Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2482   2483   2484   2485   2486   2487   2488   2489   2490  2491   2492   2493   2494   2495   2496   2497   2498   2499   2500  » »»

Лермонтова (1965), "Человек  со  звезды"  Вит-лингера  (1964),  "Мужики"
Реймонта (1964).
   В  составе  труппы  (1966):  засл.  арт.  УССР  Д.   Чайковский,   Н.
Колесникова, С. Колчинский, Г.  Фнгур-ский;  артисты  В.  Андриенко,  Н.
Балабан, Г. Белецкая, М. Манойло, И. Богданович, В. Будный, Л. Гущэн-ко,
В. Ковтун, В. Грищенко, В. Павленко, Ю. Пине-вич, М. Салин, А.  Боричко,
И. Шулкевский, В. Иванов, Л. Иванова, В. Калинина, Р.  Крыжановская,  А.
Куриленко, Н. Наталова и др.
   ХОВАНСКИЙ  (наст.  фам.-  У  л  у  п  о  в),  Александр  Панкратьевич
[19(31).III.1890-12.XII.1962] - рус. сов. акт„р. Нар. арт.,РСФСР (1954).
Творч. деятельность начал в 1908 в Архангельском т-ре,  затем  служил  в
Вильнюсе, Владивостоке, Воронеже,  Петроградском  академич.  т-ре  драмы
(1919-24), Саратове.  Сыграл  роли:  Чацкого,  Незнамова,  Каранды-шева,
Жадова, Хлестакова, Фердинанда, Барона, Шванди.  Создал  сатирич.  образ
Сем„на Рака ("Воздушный пирог" Ромашова). С 1933 - в Центр, т-ре Красной
Армии (ныне Центр, т-р Советской Армии); в 1944-46 одновременно  работал
в МХАТе.
   Роли: Ленчицкий  ("Бойцы"  Ромашова),  Ф„дор  Таланов  ("Нашествие"),
Кобза ("Гибель эскадры"), Скундрел ("Голос Америки" Лаврен„ва),  Нельсон
("Флаг адмирала" Штейна; Гос.  пр.  СССР,  1951),  Глумов  ("На  всякого
мудреца довольно простоты"). Беркутов ("Волки и овцы"), Тарелкин
   "Дело" Сухово-Кобылина),  Прохор  ("Васса  Железнова"),  Эрскин  ("Он
сказал нет" Хьелланна), Гарднер ("Профессия миссис Уоррен" Шоу).
   X.  обладал  ярким  темпераментом,  мастерством  сце-нич.  речи,  его
сценич. образы отличались точностью и выразительностью формы.  М.  Лифш.
"ХОВАНЩИНА" - опера (народная музыкальная драма) М. П. Мусоргского,  его
же либр. на историч. сюжет (из врем„н стрелецких бунтов  конца  17  в.).
Начата в 1872, завершена и оркестрована Н. А. Римским-Корсаковым в 1883.
Впервые пост. 9 февр. 1886 силами Музыкально-драматич. кружка любителей,
Петербург (дириж„р Гольд-штейн). 27 окт. 1893  -  силами  артистов  Рус.
оперного товарищества,  Петербург;  1897,  Москва,  Рус.  частная  опера
дириж„р Эспозито, худ. Васнецов, Коровин, Малютин;
   Иван Хованский - Бедлевич, Марфа - Селюк, Досифей - Шаляпин,  Голицын
- Карклин, Шакловитый - Соколов, Андрей Хованский -  Иноземцев,  Эмма  -
Антонова); 1910, Москва,  Оперный  т-р  Зимина  (дириж„р  Палицын,  реж.
Оленин,  худ.  Маторин;  Иван   Хованский   -   Запорожец,   Голицын   -
Секар-Рожанский, Марфа - Петрова-Званцева, Досифей - Петров,  Шакловитый
- Шевел„в); 1911, Мари-инский т-р (дириж„р Коутс, пост.  Шаляпина,  реж.
Мельников, худ. Коровин; Иван Хованский  -  Шаронов,  Марфа  -  Збруева,
Досифей - Шаляпин, Голицын - Ершов,  Шакловитый  -  П.  Андреев,  Андрей
Хованский - Лабинский);
   1912, Большой т-р (дириж„р Похитонов, пост. Шаляпина,  худ.  Коровин,
балетм. Горский); 1913 Петербург, Т-р муз. драмы (дириж„р Бихтер). Пост.
также в Киеве (1892, 1909) а Тифлисе (1912). За  рубежом:  1913,  Париж,
"Театр Ели-сейских полей" (на рус. яз., силами  артистов  антрепризы  С.
Дягилева, в ред. Стравинского и Равеля, дириж„р Купер, худ. Федоровский;
Досифей - Шаляпин, Марфа - Петренко); там же,  1923.  "Гранд-Опера"  (на
франц. яз.); Лондон (1913, т-р "Друри-Лсйп", на рус. яз.); там же,  1917
и 1919 (англ. пер. Р. Ньюмарч); Барселона (1923, на рус. яз.), Франкфурт
(1924), Милан (1926, т-р "Ла Скала"),  Дрезден  (1927),  Загреб  (1926),
Филадельфия (1928), Буэнос-Айрес  (1929),  Лион  (1930,  на  рус.  яз.),
Нью-Йорк (1931, на рус. яз.), Турин (1931, на рус.  яз),  София  (1933),
Люб-ляна (1934), Будапешт (1937), Женева (1954),  Берлин  (1959),  Афины
(1961), Ницца (1962), Лондон (1963, т-р "Ковент-Гарден").
   На сов. сцене пост. 27 сент. 1918, Мариинский т-р, Петроград (дириж„р
Похитонов, пост. Шаляпина, худ. Коровин); в 1928,  Москва,  Большой  т-р
(дириж„р Сук, реж. Лапицкий, худ. Курилко,  балетм.  Лащилин);  там  же,
1939, в ред. Римского-Корсакова, с включением  сцены  "Казнь  стрельцов"
(дириж„р Штейнберг, реж. Раппопорт, худ. Юон, балетм. Долинская; Досифей
- Батурин, Марфа -  Давыдова,  Иван  Хованский  -  Лубенцов,  Голицын  -
Евлахов, Шакловитый - Политковский); там же,  1950  (дириж„р  Голованов,
реж. Баратов, худ. Федоровский,  балетм.  Корень,  хорм.  Шорин);  1960,
Ленинград, Т-р оперы и балета им. Кирова (в ред. Ламма и  инструментовке
Шостаковича; дириж„р Ельцин, пост.  Баратова,  худ.  Федоровский,  хорм.
Михайлов; Иван  Хованский  -  Кривуля,  Марфа  -  Кузнецова,  Досифей  -
Константиновский,  Голицын  -  Ульянов,  Шакловитый  -  Лаптев,   Андрей
Хованский - Матвеев, Эмма - Шубина). Среди выдающихся сов. исполнителей:
   Рейзен,  И.  Петров,  Яшугин  (Досифей);   Обухова,   Максакова,   С.
Преображенская, Борисенко, Авдеева (Марфа). В 1959 опера  экранизирована
в новой оркестровке Шостаковича. Пост. в др. городах Сов. Союза: Саратов
(1941), Новосибирск (1952), Пермь (1953), Киев (1963),  Горький  (1963),
Свердловск (1964)
   Издания:  "X."-  партитура,  ред.  Н.  А.  Римского-Корсакова,   СПБ,
Бссссль, [1883, литогр. ]; ред. П. Ламма,  оркестровка  Д.  Шостаковича,
М., Музгиз, 1964; клавир - ред. Н. А. Рпмского-Корсакова, СПБ.  Бессель,
[1883]; то же, М.,  Музгиз,  1960;  сост.  и  проработал  по  автографам
композитора П. Ламм, М., Музгиз, 1931 (Полн. собр. соч т- 2). Н. Г р.
   ХОВЕЛЬЯНОС, Ховельяно с-п-Р а м и  р  e  с  (Jovellanos  у  Ramirez),
Гаспар Мельчор де (5.1.1744- 27.XI.1811)-исп. поэт, драматург,  обществ,
и полптич. деятель. Один  из  крупнейших  исп.  философов-просветителей,
автор поэтич. произв. в духе революционного  патриотич.  классицизма.  В
1769 написал трагедию "Пелайо" о героич. борьбе испанцев  против  мавров
(изд. в 1779, пост. под назв. "Мунуса", т-р "Принсипе",  1792,  Мадрид).
Под влиянием теории мещанской драмы  Д.  Дидро  написал  драму  "Честный
преступник" (1774, т-р в Аранхуэсе) о проблеме смертной казни.  Этич.  и
гражданский пафос определили успех этой пьесы в Испании, Франции, Англии
и Германии. В "Докладной записке об игрищах, представлениях и  публичных
развлечениях" (1790) X.  дал  обзор  развития  исп.  т-ра  и  с  позиций
просветительского классицизма осудил драматургию Ф. Лопе де Вега  и  его
современников, сделав исключение лишь для П. Каль-дерона и А. Морето.
   Соч.: Obras escocidas, v. 1-3, Madrid, 1935-46 (Clasicos castellanos,
t. 110, 111, 129); Obras publicados e ineditas,  Madrid,  1858-59.  1956
(Biblioteca de autores espanoles, v. 46, 50, 85-87).
   Лит.: Artinano y Galdacano G. de. Jovellanos  y  su  Espana,  Madrid,
1913; Garcia P u e г t a s М., Jovellanos, Montevideo, 1954. j, jJ
   ХОДАСЕВИЧ, Валентина Михайловна [р. 13(25).  111.1894]  -  рус.  сов,
театр. художница. Училась  в  художеств.  студиях  в  Москве  (у  Ф.  И.
Рерберга), в Мюнхене  (1910-11),  Париже  (1911-12;  мастерская  К.  ван
Донгена и Ж. Англада). Первая работа для  т-ра  -  оформление  спектакля
"Дерево  превращений"  Гумил„ва  (1919,  Театр-студия  петрогр.   Театр.

Страницы: «« « 2482   2483   2484   2485   2486   2487   2488   2489   2490  2491   2492   2493   2494   2495   2496   2497   2498   2499   2500  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия