Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2460   2461   2462   2463   2464   2465   2466   2467   2468  2469   2470   2471   2472   2473   2474   2475   2476   2477   2478  » »»

режисс„рской интерпретации неотъемлемой  частью  общей  атмосферы  всего
спектакля. Пост. его присущи высокое чувство гражданственности, псторич.
ответственности героя за будущее народа. В своих режисс„рских работах X.
достигает широких историко-философских обобщений. В спектакле  "Свадьба"
(1964,  "Т-р  Пов-шехны"),   отличавшемся   зрелищной   яркостью,   тема
напряж„нного ожидания свободы н бесплодность этого чаяния раскрывается в
исполненном  горькой  поэзии  и  иронии  образе  Поэта,   созданном   X.
Внутренняя боль и острый сарказм  характеризуют  пост.  произведений  Л.
Толстого, С.  Выспяньского,  С.  Жеромского,  Ф.  М.  Достоевского,  три
произведения  к-рого  ("Бесы",  "Братья  Карамазовы",  "Преступление   и
наказание")  X.  сам  инсценировал.  Диалоги  этих   спектаклей   всегда
наполнены большим  психо-логпч.  содержанием,  они  динамичны,  обладают
особой острой,  "синкопической",  мелодией.  Психологич.  достоверность,
внимание к деталям - также одно из осн. качеств X.- акт„ра и  режисс„ра.
Для спектаклей X. характерен  единый  принцип  декоративного  решения  -
предельно обнаж„нная сцена (работает совм. с худ. К. Панкевичем).
   Среди пост.: "Платонов"  Чехова  (1960),  "Береника"  Расина  (1962),
"Кс„ндз Марек"  Словацкого  (1963),  "Колумбы  рождения  20"  по  о.  п.
Братного (1965), "Женитьба Фигаро"; "Освобождение" Выспяньского  (обе  в
1966), "Пан Вукольский" по Прусу (1967) и др.
   Лауреат Гос. пр. ПНР (1962).
   Лит.: "Театр", 1965, .ј 8, с. 141-48; 1966, ј 5, с. 167;
   1966, 11, с. 148-50. Е. X.
   ХАНЬЦЗЮЙ - один из видов кит. традиционного т-ра сицюй. Сформировался
в 30-40-е гг. 19 в. в городах Ханькоу, Учан и в провинции Хубэй, позднее
получил распространение  в  др.  провинциях.  Т-р  X.  формировался  под
влиянием цинцянского и аньхой-ского т-ров. В 30-е гг. 19 в. акт„ры  т-ра
X. выступали в Пекине; большой  популярностью  пользовались  характерные
для  этого  т-ра  мелодии  сипи,  что  определило  влияние  т-ра  X.  на
формирование  мело-дич.  строя  пекинской  музыкальной  драмы.  Основные
амплуа т-ра X. те же, что  и  в  др.  жанрах  традиционного  кит.  т-ра.
Различие лишь в большей  детализации  (насчитывает  десять  амплуа:  мо,
цзпн, шэн, дань, чоу, вай, сяо, те, фу, цза). Подъ„м искусства  т-ра  X.
относится к 50-70-м гг. 19  в.  Известностью  пользовались  пьесы  "Гора
Дпнцзюньшань", "Четв„ртый сын навещает мать", "Поимка и освобождение Цао
Цао", "Опьянение Ян Гуй-фэй", "Юй Тан-чунь" и др., вошедшие в  репертуар
мн. жанров традиционных т-ров, а также пьесы, возникшие в т-ре X.: "Гора
Шоуяшпань", "Рубка цветов тростника" и др.
   В конце 19 в. получает развитие акт„рское иск-во т-ра X. Среди лучших
исполнителей: Чжань Чжи-да, Юань Хун-тай и др. К концу 19 - нач. 20  вв.
т-р  X.   перестал   отвечать   возросшим   интересам   передовой   кит.
интеллигенции. Общественная и политич. жизнь страны выдвигала требование
пост. совр. пьес. В 1920 была организована  труппа  "Тянь-чунь  кэбань",
деятельность к-рой способствовала обновлению т-ра X. В 1926  в  т-ре  X.
появляются первые женщины-актрисы. В нач. 30-х гг. нек-рые  труппы  т-ра
X. испытывают влияние зап. "развлекательного" т-ра. В  период  антияпон.
войны,  в  обстановке  общенац.  подъ„ма  т-р   X.   ставил   патриотич.
произведения, проникнутые идеей нац. освобождения.
   Среди известных акт„ров т-ра X.: Чэнь Бо-хуа, Ли Ло-кэ и др.
   Лит.: Ч ж у Ч ж а о - н я н ь, Чжунго сицюй, Пекин, 1963. 1 Г С
   ХАРАДЗЕ, Надежда Васильевна (р.  28.XII.1912)-  груз.  сов.  артистка
оперы  (лирико-колоратурное  сопрано).  Нар.  арт.  Груз.  ССР  (1946).'
Окончила Тбилисскую консерваторию (класс Е.  А.  Вронского).  С  1936  -
солистка Т-ра оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси).
   Партии: Мариха ('"Абесалом и Этери" Палиашвили), Тинатин ("Сказание о
Тариэле"  Мшвелидзе),  Кетеван,  Марадо   ("Свадьба   соек",   "Лашкара"
Андриашвили),  Царевна  ("Непрошенные   гости"   Букия),   Турпа,   Лиса
("Маленький кахетинец", "Красная шапочка"  Гокиели),  Розина,  Виолетта,
Джильда; Марфа ("Царская невеста") и др.
   С 1960 препода„т в Тбилисской консерватории (и. о. доцента). А. Ив.
   ХАРАЗЯН, Амо (Амазасп) Гевондовпч [8(20).IV. 1880 - 6. VIII. 1957]  -
арм. Сов. театр. деятель, режисс„р, акт„р. Нар. арт.  Арм.  ССР  (1933).
Учился в Моск. уч-ще  филармонич.  об-ва  у  В.  И.  Немировича-Данченко
(1896-98).  Сценическую   деятельность   начал   в   Тифлисе   в   1898;
организовывал спектакли в рабочих р-нах Тифлиса и для рабочих  бакинских
нефтепромыслов. В 1908 создал труппу "Новая драма".  С  1915  возглавлял
арм. драм. труппу Нар. дома им.  Зубалова.  Де-мократич.  направленность
деятельности X. определила значение его творчества и популярность  среди
широких кругов зрителя.
   В 1920 организовал в Ка-раклисе один из первых сов. т-ров, тогда же в
Ереване- передвижной т-р, выступавший в районах Армении и др.  республик
Закавказья. В 1928 на основе этого коллектива  создан  Гос.  передвижной
т-р, к-рому в 1933 было присвоено имя X. С 1950  работал  в  Эчмп-адзине
(т-р закрыт в 1952). Имя X. носит с 1955 Ар-ташатский т-р. X. был видным
деятелем нар. т-ра, популяризатором сценич. иск-ва  среди  широких  масс
зрителей.
   Роли: Уриэль Акоста (о. п.  Гуцкова),  Царь  Эдип  (о.  п.  Софокла),
Отелло;   Коррадо    ("Семья    преступника"    Джако-метти),    Кавалер
("Трактирщица"),   Берсенев   ("Разлом"),   Элизбаров   ("Из-за   чести"
Ширванзаде), Раевский ("Рожд„нные бурей" по Н. Островскому) и др.
   Пост.;  в  Гос.  передвижном  т-ре-  "Ярость"  по  Яновскому  (1930),
"Станционный смотритель" по  Пушкину  (1937),  "Волки  и  овцы"  (1940);
"Из-за хлеба" по Прошяну (1936) и др.
   X. - автор переводов пьес, инсценировок ("Станционный смотритель"  по
Пушкину, "Из-за хлеба" по Протяну, "Рожд„нные бурей" по Островскому).
   Лит.! Саркисян С., Амо Харазян, Ер., 1959 (на арм. яз.). Б. А.
   ХАРАЗЯН, Ашхен Аршаковна [р. 29.IV (11.V). 1892] - арм. сов. актриса,
режисс„р. Засл. арт. Арм. ССР (1939). Сценич. деятельность начала в 1916
в Тифлисе, в арм. драм.  труппе  Нар.  дома  им.  Зуба-лова.  В  1920-50
работала в передвижном т-ре под рук. А. Г. Харазяна.
   Роли: Кручинина;  Мурзавецкая  ("Волки  и  овцы"),  Васса  Железнова;
Маргарит ("Из-за чести" Ширванзаде), Миран-долина ("Трактирщица"), Юдифь
("Уриэль Акоста" Гуцкова), Татьяна  ("Разлом"),  Маргарит  ("Ярость"  по
Яновскому) и др.
   Пост. спектакли: "Злой дух", "Из-за чести" Ширванзаде. Б А
   ХАРАКТЕР СЦЕНИЧЕСКИЙ - сценич. тип '(образ, индивидуальность),  к-рый
созда„т акт„р, играя в спектакле. От обычного характера,  встречающегося
в жизни, X. с. отличается своим эстетич. качеством. В н„м  все  элементы
внутр. и внешней характеристики подчинены художеств. замыслу,  выступают
в строгом единстве. Правда и выразительность  X.  с.  проверяются  общим

Страницы: «« « 2460   2461   2462   2463   2464   2465   2466   2467   2468  2469   2470   2471   2472   2473   2474   2475   2476   2477   2478  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия