|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 2509 2510 2511 2512 2513 2514 2515 2516 2517 2518 2519 » »» Соч. (на груз. яз.): Дудэ Дзнеладзе, Тб., 1960; Захарий Палиашвили,
Тб., 1961; Мелитон Баланчивадзе, Тб., 1961 (на рус. яз.-Тб., 1964);
Шалва Тактакишвили, Тб., 1962; на рус. яз.: П. И. Чайковский. Тб., 1940;
Государственный заслуженный ансамбль народного танца Грузии, Тб., 1958;
Тбилисский государств, ордена Ленина театр оперы и балета им. Захария
Палиашвили, Тб., 1958 и 1962; Балет "Отелло" (муз. А. Д. Мачавариани),
Тб., 1958; Советская опера и балет, в сб.: Грузинская музыкальная
культура, М., 1957, и др.
ХЬЕЛЛАНН (Kielland), Аксель (14.II.1907-25. XI. 1963) - норв.
драматург. Лит. деятельность начал в 1927. В пьесах "Человек, которого
все хотят убить" (1938), "Ночь в Осло" (1939), "Деньги тетушки Рагны"
(1940, все пост. в Новом т-ре, Осло) реалистически воспроизведена
социально-политич. обстановка предвоенной Норвегии, выражен гневный
протест против фашизма. После немецко-фашистской оккупации страны (1940)
был арестован гестапо, бежал в Швецию, где в 1943 написал драму "Если
народ хочет жить" (т-р "Свободная норв. сцена", Стокгольм). Это произв.,
воспевающее героич. борьбу норв. народа против нем. оккупантов,
нелегально распространялось в Норвегии. Пьеса "Никогда, так никогда"
(1947, Новый т-р, Осло) - суровая отповедь коллаборационистам, попытка
разобраться в историч. корнях возникновения квислинговщины. В основу
пьесы "Господь и его слги" (1955, Нац. т-р, Осло), раскрывающей духовный
крах, аморальность, беспринципность и карьеризм священнослужителей,
положены материалы действительного судебного процесса. Идеей активной
борьбы за мир проникнута драма "Он сказал нет" (1959, Нац. т-р),
получившая междунар. признание. Антивоенные мотивы звучат в сатирич.
комедии "Е„ высочество, моя жена" (1961, Нац. т-р), направленной против
участия Норвегии в НАТО. X. стремился продолжать направление политпч.
"драмы идей" Н, Грига; его пьесы злободневны, открыто тенденциозны,
отличаются точным анализом взаимосвязей человека с обществ, жизнью, но
порой внутр. мир героев изображается в этих пьесах неглубоко,
схематично. На сов. сцене пост. пьеса "Он сказал нет" (1960, Центр, т-р
Сов. Армии).
Соч.: "Он сказал нет", пер. с норв., М., ВУОАП, 1960; то же в сб.:
Современная драматургия. Альманах, кн. 18, М., 1960; Herren og hans
tjenere, Oslo, 1955.
Лит.: Gjesdahl Р., Premierer og portretter, Oslo, 1957. Вл. М.
ХЭНКИН (Hankin), Сент-Джон Эдуард Чарлз (25.IX.1869-15.VI.1909) -
англ. драматург. Автор пьес "Два мистера Уэтербис" (1903), "Возвращение
блудного сына" (1905, т-р "Корт"), "Милосердие, которое началось дома"
(1906, там же), "Помолвка Кассилис" (1907), "Конец Д e Мюллен" (1908). В
этих пьесах X. старался решать социальные проблемы совр. ему общества,
отстаивал принципы реалистич. драматургии, выступал против
сентиментальности. Однако, натуралистически изображая действительность,
X. не видел средств борьбы со злом, приходил к пессимистич. выводам.
Лит.: Н о w e Р. Р., Dramatic portraits, L., 1913. ф. ff.
ХЭНСБЕРРИ, Хансберри (Hansberry), Лоррейн
(19.V.1930-12.1.1965)негритянский драматург. Жила в США. В 50-х гг.
сотрудничала в газете "Фридом", основанной П. Робсоном. В первой пьесе
"Изюминка на солнце" (1959) X. утверждает человеческое достоинство
негра, борется за равноправие своего народа. Это-первая пьеса
негритянского автора, пост. на Бродвее (отмечена пр. "Кружка
нью-йоркских театр. критиков"). Психологич. драма "Лозунг в окне Сиднея
Брустайна" (1964, "Лонгэкр т-р") направлена против реакц. философии и
иск-ва, утверждающих пессимизм, отчаяние, капитулянтство и абсурд.
Последняя пьеса X. "Белые" показывает жизнь одной из африканских стран
накануне независимости.
Соч.: "Изюминка на солнце", "Иностранная литература", 1959, ј 11; The
sign in the Sidney Brustein 's window, N. Y., 1965.
Лит.." О s s i D., On the significance of Lorraine Hansberr ry,
"Freedomways", 1965, v. 5, .ј 3; Сое R.'L., Le nouveau dramaturge noir
et son oeuvre, "Unite africaine", [DakarJ, 1964, 18 mai, ј 1.02. Г 3
ЦАГАРЕЙШВЙЛИ, Валериан Герасимович [р. 21.IV(4.V).1901 ] - груз. сов.
композитор, педагог. Засл. деят. пск-в Груз. ССР (1950). Чл.
Комму-нистич. партии с 1950. В 4942 окончил Тбилисскую консерваторию
(класс композиции А. М. Баланчи-вадзе). В 1935-43 - зав. муз. частью
Груз. т-ра муз. комедии (Тбилиси). С 1950 - худ. рук. Гос. ансамбля нар.
песни и танца Груз. ССР.
Автор детских опер: "Друзья" (соч. 1952), "Глупый мышонок" (соч.
1965); муз. комедий: "Сады цветут" (1940), "Голубые скалы" (1941),
"Затмение солнца" (1943, 1964), "Азнауреби" ("Дворяне", 1945), "Арсен"
(1945), "Любовь троих" (1946, все - в Грузинском т-ре муз. комедии,
Тбилиси) и др.; музыки к драматич. спектаклям.
С 1923 вед„т педагогич. работу. А. Ив. ЦАГАРЕЛИ, Авксентий Антонович
(21.11. 1857- 25.Vili. 1902)-груз. драматург. Творчество Ц.-значит. этап
в развитии нац. проф. т-ра. Его пьесы "имели целью дать картины из
нынешней жизни, и по этому пути никто не пошел дальше Цагарели" (И. Ч а
в ч а-в а д з e). Творчество Ц. отразило разочарование передовых кругов
в движении народников, процесс развития капитализма. Ц. пытается создать
образ нового героя, борца за справедливость. В его драматургии получает
развитие обличительно-реалистич. направление революц.-демократич.
лит-ры. В первой пьесе Ц. "Иные нынче времена" (1878) показана драма
пореформенного крестьянства. Автор рисует бессилие крестьян,
притесняемых помещиками, изображает городскую ремесленную и
мелкоторговую среду, противостоящую несправедливости. А. Н. Островский,
видевший эту пьесу на груз. сцене (1883), высоко е„ оценивал. Героиня
комедии "Ханума" (1882) - женщина с тв„рдым характером. Поборниками
справедливости в этой пьесе являются представители городской бедноты.
Живость действия, яркость характеристик, острые диалоги, обилие комич.
положений определили успех комедии на груз. сцене. В комедии "С чем
п-рид„шь, с тем уйд„шь" (1902) Ц. разоблачает т. н. "патриотов" -
мелкобурж. интеллигентов, стремящихся к обогащению. В пьесе находят
отражение пессимистич. настроения, характерные для нек-рых групп
интеллигенции на рубеже 20 в., и в то же время создан образ волевого,
нравственно чистого человека. Среди лучших пьес Ц.- "Цимбирели" (1886).
Историко-романтич. пьесы Ц. ("Грузинка-мать" и др.) менее удачны. Мастер
бытовых реали-стич. комедий, Ц. использовал традиции как нац., так и
рус., и мировой драматургии. Пьесы Ц. переведены на арм. и осетинский
яз. На сюжеты пьес Ц. созданы: комич. опера "Кето и Котэ" Долидзе,
фильмы-"Ханума", "Кето и Котэ", "Иные нынче времена". Соч. (на груз.
яз.): Комедии, Тб., 1936.
Страницы: «« « 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 2509 2510 2511 2512 2513 2514 2515 2516 2517 2518 2519 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |