Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2475   2476   2477   2478   2479   2480   2481   2482   2483  2484   2485   2486   2487   2488   2489   2490   2491   2492   2493  » »»

   ХЕРЦБЕРГ (Hertzberg), Брита (р. 19.Х.  1901)-  швед.  артистка  оперы
(сопрано). Чл. Швед.  муз.  академии  (1943).  Училась  в  Стокгольме  и
Берлине. С 1924 - солистка Королевской оперы в Стокгольме. С  1950  пела
партии меццо-сопрано. Гастролировала во мн. городах мира. Оставила сцену
в 1954. X. обладала красивым голосом широкого диапазона, большой муз.  и
сценич.  культурой.  Исполнение  е„  отличалось   поэтичностью.   Первая
исполнительница партий:  Элизив  ("Адильс  и  Элизив"  Петерсон-Бергера,
1927), Юдифь ((c). п. Н. Берга, 1936), Биргитта (о. п. Н. Берга,  1942),
Унн ("Отверженный" Линдберга, 1943); первая швед. исполнительница партии
Катерины Измайловой (о. п. Шостаковича, 1935).
   Др. партии: Изольда ("Тристан и Изольда"  Вагнера),  Татьяна,  Тоска;
Черсти ("Невеста короля" Рангстр„ма). Вл. О.
   ХЕССИН, Александр Борисович  [7(19).Х.1869-ЗЛУ.  1955]  -  рус.  сов.
дириж„р, педагог.  Засл.  деят.  иск-в  РСФСР  (1929).  Окончил  Петерб.
консерваторию   (1899,    класс    композиции    Н.    Ф.    Соловь„ва).
Совершенствовался как дириж„р у А. Никиша в Лейпциге (1899-1900),  затем
у Ф. Мотля в Карлсруэ (1900). В 1904-05  -  директор  Моск.  филармонич.
уч-ща; с  1910-худ.  рук.  и  гл.  дириж„р  Муз.-историч.  об-ва  А.  Д.
Шереметева; в 1915-17 -  оперный  дириж„р  Нар.  дома  в  Петрограде;  в
1918-19 дирижировал рядом спектаклей в Мариинском  т-ре  (Петроград).  В
1922 стал одним из организаторов Моск. филармонии; с 1935 - худ. рук.  и
гл. дириж„р Оперной студии  Моск.  консерватории.  В  1943-53  руководил
Ансамблем  сов.  оперы  ВТО  (Москва),  где  подготовил  к   концертному
исполнению более 20 новых сов. опер, в т. ч.: "Война и  мир"  Прокофьева
(1944), "Севасто-польцы" Коваля (1948), "Фома Гордеев" Касьянова  (1946)
и др., а также ряд  опер,  отсутствовавших  в  репертуаре  моек.  т-ров:
"Орестея" Танеева (1945), "Порги и Бесс" Гершвина (1945),  "Зачарованный
замок" Монюшко (1946),  "Далибор"  Сметаны  (1944)  и  др.  С  1924  в„л
педагогич. работу (ГИТИС).
   Соч.: Из моих воспоминаний, М., 1959. В. Ю.
   ХЕТАГУРОВ,  Коста  (Константин  Леванович)  (15.  Х.1859,  сел.  Нар,
-1.IV.1906, сел. Георгиево-Осетин-ское,  ныне  Хетагуров)  -  осетинский
писатель. Основоположник осетинской  художеств.  лит-ры  и  лит.  языка.
Занимался в петерб. Академии  художеств.  Написал  комедию  "Курсистка",
заложившую основу осет. драматургии, в 1895 - новый вариант этой комедии
под назв.  "Дуня"  (был  опубликован  в  газете  "Северный  Кавказ").  В
драматургии  Х.,так  же  как  и  во  вс„м  его  творчестве,   проявились
революционно-демократические тенденции.
   Соч.: "Дуня", М.-Л., 1940. Д. Ним.
   Х‚ФЛИХ  (Hoflich),   Люция   (20.II.1883-9.X.   1956)-нем.   актриса.
Дебютировала  в  городском  т-ре   Бромберга   (1899-1901).   Играла   в
"Раймундтеатре" (Вена). С 1903 (с перерывами)-в Нем. т-ре  (Берлин)  под
рук. М.  Рейнхардта.  Здесь  е„  партн„ром  по  мн.  спектаклям  был  Э.
Винтерштейн, к-рый оставил описание игры X. в своих мемуарах "Моя  жизнь
и мо„ время". В Берлине играла также на сцене  "Штатстеатра"  (1926-29).
Исполняла  роли  в  классич.  нем.  драматургии:  Луиза  ("Коварство   и
любовь"), Амалия ("Разбойники"),  Маргарита  ("Фауст"  Г„те),  Франциска
("Минна фон Барнхельм" Лессинга), а также в  пьесах  Шекспира:  Корделия
("Король  Лир"),  Виола  ("Двенадцатая  ночь"),   Катарина   ("Укрощение
строптивой"). Большой  успех  X.  принесло  исполнение  ролей  в  пьесах
Гауптмана: Роза Бернд  (о.  п.),  Ханна  ("Возчик  Геншель"),  фрау  Ион
("Крысы").  Выступала  также  в   пьесах   Ибсена   (Нора;   Ребекка   -
"Росмерсхольм"), Хеббеля  (Мария  Магдалина  -  о.  п.)  и  др.  Актриса
продолжила лучшие реалистич. традиции школы О. Брама.
   Большой сценич. темперамент, страстность исполнения сочетались в игре
X. с тонкой нюансировкой. Естественность и простота определили успех  X.
при исполнении ролей женщин из народа, к-рые она  играла  в  совр.  нем.
драмах (Эрнестина Пушек - "Болезнь молод„жи" Брукнера  и  др.).  В  знак
протеста  против  преследований  прогрессивных  артистов  после  захвата
нацистами власти в Германии X. демонстративно покинула Нем. т-р. В  1933
организовала театр. школу-студию, где преподавала.  С  1940  работала  в
"Шиллер-театре".
   В 1946-50  возглавляла  Мекленбургский  гос.  т-р  в  Шверине  (ГДР),
руководила театр. студией. За театрально-педагогич. деятельность ей было
присвоено звание профессора. Снималась в кино. И. Я.
   ХИДЗИКАТА, ‚си (1898-4.VI.1959) -  японский  режисс„р  и  театральный
деятель. Чл. Коммунистич. партии Японии с 1946. Окончил Токийский  ун-т.
В  1919,  будучи  студентом,  организовал  любительскую  театр.   труппу
"Томодатидза", тогда же познакомился с  Осанаи  Каору  и  под  его  рук.
изучал иск-во режиссуры. В 1923 совм. с  Осанаи  Каору  пытался  создать
япон. т-р совр. драмы (в 1924 организовали  и  в  дальнейшем  руководили
т-ром  "Цукидзи").  Спектакли,  пост.   X.,   посв.   совр.   социальным
конфликтам.  В  1929,  после  раскола   труппы   "Цу-кидзи   с„гэкидз„",
организовал новую труппу "Синцу-кпдзи гэкидан". В своих  творч.  поисках
X. был близок творч. принципам сов. т-ра, методу социалистич.  реализма.
В 1938-41 работал в моек. Т-ре Революции. В 1941 вернулся в Японию,  где
был арестован (освобожд„н в 1945). С 1948 - директор Центр, театр. школы
(Токио). С 1950, после слияния школы с Академией сценич. иск-ва  ("Бутай
гэйдзюцу гакуин"),- зам. директора  академии.  Деятельность  X.  оказала
большое влияние на развитие совр. т-ра Японии.
   Пост.: "Сон в летнюю  ночь"  (1949),  "Ромео  и  Джульетта"  Шекспира
(1950),  "Власть   тьмы"   (1954);   "Фукудзава   Юкити"   Маяма   Сэйки
(1953),"Сказание о Хорюдзи" Танидзаки Дзюнъ-итиро (1958).
   Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр. пер., М., 1960; на  япон.
яз.- Энгэки хякка дайдзитэн, Токио, 1963. Л. Г.
   ХИДОЯТОВ, Абрар (1900-З.Х.1958) - узб. сов.  акт„р.  Нар.  арт.  СССР
(1945). Чл. Коммунистич. партии.
   В 1918 вступил в театр. коллектив, возглавляемый М. Уйгуром (с 1919 -
Труппа им. Карла Маркса), выезжал на фронты гражданской войны. В 1924-27
учился в Узб. студии в Москве, с 1927 -  акт„р  Центр,  образцовой  узб.
гос. труппы (с 1929 Т-р им.  Хамзы).  X.  создавал  масштабные,  крупные
образы положительных героев,  выражавшие  передовые  общественные  идеи.
Сценич. образы X. стали художеств.  летописью  развития  характера  сов.
людей в Узбекистане: большевик  Арслан  ("Два  коммуниста"  и  "Разгром"
Яшена, 1929, 1934), бывший партизан Сарымсак ("Сожж„м"  Яшена,  1932)  и
др. Характер узб. народа, его историч. путь в  предреволюц.  годы  нашли
выражение в образе батрака Гафура ("Бай и батрак" Хамзы, 1939), ставшего
борцом с насилием. Образ Гафура в  исполнении  X.  стал  эпич.  фигурой,
символизирующей пробуждение сил порабощ„нного народа. Призыв к борьбе за
освобождение определял исполнение  ролей:  вождя  восставших  рабов  Зер

Страницы: «« « 2475   2476   2477   2478   2479   2480   2481   2482   2483  2484   2485   2486   2487   2488   2489   2490   2491   2492   2493  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия