Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2461 2462 2463 2464 2465 2466 2467 2468 2469 2470 2471 2472 2473 2474 2475 2476 2477 2478 2479 » »» замыслом роли, гл. идеей спектакля. Создавая X. с., акт„р не может не принимать во внимание художеств. направления, к к-рому принадлежит пьеса (реалистич., романтич. и др.), е„ жанровых особенностей (комедия, психологич. драма, трагедия), авторской манеры, методов, при„мов и стиля (Шекспир, Чехов и др.). Внутри той или иной театр. системы (нар. площадного т-ра - нар. фарса, итал. комедии масок; разных видов восточного т-ра, т-ра классицизма, романтизма, реализма на его различных этапах) определяется стремление к выработке единой методологии построения X. с. Создание X. с.- гл. цель акт„рского творчества. Она осуществляется на протяжении спектакля как результат участия акт„ра в драматич. действии, выполнения исполнителем сценич. задач. В т-ре, где жизнь изображается посредством действия, т. е. через столкновение и становление характеров людей, их мировоззрений, где общественные процессы преломлены и отражены в образе людей, в их сознании, психологии, X. с. является главным ключом к постижению жизни, е„ закономерностей, противоречий и связей. Т. Р. ХАРАКТЕРНЫЙ АКТ‚Р (франц. caractere, от греч. ???????? - отпечаток, своеобразие) - акт„р, исполняющий роли, отмеченные ярко выраженным сословным, бытовым, внешним своеобразием. В 18 в. различали акт„ров, игравших характерные и полухарактерные (demi-caractere) роли в комедиях, мещанских драмах и мелодрамах (трагедия требовала возвышенно-отвлеч„нной, внебытовой манеры игры). Среди крупнейших русских X. а. конца 18 - нач. 19 вв.- А. М. Крутицкий, С. Н. Сандунов, А. Е. Пономар„в, А. А. Померанцева и др. Развитие реалистич. тенденций в европ. т-ре 19 в. привело к необходимости ставить любой персонаж в связь со средой, эпохой, обществ, бытом. Акт„ры, стремясь к художеств. правде, искали во всех изображаемых ими типах черты социальной, исто-рич., бытовой характерности. М. С. Щепкин характерен в трагедийной роли Барона ("Скупой рыцарь" Пушкина), В. В. Самойлов - в роли короля Лира, Л. П. Никулина-К осицкая - в роли Катерины ("Гроза"). Во всех этих случаях характерность была не только внешней, но и внутренней: она окрашивала собой психологию персонажа, его устремления и чувства. А. Е. Мартынов в "характерной" роли Тихона ("Гроза") и П. М. Садовский в роли Любима Тор-цова ("Бедность не порок") и др. выходили за рамки этого амплуа, углубляли свою игру до трагич. звучания. Реализм, по сути дела, ликвидировал амплуа, и в этом смысле К. С. Станиславский говорил, что характерность должна присутствовать в каждом образе, в т. ч.-героя, любовника. Понятие X. а. обычно применяется в совр. т-ре лишь для того, чтобы подчеркнуть доминирующую особенность творч. индивидуальности акт„ра. Г. Р. ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ (франц. danse de caractere-танец в характере, образе; danse caracteristique - характерный танец) - вид сценического танца. Является неотъемлемой частью всей школы классического танца. В 17-18 вв. X. т. наз. танц. антре комедийных, сатирич., гротесковых, буфонных, пародийных персонажей, исполняющих нар. или жанрово-бытовые танцы. В балетах 18-нач. 19 вв. выразит. средства X. т. вводились в партии, требующие своеобразной характеристики (Арлекин, Пьеро, Крестьянин, Ремесленник, Матрос и др.). В романтич. балете 30-40-х гг. 19 в. X. т. стали называть нац. нар. танцы (сценич. варианты), к-рые вводились в балетные спектакли. К концу 19 в. выработалась академич. форма X. т., основанная на использовании высокой проф. техники классич. танца. В нач. 20 в. в России сложилась школа сценич. X. т., получившая окончат. теоретич. оформление в работах сов. хореографов и педагогов по танцу. X. т. наш„л особенно широкое применение в сов. балете, где нар. танцы сочетаются с элементами классич. танца, но при этом сохраняюг свой нац. характер. Такой X. т. называют нар.-сценич., или сценпч. нар. танцем,. См. Балет, Танец. Лит.: Лопухов А. В.,Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы характерного танца, Л.- М 1939 ' А. И'. ХАРАНГОЗО (Harangozo), Дьюла (р. 19.IV. 1908)- венг. артист балета, балетмейстер. В 1925-28 учился у Э. Брада. Первая значит, партия - Губернатор ("Треуголка" де Фальи), к-рую он исполнил в 1928 в Будапештском т-ре оперы и балета, утвердила X. как ведущего танцовщика. Среди др. партий: Торговец лошадьми ("Сцена в Чарде" Хубай), Деревянный принц (о. п. Бартокг), Старый кавалер ("Чудесный мандарин" Бартока), Йожи ("Хитрые студенты" Фаркаша), Коппелиус ("Коппелия") и др. В 1936 впервые выступил как балетмейстер, пост. балет "Сцена в Чарде". Среди др. пост.: "Салат" Мийо (1938), "Половецкие пляски" из оперы "Князь Игорь" (1938), "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (1939), "Деревянный принц" (1939) и "Чудесный мандарин" Бартока (1945), "Хитрые студенты" Фаркаша (1949), "Платочек невесты" Кенешшеи (1951), "Коппелия" (1953); "Шехеразада" на муз. Римского-Корса-кова (1960), "Лудаш Мати" Сабо (1961) и др. В своих пост. X. стремится раскрыть характеры действ, лиц, его иск-во отличается разнообразием хореография, при„мов, интересом к нар. темам и танцам. X. часто выступал за границей как танцовщик и постановщик. Балеты X. входят в репертуар мн. зарубежных балетных коллективов. Г. Кор. ХАРГЕЛЬ, Яан Яанович (30.XI. 1912 - 30.1. 1966) - эст. сов. дириж„р. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1965). В 1938 окончил Таллинскую консерваторию. В 1930-41 работал в оркестрах Таллинского рабочего т-ра, т-ра "Эстония", Таллинского радио. С 1944 - дириж„р т-ра "Ванемуйне" (Тарту). Дирижировал мн. спектаклями, среди к-рых оперы эст. композиторов: "Огни мщения" (1945) и "Певец свободы" (1950) Каппа, "Пюхаярв" (1947), "Берег бурь" (1949), "Боевое крещение" (1958), "Женихи из Мульгпмаа" (1960), "Мари и Мих-кель" (1965) Эрнесакса, "Викинги" Аава (1955), балет "Калевипоэг" Каппа (1950) и др. В„л педаго-гич. работу в Тартуском муз. уч-ще и в Таллинской консерватории (с 1940). Эв. К. ХАРИШЧАНДРА, Бхаратенду (1850-1885) -инд. драматург. Основоположник новой драматургии на хинди. Автор восьми пьес, среди к-рых: трагедия "Нильдеви" (1880), сатирич. комедии "Насилие религии да не будет насилием" (1873) и "Противоядие от яда - яд" (1876), драма на мифологич. сюжет "Честный Харишчандра" (1875), символич. драмы "Бедствие Индии" и "Мать-Индия" (1876) и др. X. принадлежат адаптированные переводы шести классич. санскритских пьес ("Видья-Сун-дар", "Чандравали". "Ратна-вали" и др.) и "Венецианского купца" Шекспира. Новаторство X. сказалось в отходе от канонов, предписанных классич. санскритским трактатом по драматургии "Натьяшастра" (ок. 2-4 вв. н. э.). Он изменил традиционный Страницы: «« « 2461 2462 2463 2464 2465 2466 2467 2468 2469 2470 2471 2472 2473 2474 2475 2476 2477 2478 2479 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |