Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 2509 2510 2511 » »» "Офтобхон" Яшена (1945) и др. Среди спектаклей 50-60-х гг. - "Хамза" Яшена и Умари (1950), "Бай и батрак" Хамзы (1952), "Бурные годы" Умарбекова (1964) и др. В результате работы с местными авторами были созданы спектакли: "Тилля Матьякубов" Раджабова (1943), "Жертвы просвещения" Рахимова (1958), "Не могут быть без тебя" Бекниязова (1961) и др. Театр ставил классич. драматургию - пьесы Гоголя, Шиллера, Островского. В труппе т-ра (1967): нар. арт. Узб. ССР В. Фая-зов, С. Рахимова, К. Рахимов, засл. деят. иск-в Узб. ССР Л. Абдуллаева, засл. арт. Узб. ССР Р. Бай-джанова, У. Гаипова, Н. Юсупова, С. Диванов, К. Ис-маилов, М. Рахимов, М. Сафаев и др. Гл. реж.- X. Исламов. Гл. худ.- Л. Абдуллаева. Исл. ХОРЕОГРАФИЯ (от греч. ??????-пляска и ?????- пишу)- 1) Запись танца посредством системы условных знаков. Первые попытки сделать такую запись были предприняты в конце 15- нач. 16 вв. Но только в конце 17-нач. 18 вв., благодаря разработке теории бального и сценич. танцев, группа франц. балетмейстеров и учителей танцев (П. Бошан, Р. Ф„йе, Фавье, П. Рамо) смогла положить начало системе записи танца, получившей широкое распространение (в разл. вариантах). Термин "X." введ„н танцмейстером Р. Ф„йе (автор книги - "Хореография, или Иск-во записи танца ...", 1700). В России в конце 18 в. были созданы две системы записи танца: А. Я. Цорна (1889), использовавшаяся преим. преподавателями бальных танцев, и В. И. Степанова (1891), при помощи к-рой была произведена запись 27 балетов из репертуара Мариинского т-ра (Петербург). Система Степанова была введена как учебный предмет на балетном отделении Петерб. и Моск. театр. уч-щ. 2) Иск-во сочинения танцев и танц. (балетных) спектаклей. В этом значении термин "X." применяется с сер. 19 в. Поэтому термин "балетмейстер" иногда заменяется на "хореограф". 3) Иск-во танца. В этом понимании термин "X." получил применение в рус. искусство-ведч. лит-ре в конце 19 - нач. 20 вв. Лит.: Лисициан С., Запись движения (Кинетогра-фия), М.-Л., 1940. А. И. ХОРИСТ (хористка)- участник хора, один из исполнителей какой-либо хоровой партии. В опере, оперетте X. совмещает функции певца и драматического акт„ра. В муз.-драматических сценах с участием хора нек-рым X. иногда поручаются сольные реплики. В. Б р. ХОРМЕЙСТЕР (от слова "хор" и нем. iVlcis-ter - мастер) -? руководитель (дириж„р) хора; лицо, управляющее хором при разучивании и исполнении им муз. произв. ХОРН (Хор), Пантелис (1881-1941)-греч. драматург. В 1906 опубликовал драму "Бесценное"-обработка ср.-век. греч. нар. баллады. В 1908 написал пьесу "Петрохарпдес"-о деградации клефтской семьи (пост. на сцене Т-ра Конституции). Бытоописательная направленность драматургии X. сочетается с выражением социальных мотивов. Герои его - обычно сильные, волевые люди. В драме X. "Росток" (1921), одной из лучших пьес новогр„ч. драматургии, в центре стоит образ труженика, его стремления, борьба за счастье. X.- автор св. 20 пьес; среди них "Далман-ка", "Северный ветерок", "Под ширмой добродетели", "Женщина Востока", "Мелахра", символическая пьеса "Ч„рный пароход", "На полуденном зное", "На празднике", "Фландро", "Господин посол" и др. Драматургия X. характеризуется реалистич. направленностью. актуальностью, остротой конфликтов. Я. М. ХОРНИМЕН (Horniman), Анни Элизабет Фредерика (З.Х. 1860- ?. VIII. 1937) - англ. театр. антрепрен„р. Большое влияние на X. оказал ирл. поэт и драматург У. Б. Йитс (X. была его секретар„м). В 1904-10 была связана с дублинским Т-ром Аббатства. Получив в аренду здание этого т-ра, она перестроила его и предоставила помещение Ирл. нац. драм. об-ву, основанному в 1902 Йитсом. Здесь были пост. мн. пьесы ирл. драматургов: Йитса, Дж. Синга и др. В 1908 X. основала репертуарный т-р в Манчестере (т-р "Гейети"). В течение 14 лет возглавляла этот т-р. Художеств, руководителями т-ра были: Б. А. Пейн (1907-11), Л. Кэссон (1911-13), Д. Гордон (1913-17). X. боролась с коммерч. т-ром и его развлекательным репертуаром, пропагандировала ирл. драматургию. Была одной из первых и последовательных участниц движения за репертуарный т-р, содействовала введению в репертуар т-ров англ. реалистич. и натура-листич. драмы. В 1921 X. отошла от театр. деятельности. Лит.: Н о we P. P., The Repertory theatre, L., 1910; Poison R., Miss Horniman and the Gaiety Theatre. Manchester, L., 1952; Robinson L., Ireland's Abbey Theatre. A history 1899-1951, L., 1951. ф. К. ХОРОШУН, Антон Афанасьевич [p. 11(23).VII.1893]- укр. сов. акт„р. Нар. арт. УССР (1953). Чл. Комму-нистич. партии с 1944. Участвовал в любительских спектаклях. В 1914 играл в Т-ве укр. артистов под рук. Д. Запорожца. В 1915-17, будучи на военной службе в Петрограде, посещал драм. курсы, пел в хоре в оперных спектаклях Нар. дома с участием Ф. И. Шаляпина. В 1921-62 (с небольшими перерывами) - акт„р Первого гос. драм. т-ра УССР им. Т. Шевченко (ныне Днепропетровский укр. драм. т-р им. Т. Шевченко). С особым успехом играл передовых сов. людей, вожаков масс, героев. Роли: Годуп ("Разлом"), Кошкин ("Любовь Яг"вая"), Стрижень, Платон ("Гибель эскадры", "Платон Кречет"); Иван Сирко ("Навеки вместе" Дмитерко), Воропаев ("Счастье" по Павленко), Гонта ("Гайдамаки" по Шевченко, Гнат Голый ("Савва Чалый" Карпенкр-Карого), Выборный ("Наталка-Полтавка"), Городничий; Тетерев ("Мещане"), Гнат Орда ("Дело чести" Микитенко), Вожак, Вахмистр ("Оптимистическая трагедия", "Первая конная" Вишневского), Командор ("Каменный властелин" Л. Украинки), Несчастливцев, Отсл-ло; Гранде ("Евгения Гранде" по Бальзаку), Монтанелли ("Овод" по Войнич) и др. Снимался в кино. С. 3. ХОРЬКОВА, Ольга Михайловна (р. 19.VI.1922) - рус. сов. актриса. Засл. арт. РСФСР (1949). В 1945, после окончания Театр. уч-ща им. Щепкина, была принята в труппу Малого т-ра. В 1943, будучи студенткой 3-го курса, исполнила свою первую роль - Аниска ("Нашествие"). В 1948 X. сыграла Полину в "Доходном месте", затем Лизу ("Горе от ума"). Среди лучших ролей X.: Люба ("Северные зори" Никитина), Лоа ("Проданная колыбельная" Лакснесса), Варвара ("Гроза"), Кончетта ("Рождество в доме синьора Ку-пьелло" Де Филиппе). Творчество актрисы отличается органичностью, естественностью сценич. поведения, большим обаянием, склонностью к сильному, страстному выражению чувств. Др. роли: Мария Антоновна ("Ревизор"), Фрося ("Настя Колосова" Страницы: «« « 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 2509 2510 2511 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |