Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2502   2503   2504   2505   2506   2507   2508   2509   2510  2511   2512   2513   2514   2515   2516   2517   2518   2519   2520  » »»

   Лит. (на груз. яз.): Г р и ш а ш в и л и И., Асико  Цагарели,  в  его
кн.: Литературные очерки, Тб., 1952, с. 339-59;
   Джанелидзе Д., Авксентий Цагарели, в кн.:  Сахио-ба,  Тб.,  1958,  с.
47-55; Хуцишвили С., Авксентий Цагарели, Тб., 1958. Д.ДЦАЙДАНЬ -  комич.
женское амплуа кит. традиционного т-ра. Существует в двух жанрах традиц.
т-ра - в пекинской музыкальной драме и банцзы. С. С
   ЦАККОНИ (Zacconi), Эрмете (14.IX.1857-14.X. 1948) - итал. акт„р. Род.
в акт„рской семье. С детских лет выступал на сцене вместе с  родителями.
С 1873 играл в передвижных итал. труппах. С 80-х гг.  занимал  положение
ведущего акт„ра в труппах под рук. Дж. Эмануэля, К. Росси, Дж. Б.  и  В.
Марини.  Формирование  творчества  Ц.  проходило  в  период,   когда   в
зап.-европ.  т-ре  и  драматургии   господствующим   направлением   стал
натурализм. Ц. следовал за драматургами - натуралистами в их  стремлении
раскрыть  психологию  "научно-исследованного"  человека;  он   испытывал
влияние  учения  психиатра-криминалиста  Ч.  Ло-мброзо,  уделял  большое
внимание изучению вопросов психопатологии,  явлений  наследственности  и
др.  Тщательный  анализ  болезненных  состояний   человеческой   психики
сопровождался у Ц. точным воспроизведением  клинич.  подробностей.  Стре
мясь к углубл„нной  трактовке  образов,  акт„р  чрез  мерно  подч„ркивал
психич. и физич. страдания геро ев. В Освальде, одной из  лучших  ролей,
Ц. с патоло-гич. натурализмом передавал нервное, граничащее с  истерией,
состояние больного героя. В 90-е гг. Ц. сыграл роли, к-рые в  дальнейшем
также стали основными в его творчестве: Никита ("Власть тьмы"), Кузовкин
("Нахлебник" Тургенева), Коррадо ("Гражданская  смерть"  Джакометти).  В
1894 организовал собств. театр.  труппу,  к-рая  ставила  произв.  совр.
драматургов: Г. Ибсена, Г. Гауптмана, М. Метер-линка, Дж.  Джакозы,  Дж.
Роветты, ГГ Коссы, М. Праги и др. В 1897 Ц. гастролировал в Вене. В 1899
и 1911 был приглаш„н Э.  Дузе  в  е„  труппу;  участвовал  в  спектаклях
"Джоконда", "Слава", "М„ртвый город" Д'Аннунцио, "Полусвет" Дюма-сына. В
шекспировских трагедиях Ц. особый успех имел в ролях Гамлета и  Макбета,
меньше удались ему, по отзывам итал.  критиков,  роли  Отелло  и  короля
Лира. Играл также роли Саула (в о. п. Альфьери), Фигаро; Кина ("Кин, или
Беспутство и гений" Дюма-отца), гл. роль в пьесе  "Кардинал  Ламбертини"
Те-стони и др. В 1911 и 1921 с триумфальным успехом выступал в Париже. В
1921 он вновь выступал вместе с вернувшейся на сцену Э. Дузе ("Женщина с
моря" Ибсена, "Закрытая  дверь"  Праги).  В  1923  гастролировал  в  Юж.
Америке. Ц. постоянно обновлял репертуар, вводя  в  него  произв.  совр.
драматургов:
   Д. Тумиати, Д. Никкодеми, А. Новелди  и  др.  Среди  значит,  сценич.
работ, осуществл„нных Ц. в последние годы творчества: граф дя Роккамонте
("Веер" Гольдони), Сократ  ("Похвала  Сократу"  Платона).  В  канун  2-й
мировой  войны  Ц.  оставил  сцену,  но  в  1942   вернулся   к   театр.
деятельности, возглавлял труппу вместе  с  М.  Баньи,  Л.  Кортесе,  Дж.
Стиваль, Эрнес Цаккони (дочь Ц.).
   Ц. неоднократно гастролировал в России (1898, 1917-18, 1922). С  1912
снимался в кино.
   Лит.: Папазян В., По театрам мира, М.-Л., 1937, с.  133-141;  Игнатов
С., История западноевропейского театра нового времени, М.-Л., 1940; С  e
r v i A., Tre artisti:
   Emanuel,  Zacconi,  Novelli,   Bologna,   1900;   К   e   г   r   A.,
Schau-spieikunst.... В., [1904]; Bracco R., Tra le arti e  gli  artisti,
Napoli, 1919; Parolieri G., Ermete Zacconi, Bologna, 1960.
   ЦАЛИКОВ, Маирбек Курманович (р.  12.  V.  1911)-  осет.  сов.  акт„р,
режисс„р, драматург, засл. арт.  РСФСР  (1949),  нар.  арт.  С.-О.  АССР
(1955). Чл. Ком-мунистич. партии с 1945. В 1935  окончил  ЦЕТЕТИС  (ныне
ГИТИС им. А. В. Луначарского). Со дня  основания  Сев.-Осет.  муз.-драм.
т-ра работает в этом т-ре. Яркий  характерный  акт„р,  свободно  владеет
иск-вом монолога.
   Роли: Астрахан ("Ч„рный туман" Джимиева), Дудар ("Дудар и его друзья"
Хачирова),  Прохор  ("Bacca  Желез-нова"),  Фигаро,   Яровой;   Кривенко
("Победители"   Чирскова),   Байрам    ("Семья    Аллана"    Мухтарова).
Своеобразием, психо-логич. глубиной отличалась трактовка роли Яго.
   Режисс„рскую работу начал в  1943.  Пост.  спектакли:  "Жорж  Данден"
Мольера, "Сказка" Туаева, "Наши  друзья"  Хубецовой,  "Женихи"  Токаева,
"Волшебник из Стракониц" Тыла и др.
   Драматургич.   деятельность   начал   в   1945.   В   1956    написал
комедию-водевиль "Похождение Мурата",  в  1965  -  комедию  "Упрямец"  о
бригадирах комму-нистич. труда. Перев„л на осетинский яз.: "Жорж Данден"
Мольера,  "Забавный  случай"   Гольдони,   "Не   вс„   коту   масленица"
Островского, "Оптимистическую трагедию", "Гибель эскадры" и др.  С  1935
вед„т педагогич. работу. В 1948 выпустил акт„рский курс студии при  нац.
т-ре. Л. Ним.
   ЦАМ (тибетское ч х а м,  монг.  ц  а  м-танец)-тибетские  пантомимич.
танцы. Возникли в глубокой древности в буддийских монастырях. Сюжеты  Ц.
заимствованы из легенд о божествах ламаистского пантеона.
   Получили распространение у народов,  исповедующих  буддизм  (монголы,
буряты  и  др.).  Исполнялись  в  дни  религиозных   празднеств   ламами
(буддийскими монахами).
   Существовало множество вариантов Ц. Полное  содержание  их  до  наст.
времени хранится ламами в глубокой тайне.  Существуют  разл.  толкования
сюжетов Ц. Одни исследователи  считают,  что  в  Ц.  изображается  парад
демонов и богов в представлении человека,  попавшего  в  загробный  мир;
другие утверждают, что пантомима изображает кару,  постигшую  гл.  врага
буддизма - тибетского царя Ландарма, убитого буддистами в 842. По мнению
нек-рых исследователей,  Ц.  воспроизводит  поздний  вариант  жертвенных
обрядов.
   Пантомимич.  танцы  Ц.  являются  одновременна  театр.   зрелищем   и
религиозным  обрядом.  Нек-рые  монастыри  славятся  своей  традиционной
постановкой того или другого Ц. В тибетских монастырях  есть  письменные
руководства для постановки Ц.
   Представление  Ц.  готовилось  заранее:  за  две  недели  обновлялись
костюмы, подготавливалась особая площадка, посреди  двора  устанавливали
балдахин  (под  к-рым  впоследствии  приносили  жертву  божествам),  где
происходили пляски танцовщиков в специально обозначенных мелом или мукой
концентрич. кругах. Рядом  с  площадкой,  в  особом  павильоне  или  под
открытым небом, размещался оркестр.
   Пантомимич. танцы исполнялись в  масках,  изображавших  головы  разл.
животных, богов с лицами, искаж„нными страшной  гримасой,  головы  людей
увеличенных  размеров.  Исполнители   ролей   богов   носили   яркие   и
дорогостоящие костюмы; демоны выступали  в  масках  с  рогами,  клыками,

Страницы: «« « 2502   2503   2504   2505   2506   2507   2508   2509   2510  2511   2512   2513   2514   2515   2516   2517   2518   2519   2520  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия