|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2460 2461 2462 2463 2464 2465 2466 2467 2468 2469 2470 2471 2472 2473 2474 2475 2476 2477 2478 » »» режисс„рской интерпретации неотъемлемой частью общей атмосферы всего
спектакля. Пост. его присущи высокое чувство гражданственности, псторич.
ответственности героя за будущее народа. В своих режисс„рских работах X.
достигает широких историко-философских обобщений. В спектакле "Свадьба"
(1964, "Т-р Пов-шехны"), отличавшемся зрелищной яркостью, тема
напряж„нного ожидания свободы н бесплодность этого чаяния раскрывается в
исполненном горькой поэзии и иронии образе Поэта, созданном X.
Внутренняя боль и острый сарказм характеризуют пост. произведений Л.
Толстого, С. Выспяньского, С. Жеромского, Ф. М. Достоевского, три
произведения к-рого ("Бесы", "Братья Карамазовы", "Преступление и
наказание") X. сам инсценировал. Диалоги этих спектаклей всегда
наполнены большим психо-логпч. содержанием, они динамичны, обладают
особой острой, "синкопической", мелодией. Психологич. достоверность,
внимание к деталям - также одно из осн. качеств X.- акт„ра и режисс„ра.
Для спектаклей X. характерен единый принцип декоративного решения -
предельно обнаж„нная сцена (работает совм. с худ. К. Панкевичем).
Среди пост.: "Платонов" Чехова (1960), "Береника" Расина (1962),
"Кс„ндз Марек" Словацкого (1963), "Колумбы рождения 20" по о. п.
Братного (1965), "Женитьба Фигаро"; "Освобождение" Выспяньского (обе в
1966), "Пан Вукольский" по Прусу (1967) и др.
Лауреат Гос. пр. ПНР (1962).
Лит.: "Театр", 1965, .ј 8, с. 141-48; 1966, ј 5, с. 167;
1966, 11, с. 148-50. Е. X.
ХАНЬЦЗЮЙ - один из видов кит. традиционного т-ра сицюй. Сформировался
в 30-40-е гг. 19 в. в городах Ханькоу, Учан и в провинции Хубэй, позднее
получил распространение в др. провинциях. Т-р X. формировался под
влиянием цинцянского и аньхой-ского т-ров. В 30-е гг. 19 в. акт„ры т-ра
X. выступали в Пекине; большой популярностью пользовались характерные
для этого т-ра мелодии сипи, что определило влияние т-ра X. на
формирование мело-дич. строя пекинской музыкальной драмы. Основные
амплуа т-ра X. те же, что и в др. жанрах традиционного кит. т-ра.
Различие лишь в большей детализации (насчитывает десять амплуа: мо,
цзпн, шэн, дань, чоу, вай, сяо, те, фу, цза). Подъ„м искусства т-ра X.
относится к 50-70-м гг. 19 в. Известностью пользовались пьесы "Гора
Дпнцзюньшань", "Четв„ртый сын навещает мать", "Поимка и освобождение Цао
Цао", "Опьянение Ян Гуй-фэй", "Юй Тан-чунь" и др., вошедшие в репертуар
мн. жанров традиционных т-ров, а также пьесы, возникшие в т-ре X.: "Гора
Шоуяшпань", "Рубка цветов тростника" и др.
В конце 19 в. получает развитие акт„рское иск-во т-ра X. Среди лучших
исполнителей: Чжань Чжи-да, Юань Хун-тай и др. К концу 19 - нач. 20 вв.
т-р X. перестал отвечать возросшим интересам передовой кит.
интеллигенции. Общественная и политич. жизнь страны выдвигала требование
пост. совр. пьес. В 1920 была организована труппа "Тянь-чунь кэбань",
деятельность к-рой способствовала обновлению т-ра X. В 1926 в т-ре X.
появляются первые женщины-актрисы. В нач. 30-х гг. нек-рые труппы т-ра
X. испытывают влияние зап. "развлекательного" т-ра. В период антияпон.
войны, в обстановке общенац. подъ„ма т-р X. ставил патриотич.
произведения, проникнутые идеей нац. освобождения.
Среди известных акт„ров т-ра X.: Чэнь Бо-хуа, Ли Ло-кэ и др.
Лит.: Ч ж у Ч ж а о - н я н ь, Чжунго сицюй, Пекин, 1963. 1 Г С
ХАРАДЗЕ, Надежда Васильевна (р. 28.XII.1912)- груз. сов. артистка
оперы (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. Груз. ССР (1946).'
Окончила Тбилисскую консерваторию (класс Е. А. Вронского). С 1936 -
солистка Т-ра оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси).
Партии: Мариха ('"Абесалом и Этери" Палиашвили), Тинатин ("Сказание о
Тариэле" Мшвелидзе), Кетеван, Марадо ("Свадьба соек", "Лашкара"
Андриашвили), Царевна ("Непрошенные гости" Букия), Турпа, Лиса
("Маленький кахетинец", "Красная шапочка" Гокиели), Розина, Виолетта,
Джильда; Марфа ("Царская невеста") и др.
С 1960 препода„т в Тбилисской консерватории (и. о. доцента). А. Ив.
ХАРАЗЯН, Амо (Амазасп) Гевондовпч [8(20).IV. 1880 - 6. VIII. 1957] -
арм. Сов. театр. деятель, режисс„р, акт„р. Нар. арт. Арм. ССР (1933).
Учился в Моск. уч-ще филармонич. об-ва у В. И. Немировича-Данченко
(1896-98). Сценическую деятельность начал в Тифлисе в 1898;
организовывал спектакли в рабочих р-нах Тифлиса и для рабочих бакинских
нефтепромыслов. В 1908 создал труппу "Новая драма". С 1915 возглавлял
арм. драм. труппу Нар. дома им. Зубалова. Де-мократич. направленность
деятельности X. определила значение его творчества и популярность среди
широких кругов зрителя.
В 1920 организовал в Ка-раклисе один из первых сов. т-ров, тогда же в
Ереване- передвижной т-р, выступавший в районах Армении и др. республик
Закавказья. В 1928 на основе этого коллектива создан Гос. передвижной
т-р, к-рому в 1933 было присвоено имя X. С 1950 работал в Эчмп-адзине
(т-р закрыт в 1952). Имя X. носит с 1955 Ар-ташатский т-р. X. был видным
деятелем нар. т-ра, популяризатором сценич. иск-ва среди широких масс
зрителей.
Роли: Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова), Царь Эдип (о. п. Софокла),
Отелло; Коррадо ("Семья преступника" Джако-метти), Кавалер
("Трактирщица"), Берсенев ("Разлом"), Элизбаров ("Из-за чести"
Ширванзаде), Раевский ("Рожд„нные бурей" по Н. Островскому) и др.
Пост.; в Гос. передвижном т-ре- "Ярость" по Яновскому (1930),
"Станционный смотритель" по Пушкину (1937), "Волки и овцы" (1940);
"Из-за хлеба" по Прошяну (1936) и др.
X. - автор переводов пьес, инсценировок ("Станционный смотритель" по
Пушкину, "Из-за хлеба" по Протяну, "Рожд„нные бурей" по Островскому).
Лит.! Саркисян С., Амо Харазян, Ер., 1959 (на арм. яз.). Б. А.
ХАРАЗЯН, Ашхен Аршаковна [р. 29.IV (11.V). 1892] - арм. сов. актриса,
режисс„р. Засл. арт. Арм. ССР (1939). Сценич. деятельность начала в 1916
в Тифлисе, в арм. драм. труппе Нар. дома им. Зуба-лова. В 1920-50
работала в передвижном т-ре под рук. А. Г. Харазяна.
Роли: Кручинина; Мурзавецкая ("Волки и овцы"), Васса Железнова;
Маргарит ("Из-за чести" Ширванзаде), Миран-долина ("Трактирщица"), Юдифь
("Уриэль Акоста" Гуцкова), Татьяна ("Разлом"), Маргарит ("Ярость" по
Яновскому) и др.
Пост. спектакли: "Злой дух", "Из-за чести" Ширванзаде. Б А
ХАРАКТЕР СЦЕНИЧЕСКИЙ - сценич. тип '(образ, индивидуальность), к-рый
созда„т акт„р, играя в спектакле. От обычного характера, встречающегося
в жизни, X. с. отличается своим эстетич. качеством. В н„м все элементы
внутр. и внешней характеристики подчинены художеств. замыслу, выступают
в строгом единстве. Правда и выразительность X. с. проверяются общим
Страницы: «« « 2460 2461 2462 2463 2464 2465 2466 2467 2468 2469 2470 2471 2472 2473 2474 2475 2476 2477 2478 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |