Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2467   2468   2469   2470   2471   2472   2473   2474   2475  2476   2477   2478   2479   2480   2481   2482   2483   2484   2485  » »»

работ Х.-Х., в т.ч.: "Севильский цирюльник" (1926), "Лоэнгрин" (1934)  -
Харьковский т-р оперы и балета; "Кармен" (1934), "Запорожец  за  Дунаем"
(1935);
   "Проданная невеста" Сметаны  (1936);  "Утопленница"  Лысенко  (1950);
"Лесная песня" Скорульского (1945),
   "Иван Сусанин" (Гос. пр. СССР, 1949) - Киевский т-р  оперы  и  балета
им. Шевченко.
   Лит.;Д рак А.,   А. Др.
   Х‚ББЕ (Hebbe), Сигне (30.VII.1837-14.II.1925) - швед. артистка  оперы
(сопрано). Член Швед. муз. академии (1869). Пению училась у И. Данстр„ма
в Стокгольме и Ж. Массе в Париже; позже совершенствовалась у Ф. Ламперти
в Италии. В 1855 дебютировала на сцене Стокгольмской Королевской  оперы.
С 1861 выступала в различных т-рах  Европы.  В  1879  оставила  сцену  и
выступала как концертная певица.
   Партии:  Селика,  Валентина  ("Африканка",   "Гугеноты"   Мейербера),
Маргарита ("Фауст"), Клитемнестра ("Ифигения в Авлиде"  Глюка),  Фиделио
(о.  п.  Бетховена),  Сюзанна  и  Керубино  ("Свадьба  Фигаро"),   Эльза
("Лоэнгрин"), Виолетта, Джильда; Лалла Рук (о. п. Давида), ? Q
   Х‚ББЕЛЬ (Hebbel), Фридрих Христиан (18.III. 1813-13.XII.1863) -  нем.
драматург. В 1840 в Берлинском т-ре пост. первая драма  X.-  "Юдифь".  В
ранних  драмах  X,  сказалось   увлечение   средневековыми   преданиями,
мистицизмом ("Юдифь", "Женевье-ва", 1841), он находился  в  этот  период
под влиянием романтиков и Г. Клейста. В последующие годы в творчестве X.
наш„л отражение революц. подъ„м в Германии накануне революции  1848.  Он
сблизился с писателями из лит. течения "Молодая  Германия",  отрицавшими
эстетич.  взгляды  романтиков  и  требовавшими   от   лит-ры   отражения
действительности.  X.  видел  историч.  неизбежность  крушения   старого
ремеслен'  ного  производства   в   Германии   в   результате   развития
капитализма, высказывал сочувствие  бедному  ремесленному  люду,  судьба
к-рого в период  столкновения  капитализма  с  феодализмом  складывалась
трагично. В драме "Мария Магдалина" (1844), одной из  лучших  реалистич.
нем. драм 1-й пол. 19 в., X. показал беззащитность, зависимое  положение
простых ремесленников  и  их  мещанскую  ограниченность,  приверженность
отжившим представлениям, религиозные предрассудки. В  этом  произведении
X. дал образец психо-логич.  драмы,  оказавшей  влияние  на  драматургию
Германии.
   В последующих пьесах X. раст„т его драматургич. мастерство  (глубокая
разработка характеров, тонкие нюансы в выражении  душевных  переживаний,
напряж„нное, логически стройное развитие действия), но в то же время эти
пьесы  отражают  отход  драматурга  от  прогрессивных  идей,   вызванный
поражением революции 1848. В этот период основной целью драматич. иск-ва
X. считал призыв  к  сохранению  существующих  политич.,  религиозных  и
нравственных учреждений. В драме "Агнеса Бернауэр" (1851)  проповедуется
идея подчинения человека господствующим порядкам, в  трагедии  "Гигес  и
его кольцо" (1856) трагич. виной героя является  желание  нарушить  "сон
мира", т.  е.  существующий  порядок.  Консервативные  взгляды  X.  были
вызваны общим идейным застоем в Германии  после  поражения  революции  и
примирением нем. буржуазии с  юнкерством.  В  драмах  этого  периода  X.
погружался в детальный анализ личных,  сексуальных  переживаний  героев,
сосредоточивал сво„ внимание на сложных психологич. конфликтах. Темы для
своих драм X. искал в мифологич., библейских сказаниях, но при  этом  он
модернизировал образы героев - "Ирод и  Мариамна"  (1849,  "Бургтеатр"),
трилогия "Нибелунги" (1861). В этих трагедиях на сюжет борьбы  язычества
и христианства X. передавал ощущение кризиса, неизбежного поражения  тех
консервативных идей, сторонником к-рых сам являлся. X. писал  и  комедии
("Рубин", 1848; "Алмаз", 1841).
   Соч.:  Samtliche  Werke,  Bd  1-12,  В.,  1901-1907,  [Bd  8,  1902];
Трагедии, рус. пер., [М.- Л.], 1934.
   Лит.: М е p и н г Ф., Геббель,  в  его  кн.:  Литературно-критические
работы, т. 2, М., 1934, с. 145-72. ]4. Н,
   "ХЕББЕЛЬ-TEATP" (Hebbel-Theater) - нем. театр. Осн. в 1908 в  Берлине
по инициативе реж. Р. Вал-лентина и при участии Е.  Роберта,  к-рый  был
его первым директором. Здание т-ра было построено арх. U.  Кауфманом  на
К„ниггретцерштрасе. В 1911 тр возглавляли режисс„ры и акт„ры Р. Бернауэр
и К. Мейнхардт. В первый же сезон они осуществили пост. спектаклей: "Сон
есть жизнь" Грильпарпера, "Журналисты" Фрейтага, "Меркаде" Бальзака.
   1911-18 -  наиболее  значит,  период  в  истории  этого  т-ра.  Здесь
ставились  пьесы  нем.  и  скандинавских  драматургов,  а  также  фарсы,
водевили и муз. комедии. На сцене  т-ра  шли  трагедии  Шиллера  ("Мария
Стюарт"), Г„те ("Г„ц фон Берлихинген", "Нфиге-ния"),  Хеббеля  ("Ирод  и
Мариамна"), Шекспира ("Макбет",  "Ричард  III"),  драмы  Ибсена  ("Гедда
Габлер", "Брандо), Бь„рнсона  ("Свыше  наших  сил"),  пьесы  Стриндберга
("Кристина", "Отец") и Ведекинда ("Дух земли") и др.
   Художником-декоратором т-ра был  С.  Гаде.  В  труппе  т-ра  работали
акт„ры М. Орска, Л. Хартау, прославившиеся исполнением  ролей  в  пьесах
Стриндберга и Ведекинда. В отдельных спектаклях  выступали  приглаш„нные
из др. берлинских т-ров  акт„ры  Т.  Дюрь„,  П.  Вегенер,  Э.  Дейч,  Ф.
Кайслер. Во время Веймарской республики на сцене  т-ра  ставились  пьесы
совр. иностранных авторов: Ф. Кроммелинка,Л.Пиран-делло и нем.  авторов:
Б. Франка, Г. Кайзера, А. Брон-нена.
   С 1925 т-ром  руководил  В.  Барновский.  На  гл.  роли  приглашались
известные акт„ры т-ра и кино:
   Э. Бергнер, Ф. Кортнер, Р. Фостер, Ф. Массари и др. Спектакли ставили
режисс„ры Э. Пирхан, Э. Пискатор и др.
   В  1944  "Х.-т."  был  закрыт.  После  разгрома  фашизма  в   здании,
расположенном в зап. секторе Берлина, был создан новый т-р по инициативе
режисс„ра К. X. Мартина и драматурга Г. Вейзенборна, возглавившего  лит.
часть. На открытии т-ра (ноябрь 1945) была пост. пьеса амер.  драматурга
Р. Эрдри "Маяк" (нем. название), в гл. роли выступил Э. Буш.  Затем  т-р
ставил пьесы прогрессивных антифашистских авторов Ф. Вольфа  ("Профессор
Мамлок",  1946),  Г.  Вейзенборна  ("Подпольщики",  1946),  Г.   Кайзера
("Солдат Тана-ка", 1947). После смерти Мартина в 1948 т-р  потерял  сво„
значение.
   Лит.: Bernauer В., Das Theater meines Lebens, В., 1955; I h e r i n g
H., Von Reinhardt bis Brecht, Bd 1-3, B., l  961  ;Новодворская  И.  Я.,
Борьба за демократический театр в Германии, "Театр", 1949,  .N?'  4,  с.
91-98. Я. Я.
   ХЕВЕШИ (Hevesi),  Шандор  (3.V.1873-8.IX.  1939)  -  венг.  режисс„р,
драматург, театр. деятель и критик. Начал творч. деятельность как театр.

Страницы: «« « 2467   2468   2469   2470   2471   2472   2473   2474   2475  2476   2477   2478   2479   2480   2481   2482   2483   2484   2485  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия