Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2483   2484   2485   2486   2487   2488   2489   2490   2491  2492   2493   2494   2495   2496   2497   2498   2499   2500   2501  » »»

отдела). В 1918-21 - гл. художник т-ра Народная комедия (ей  принадлежат
декорации к спектаклю - "Работяга Словотеков" Горького и пьесам Мольера,
Кальде-рона и др.). В т-рах Ленинграда X. оформила спектакли: "Близнецы"
Плавта и "Обращение капитана Брасбаунда" Шоу (1923, оба в Большом  драм.
т-ре), "Отелло" (1927, Академич. т-р драмы),  "Вольпоне"  Бена  Джонсона
(1927, т-р "Комедия"), "Холопка" Стрельникова (1929, Т-р муз. комедии) и
др. В 1925 X. оформила спектакль "Лукреция" Кавиккиоли в т-ре Пиранделло
в Риме.
   Не    стремясь    к    иллюзорности    декораций,    X.     создавала
театрально-условное оформление сценич.  площадки,  л„гкое,  удобное  для
акт„ров,  праздничное  по  краскам,   отмеченное   ироничностью.   Вкус,
изобретательность, чувство стиля, присущие X., особенно ярко  проявились
в  области  сценич.  костюма;  избегая   перегруженности   декоративными
элементами, используя броские детали,  X.  достигала  в  костюме  ч„ткой
образной характеристики персонажа, остроты, современности формы.
   В дальнейшем X. работала гл. обр. в муз. т-ре.  В  1932-36  была  гл.
художником Ленингр. академич. т-ра оперы и балета им.  Кирова.  Оформила
здесь  спектакли:  "Золотой  век"  Шостаковича  (1930),  "Бахчисарайский
фонтан" Асафьева (1934, возобн. 1946), "Эс-меральда" Пуни (1935),  "Дочь
народа" ("Татьяна") Крейна (1947), "Спартак" Хачатуряна (1956) и др.
   Др. работы: "Москва горит" ("1905 год") Маяковского  (1931,  Ленингр.
госцирк),  "Бахчисарайский  фонтан"  (Большой   т-р,   1944   и   1954),
"Ломоносов" Вс. Иванова (1953), "Двенадцатая ночь" (1955)-МХАТ и др.
   "Лит.: Валентина Ходасевич. Сб. статей М. Кузьмина,  С.  Радлова,  С.
Мокульского, А. Мовшенсона, Л., 1927;
   Каталог выставки работ художницы В. М. Ходасевич. 15  лет  в  театре.
Вступ. ст. С. Радлова, Л., 1934;  Мин  Е.,  Творческие  этапы  Валентины
Ходасевич..., "Рабочий и театр", 1935, ј 1, с. 10-11. М. П.
   ХОДЖАЕВ, Алим [р. 24.1Х(7.Х). 1910] - узб. сов. акт„р. Нар. арт. СССР
(1959). Чл. Коммунистич. партии с  1945.  Деп.  Верх.  Совета  Узб.  ССР
6-7-го  созывов.  Во  время  обучения  в  Бухарском  ин-те   просвещения
участвовал в театр. самодеятельности. В 1929 вступил в труппу  Т-ра  им.
Хамзы. В 1951 окончил режисс„рские курсы в Москве.
   Роли первого периода творчества - Козлов и Шегабут-динов ("Мятеж"  по
Фурманову, 1929), Гафарзаде ("Исто-'рия заговорила"  Сайда  и  Сатарова,
1931),  Урман  ("Сожж„м"  Яшена,  1932),  Эльбай  !  .'("Маска  сорвана"
Фатхулли-на, 1932), Пулат ("Два коммуниста"  Яшена,  1929),  Розен-кранц
("Гамлет", 1935), Анучкин ("Женитьба", 1935),  Фердинанд  (1936);  Лаэрт
("Гамлет", 1936), Яровой (1937); Низамов (1938, "Предатели"  Фатхуллина)
и др. Уже в первый период проявились пытливость, трудолюбие артиста, его
склонность  к  аналитич.  методу  работы  над  ролью.  Особое  место   в
творчестве X.  заняли  образы  представителей  передовой  интеллигенции.
Играя эти роли, X. переда„т глубину размышлений своих  героев  о  жизни,
выявляет присущее им интеллектуальное  начало,  окрашивает  свои  образы
мягкой задушевной лирикой. X. создал  образы  выдающихся  представителей
узб. народа - поэтов  Алишера  Навои  (Гос.  пр.  СССР,  1949)  и  Хамзы
Хаким-заде Ниязи (1942, 1949, 1960). В этих образах раскрывается одна из
основных тем творчества X.- художник и народ.
   Большое значение для творчества  X.  имела  его  работа  над  образом
Гамлета (1939, 1949), трактовка к-рого отличалась философской  глубиной.
Играя роли положительных героев, X.  выражал  во  многих  из  них  черты
характера сов. интеллигенции на разных этапах истории сов.  государства:
Бродский ("Интервенция" Славина, 1934), Умар ("Пол„т  орла"  Султа-нова,
1942), Забелин ("Кремл„вские куранты", 1947), Клобуков ("За тех,  кто  в
море!",  1947),  Кедров  ("Генерал   Рахимов"   Яшена,   1950),   Саттар
("Сердечные тайны" Рахманова, 1953),  Полторацкий  ("Путеводная  звезда"
Яшена, 1958), Ярослав ("Фауст и смерть" Левады, 1961),  Садик  Сахибович
("Убийца" Уйгуна, 1965). Одна  из  лучших  работ  X.-  образ  профессора
Юлдаша Камилова ("Люди с верой" Султанова, 1960), показывающий моральную
силу сов. человека.
   Мастерство  перевоплощения,  разоблачительная  острота  проявились  в
ролях отрицательных персонажей: Яго  (1941),  Паратов  ("Бесприданница",
1944),  П„тр  Бессеменов  ("Мещане"  Горького,  1951),  Гульд  ("Русский
вопрос", 1947),  Сало-хиддин  ("Заря  Востока"  Сафарова,  1951).  Среди
других ролей акт„ра:
   Карл Моор ("Разбойники", 1955), Нолинак-ха ("Дочь Ганга"  по  Тагору,
1956), король Лир (1966), Нияз ("Неизвестный"  Султанова,  1963)  и  др.
Иск-во X. отмечено  лиризмом  и  и  н  т  е  ллектуальностью.  Его  игра
отличается тонкостью и изяществом выразительных средств,  музыкальностью
речи, грацией, пластикой движений.
   X. выступает и как режисс„р;  пост.  в  т-ре  имени  Хамзы  спектакль
"Пролитая чаша" (1954) и др. Снимается в кино.
   Лит.: Фельдман Я. С., Олим Хужаев, Тош., 1962 (на узб. яз.); его  же,
Алим Ходжаев, Таш., 1963 (на рус. яз.);
   Уварова Г., Узбекский драматический театр. М., 1959; О л ид о р О., В
борьбе за сценический реализм, М., 1957; Государственный  ордена  Ленина
акад. узбекский театр драмы им. Хамзы, Таш., 1957. Я. Ф.
   ХОДЖАЕВ, Кудрат
   (p.lO.V.1911) - узб. сов.  акт„р  и  режисс„р.  Нар.  арт.  Узб.  ССР
(1959). Окончил акт„рский ф-т ГИТИСа (1936). Творч. деятельность начал в
узб. ТРАМе (1930-32). С 1936 -  акт„р  Т-ра  им.  Хамзы.  В  1942  начал
режисс„рскую работу, был  гл.  реж.  узб.  т-ров  в  Самарканде  (1943),
Намангане (1949-52), Ташкентского ТЮЗа (1947). В 1952 вернулся в Т-р им.
Хамзы.
   Творчество  X.   отмечено   остротой   мысли,   высоким   техническим
мастерством. Особенно значительны сатирич.  образы  X.  Исполнение  этих
ролей характеризуется оригинальностью трактовки,  точностью  и  остротой
рисунка.
   Роли: Вурм ("Коварство и любовь", 1951), Камиль ("Рассказ  о  Турции"
Хикмета,  1953),  Ильхам  ("Сердечные  тайные  Рахманова,  1953),  Хаким
("Священная кровь" по Айбеку 1954), Франц  Моор  (1955),  Джоген  ("Дочь
Ганга" по Тагору, 1956), Поэт ("Ходжи  эфенди  женится"  Камала,  1956),
Комиссар ("Алжир, родина моя!" по М. Дибу,  1957)  Юлпй  Цезарь  (о.  п.
Шекспира, 1958), Салихбай  ("Бай  и  батрак"  Хамзы,  1958),  Серебряков
("Дядя Ваня", 1958), Генералгубернатор ("Фуркат" Авезова и Т.  Ходжаева,
1959), Сакоки /"Мирза Улугбек" Шейхзаде, 1961), Хаким  ("Почта"  Тагора,
196)), Аслзода Саидхон ("Кровавый мираж" Азимова,  1964),  Турсунов  ("Я
вижу зв„зды" Азимова, 1965).
   С 1936 занимается педагогич. работой, с 1952  вед„т  курс  акт„рского
мастерства в Ташкентском театр.-художеств. ин-те.

Страницы: «« « 2483   2484   2485   2486   2487   2488   2489   2490   2491  2492   2493   2494   2495   2496   2497   2498   2499   2500   2501  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия