|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 2509 2510 2511 2512 2513 2514 2515 2516 2517 2518 2519 2520 » »» Лит. (на груз. яз.): Г р и ш а ш в и л и И., Асико Цагарели, в его
кн.: Литературные очерки, Тб., 1952, с. 339-59;
Джанелидзе Д., Авксентий Цагарели, в кн.: Сахио-ба, Тб., 1958, с.
47-55; Хуцишвили С., Авксентий Цагарели, Тб., 1958. Д.ДЦАЙДАНЬ - комич.
женское амплуа кит. традиционного т-ра. Существует в двух жанрах традиц.
т-ра - в пекинской музыкальной драме и банцзы. С. С
ЦАККОНИ (Zacconi), Эрмете (14.IX.1857-14.X. 1948) - итал. акт„р. Род.
в акт„рской семье. С детских лет выступал на сцене вместе с родителями.
С 1873 играл в передвижных итал. труппах. С 80-х гг. занимал положение
ведущего акт„ра в труппах под рук. Дж. Эмануэля, К. Росси, Дж. Б. и В.
Марини. Формирование творчества Ц. проходило в период, когда в
зап.-европ. т-ре и драматургии господствующим направлением стал
натурализм. Ц. следовал за драматургами - натуралистами в их стремлении
раскрыть психологию "научно-исследованного" человека; он испытывал
влияние учения психиатра-криминалиста Ч. Ло-мброзо, уделял большое
внимание изучению вопросов психопатологии, явлений наследственности и
др. Тщательный анализ болезненных состояний человеческой психики
сопровождался у Ц. точным воспроизведением клинич. подробностей. Стре
мясь к углубл„нной трактовке образов, акт„р чрез мерно подч„ркивал
психич. и физич. страдания геро ев. В Освальде, одной из лучших ролей,
Ц. с патоло-гич. натурализмом передавал нервное, граничащее с истерией,
состояние больного героя. В 90-е гг. Ц. сыграл роли, к-рые в дальнейшем
также стали основными в его творчестве: Никита ("Власть тьмы"), Кузовкин
("Нахлебник" Тургенева), Коррадо ("Гражданская смерть" Джакометти). В
1894 организовал собств. театр. труппу, к-рая ставила произв. совр.
драматургов: Г. Ибсена, Г. Гауптмана, М. Метер-линка, Дж. Джакозы, Дж.
Роветты, ГГ Коссы, М. Праги и др. В 1897 Ц. гастролировал в Вене. В 1899
и 1911 был приглаш„н Э. Дузе в е„ труппу; участвовал в спектаклях
"Джоконда", "Слава", "М„ртвый город" Д'Аннунцио, "Полусвет" Дюма-сына. В
шекспировских трагедиях Ц. особый успех имел в ролях Гамлета и Макбета,
меньше удались ему, по отзывам итал. критиков, роли Отелло и короля
Лира. Играл также роли Саула (в о. п. Альфьери), Фигаро; Кина ("Кин, или
Беспутство и гений" Дюма-отца), гл. роль в пьесе "Кардинал Ламбертини"
Те-стони и др. В 1911 и 1921 с триумфальным успехом выступал в Париже. В
1921 он вновь выступал вместе с вернувшейся на сцену Э. Дузе ("Женщина с
моря" Ибсена, "Закрытая дверь" Праги). В 1923 гастролировал в Юж.
Америке. Ц. постоянно обновлял репертуар, вводя в него произв. совр.
драматургов:
Д. Тумиати, Д. Никкодеми, А. Новелди и др. Среди значит, сценич.
работ, осуществл„нных Ц. в последние годы творчества: граф дя Роккамонте
("Веер" Гольдони), Сократ ("Похвала Сократу" Платона). В канун 2-й
мировой войны Ц. оставил сцену, но в 1942 вернулся к театр.
деятельности, возглавлял труппу вместе с М. Баньи, Л. Кортесе, Дж.
Стиваль, Эрнес Цаккони (дочь Ц.).
Ц. неоднократно гастролировал в России (1898, 1917-18, 1922). С 1912
снимался в кино.
Лит.: Папазян В., По театрам мира, М.-Л., 1937, с. 133-141; Игнатов
С., История западноевропейского театра нового времени, М.-Л., 1940; С e
r v i A., Tre artisti:
Emanuel, Zacconi, Novelli, Bologna, 1900; К e г r A.,
Schau-spieikunst.... В., [1904]; Bracco R., Tra le arti e gli artisti,
Napoli, 1919; Parolieri G., Ermete Zacconi, Bologna, 1960.
ЦАЛИКОВ, Маирбек Курманович (р. 12. V. 1911)- осет. сов. акт„р,
режисс„р, драматург, засл. арт. РСФСР (1949), нар. арт. С.-О. АССР
(1955). Чл. Ком-мунистич. партии с 1945. В 1935 окончил ЦЕТЕТИС (ныне
ГИТИС им. А. В. Луначарского). Со дня основания Сев.-Осет. муз.-драм.
т-ра работает в этом т-ре. Яркий характерный акт„р, свободно владеет
иск-вом монолога.
Роли: Астрахан ("Ч„рный туман" Джимиева), Дудар ("Дудар и его друзья"
Хачирова), Прохор ("Bacca Желез-нова"), Фигаро, Яровой; Кривенко
("Победители" Чирскова), Байрам ("Семья Аллана" Мухтарова).
Своеобразием, психо-логич. глубиной отличалась трактовка роли Яго.
Режисс„рскую работу начал в 1943. Пост. спектакли: "Жорж Данден"
Мольера, "Сказка" Туаева, "Наши друзья" Хубецовой, "Женихи" Токаева,
"Волшебник из Стракониц" Тыла и др.
Драматургич. деятельность начал в 1945. В 1956 написал
комедию-водевиль "Похождение Мурата", в 1965 - комедию "Упрямец" о
бригадирах комму-нистич. труда. Перев„л на осетинский яз.: "Жорж Данден"
Мольера, "Забавный случай" Гольдони, "Не вс„ коту масленица"
Островского, "Оптимистическую трагедию", "Гибель эскадры" и др. С 1935
вед„т педагогич. работу. В 1948 выпустил акт„рский курс студии при нац.
т-ре. Л. Ним.
ЦАМ (тибетское ч х а м, монг. ц а м-танец)-тибетские пантомимич.
танцы. Возникли в глубокой древности в буддийских монастырях. Сюжеты Ц.
заимствованы из легенд о божествах ламаистского пантеона.
Получили распространение у народов, исповедующих буддизм (монголы,
буряты и др.). Исполнялись в дни религиозных празднеств ламами
(буддийскими монахами).
Существовало множество вариантов Ц. Полное содержание их до наст.
времени хранится ламами в глубокой тайне. Существуют разл. толкования
сюжетов Ц. Одни исследователи считают, что в Ц. изображается парад
демонов и богов в представлении человека, попавшего в загробный мир;
другие утверждают, что пантомима изображает кару, постигшую гл. врага
буддизма - тибетского царя Ландарма, убитого буддистами в 842. По мнению
нек-рых исследователей, Ц. воспроизводит поздний вариант жертвенных
обрядов.
Пантомимич. танцы Ц. являются одновременна театр. зрелищем и
религиозным обрядом. Нек-рые монастыри славятся своей традиционной
постановкой того или другого Ц. В тибетских монастырях есть письменные
руководства для постановки Ц.
Представление Ц. готовилось заранее: за две недели обновлялись
костюмы, подготавливалась особая площадка, посреди двора устанавливали
балдахин (под к-рым впоследствии приносили жертву божествам), где
происходили пляски танцовщиков в специально обозначенных мелом или мукой
концентрич. кругах. Рядом с площадкой, в особом павильоне или под
открытым небом, размещался оркестр.
Пантомимич. танцы исполнялись в масках, изображавших головы разл.
животных, богов с лицами, искаж„нными страшной гримасой, головы людей
увеличенных размеров. Исполнители ролей богов носили яркие и
дорогостоящие костюмы; демоны выступали в масках с рогами, клыками,
Страницы: «« « 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 2509 2510 2511 2512 2513 2514 2515 2516 2517 2518 2519 2520 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |