменева по одноим. драме Л. А. Мея. Пост. 22 окт.
1899, Москва, Товарищество частной оперы (дириж„р Ипполитов-Иванов, реж.
Шкафер, худ. Врубель; Собакин - Мутин, Марфа - Забела-Врубель, Грязной -
Шевел„в, Малюта Скуратов - Тарасов, Лыков - Секар-Рожанский, Любаша -
Ростовцева, Бомелий - Шкафер, Сабурова - Гладкая, Дуняша - Страхова); 30
окт. 1901, Петербург, Мариинский т-р (дириж„р Направник и Блуменфельд,
худ. Иванов и Ламбин; Собакин - Сибиряков, Марфа - Больска, Грязной -
Тартаков, Малюта -Антоновский, Лыков - Орешкевич, Любаша - Славина,
Бомелий - Даверин-Кравченко, Сабурова - Гладкая); 1916, Большой т-р
(дириж„р Купер, пост. Оленина, худ. Коровин, Голова, Дьячков; Собакин -
В. Петров, Марфа - Нежданова, Грязной - Савранский, Малюта - Цесевич,
Лыков - Куржиямский, Любаша - Павлова, Бомелий - Эрнст, Дуняша -
Антарова).
На сов. сцене пост. 24 ноября 1922, Москва, Оперный т-р Зимина
(дириж„р Ипполитов-Иванов, реж. Званцев; Собакин - Пирогов, Марфа -
Баратова, Грязной - Головин, Любаша - Петрова-Званцева, Лыков -
Лабинский); 1924, Ленингр. т-р оперы и балета (позднее Т-р оперы и
балета им.
Кирова) (дириж„р Самосуд). В 1926 пост. на открытии Оперной
студии-т-ра им. Станиславского (пост. Станиславского, муз. консультант
Сук, дириж„р Жуков, худ. Симов); 2 дек. 1936, Ленингр. Малый оперный т-р
(дириж„р Хайкин, пост. Раппопорта, худ. Кустодиев, хормейстер Бауер). В
Большом т-ре - 1937, 1955, 1962, 1966. В 1944 возобн. Муз. т-ром
Станиславского и Немировича-Данченко.
Среди исполнителей: Нежданова, Барсова, Степанова, Катульская,
Шпиллер, Шум-ская, И. Масленникова (Марфа); Обухова, Златогорова,
Давыдова, Борисенко, Авдеева (Любаша); Мигай, Кибка-ло (Грязной).
Пост. в др. городах Сов. Союза: Минск (1933, 1938, 1949) Харьков
(1937, 1940, 1945), Баку (1938, 1944), Тбилиси (1939, 1952), Ереван
(1940), Алма-Ата (1940, 1946, 1957), Львов (1945), Ташкент (1945),
Одесса (1946, 1957), Рига
(1950), Вильнюс (1952), Душанбе (1953), Ашхабад (1956), Таллин 959) и
др.
Пост. за рубежом: Прага (1902), Хельсинки (1906, на рус. яз., 1927),
Париж (1911, на рус. яз.), Нью-Йорк (1922, на рус. яз.), Берлин (1923),
Страницы: «« « 2504 2505 2506 2507 2508 2509 2510 2511 2512 2513 2514 2515 2516 2517 2518 2519 2520 2521 2522 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |