Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2485   2486   2487   2488   2489   2490   2491   2492   2493  2494   2495   2496   2497   2498   2499   2500   2501   2502   2503  » »»

1898, "Бесприданница",  1900,  "Снегурочка",  1900,  "Правда  хорошо,  а
счастье лучше", 1905,  Островского).  Большое  влияние  на  молодого  X.
оказала его дружба с  В.  Ф.  Комис-саржевской,  творчество  к-рой  было
проникнуто демократич. идеями,  отличалось  высокой  гражданственностью.
Ноты протеста, появившиеся в иск-ве X.,  наиболее  отч„тливо  звучали  в
ролях молодых интеллигентов и особенно студентов (X. был любимым акт„ром
студенч. молод„жи): Треплев ("Чайка", 1902), Беляев ("Месяц в  деревне",
1903), Петя Трофимов ("Вишн„вый сад", 1905). Одной из  лучших  ролей  X.
был  Жадов  (1913).  Однако  протест  X.  носил  пассивный,  безысходный
характер. Человечность, душевная открытость, чистота и благородство  его
героев  осложнялись  чертами  неврастенич.  надрыва.  Огромным   успехом
пользовался X. в ролях Раскольникова и князя  Мышкина  ("Преступление  и
наказание" и "Идиот" по Достоевскому, 1907). Последняя роль принадлежала
к лучшим  созданиям  артиста.  X.  раскрывал  искренность,  человеческую
одар„нность,  душевную  щедрость  Мышкина.  Отказываясь  от  изображения
патоло-гич. черт персонажа, X. только в конце спектакля  показывал,  как
возвращается к Мышкину, не выдержавшему тяжких потрясений, его болезнь.
   Среди крупнейших работ X. роли: царь Ф„дор ("Царь Ф„дор Иоаннович" А.
К. Толстого, 1914), Протасов ("Живой труп", 1911). Др.  роли:  Недыхляев
("Кручина" Шпажинского,  1898),  Андрей  Калгуев  ("Новое  дело"  Немиро
вича-Данченко,  1900),  Освальд  ("Привидения",  1907),  Астров  (1909),
Гамлет  (1911).  X.  в„л  концертную  деятельность,  к-рая  имела   ярко
выраженную гражданственную  устремл„нность.  Совм.  с  пианистом  Е.  Б.
Вильбушевичем X. создал новый эстрадный жанр мелодекламации.  Среди  его
лучших работ на эстраде - "Буревестник"  Горького,  "Каменщик"  Брюсова,
"Море" Пушкина п др.  Был  постоянным  и  активным  организатором  разл.
благотворительных концертов  и  вечеров  в  пользу  рабочих  и  студенч.
организаций.  В  1908,  следуя  примеру  Комиссар-жевской,   X.   открыл
"Современный т-р" (просуществовал один год), где  были  пост.  "Варвары"
(играл роль Черкуна), "Рлоун" Куприна, "Бог мести"  Аша  и  др.  X.  был
известен и как драматург ("На перепутье",  1908,  "Госпожа  "пошлость"",
1909, "Красная нить",  1911,  все  в  Александрийском  т-ре).  Занимался
педаго-гич.   работой:   в   1909-12   преподавал   на   Драм.    курсах
Риглер-Воронковой, затем открыл свои Драм. курсы (1912-14).
   После Октябрьской революции продолжал  работу  в  б.  Александрийском
т-ре (кроме перерыва по болезни в 1917-21). Наряду с  исполнением  своих
старых ролей (Мышкин, царь Ф„дор и др.) выступал  также  в  пьесах  сов.
драматургов:
   Василий ("Виринея" Сей-фуллиной и Правду  хина,  1926),  Красильников
("Штиль"    Билль-Белоцер-ковского,    1927),    Иловайский    ("Высоты"
Либедин-ского, 1929). В 1929 оставил сцену.
   Соч.: Близкое-далекое, М.-Л., 1962; На перепутье, СПБ[1909]; "Госпожа
"пошлость"", СПБ, 1909; Красная нить, СПБ, 1911.
   Лит.: Юрьев Ю. М. Записки, т. 1-2, Л. - М. 1963; Малютин Я. О. Акт„ры
моего поколения Л.-М., 1959. Юл, р
   Х ОДУЛОВ, Дмитрий Ф„дорович [р. 2(15).VIII. 1912] - якут. сов. акт„р.
Нар. арт. СССР (1958). Деп. Верх. Совета СССР 6-го созыва, деп.  и  член
Президиума Верх. Совета ЯАССР 5-го созыва. По окончании драм. студии при
Якут. муз.-драм. т-ре им. Ойунского был  принят  в  труппу  т-ра  (1934)
(ныне Якут. муз.-драм. т-р им. Ойунского). Начав выступать  в  эпизодич.
ролях во время занятий в студии, X. уже в  первые  годы  работы  в  т-ре
(1935) сыграл одну из центр, ролей (Николая) в пьесе "Братья"  Ефремова,
раскрыв сложность,  противоречивость  и  самобытность  этого  персонажа.
Вскоре X. занял ведущее положение в коллективе. Он играл роли:
   Белого  шамана   ("Красный   шаман"   Ойунского),   Петра   ("Любовь"
Сафронова). Знание нар. жизни и занятия  с  рус.  режиссерами  обогатили
молодого  акт„ра.  Он  создал  галерею   образов,   отмеченных   широтой
диапазона, глубиной социальной и психоло-гич.  характеристики,  историч.
достоверностью. Акт„р ищет выразительные и рельефные  приметы  образа  -
жест, походку, мимику, ритм, манеру речи,  грим.  Его  герои  в  произв.
якут. совр. драматургов отличаются нац. своеобразием,  демократичностью:
легендарный юноша Лоокут ("Лоокут и Ньюргусун" Сметапина), первые  якут.
коммунисты, волевые, мужественные  -  Джуур  ("Кузнец  Кюкюр"  Сивцева),
Чоркин, пред. колхоза Иван  ("Человек"  и  "Разрыв  сетей"  Морди-нова),
бунтарь, борец за нар. счастье Манчары (о. п. Протодьяконова). В  острой
манере играл X. роль деспотичного Эксюкю ("Айаал" Сивцева).
   Среди лучших работ  X.:  Платон  Кречет;  Сафонов  ("Русские  люди"),
профессор Мамлок (о. п. Вольфа),  Егор  Булычев,  Сатин,  Несчастливцев;
Правдин  ("Недоросль"),  Ляпкин-Тяпкин  ("Ревизор"),   Эзоп   ("Лиса   и
виноград"  Фигейреду).  В  1955  X.  исполнил  роль  Отелло,   утверждая
гуманистич. идеи, присущие трактовке этого образа на сов. сцене.
   С  60-х  гг.  X.  занимается  режиссурой;  пост.  спектакли:   "Сыгый
Кырынастыр" Избекова (1962), "Красный шаман" Ойунского (1963). Выступает
как мастер худож чтения.
   Лит.: M а к с и м о в Д., С м о л я p В.,  Народный  артист,  Якутск,
1965. M. Лифш.
   ХОДУРСКИЙ, Антоний Марцельевич (р. З.Х. 1903) - рус. сов. акт„р. Нар.
арт. РСФСР (1954). Учился в  'Одесской  театр.  студии  (педагог  С.  С.
Це-нин).  Сценич.  деятельность  начал   в   1921   в   Одесском   "Т-ре
революционных  исканий"  ("Теревиск").  Работал  здесь  до  1925.  Играл
характерные и комедийные роли. Затем работал в Саратовском (1925- 1927 и
в 1930-33), Воронежском (1927-29), Пензенском (1929-30) т-рах. С 1933  -
акт„р Центр. т-ра Сов. Армии. Здесь X. формируется в акт„ра,  создающего
точные, отмеченные изящным, тонким юмором характерные образы.
   Роли: граф Нурин ("Давным-давно" Гладкова),  Крутицкий  ("На  всякого
мудреца довольно простоты"); Фрегат
   ("Гибель  эскадры"),  Гремио  ("Укрощение  строптивой"),   Го-родищев
("Мастерица   варить   кашу"   Чернышевского),   Ни-кифорэ   ("Стрекоза"
Бараташвили),   Хабибуллин   ("Душа   солдата"   Шатуновского),   Крофтс
("Профессия миссис Уоррен" Шоу), Фирс, Гаев ("Вишневый сад"). Снимался в
кино.
   Лит.: Т у н к e л ь Д., Точный актер, "Театр", 1964, 2. Д. Ним.
   ХОДЫРЕВ, Илья Михаилович [р. 19.VII(1.VIII). 1907] - рус. сов. театр.
художник. Засл. деят. иск-в Удм. АССР (1955). Чл. Коммунистич. партии  с
1949. В 1931 окончил  дневной  рабфак  Ленингр.  академии  художеств.  В
1931-33 учился на декоративно-конструкторском ф-те этой академии. Творч.
деятельность X. в осн. протекала в т-рах Удмуртии.  Был  гл.  художником
Т-ра оперы в Ижевске (1934-36), Удм.  драм.  т-ра  (1936-37),  Ижевского
рус.  драм.  т-ра  (1937-40),  2-го   драм.   театра   Удмуртской   АССР
(передвижной театр. 1941-46). С 1946  -  гл.  художник  Театра  кукол  в

Страницы: «« « 2485   2486   2487   2488   2489   2490   2491   2492   2493  2494   2495   2496   2497   2498   2499   2500   2501   2502   2503  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия