|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 2509 2510 2511 » »» "Офтобхон" Яшена (1945) и др. Среди спектаклей 50-60-х гг. - "Хамза"
Яшена и Умари (1950), "Бай и батрак" Хамзы (1952), "Бурные годы"
Умарбекова (1964) и др.
В результате работы с местными авторами были созданы спектакли:
"Тилля Матьякубов" Раджабова (1943), "Жертвы просвещения" Рахимова
(1958), "Не могут быть без тебя" Бекниязова (1961) и др. Театр ставил
классич. драматургию - пьесы Гоголя, Шиллера, Островского.
В труппе т-ра (1967): нар. арт. Узб. ССР В. Фая-зов, С. Рахимова, К.
Рахимов, засл. деят. иск-в Узб. ССР Л. Абдуллаева, засл. арт. Узб. ССР
Р. Бай-джанова, У. Гаипова, Н. Юсупова, С. Диванов, К. Ис-маилов, М.
Рахимов, М. Сафаев и др. Гл. реж.- X. Исламов. Гл. худ.- Л. Абдуллаева.
Исл.
ХОРЕОГРАФИЯ (от греч. ??????-пляска и ?????- пишу)- 1) Запись танца
посредством системы условных знаков. Первые попытки сделать такую запись
были предприняты в конце 15- нач. 16 вв. Но только в конце 17-нач. 18
вв., благодаря разработке теории бального и сценич. танцев, группа
франц. балетмейстеров и учителей танцев (П. Бошан, Р. Ф„йе, Фавье, П.
Рамо) смогла положить начало системе записи танца, получившей широкое
распространение (в разл. вариантах). Термин "X." введ„н танцмейстером Р.
Ф„йе (автор книги - "Хореография, или Иск-во записи танца ...", 1700). В
России в конце 18 в. были созданы две системы записи танца: А. Я. Цорна
(1889), использовавшаяся преим. преподавателями бальных танцев, и В. И.
Степанова (1891), при помощи к-рой была произведена запись 27 балетов из
репертуара Мариинского т-ра (Петербург). Система Степанова была введена
как учебный предмет на балетном отделении Петерб. и Моск. театр. уч-щ.
2) Иск-во сочинения танцев и танц. (балетных) спектаклей. В этом
значении термин "X." применяется с сер. 19 в. Поэтому термин
"балетмейстер" иногда заменяется на "хореограф". 3) Иск-во танца. В этом
понимании термин "X." получил применение в рус. искусство-ведч. лит-ре в
конце 19 - нач. 20 вв.
Лит.: Лисициан С., Запись движения (Кинетогра-фия), М.-Л., 1940. А.
И.
ХОРИСТ (хористка)- участник хора, один из исполнителей какой-либо
хоровой партии. В опере, оперетте X. совмещает функции певца и
драматического акт„ра. В муз.-драматических сценах с участием хора
нек-рым X. иногда поручаются сольные реплики. В. Б р.
ХОРМЕЙСТЕР (от слова "хор" и нем. iVlcis-ter - мастер) -?
руководитель (дириж„р) хора; лицо, управляющее хором при разучивании и
исполнении им муз. произв.
ХОРН (Хор), Пантелис (1881-1941)-греч. драматург. В 1906 опубликовал
драму "Бесценное"-обработка ср.-век. греч. нар. баллады. В 1908 написал
пьесу "Петрохарпдес"-о деградации клефтской семьи (пост. на сцене Т-ра
Конституции). Бытоописательная направленность драматургии X. сочетается
с выражением социальных мотивов. Герои его - обычно сильные, волевые
люди. В драме X. "Росток" (1921), одной из лучших пьес новогр„ч.
драматургии, в центре стоит образ труженика, его стремления, борьба за
счастье. X.- автор св. 20 пьес; среди них "Далман-ка", "Северный
ветерок", "Под ширмой добродетели", "Женщина Востока", "Мелахра",
символическая пьеса "Ч„рный пароход", "На полуденном зное", "На
празднике", "Фландро", "Господин посол" и др. Драматургия X.
характеризуется реалистич. направленностью. актуальностью, остротой
конфликтов. Я. М.
ХОРНИМЕН (Horniman), Анни Элизабет Фредерика (З.Х. 1860- ?. VIII.
1937) - англ. театр. антрепрен„р. Большое влияние на X. оказал ирл. поэт
и драматург У. Б. Йитс (X. была его секретар„м). В 1904-10 была связана
с дублинским Т-ром Аббатства. Получив в аренду здание этого т-ра, она
перестроила его и предоставила помещение Ирл. нац. драм. об-ву,
основанному в 1902 Йитсом. Здесь были пост. мн. пьесы ирл. драматургов:
Йитса, Дж. Синга и др. В 1908 X. основала репертуарный т-р в Манчестере
(т-р "Гейети"). В течение 14 лет возглавляла этот т-р. Художеств,
руководителями т-ра были: Б. А. Пейн (1907-11), Л. Кэссон (1911-13), Д.
Гордон (1913-17). X. боролась с коммерч. т-ром и его развлекательным
репертуаром, пропагандировала ирл. драматургию. Была одной из первых и
последовательных участниц движения за репертуарный т-р, содействовала
введению в репертуар т-ров англ. реалистич. и натура-листич. драмы. В
1921 X. отошла от театр. деятельности.
Лит.: Н о we P. P., The Repertory theatre, L., 1910;
Poison R., Miss Horniman and the Gaiety Theatre. Manchester, L.,
1952; Robinson L., Ireland's Abbey Theatre. A history 1899-1951, L.,
1951. ф. К.
ХОРОШУН, Антон Афанасьевич [p. 11(23).VII.1893]- укр. сов. акт„р.
Нар. арт. УССР (1953). Чл. Комму-нистич. партии с 1944. Участвовал в
любительских спектаклях. В 1914 играл в Т-ве укр. артистов под рук. Д.
Запорожца. В 1915-17, будучи на военной службе в Петрограде, посещал
драм. курсы, пел в хоре в оперных спектаклях Нар. дома с участием Ф. И.
Шаляпина. В 1921-62 (с небольшими перерывами) - акт„р Первого гос. драм.
т-ра УССР им. Т. Шевченко (ныне Днепропетровский укр. драм. т-р им. Т.
Шевченко). С особым успехом играл передовых сов. людей, вожаков масс,
героев.
Роли: Годуп ("Разлом"), Кошкин ("Любовь Яг"вая"), Стрижень, Платон
("Гибель эскадры", "Платон Кречет");
Иван Сирко ("Навеки вместе" Дмитерко), Воропаев ("Счастье" по
Павленко), Гонта ("Гайдамаки" по Шевченко, Гнат Голый ("Савва Чалый"
Карпенкр-Карого), Выборный ("Наталка-Полтавка"), Городничий; Тетерев
("Мещане"), Гнат Орда ("Дело чести" Микитенко), Вожак, Вахмистр
("Оптимистическая трагедия", "Первая конная" Вишневского), Командор
("Каменный властелин" Л. Украинки), Несчастливцев, Отсл-ло; Гранде
("Евгения Гранде" по Бальзаку), Монтанелли ("Овод" по Войнич) и др.
Снимался в кино. С. 3.
ХОРЬКОВА, Ольга Михайловна (р. 19.VI.1922) - рус. сов. актриса. Засл.
арт. РСФСР (1949). В 1945, после окончания Театр. уч-ща им. Щепкина,
была принята в труппу Малого т-ра. В 1943, будучи студенткой 3-го курса,
исполнила свою первую роль - Аниска ("Нашествие"). В 1948 X. сыграла
Полину в "Доходном месте", затем Лизу ("Горе от ума"). Среди лучших
ролей X.: Люба ("Северные зори" Никитина),
Лоа ("Проданная колыбельная" Лакснесса), Варвара ("Гроза"), Кончетта
("Рождество в доме синьора Ку-пьелло" Де Филиппе). Творчество актрисы
отличается органичностью, естественностью сценич. поведения, большим
обаянием, склонностью к сильному, страстному выражению чувств.
Др. роли: Мария Антоновна ("Ревизор"), Фрося ("Настя Колосова"
Страницы: «« « 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 2509 2510 2511 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |