Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2504   2505   2506   2507   2508   2509   2510   2511   2512  2513   2514   2515   2516   2517   2518   2519   2520   2521   2522  » »»

т-рах  Харькова,  Киева,  Днепропетровска.  В  1939-46   -гл.   художник
Харьковского рус.  т-ра.  Декорации  Ц.  создают  психологич.  атмосферу
спектакля, отличаются конструктивной ч„ткостью, стилевой заверш„нностью.
   Оформил спектакли:  "Мятеж"  (1928);  "Диктатура"  Микитенко  (1929),
"Последние" (1937) - Т-р им.  Франко;  "Русские  люди"  (1942),  "Фронт"
(1943), "Кремл„вские куранты" (1944) - Харьковский рус. т-р;  "Наймычка"
(1945) - Харьковский т-р оперы и балета. А. Др.
   ЦАР‚В, Михаил Иванович [р. 18.ХЦ1.ХП). 1903]-рус.  сов.  акт„р.  Нар.
арт. СССР (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1949.  В  1919-21  учился  в
Школе рус. драмы в Петрограде (класс Ю. М.  Юрьева).  Ещ„  студентом  (в
1920) вступил в труппу Петрогр. Большого драматич. т-ра, где работал  до
1923.В 1923-24-акт„р Василеостровского театра, 'в 1924-25 -  Моск.  т-ра
"Комедия" (б. Т-р Корша); затем работал  в  театрах  Махачкалы,  Казани,
Симферополя.  В   1931-33-акт„р   Ленингр.ака-демич.   т-ра   драмы,   в
19331937-Т-ра им. Мейерхольда (играл Армана  Дюваля-"Дама  с  камелиями"
Дюма-сына). В 1937 вступил в труппу Малого т-ра.
   В творчестве Ц.  нашли  развитие  романтич.,  героич.  традиции  рус.
акт„рского иск-ва. Он созда„т крупные, сильные сценич. характеры, образы
людей прямых и непосредственных в  выражении  своих  чувств.  Через  всю
творч. жизнь Ц. прошла работа над ролью  Чацкого,  сыгранной  акт„ром  в
спектаклях ленингр. Василеостровского т-ра, Т-ра им. Мейерхольда, Малого
т-ра (этот спектакль был также  экранизирован  как  фильм-спектакль).  В
роли  Чацкого   выразились   присущие   иск-ву   Ц.   гражданственность,
публицистичность.  Он  наделил  своего  героя  глубокой   человечностью,
душевной широтой,  раскрывал  в  образе  Чацкого  тему  "нетерпимости  к
несправедливости". Исполнение этой роли  отличала  присущая  Ц.  высокая
культура сценич. речи. Среди лучших ролей  Ц.:  Ф„дор  Протасов  ("Живой
труп", 1951), Глумов ("На всякого  мудреца  довольно  простоты",  1939),
Жадов (1948); Иванов (о. п. Чехова, 1960). Одна из любимых ролей  акт„ра
- Арбенин ("Маскарад", 1962), в исполнении к-рой акт„р передал  трагедию
безверия, гневно обличал лживое светское общество.
   Образы мужественных, сильных людей созданы  Ц.  в  совр.  репертуаре:
Огнев и Ромодан ("Фронт", 1942, и "Крылья", 1955, Корнейчука), Боровский
("За тех, кто в море!" Лаврен„ва,  1947,  Гос.  пр.  СССР,  1947),  Смит
("Русский вопрос", 1947). Наряду с ролями, выражающими романтико-героич.
начало, в репертуаре
   Ц. есть роли комедийно-характерные, обнаруживающие склонность  акт„ра
к мягкому юмору и остро сати-рич. обличению: полковник  Ростанев  ("Село
Степан-чиково" по Достоевскому, 1957), дон Сезар де  Базан  ("Рюи  Блаз"
Гюго, 1949), профессор Хиггинс ("Пигмалион" Шоу,  1943).  Многогранность
таланта Ц. определила создание таких разл. сценич. образов, как тра-гич.
Макбет (1955) и сатирич. Фамусов (1963). В образе  шекспировского  героя
Ц. акцентировал беспощадную энергию, храбрость, изощр„нное лицемерие; во
внешне  обаятельном  хлопотуне  Фамусове  раскрывал  облик  реакционера,
сплетника, бюрократа.
   Ц. прида„т большое значение выразит, речевой характеристике  образов.
Он выступает  с  концертными  программами,  читает,  произв.  Пушкина  и
Лермонтова, Тютчева и Есенина и др. Снимается в кино.
   В 1950-63 - директор Малого  т-ра.  С  1935  вед„т  преподавательскую
работу, сначала в школе при Т-ре им. Мейерхольда, с 1941- в Театр. уч-ще
им. Щепкина (профессор с 1962). Ц.- председатель  Совета  Всероссийского
театр. об-ва (ВТО). Президент сов. Нац. центра Междунар. ин-та т-ра.
   Др. роли: Ал„ша ("Дети Ванюшина" Найд„нова, 1926),  Фердинанд;  князь
Пожарский (о. п. Крюковского, 1932), Незнамов (1939); Уриэль Акоста  (о.
п. Гуцкова, 1940), Шарль Гранде ("Евгения Гранде" по Бальзаку,  1  939),
Пушкин ("Наш современник" Паустовского, 1949), Батура ("Калиновая  роща"
Корнейчука, 1950), принц Гонзаго ("Эмилия Галотти" Лессинга, 1953),  мэр
Оурден  ("Луна  зашла"   Стейнбека,   1963),   Вожак   ("Оптимистическая
трагедия", 1967).
   Лит.: Филиппов В л., М. И.  Цар„в  в  роли  Феди  Протасова,  в  кн.:
Ежегодник Малого т-ра, 1953-54,  M.,  1956;  Зубков  Ю.,  Михаил  Цар„в,
"Театр", 1961, .N" 11;
   Велихов E., Верный рыцарь слова, там же, 1964, Vo 3;
   Жаров М., Артист, поэзия, время, там же, 1966, A9 2.
   А О  "ЦАРСКАЯ  НЕВЕСТА"  -  опера  Н.  А.  Римского-Корсакова,  либр.
композитора и И. Ф. Тюменева по одноим. драме Л. А. Мея. Пост.  22  окт.
1899, Москва, Товарищество частной оперы (дириж„р Ипполитов-Иванов, реж.
Шкафер, худ. Врубель; Собакин - Мутин, Марфа - Забела-Врубель, Грязной -
Шевел„в, Малюта Скуратов - Тарасов, Лыков -  Секар-Рожанский,  Любаша  -
Ростовцева, Бомелий - Шкафер, Сабурова - Гладкая, Дуняша - Страхова); 30
окт. 1901, Петербург, Мариинский т-р (дириж„р Направник  и  Блуменфельд,
худ. Иванов и Ламбин; Собакин - Сибиряков, Марфа -  Больска,  Грязной  -
Тартаков, Малюта -Антоновский, Лыков  -  Орешкевич,  Любаша  -  Славина,
Бомелий - Даверин-Кравченко, Сабурова  -  Гладкая);  1916,  Большой  т-р
(дириж„р Купер, пост. Оленина, худ. Коровин, Голова, Дьячков; Собакин  -
В. Петров, Марфа - Нежданова, Грязной - Савранский,  Малюта  -  Цесевич,
Лыков - Куржиямский,  Любаша  -  Павлова,  Бомелий  -  Эрнст,  Дуняша  -
Антарова).
   На сов. сцене пост.  24  ноября  1922,  Москва,  Оперный  т-р  Зимина
(дириж„р Ипполитов-Иванов, реж. Званцев;  Собакин  -  Пирогов,  Марфа  -
Баратова,  Грязной  -  Головин,  Любаша  -  Петрова-Званцева,  Лыков   -
Лабинский); 1924, Ленингр. т-р оперы  и  балета  (позднее  Т-р  оперы  и
балета им.
   Кирова)  (дириж„р  Самосуд).  В  1926  пост.  на   открытии   Оперной
студии-т-ра им. Станиславского (пост. Станиславского,  муз.  консультант
Сук, дириж„р Жуков, худ. Симов); 2 дек. 1936, Ленингр. Малый оперный т-р
(дириж„р Хайкин, пост. Раппопорта, худ. Кустодиев, хормейстер Бауер).  В
Большом т-ре - 1937,  1955,  1962,  1966.  В  1944  возобн.  Муз.  т-ром
Станиславского и Немировича-Данченко.
   Среди  исполнителей:  Нежданова,  Барсова,   Степанова,   Катульская,
Шпиллер,  Шум-ская,  И.  Масленникова  (Марфа);  Обухова,   Златогорова,
Давыдова, Борисенко, Авдеева (Любаша); Мигай, Кибка-ло (Грязной).
   Пост. в др. городах Сов. Союза:  Минск  (1933,  1938,  1949)  Харьков
(1937, 1940, 1945), Баку (1938,  1944),  Тбилиси  (1939,  1952),  Ереван
(1940), Алма-Ата (1940,  1946,  1957),  Львов  (1945),  Ташкент  (1945),
Одесса (1946, 1957), Рига
   (1950), Вильнюс (1952), Душанбе (1953), Ашхабад (1956), Таллин 959) и
др.
   Пост. за рубежом: Прага (1902), Хельсинки (1906, на рус. яз.,  1927),
Париж (1911, на рус. яз.), Нью-Йорк (1922, на рус. яз.), Берлин  (1923),

Страницы: «« « 2504   2505   2506   2507   2508   2509   2510   2511   2512  2513   2514   2515   2516   2517   2518   2519   2520   2521   2522  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия