Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2485 2486 2487 2488 2489 2490 2491 2492 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 » »» 1898, "Бесприданница", 1900, "Снегурочка", 1900, "Правда хорошо, а счастье лучше", 1905, Островского). Большое влияние на молодого X. оказала его дружба с В. Ф. Комис-саржевской, творчество к-рой было проникнуто демократич. идеями, отличалось высокой гражданственностью. Ноты протеста, появившиеся в иск-ве X., наиболее отч„тливо звучали в ролях молодых интеллигентов и особенно студентов (X. был любимым акт„ром студенч. молод„жи): Треплев ("Чайка", 1902), Беляев ("Месяц в деревне", 1903), Петя Трофимов ("Вишн„вый сад", 1905). Одной из лучших ролей X. был Жадов (1913). Однако протест X. носил пассивный, безысходный характер. Человечность, душевная открытость, чистота и благородство его героев осложнялись чертами неврастенич. надрыва. Огромным успехом пользовался X. в ролях Раскольникова и князя Мышкина ("Преступление и наказание" и "Идиот" по Достоевскому, 1907). Последняя роль принадлежала к лучшим созданиям артиста. X. раскрывал искренность, человеческую одар„нность, душевную щедрость Мышкина. Отказываясь от изображения патоло-гич. черт персонажа, X. только в конце спектакля показывал, как возвращается к Мышкину, не выдержавшему тяжких потрясений, его болезнь. Среди крупнейших работ X. роли: царь Ф„дор ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого, 1914), Протасов ("Живой труп", 1911). Др. роли: Недыхляев ("Кручина" Шпажинского, 1898), Андрей Калгуев ("Новое дело" Немиро вича-Данченко, 1900), Освальд ("Привидения", 1907), Астров (1909), Гамлет (1911). X. в„л концертную деятельность, к-рая имела ярко выраженную гражданственную устремл„нность. Совм. с пианистом Е. Б. Вильбушевичем X. создал новый эстрадный жанр мелодекламации. Среди его лучших работ на эстраде - "Буревестник" Горького, "Каменщик" Брюсова, "Море" Пушкина п др. Был постоянным и активным организатором разл. благотворительных концертов и вечеров в пользу рабочих и студенч. организаций. В 1908, следуя примеру Комиссар-жевской, X. открыл "Современный т-р" (просуществовал один год), где были пост. "Варвары" (играл роль Черкуна), "Рлоун" Куприна, "Бог мести" Аша и др. X. был известен и как драматург ("На перепутье", 1908, "Госпожа "пошлость"", 1909, "Красная нить", 1911, все в Александрийском т-ре). Занимался педаго-гич. работой: в 1909-12 преподавал на Драм. курсах Риглер-Воронковой, затем открыл свои Драм. курсы (1912-14). После Октябрьской революции продолжал работу в б. Александрийском т-ре (кроме перерыва по болезни в 1917-21). Наряду с исполнением своих старых ролей (Мышкин, царь Ф„дор и др.) выступал также в пьесах сов. драматургов: Василий ("Виринея" Сей-фуллиной и Правду хина, 1926), Красильников ("Штиль" Билль-Белоцер-ковского, 1927), Иловайский ("Высоты" Либедин-ского, 1929). В 1929 оставил сцену. Соч.: Близкое-далекое, М.-Л., 1962; На перепутье, СПБ[1909]; "Госпожа "пошлость"", СПБ, 1909; Красная нить, СПБ, 1911. Лит.: Юрьев Ю. М. Записки, т. 1-2, Л. - М. 1963; Малютин Я. О. Акт„ры моего поколения Л.-М., 1959. Юл, р Х ОДУЛОВ, Дмитрий Ф„дорович [р. 2(15).VIII. 1912] - якут. сов. акт„р. Нар. арт. СССР (1958). Деп. Верх. Совета СССР 6-го созыва, деп. и член Президиума Верх. Совета ЯАССР 5-го созыва. По окончании драм. студии при Якут. муз.-драм. т-ре им. Ойунского был принят в труппу т-ра (1934) (ныне Якут. муз.-драм. т-р им. Ойунского). Начав выступать в эпизодич. ролях во время занятий в студии, X. уже в первые годы работы в т-ре (1935) сыграл одну из центр, ролей (Николая) в пьесе "Братья" Ефремова, раскрыв сложность, противоречивость и самобытность этого персонажа. Вскоре X. занял ведущее положение в коллективе. Он играл роли: Белого шамана ("Красный шаман" Ойунского), Петра ("Любовь" Сафронова). Знание нар. жизни и занятия с рус. режиссерами обогатили молодого акт„ра. Он создал галерею образов, отмеченных широтой диапазона, глубиной социальной и психоло-гич. характеристики, историч. достоверностью. Акт„р ищет выразительные и рельефные приметы образа - жест, походку, мимику, ритм, манеру речи, грим. Его герои в произв. якут. совр. драматургов отличаются нац. своеобразием, демократичностью: легендарный юноша Лоокут ("Лоокут и Ньюргусун" Сметапина), первые якут. коммунисты, волевые, мужественные - Джуур ("Кузнец Кюкюр" Сивцева), Чоркин, пред. колхоза Иван ("Человек" и "Разрыв сетей" Морди-нова), бунтарь, борец за нар. счастье Манчары (о. п. Протодьяконова). В острой манере играл X. роль деспотичного Эксюкю ("Айаал" Сивцева). Среди лучших работ X.: Платон Кречет; Сафонов ("Русские люди"), профессор Мамлок (о. п. Вольфа), Егор Булычев, Сатин, Несчастливцев; Правдин ("Недоросль"), Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор"), Эзоп ("Лиса и виноград" Фигейреду). В 1955 X. исполнил роль Отелло, утверждая гуманистич. идеи, присущие трактовке этого образа на сов. сцене. С 60-х гг. X. занимается режиссурой; пост. спектакли: "Сыгый Кырынастыр" Избекова (1962), "Красный шаман" Ойунского (1963). Выступает как мастер худож чтения. Лит.: M а к с и м о в Д., С м о л я p В., Народный артист, Якутск, 1965. M. Лифш. ХОДУРСКИЙ, Антоний Марцельевич (р. З.Х. 1903) - рус. сов. акт„р. Нар. арт. РСФСР (1954). Учился в 'Одесской театр. студии (педагог С. С. Це-нин). Сценич. деятельность начал в 1921 в Одесском "Т-ре революционных исканий" ("Теревиск"). Работал здесь до 1925. Играл характерные и комедийные роли. Затем работал в Саратовском (1925- 1927 и в 1930-33), Воронежском (1927-29), Пензенском (1929-30) т-рах. С 1933 - акт„р Центр. т-ра Сов. Армии. Здесь X. формируется в акт„ра, создающего точные, отмеченные изящным, тонким юмором характерные образы. Роли: граф Нурин ("Давным-давно" Гладкова), Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты"); Фрегат ("Гибель эскадры"), Гремио ("Укрощение строптивой"), Го-родищев ("Мастерица варить кашу" Чернышевского), Ни-кифорэ ("Стрекоза" Бараташвили), Хабибуллин ("Душа солдата" Шатуновского), Крофтс ("Профессия миссис Уоррен" Шоу), Фирс, Гаев ("Вишневый сад"). Снимался в кино. Лит.: Т у н к e л ь Д., Точный актер, "Театр", 1964, 2. Д. Ним. ХОДЫРЕВ, Илья Михаилович [р. 19.VII(1.VIII). 1907] - рус. сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в Удм. АССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1949. В 1931 окончил дневной рабфак Ленингр. академии художеств. В 1931-33 учился на декоративно-конструкторском ф-те этой академии. Творч. деятельность X. в осн. протекала в т-рах Удмуртии. Был гл. художником Т-ра оперы в Ижевске (1934-36), Удм. драм. т-ра (1936-37), Ижевского рус. драм. т-ра (1937-40), 2-го драм. театра Удмуртской АССР (передвижной театр. 1941-46). С 1946 - гл. художник Театра кукол в Страницы: «« « 2485 2486 2487 2488 2489 2490 2491 2492 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |