Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 2509 2510 2511 2512 2513 2514 2515 2516 2517 2518 2519 2520 » »» Лит. (на груз. яз.): Г р и ш а ш в и л и И., Асико Цагарели, в его кн.: Литературные очерки, Тб., 1952, с. 339-59; Джанелидзе Д., Авксентий Цагарели, в кн.: Сахио-ба, Тб., 1958, с. 47-55; Хуцишвили С., Авксентий Цагарели, Тб., 1958. Д.ДЦАЙДАНЬ - комич. женское амплуа кит. традиционного т-ра. Существует в двух жанрах традиц. т-ра - в пекинской музыкальной драме и банцзы. С. С ЦАККОНИ (Zacconi), Эрмете (14.IX.1857-14.X. 1948) - итал. акт„р. Род. в акт„рской семье. С детских лет выступал на сцене вместе с родителями. С 1873 играл в передвижных итал. труппах. С 80-х гг. занимал положение ведущего акт„ра в труппах под рук. Дж. Эмануэля, К. Росси, Дж. Б. и В. Марини. Формирование творчества Ц. проходило в период, когда в зап.-европ. т-ре и драматургии господствующим направлением стал натурализм. Ц. следовал за драматургами - натуралистами в их стремлении раскрыть психологию "научно-исследованного" человека; он испытывал влияние учения психиатра-криминалиста Ч. Ло-мброзо, уделял большое внимание изучению вопросов психопатологии, явлений наследственности и др. Тщательный анализ болезненных состояний человеческой психики сопровождался у Ц. точным воспроизведением клинич. подробностей. Стре мясь к углубл„нной трактовке образов, акт„р чрез мерно подч„ркивал психич. и физич. страдания геро ев. В Освальде, одной из лучших ролей, Ц. с патоло-гич. натурализмом передавал нервное, граничащее с истерией, состояние больного героя. В 90-е гг. Ц. сыграл роли, к-рые в дальнейшем также стали основными в его творчестве: Никита ("Власть тьмы"), Кузовкин ("Нахлебник" Тургенева), Коррадо ("Гражданская смерть" Джакометти). В 1894 организовал собств. театр. труппу, к-рая ставила произв. совр. драматургов: Г. Ибсена, Г. Гауптмана, М. Метер-линка, Дж. Джакозы, Дж. Роветты, ГГ Коссы, М. Праги и др. В 1897 Ц. гастролировал в Вене. В 1899 и 1911 был приглаш„н Э. Дузе в е„ труппу; участвовал в спектаклях "Джоконда", "Слава", "М„ртвый город" Д'Аннунцио, "Полусвет" Дюма-сына. В шекспировских трагедиях Ц. особый успех имел в ролях Гамлета и Макбета, меньше удались ему, по отзывам итал. критиков, роли Отелло и короля Лира. Играл также роли Саула (в о. п. Альфьери), Фигаро; Кина ("Кин, или Беспутство и гений" Дюма-отца), гл. роль в пьесе "Кардинал Ламбертини" Те-стони и др. В 1911 и 1921 с триумфальным успехом выступал в Париже. В 1921 он вновь выступал вместе с вернувшейся на сцену Э. Дузе ("Женщина с моря" Ибсена, "Закрытая дверь" Праги). В 1923 гастролировал в Юж. Америке. Ц. постоянно обновлял репертуар, вводя в него произв. совр. драматургов: Д. Тумиати, Д. Никкодеми, А. Новелди и др. Среди значит, сценич. работ, осуществл„нных Ц. в последние годы творчества: граф дя Роккамонте ("Веер" Гольдони), Сократ ("Похвала Сократу" Платона). В канун 2-й мировой войны Ц. оставил сцену, но в 1942 вернулся к театр. деятельности, возглавлял труппу вместе с М. Баньи, Л. Кортесе, Дж. Стиваль, Эрнес Цаккони (дочь Ц.). Ц. неоднократно гастролировал в России (1898, 1917-18, 1922). С 1912 снимался в кино. Лит.: Папазян В., По театрам мира, М.-Л., 1937, с. 133-141; Игнатов С., История западноевропейского театра нового времени, М.-Л., 1940; С e r v i A., Tre artisti: Emanuel, Zacconi, Novelli, Bologna, 1900; К e г r A., Schau-spieikunst.... В., [1904]; Bracco R., Tra le arti e gli artisti, Napoli, 1919; Parolieri G., Ermete Zacconi, Bologna, 1960. ЦАЛИКОВ, Маирбек Курманович (р. 12. V. 1911)- осет. сов. акт„р, режисс„р, драматург, засл. арт. РСФСР (1949), нар. арт. С.-О. АССР (1955). Чл. Ком-мунистич. партии с 1945. В 1935 окончил ЦЕТЕТИС (ныне ГИТИС им. А. В. Луначарского). Со дня основания Сев.-Осет. муз.-драм. т-ра работает в этом т-ре. Яркий характерный акт„р, свободно владеет иск-вом монолога. Роли: Астрахан ("Ч„рный туман" Джимиева), Дудар ("Дудар и его друзья" Хачирова), Прохор ("Bacca Желез-нова"), Фигаро, Яровой; Кривенко ("Победители" Чирскова), Байрам ("Семья Аллана" Мухтарова). Своеобразием, психо-логич. глубиной отличалась трактовка роли Яго. Режисс„рскую работу начал в 1943. Пост. спектакли: "Жорж Данден" Мольера, "Сказка" Туаева, "Наши друзья" Хубецовой, "Женихи" Токаева, "Волшебник из Стракониц" Тыла и др. Драматургич. деятельность начал в 1945. В 1956 написал комедию-водевиль "Похождение Мурата", в 1965 - комедию "Упрямец" о бригадирах комму-нистич. труда. Перев„л на осетинский яз.: "Жорж Данден" Мольера, "Забавный случай" Гольдони, "Не вс„ коту масленица" Островского, "Оптимистическую трагедию", "Гибель эскадры" и др. С 1935 вед„т педагогич. работу. В 1948 выпустил акт„рский курс студии при нац. т-ре. Л. Ним. ЦАМ (тибетское ч х а м, монг. ц а м-танец)-тибетские пантомимич. танцы. Возникли в глубокой древности в буддийских монастырях. Сюжеты Ц. заимствованы из легенд о божествах ламаистского пантеона. Получили распространение у народов, исповедующих буддизм (монголы, буряты и др.). Исполнялись в дни религиозных празднеств ламами (буддийскими монахами). Существовало множество вариантов Ц. Полное содержание их до наст. времени хранится ламами в глубокой тайне. Существуют разл. толкования сюжетов Ц. Одни исследователи считают, что в Ц. изображается парад демонов и богов в представлении человека, попавшего в загробный мир; другие утверждают, что пантомима изображает кару, постигшую гл. врага буддизма - тибетского царя Ландарма, убитого буддистами в 842. По мнению нек-рых исследователей, Ц. воспроизводит поздний вариант жертвенных обрядов. Пантомимич. танцы Ц. являются одновременна театр. зрелищем и религиозным обрядом. Нек-рые монастыри славятся своей традиционной постановкой того или другого Ц. В тибетских монастырях есть письменные руководства для постановки Ц. Представление Ц. готовилось заранее: за две недели обновлялись костюмы, подготавливалась особая площадка, посреди двора устанавливали балдахин (под к-рым впоследствии приносили жертву божествам), где происходили пляски танцовщиков в специально обозначенных мелом или мукой концентрич. кругах. Рядом с площадкой, в особом павильоне или под открытым небом, размещался оркестр. Пантомимич. танцы исполнялись в масках, изображавших головы разл. животных, богов с лицами, искаж„нными страшной гримасой, головы людей увеличенных размеров. Исполнители ролей богов носили яркие и дорогостоящие костюмы; демоны выступали в масках с рогами, клыками, Страницы: «« « 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 2509 2510 2511 2512 2513 2514 2515 2516 2517 2518 2519 2520 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |