Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2493   2494   2495   2496   2497   2498   2499   2500   2501  2502   2503   2504   2505   2506   2507   2508   2509   2510   2511  » »»

"Офтобхон" Яшена (1945) и др. Среди спектаклей  50-60-х  гг.  -  "Хамза"
Яшена и Умари  (1950),  "Бай  и  батрак"  Хамзы  (1952),  "Бурные  годы"
Умарбекова (1964) и др.
   В результате работы  с  местными  авторами  были  созданы  спектакли:
"Тилля  Матьякубов"  Раджабова  (1943),  "Жертвы  просвещения"  Рахимова
(1958), "Не могут быть без тебя" Бекниязова (1961) и  др.  Театр  ставил
классич. драматургию - пьесы Гоголя, Шиллера, Островского.
   В труппе т-ра (1967): нар. арт. Узб. ССР В. Фая-зов, С. Рахимова,  К.
Рахимов, засл. деят. иск-в Узб. ССР Л. Абдуллаева, засл. арт.  Узб.  ССР
Р. Бай-джанова, У. Гаипова, Н. Юсупова, С.  Диванов,  К.  Ис-маилов,  М.
Рахимов, М. Сафаев и др. Гл. реж.- X. Исламов. Гл. худ.- Л.  Абдуллаева.
Исл.
   ХОРЕОГРАФИЯ (от греч. ??????-пляска и ?????- пишу)- 1)  Запись  танца
посредством системы условных знаков. Первые попытки сделать такую запись
были предприняты в конце 15- нач. 16 вв. Но только в  конце  17-нач.  18
вв., благодаря разработке  теории  бального  и  сценич.  танцев,  группа
франц. балетмейстеров и учителей танцев (П. Бошан, Р.  Ф„йе,  Фавье,  П.
Рамо) смогла положить начало системе записи  танца,  получившей  широкое
распространение (в разл. вариантах). Термин "X." введ„н танцмейстером Р.
Ф„йе (автор книги - "Хореография, или Иск-во записи танца ...", 1700). В
России в конце 18 в. были созданы две системы записи танца: А. Я.  Цорна
(1889), использовавшаяся преим. преподавателями бальных танцев, и В.  И.
Степанова (1891), при помощи к-рой была произведена запись 27 балетов из
репертуара Мариинского т-ра (Петербург). Система Степанова была  введена
как учебный предмет на балетном отделении Петерб. и Моск.  театр.  уч-щ.
2) Иск-во  сочинения  танцев  и  танц.  (балетных)  спектаклей.  В  этом
значении  термин  "X."  применяется  с  сер.  19   в.   Поэтому   термин
"балетмейстер" иногда заменяется на "хореограф". 3) Иск-во танца. В этом
понимании термин "X." получил применение в рус. искусство-ведч. лит-ре в
конце 19 - нач. 20 вв.
   Лит.: Лисициан С., Запись движения (Кинетогра-фия), М.-Л.,  1940.  А.
И.
   ХОРИСТ (хористка)- участник хора,  один  из  исполнителей  какой-либо
хоровой  партии.  В  опере,  оперетте  X.  совмещает  функции  певца   и
драматического акт„ра.  В  муз.-драматических  сценах  с  участием  хора
нек-рым X. иногда поручаются сольные реплики. В. Б р.
   ХОРМЕЙСТЕР  (от  слова  "хор"  и  нем.  iVlcis-ter   -   мастер)   -?
руководитель (дириж„р) хора; лицо, управляющее хором при  разучивании  и
исполнении им муз. произв.
   ХОРН (Хор), Пантелис (1881-1941)-греч. драматург. В 1906  опубликовал
драму "Бесценное"-обработка ср.-век. греч. нар. баллады. В 1908  написал
пьесу "Петрохарпдес"-о деградации клефтской семьи (пост. на  сцене  Т-ра
Конституции). Бытоописательная направленность драматургии X.  сочетается
с выражением социальных мотивов. Герои его  -  обычно  сильные,  волевые
люди. В драме  X.  "Росток"  (1921),  одной  из  лучших  пьес  новогр„ч.
драматургии, в центре стоит образ труженика, его стремления,  борьба  за
счастье. X.-  автор  св.  20  пьес;  среди  них  "Далман-ка",  "Северный
ветерок",  "Под  ширмой  добродетели",  "Женщина  Востока",   "Мелахра",
символическая  пьеса  "Ч„рный  пароход",  "На  полуденном   зное",   "На
празднике",  "Фландро",  "Господин   посол"   и   др.   Драматургия   X.
характеризуется  реалистич.  направленностью.  актуальностью,   остротой
конфликтов. Я. М.
   ХОРНИМЕН (Horniman), Анни Элизабет Фредерика  (З.Х.  1860-  ?.  VIII.
1937) - англ. театр. антрепрен„р. Большое влияние на X. оказал ирл. поэт
и драматург У. Б. Йитс (X. была его секретар„м). В 1904-10 была  связана
с дублинским Т-ром Аббатства. Получив в аренду здание  этого  т-ра,  она
перестроила  его  и  предоставила  помещение  Ирл.  нац.  драм.   об-ву,
основанному в 1902 Йитсом. Здесь были пост. мн. пьесы ирл.  драматургов:
Йитса, Дж. Синга и др. В 1908 X. основала репертуарный т-р в  Манчестере
(т-р "Гейети"). В  течение  14  лет  возглавляла  этот  т-р.  Художеств,
руководителями т-ра были: Б. А. Пейн (1907-11), Л. Кэссон (1911-13),  Д.
Гордон (1913-17). X. боролась с коммерч.  т-ром  и  его  развлекательным
репертуаром, пропагандировала ирл. драматургию. Была одной из  первых  и
последовательных участниц движения за  репертуарный  т-р,  содействовала
введению в репертуар т-ров англ. реалистич. и  натура-листич.  драмы.  В
1921 X. отошла от театр. деятельности.
   Лит.: Н о we P. P., The Repertory theatre, L., 1910;
   Poison R., Miss Horniman and  the  Gaiety  Theatre.  Manchester,  L.,
1952; Robinson L., Ireland's Abbey Theatre.  A  history  1899-1951,  L.,
1951. ф. К.
   ХОРОШУН, Антон Афанасьевич [p.  11(23).VII.1893]-  укр.  сов.  акт„р.
Нар. арт. УССР (1953). Чл. Комму-нистич. партии  с  1944.  Участвовал  в
любительских спектаклях. В 1914 играл в Т-ве укр. артистов под  рук.  Д.
Запорожца. В 1915-17, будучи на военной  службе  в  Петрограде,  посещал
драм. курсы, пел в хоре в оперных спектаклях Нар. дома с участием Ф.  И.
Шаляпина. В 1921-62 (с небольшими перерывами) - акт„р Первого гос. драм.
т-ра УССР им. Т. Шевченко (ныне Днепропетровский укр. драм. т-р  им.  Т.
Шевченко). С особым успехом играл передовых сов.  людей,  вожаков  масс,
героев.
   Роли: Годуп ("Разлом"), Кошкин ("Любовь  Яг"вая"),  Стрижень,  Платон
("Гибель эскадры", "Платон Кречет");
   Иван  Сирко  ("Навеки  вместе"  Дмитерко),  Воропаев  ("Счастье"   по
Павленко), Гонта ("Гайдамаки" по Шевченко,  Гнат  Голый  ("Савва  Чалый"
Карпенкр-Карого),  Выборный  ("Наталка-Полтавка"),  Городничий;  Тетерев
("Мещане"),  Гнат  Орда  ("Дело  чести"  Микитенко),   Вожак,   Вахмистр
("Оптимистическая  трагедия",  "Первая  конная"  Вишневского),  Командор
("Каменный  властелин"  Л.  Украинки),  Несчастливцев,  Отсл-ло;  Гранде
("Евгения Гранде" по Бальзаку), Монтанелли  ("Овод"  по  Войнич)  и  др.
Снимался в кино. С. 3.
   ХОРЬКОВА, Ольга Михайловна (р. 19.VI.1922) - рус. сов. актриса. Засл.
арт. РСФСР (1949). В 1945, после окончания  Театр.  уч-ща  им.  Щепкина,
была принята в труппу Малого т-ра. В 1943, будучи студенткой 3-го курса,
исполнила свою первую роль - Аниска ("Нашествие").  В  1948  X.  сыграла
Полину в "Доходном месте", затем Лизу  ("Горе  от  ума").  Среди  лучших
ролей X.: Люба ("Северные зори" Никитина),
   Лоа ("Проданная колыбельная" Лакснесса), Варвара ("Гроза"),  Кончетта
("Рождество в доме синьора Ку-пьелло" Де  Филиппе).  Творчество  актрисы
отличается органичностью,  естественностью  сценич.  поведения,  большим
обаянием, склонностью к сильному, страстному выражению чувств.
   Др.  роли:  Мария  Антоновна  ("Ревизор"),  Фрося  ("Настя  Колосова"

Страницы: «« « 2493   2494   2495   2496   2497   2498   2499   2500   2501  2502   2503   2504   2505   2506   2507   2508   2509   2510   2511  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия