Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2475 2476 2477 2478 2479 2480 2481 2482 2483 2484 2485 2486 2487 2488 2489 2490 2491 2492 2493 » »» ХЕРЦБЕРГ (Hertzberg), Брита (р. 19.Х. 1901)- швед. артистка оперы (сопрано). Чл. Швед. муз. академии (1943). Училась в Стокгольме и Берлине. С 1924 - солистка Королевской оперы в Стокгольме. С 1950 пела партии меццо-сопрано. Гастролировала во мн. городах мира. Оставила сцену в 1954. X. обладала красивым голосом широкого диапазона, большой муз. и сценич. культурой. Исполнение е„ отличалось поэтичностью. Первая исполнительница партий: Элизив ("Адильс и Элизив" Петерсон-Бергера, 1927), Юдифь ((c). п. Н. Берга, 1936), Биргитта (о. п. Н. Берга, 1942), Унн ("Отверженный" Линдберга, 1943); первая швед. исполнительница партии Катерины Измайловой (о. п. Шостаковича, 1935). Др. партии: Изольда ("Тристан и Изольда" Вагнера), Татьяна, Тоска; Черсти ("Невеста короля" Рангстр„ма). Вл. О. ХЕССИН, Александр Борисович [7(19).Х.1869-ЗЛУ. 1955] - рус. сов. дириж„р, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1929). Окончил Петерб. консерваторию (1899, класс композиции Н. Ф. Соловь„ва). Совершенствовался как дириж„р у А. Никиша в Лейпциге (1899-1900), затем у Ф. Мотля в Карлсруэ (1900). В 1904-05 - директор Моск. филармонич. уч-ща; с 1910-худ. рук. и гл. дириж„р Муз.-историч. об-ва А. Д. Шереметева; в 1915-17 - оперный дириж„р Нар. дома в Петрограде; в 1918-19 дирижировал рядом спектаклей в Мариинском т-ре (Петроград). В 1922 стал одним из организаторов Моск. филармонии; с 1935 - худ. рук. и гл. дириж„р Оперной студии Моск. консерватории. В 1943-53 руководил Ансамблем сов. оперы ВТО (Москва), где подготовил к концертному исполнению более 20 новых сов. опер, в т. ч.: "Война и мир" Прокофьева (1944), "Севасто-польцы" Коваля (1948), "Фома Гордеев" Касьянова (1946) и др., а также ряд опер, отсутствовавших в репертуаре моек. т-ров: "Орестея" Танеева (1945), "Порги и Бесс" Гершвина (1945), "Зачарованный замок" Монюшко (1946), "Далибор" Сметаны (1944) и др. С 1924 в„л педагогич. работу (ГИТИС). Соч.: Из моих воспоминаний, М., 1959. В. Ю. ХЕТАГУРОВ, Коста (Константин Леванович) (15. Х.1859, сел. Нар, -1.IV.1906, сел. Георгиево-Осетин-ское, ныне Хетагуров) - осетинский писатель. Основоположник осетинской художеств. лит-ры и лит. языка. Занимался в петерб. Академии художеств. Написал комедию "Курсистка", заложившую основу осет. драматургии, в 1895 - новый вариант этой комедии под назв. "Дуня" (был опубликован в газете "Северный Кавказ"). В драматургии Х.,так же как и во вс„м его творчестве, проявились революционно-демократические тенденции. Соч.: "Дуня", М.-Л., 1940. Д. Ним. Х‚ФЛИХ (Hoflich), Люция (20.II.1883-9.X. 1956)-нем. актриса. Дебютировала в городском т-ре Бромберга (1899-1901). Играла в "Раймундтеатре" (Вена). С 1903 (с перерывами)-в Нем. т-ре (Берлин) под рук. М. Рейнхардта. Здесь е„ партн„ром по мн. спектаклям был Э. Винтерштейн, к-рый оставил описание игры X. в своих мемуарах "Моя жизнь и мо„ время". В Берлине играла также на сцене "Штатстеатра" (1926-29). Исполняла роли в классич. нем. драматургии: Луиза ("Коварство и любовь"), Амалия ("Разбойники"), Маргарита ("Фауст" Г„те), Франциска ("Минна фон Барнхельм" Лессинга), а также в пьесах Шекспира: Корделия ("Король Лир"), Виола ("Двенадцатая ночь"), Катарина ("Укрощение строптивой"). Большой успех X. принесло исполнение ролей в пьесах Гауптмана: Роза Бернд (о. п.), Ханна ("Возчик Геншель"), фрау Ион ("Крысы"). Выступала также в пьесах Ибсена (Нора; Ребекка - "Росмерсхольм"), Хеббеля (Мария Магдалина - о. п.) и др. Актриса продолжила лучшие реалистич. традиции школы О. Брама. Большой сценич. темперамент, страстность исполнения сочетались в игре X. с тонкой нюансировкой. Естественность и простота определили успех X. при исполнении ролей женщин из народа, к-рые она играла в совр. нем. драмах (Эрнестина Пушек - "Болезнь молод„жи" Брукнера и др.). В знак протеста против преследований прогрессивных артистов после захвата нацистами власти в Германии X. демонстративно покинула Нем. т-р. В 1933 организовала театр. школу-студию, где преподавала. С 1940 работала в "Шиллер-театре". В 1946-50 возглавляла Мекленбургский гос. т-р в Шверине (ГДР), руководила театр. студией. За театрально-педагогич. деятельность ей было присвоено звание профессора. Снималась в кино. И. Я. ХИДЗИКАТА, ‚си (1898-4.VI.1959) - японский режисс„р и театральный деятель. Чл. Коммунистич. партии Японии с 1946. Окончил Токийский ун-т. В 1919, будучи студентом, организовал любительскую театр. труппу "Томодатидза", тогда же познакомился с Осанаи Каору и под его рук. изучал иск-во режиссуры. В 1923 совм. с Осанаи Каору пытался создать япон. т-р совр. драмы (в 1924 организовали и в дальнейшем руководили т-ром "Цукидзи"). Спектакли, пост. X., посв. совр. социальным конфликтам. В 1929, после раскола труппы "Цу-кидзи с„гэкидз„", организовал новую труппу "Синцу-кпдзи гэкидан". В своих творч. поисках X. был близок творч. принципам сов. т-ра, методу социалистич. реализма. В 1938-41 работал в моек. Т-ре Революции. В 1941 вернулся в Японию, где был арестован (освобожд„н в 1945). С 1948 - директор Центр, театр. школы (Токио). С 1950, после слияния школы с Академией сценич. иск-ва ("Бутай гэйдзюцу гакуин"),- зам. директора академии. Деятельность X. оказала большое влияние на развитие совр. т-ра Японии. Пост.: "Сон в летнюю ночь" (1949), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1950), "Власть тьмы" (1954); "Фукудзава Юкити" Маяма Сэйки (1953),"Сказание о Хорюдзи" Танидзаки Дзюнъ-итиро (1958). Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр. пер., М., 1960; на япон. яз.- Энгэки хякка дайдзитэн, Токио, 1963. Л. Г. ХИДОЯТОВ, Абрар (1900-З.Х.1958) - узб. сов. акт„р. Нар. арт. СССР (1945). Чл. Коммунистич. партии. В 1918 вступил в театр. коллектив, возглавляемый М. Уйгуром (с 1919 - Труппа им. Карла Маркса), выезжал на фронты гражданской войны. В 1924-27 учился в Узб. студии в Москве, с 1927 - акт„р Центр, образцовой узб. гос. труппы (с 1929 Т-р им. Хамзы). X. создавал масштабные, крупные образы положительных героев, выражавшие передовые общественные идеи. Сценич. образы X. стали художеств. летописью развития характера сов. людей в Узбекистане: большевик Арслан ("Два коммуниста" и "Разгром" Яшена, 1929, 1934), бывший партизан Сарымсак ("Сожж„м" Яшена, 1932) и др. Характер узб. народа, его историч. путь в предреволюц. годы нашли выражение в образе батрака Гафура ("Бай и батрак" Хамзы, 1939), ставшего борцом с насилием. Образ Гафура в исполнении X. стал эпич. фигурой, символизирующей пробуждение сил порабощ„нного народа. Призыв к борьбе за освобождение определял исполнение ролей: вождя восставших рабов Зер Страницы: «« « 2475 2476 2477 2478 2479 2480 2481 2482 2483 2484 2485 2486 2487 2488 2489 2490 2491 2492 2493 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |