Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2501   2502   2503   2504   2505   2506   2507   2508   2509  2510   2511   2512   2513   2514   2515   2516   2517   2518   2519  » »»

   Соч. (на груз. яз.): Дудэ Дзнеладзе, Тб., 1960;  Захарий  Палиашвили,
Тб., 1961; Мелитон Баланчивадзе, Тб.,  1961  (на  рус.  яз.-Тб.,  1964);
Шалва Тактакишвили, Тб., 1962; на рус. яз.: П. И. Чайковский. Тб., 1940;
Государственный заслуженный ансамбль народного танца Грузии, Тб., 1958;
   Тбилисский государств, ордена Ленина театр оперы и балета им. Захария
Палиашвили, Тб., 1958 и 1962; Балет "Отелло" (муз. А.  Д.  Мачавариани),
Тб., 1958; Советская  опера  и  балет,  в  сб.:  Грузинская  музыкальная
культура, М., 1957, и др.
   ХЬЕЛЛАНН  (Kielland),  Аксель  (14.II.1907-25.  XI.  1963)  -   норв.
драматург. Лит. деятельность начал в 1927. В пьесах  "Человек,  которого
все хотят убить" (1938), "Ночь в Осло" (1939),  "Деньги  тетушки  Рагны"
(1940, все  пост.  в  Новом  т-ре,  Осло)  реалистически  воспроизведена
социально-политич.  обстановка  предвоенной  Норвегии,  выражен  гневный
протест против фашизма. После немецко-фашистской оккупации страны (1940)
был арестован гестапо, бежал в Швецию, где в 1943  написал  драму  "Если
народ хочет жить" (т-р "Свободная норв. сцена", Стокгольм). Это произв.,
воспевающее  героич.  борьбу  норв.  народа  против   нем.   оккупантов,
нелегально распространялось в Норвегии.  Пьеса  "Никогда,  так  никогда"
(1947, Новый т-р, Осло) - суровая отповедь  коллаборационистам,  попытка
разобраться в историч. корнях  возникновения  квислинговщины.  В  основу
пьесы "Господь и его слги" (1955, Нац. т-р, Осло), раскрывающей духовный
крах,  аморальность,  беспринципность  и  карьеризм  священнослужителей,
положены материалы действительного судебного  процесса.  Идеей  активной
борьбы за мир  проникнута  драма  "Он  сказал  нет"  (1959,  Нац.  т-р),
получившая междунар. признание. Антивоенные  мотивы  звучат  в  сатирич.
комедии "Е„ высочество, моя жена" (1961, Нац. т-р), направленной  против
участия Норвегии в НАТО. X. стремился  продолжать  направление  политпч.
"драмы идей" Н, Грига;  его  пьесы  злободневны,  открыто  тенденциозны,
отличаются точным анализом взаимосвязей человека с обществ,  жизнью,  но
порой  внутр.  мир  героев  изображается  в   этих   пьесах   неглубоко,
схематично. На сов. сцене пост. пьеса "Он сказал нет" (1960, Центр,  т-р
Сов. Армии).
   Соч.: "Он сказал нет", пер. с норв., М., ВУОАП, 1960; то  же  в  сб.:
Современная драматургия. Альманах, кн. 18,  М.,  1960;  Herren  og  hans
tjenere, Oslo, 1955.
   Лит.: Gjesdahl Р., Premierer og portretter, Oslo, 1957. Вл. М.
   ХЭНКИН (Hankin), Сент-Джон  Эдуард  Чарлз  (25.IX.1869-15.VI.1909)  -
англ. драматург. Автор пьес "Два мистера Уэтербис" (1903),  "Возвращение
блудного сына" (1905, т-р "Корт"), "Милосердие, которое  началось  дома"
(1906, там же), "Помолвка Кассилис" (1907), "Конец Д e Мюллен" (1908). В
этих пьесах X. старался решать социальные проблемы совр.  ему  общества,
отстаивал   принципы    реалистич.    драматургии,    выступал    против
сентиментальности. Однако, натуралистически изображая  действительность,
X. не видел средств борьбы со злом, приходил к пессимистич. выводам.
   Лит.: Н о w e Р. Р., Dramatic portraits, L., 1913. ф. ff.
   ХЭНСБЕРРИ,          Хансберри          (Hansberry),           Лоррейн
(19.V.1930-12.1.1965)негритянский драматург. Жила  в  США.  В  50-х  гг.
сотрудничала в газете "Фридом", основанной П. Робсоном. В  первой  пьесе
"Изюминка на  солнце"  (1959)  X.  утверждает  человеческое  достоинство
негра,  борется  за  равноправие   своего   народа.   Это-первая   пьеса
негритянского  автора,  пост.   на   Бродвее   (отмечена   пр.   "Кружка
нью-йоркских театр. критиков"). Психологич. драма "Лозунг в окне  Сиднея
Брустайна" (1964, "Лонгэкр т-р") направлена против  реакц.  философии  и
иск-ва,  утверждающих  пессимизм,  отчаяние,  капитулянтство  и  абсурд.
Последняя пьеса X. "Белые" показывает жизнь одной из  африканских  стран
накануне независимости.
   Соч.: "Изюминка на солнце", "Иностранная литература", 1959, ј 11; The
sign in the Sidney Brustein 's window, N. Y., 1965.
   Лит.." О s s i D., On  the  significance  of  Lorraine  Hansberr  ry,
"Freedomways", 1965, v. 5, .ј 3; Сое R.'L., Le nouveau  dramaturge  noir
et son oeuvre, "Unite africaine", [DakarJ, 1964, 18 mai, ј 1.02. Г 3
   ЦАГАРЕЙШВЙЛИ, Валериан Герасимович [р. 21.IV(4.V).1901 ] - груз. сов.
композитор,  педагог.  Засл.  деят.  пск-в   Груз.   ССР   (1950).   Чл.
Комму-нистич. партии с 1950. В  4942  окончил  Тбилисскую  консерваторию
(класс композиции А. М. Баланчи-вадзе). В 1935-43  -  зав.  муз.  частью
Груз. т-ра муз. комедии (Тбилиси). С 1950 - худ. рук. Гос. ансамбля нар.
песни и танца Груз. ССР.
   Автор детских опер: "Друзья"  (соч.  1952),  "Глупый  мышонок"  (соч.
1965); муз. комедий:  "Сады  цветут"  (1940),  "Голубые  скалы"  (1941),
"Затмение солнца" (1943, 1964), "Азнауреби" ("Дворяне",  1945),  "Арсен"
(1945), "Любовь троих" (1946, все -  в  Грузинском  т-ре  муз.  комедии,
Тбилиси) и др.; музыки к драматич. спектаклям.
   С 1923 вед„т педагогич. работу. А. Ив. ЦАГАРЕЛИ, Авксентий  Антонович
(21.11. 1857- 25.Vili. 1902)-груз. драматург. Творчество Ц.-значит. этап
в развитии нац. проф. т-ра. Его  пьесы  "имели  целью  дать  картины  из
нынешней жизни, и по этому пути никто не пошел дальше Цагарели" (И. Ч  а
в ч а-в а д з e). Творчество Ц. отразило разочарование передовых  кругов
в движении народников, процесс развития капитализма. Ц. пытается создать
образ нового героя, борца за справедливость. В его драматургии  получает
развитие   обличительно-реалистич.   направление    революц.-демократич.
лит-ры. В первой пьесе Ц. "Иные нынче  времена"  (1878)  показана  драма
пореформенного   крестьянства.   Автор   рисует    бессилие    крестьян,
притесняемых   помещиками,   изображает    городскую    ремесленную    и
мелкоторговую среду, противостоящую несправедливости. А. Н.  Островский,
видевший эту пьесу на груз. сцене (1883), высоко  е„  оценивал.  Героиня
комедии "Ханума" (1882) -  женщина  с  тв„рдым  характером.  Поборниками
справедливости в этой пьесе являются  представители  городской  бедноты.
Живость действия, яркость характеристик, острые диалоги,  обилие  комич.
положений определили успех комедии на груз.  сцене.  В  комедии  "С  чем
п-рид„шь, с тем уйд„шь"  (1902)  Ц.  разоблачает  т.  н.  "патриотов"  -
мелкобурж. интеллигентов, стремящихся  к  обогащению.  В  пьесе  находят
отражение  пессимистич.  настроения,  характерные  для   нек-рых   групп
интеллигенции на рубеже 20 в., и в то же время  создан  образ  волевого,
нравственно чистого человека. Среди лучших пьес Ц.- "Цимбирели"  (1886).
Историко-романтич. пьесы Ц. ("Грузинка-мать" и др.) менее удачны. Мастер
бытовых реали-стич. комедий, Ц. использовал традиции  как  нац.,  так  и
рус., и мировой драматургии. Пьесы Ц. переведены на  арм.  и  осетинский
яз. На сюжеты пьес Ц. созданы:  комич.  опера  "Кето  и  Котэ"  Долидзе,
фильмы-"Ханума", "Кето и Котэ", "Иные нынче  времена".  Соч.  (на  груз.
яз.): Комедии, Тб., 1936.

Страницы: «« « 2501   2502   2503   2504   2505   2506   2507   2508   2509  2510   2511   2512   2513   2514   2515   2516   2517   2518   2519  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия