|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2475 2476 2477 2478 2479 2480 2481 2482 2483 2484 2485 2486 2487 2488 2489 2490 2491 2492 2493 » »» ХЕРЦБЕРГ (Hertzberg), Брита (р. 19.Х. 1901)- швед. артистка оперы
(сопрано). Чл. Швед. муз. академии (1943). Училась в Стокгольме и
Берлине. С 1924 - солистка Королевской оперы в Стокгольме. С 1950 пела
партии меццо-сопрано. Гастролировала во мн. городах мира. Оставила сцену
в 1954. X. обладала красивым голосом широкого диапазона, большой муз. и
сценич. культурой. Исполнение е„ отличалось поэтичностью. Первая
исполнительница партий: Элизив ("Адильс и Элизив" Петерсон-Бергера,
1927), Юдифь ((c). п. Н. Берга, 1936), Биргитта (о. п. Н. Берга, 1942),
Унн ("Отверженный" Линдберга, 1943); первая швед. исполнительница партии
Катерины Измайловой (о. п. Шостаковича, 1935).
Др. партии: Изольда ("Тристан и Изольда" Вагнера), Татьяна, Тоска;
Черсти ("Невеста короля" Рангстр„ма). Вл. О.
ХЕССИН, Александр Борисович [7(19).Х.1869-ЗЛУ. 1955] - рус. сов.
дириж„р, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1929). Окончил Петерб.
консерваторию (1899, класс композиции Н. Ф. Соловь„ва).
Совершенствовался как дириж„р у А. Никиша в Лейпциге (1899-1900), затем
у Ф. Мотля в Карлсруэ (1900). В 1904-05 - директор Моск. филармонич.
уч-ща; с 1910-худ. рук. и гл. дириж„р Муз.-историч. об-ва А. Д.
Шереметева; в 1915-17 - оперный дириж„р Нар. дома в Петрограде; в
1918-19 дирижировал рядом спектаклей в Мариинском т-ре (Петроград). В
1922 стал одним из организаторов Моск. филармонии; с 1935 - худ. рук. и
гл. дириж„р Оперной студии Моск. консерватории. В 1943-53 руководил
Ансамблем сов. оперы ВТО (Москва), где подготовил к концертному
исполнению более 20 новых сов. опер, в т. ч.: "Война и мир" Прокофьева
(1944), "Севасто-польцы" Коваля (1948), "Фома Гордеев" Касьянова (1946)
и др., а также ряд опер, отсутствовавших в репертуаре моек. т-ров:
"Орестея" Танеева (1945), "Порги и Бесс" Гершвина (1945), "Зачарованный
замок" Монюшко (1946), "Далибор" Сметаны (1944) и др. С 1924 в„л
педагогич. работу (ГИТИС).
Соч.: Из моих воспоминаний, М., 1959. В. Ю.
ХЕТАГУРОВ, Коста (Константин Леванович) (15. Х.1859, сел. Нар,
-1.IV.1906, сел. Георгиево-Осетин-ское, ныне Хетагуров) - осетинский
писатель. Основоположник осетинской художеств. лит-ры и лит. языка.
Занимался в петерб. Академии художеств. Написал комедию "Курсистка",
заложившую основу осет. драматургии, в 1895 - новый вариант этой комедии
под назв. "Дуня" (был опубликован в газете "Северный Кавказ"). В
драматургии Х.,так же как и во вс„м его творчестве, проявились
революционно-демократические тенденции.
Соч.: "Дуня", М.-Л., 1940. Д. Ним.
Х‚ФЛИХ (Hoflich), Люция (20.II.1883-9.X. 1956)-нем. актриса.
Дебютировала в городском т-ре Бромберга (1899-1901). Играла в
"Раймундтеатре" (Вена). С 1903 (с перерывами)-в Нем. т-ре (Берлин) под
рук. М. Рейнхардта. Здесь е„ партн„ром по мн. спектаклям был Э.
Винтерштейн, к-рый оставил описание игры X. в своих мемуарах "Моя жизнь
и мо„ время". В Берлине играла также на сцене "Штатстеатра" (1926-29).
Исполняла роли в классич. нем. драматургии: Луиза ("Коварство и
любовь"), Амалия ("Разбойники"), Маргарита ("Фауст" Г„те), Франциска
("Минна фон Барнхельм" Лессинга), а также в пьесах Шекспира: Корделия
("Король Лир"), Виола ("Двенадцатая ночь"), Катарина ("Укрощение
строптивой"). Большой успех X. принесло исполнение ролей в пьесах
Гауптмана: Роза Бернд (о. п.), Ханна ("Возчик Геншель"), фрау Ион
("Крысы"). Выступала также в пьесах Ибсена (Нора; Ребекка -
"Росмерсхольм"), Хеббеля (Мария Магдалина - о. п.) и др. Актриса
продолжила лучшие реалистич. традиции школы О. Брама.
Большой сценич. темперамент, страстность исполнения сочетались в игре
X. с тонкой нюансировкой. Естественность и простота определили успех X.
при исполнении ролей женщин из народа, к-рые она играла в совр. нем.
драмах (Эрнестина Пушек - "Болезнь молод„жи" Брукнера и др.). В знак
протеста против преследований прогрессивных артистов после захвата
нацистами власти в Германии X. демонстративно покинула Нем. т-р. В 1933
организовала театр. школу-студию, где преподавала. С 1940 работала в
"Шиллер-театре".
В 1946-50 возглавляла Мекленбургский гос. т-р в Шверине (ГДР),
руководила театр. студией. За театрально-педагогич. деятельность ей было
присвоено звание профессора. Снималась в кино. И. Я.
ХИДЗИКАТА, ‚си (1898-4.VI.1959) - японский режисс„р и театральный
деятель. Чл. Коммунистич. партии Японии с 1946. Окончил Токийский ун-т.
В 1919, будучи студентом, организовал любительскую театр. труппу
"Томодатидза", тогда же познакомился с Осанаи Каору и под его рук.
изучал иск-во режиссуры. В 1923 совм. с Осанаи Каору пытался создать
япон. т-р совр. драмы (в 1924 организовали и в дальнейшем руководили
т-ром "Цукидзи"). Спектакли, пост. X., посв. совр. социальным
конфликтам. В 1929, после раскола труппы "Цу-кидзи с„гэкидз„",
организовал новую труппу "Синцу-кпдзи гэкидан". В своих творч. поисках
X. был близок творч. принципам сов. т-ра, методу социалистич. реализма.
В 1938-41 работал в моек. Т-ре Революции. В 1941 вернулся в Японию, где
был арестован (освобожд„н в 1945). С 1948 - директор Центр, театр. школы
(Токио). С 1950, после слияния школы с Академией сценич. иск-ва ("Бутай
гэйдзюцу гакуин"),- зам. директора академии. Деятельность X. оказала
большое влияние на развитие совр. т-ра Японии.
Пост.: "Сон в летнюю ночь" (1949), "Ромео и Джульетта" Шекспира
(1950), "Власть тьмы" (1954); "Фукудзава Юкити" Маяма Сэйки
(1953),"Сказание о Хорюдзи" Танидзаки Дзюнъ-итиро (1958).
Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр. пер., М., 1960; на япон.
яз.- Энгэки хякка дайдзитэн, Токио, 1963. Л. Г.
ХИДОЯТОВ, Абрар (1900-З.Х.1958) - узб. сов. акт„р. Нар. арт. СССР
(1945). Чл. Коммунистич. партии.
В 1918 вступил в театр. коллектив, возглавляемый М. Уйгуром (с 1919 -
Труппа им. Карла Маркса), выезжал на фронты гражданской войны. В 1924-27
учился в Узб. студии в Москве, с 1927 - акт„р Центр, образцовой узб.
гос. труппы (с 1929 Т-р им. Хамзы). X. создавал масштабные, крупные
образы положительных героев, выражавшие передовые общественные идеи.
Сценич. образы X. стали художеств. летописью развития характера сов.
людей в Узбекистане: большевик Арслан ("Два коммуниста" и "Разгром"
Яшена, 1929, 1934), бывший партизан Сарымсак ("Сожж„м" Яшена, 1932) и
др. Характер узб. народа, его историч. путь в предреволюц. годы нашли
выражение в образе батрака Гафура ("Бай и батрак" Хамзы, 1939), ставшего
борцом с насилием. Образ Гафура в исполнении X. стал эпич. фигурой,
символизирующей пробуждение сил порабощ„нного народа. Призыв к борьбе за
освобождение определял исполнение ролей: вождя восставших рабов Зер
Страницы: «« « 2475 2476 2477 2478 2479 2480 2481 2482 2483 2484 2485 2486 2487 2488 2489 2490 2491 2492 2493 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |