Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2461   2462   2463   2464   2465   2466   2467   2468   2469  2470   2471   2472   2473   2474   2475   2476   2477   2478   2479  » »»

замыслом роли, гл. идеей спектакля. Создавая X. с., акт„р  не  может  не
принимать во внимание художеств. направления, к к-рому принадлежит пьеса
(реалистич.,  романтич.  и  др.),  е„  жанровых  особенностей  (комедия,
психологич. драма, трагедия), авторской манеры, методов, при„мов и стиля
(Шекспир, Чехов и  др.).  Внутри  той  или  иной  театр.  системы  (нар.
площадного  т-ра  -  нар.  фарса,  итал.  комедии  масок;  разных  видов
восточного т-ра, т-ра классицизма, романтизма, реализма на его различных
этапах)  определяется  стремление   к   выработке   единой   методологии
построения X. с.
   Создание X. с.- гл. цель акт„рского творчества. Она осуществляется на
протяжении спектакля как результат участия акт„ра в драматич.  действии,
выполнения исполнителем сценич. задач. В т-ре,  где  жизнь  изображается
посредством действия, т. е. через столкновение и становление  характеров
людей, их мировоззрений, где общественные процессы преломлены и отражены
в образе людей, в их сознании, психологии, X. с. является главным ключом
к постижению жизни, е„ закономерностей, противоречий и связей. Т. Р.
   ХАРАКТЕРНЫЙ АКТ‚Р (франц. caractere, от греч. ????????  -  отпечаток,
своеобразие) -  акт„р,  исполняющий  роли,  отмеченные  ярко  выраженным
сословным, бытовым, внешним своеобразием. В  18  в.  различали  акт„ров,
игравших характерные и полухарактерные (demi-caractere) роли в комедиях,
мещанских     драмах     и      мелодрамах      (трагедия      требовала
возвышенно-отвлеч„нной,  внебытовой  манеры  игры).   Среди   крупнейших
русских X. а. конца 18 - нач. 19 вв.- А. М. Крутицкий, С.  Н.  Сандунов,
А. Е. Пономар„в, А. А. Померанцева и др. Развитие реалистич. тенденций в
европ. т-ре 19 в. привело к необходимости ставить любой персонаж в связь
со средой, эпохой, обществ, бытом. Акт„ры, стремясь к художеств. правде,
искали во всех  изображаемых  ими  типах  черты  социальной,  исто-рич.,
бытовой характерности. М. С. Щепкин характерен в трагедийной роли Барона
("Скупой рыцарь" Пушкина), В. В. Самойлов - в роли короля  Лира,  Л.  П.
Никулина-К осицкая - в роли Катерины ("Гроза").  Во  всех  этих  случаях
характерность была не только внешней, но и  внутренней:  она  окрашивала
собой психологию персонажа, его устремления и чувства. А. Е. Мартынов  в
"характерной" роли Тихона ("Гроза") и П.  М.  Садовский  в  роли  Любима
Тор-цова ("Бедность не порок") и др. выходили  за  рамки  этого  амплуа,
углубляли  свою  игру  до  трагич.  звучания.  Реализм,  по  сути  дела,
ликвидировал амплуа, и в этом смысле К. С.  Станиславский  говорил,  что
характерность должна присутствовать в  каждом  образе,  в  т.  ч.-героя,
любовника. Понятие X. а. обычно применяется в совр. т-ре лишь для  того,
чтобы  подчеркнуть  доминирующую  особенность  творч.   индивидуальности
акт„ра. Г. Р.
   ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ  (франц.  danse  de  caractere-танец  в  характере,
образе; danse caracteristique - характерный танец)  -  вид  сценического
танца. Является неотъемлемой частью всей школы  классического  танца.  В
17-18 вв. X. т. наз.  танц.  антре  комедийных,  сатирич.,  гротесковых,
буфонных, пародийных персонажей, исполняющих  нар.  или  жанрово-бытовые
танцы. В балетах 18-нач. 19 вв. выразит.  средства  X.  т.  вводились  в
партии,   требующие   своеобразной   характеристики   (Арлекин,   Пьеро,
Крестьянин, Ремесленник, Матрос и др.). В романтич. балете  30-40-х  гг.
19 в. X. т. стали называть нац. нар.  танцы  (сценич.  варианты),  к-рые
вводились в балетные спектакли. К концу  19  в.  выработалась  академич.
форма X. т., основанная на использовании высокой проф. техники  классич.
танца. В нач. 20 в. в России сложилась школа сценич. X.  т.,  получившая
окончат. теоретич. оформление в работах сов. хореографов и педагогов  по
танцу. X. т. наш„л особенно широкое применение в сов. балете,  где  нар.
танцы сочетаются с элементами классич. танца, но при этом сохраняюг свой
нац. характер. Такой X.  т.  называют  нар.-сценич.,  или  сценпч.  нар.
танцем,. См. Балет, Танец.
   Лит.: Лопухов А. В.,Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы  характерного
танца, Л.- М 1939
   ' А. И'.
   ХАРАНГОЗО (Harangozo), Дьюла (р. 19.IV. 1908)- венг.  артист  балета,
балетмейстер. В 1925-28 учился у  Э.  Брада.  Первая  значит,  партия  -
Губернатор  ("Треуголка"  де  Фальи),  к-рую  он  исполнил  в   1928   в
Будапештском т-ре оперы и балета, утвердила X. как ведущего танцовщика.
   Среди  др.  партий:  Торговец  лошадьми  ("Сцена  в  Чарде"   Хубай),
Деревянный принц (о. п. Бартокг), Старый  кавалер  ("Чудесный  мандарин"
Бартока), Йожи ("Хитрые студенты" Фаркаша), Коппелиус ("Коппелия") и др.
   В 1936 впервые  выступил  как  балетмейстер,  пост.  балет  "Сцена  в
Чарде".
   Среди др. пост.: "Салат" Мийо (1938), "Половецкие  пляски"  из  оперы
"Князь Игорь" (1938), "Ромео и Джульетта" на  муз.  Чайковского  (1939),
"Деревянный принц" (1939) и "Чудесный мандарин" Бартока (1945),  "Хитрые
студенты" Фаркаша (1949), "Платочек невесты" Кенешшеи (1951), "Коппелия"
(1953); "Шехеразада" на муз. Римского-Корса-кова  (1960),  "Лудаш  Мати"
Сабо (1961) и др.
   В своих пост. X. стремится раскрыть характеры действ, лиц, его иск-во
отличается разнообразием хореография, при„мов, интересом к нар. темам  и
танцам. X. часто выступал  за  границей  как  танцовщик  и  постановщик.
Балеты X. входят в репертуар мн.  зарубежных  балетных  коллективов.  Г.
Кор.
   ХАРГЕЛЬ, Яан Яанович (30.XI. 1912 - 30.1. 1966) - эст. сов.  дириж„р.
Засл.  деят.  иск-в  Эст.  ССР  (1965).  В   1938   окончил   Таллинскую
консерваторию. В 1930-41 работал в оркестрах Таллинского рабочего  т-ра,
т-ра "Эстония", Таллинского радио. С 1944  -  дириж„р  т-ра  "Ванемуйне"
(Тарту).  Дирижировал  мн.   спектаклями,   среди   к-рых   оперы   эст.
композиторов: "Огни мщения"  (1945)  и  "Певец  свободы"  (1950)  Каппа,
"Пюхаярв" (1947), "Берег бурь" (1949), "Боевое крещение" (1958), "Женихи
из Мульгпмаа" (1960), "Мари и Мих-кель" (1965) Эрнесакса, "Викинги" Аава
(1955), балет "Калевипоэг" Каппа (1950) и др. В„л педаго-гич.  работу  в
Тартуском муз. уч-ще и в Таллинской консерватории (с 1940). Эв. К.
   ХАРИШЧАНДРА, Бхаратенду (1850-1885) -инд.  драматург.  Основоположник
новой драматургии на хинди. Автор восьми  пьес,  среди  к-рых:  трагедия
"Нильдеви"  (1880),  сатирич.  комедии  "Насилие  религии  да  не  будет
насилием" (1873) и "Противоядие от яда - яд" (1876), драма на мифологич.
сюжет "Честный Харишчандра" (1875), символич. драмы "Бедствие  Индии"  и
"Мать-Индия" (1876) и др. X. принадлежат адаптированные  переводы  шести
классич. санскритских пьес ("Видья-Сун-дар", "Чандравали".  "Ратна-вали"
и др.) и "Венецианского купца"  Шекспира.  Новаторство  X.  сказалось  в
отходе от  канонов,  предписанных  классич.  санскритским  трактатом  по
драматургии "Натьяшастра" (ок. 2-4 вв. н. э.). Он  изменил  традиционный

Страницы: «« « 2461   2462   2463   2464   2465   2466   2467   2468   2469  2470   2471   2472   2473   2474   2475   2476   2477   2478   2479  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия