Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2451   2452   2453   2454   2455   2456   2457   2458   2459  2460   2461   2462   2463   2464   2465   2466   2467   2468   2469  » »»

   Лит.: Гоцци К., Сказки для театра, М., 1956 (см. вступ. ст., коммент.
С. Мокульского).
   ФЭКС  (Ф  а  б.  р  и  к  а  эксцентризма)-  творческое  объединение,
существовавшее в Петрограде в 1921-24. Основатели Ф. - Г.  М.  Козинцев,
Г.  К.  Крыжицкий,  Л.  С.  Трауберг.  Обвиняя  т-ры  в  творч.  застое,
поверхностном реализме,  примитивном  "психологизме",  приверженности  к
обветшалым  формам,  участники  Ф.  декларировали  в   сво„м   манифесте
(частично опубл.) и выступлениях эксцентризм,  как  новую  высшую  форму
театральности, основанную на бурной динамике,  трюках  и  т.  п.  Требуя
механизации,    "электрификации",     "американизации"     т-ра,     они
пропагандировали малые формы (мюзик-холл, варьете), балаган  и  цирк.  В
1922 Ф. выпустил сборник "Эксцентризм", куда вошли статьи  руководителей
Ф. и художника объединения С. И. Юткевича. В том же  году  при  Ф.  была
организована мастерская, где  преподавали  клоун-акробат  Серж,  жонгл„р
Токеромо и др.
   В 1922 показан спектакль Ф.-"Женитьба" (подзаголовок - "Трюк  в  тр„х
действиях"). Т. н. "машинистами" спектакля  были  Козинцев  и  Трауберг.
Спектакль состоял из нагромождения цирковых  номеров,  чередовавшихся  с
репликами  из  комедии  Гоголя   (на   укр.   яз.).   Второй   спектакль
Ф.-"Внеш-торг на Эйфелевой башне" (1923, постановщики  те  же).  С  1924
деятельность Ф. переключается в  область  кино  (руководители  -  Г.  М.
Козинцев, Л. Г. Трауберг, С. И. Юткевич).
   Лит.: Недоброво В л., Фабрика эксцентризма М.-Л., 1928; Крыжицкий Г.,
Философский балаган Театр наоборот, П., 1922; Эксцентризм.  Сб.  статей,
П. 1922; Данилов С. С., "Женитьба" Гоголя, Л., 1934 с. 89-94. Г. К
   ФЮЛ‚П (Fulop), Виктор (р. 9. II. 1929)- венг. артист балета.  В  1937
учился  у  Ф.  Надаши,  в  1955-  1956  проходил  стажировку   в   Моск.
хореографич. уч-ще (педагог А. М. Мессерер). По возвращении на родину  -
солист балетной труппы Будапештского т-ра оперы и  балета,  где  в  1947
выступил в партии Принца ("Деревянный принц" Бартока). В  1956  пост.  в
Саратовском т-ре оперы и балета им. Чернышевского венг. балет  "Платочек
невесты" Кенешшеи. Гастролировал в Англии, Франции, Сов. Союзе и др.
   Среди др. партий: Петрушка (о. п. Стравинского), Альберт  ("Жизель"),
Зигфрид ("Лебединое озеро"), Франц  ("Коп-пелия"),  Мандарин  ("Чудесный
мандарин"  Бартока),  Ферко  ("Платочек  невесты"   Кенешшеи),   Мельник
("Треуголка" де Фальи) и др. Г. Кор.
   ФЮЛ‚П (Fulop), Зольтан (р. 1907) - венг. театр. художник. Засл.  арт.
ВНР (1955).
   Оформил пост.: "Лоэнгрин"  (1938),  "Валькирия"  (1942),  "Тангейзер"
(1957) Вагнера, "Турандот" Пуччини (1938, 1959), "Питер Граймс" Бриттена
(1947), "Витязь Янош" Качо 1949), "Пламя Парижа" (1950), "Бахчисарайский
фонтан" 1952); "Орфей  и  Эвридика"  Глюка  (1957),  "Деревянный  принц"
(1958) и "Замок  герцога  Синяя  Борода"  Бартока  1959),  "Саломея"  Р.
Штрауса (1958), "Дь„рдь Бранкович" Эр-келя  (1962)  и  др.-все  в  Венг.
оперном т-ре и его филиале- Т-ре им. Эркеля (Будапешт). Пр.  им.  Кошута
(1960).
   Лит.: Magyar allami operahaz. 1884-1959, Bdp., 1959. А. Ив.
   "ФЮНАМБЮЛЬ"  (Theatre   des   Funambules,   лат.   funamulus-канатный
плясун)-франц. т-р. Построен в Париже в 1816 на бульваре  Тампль.  Здесь
выступали канатные плясуны (отсюда и назв.  т-ра),  прыгуны  и  др.  Т-р
получил  популярность  среди  демократии,   слоев   зрителей   благодаря
выдающемуся акт„ру-миму Ж. Б. Г.  Дебюро,  выступавшему  здесь  в  ролях
Пьеро в  разл.  пантомимах.  Игра  Дебюро  привлекала  к  т-ру  внимание
писателей и критиков Ш. Нодье, Ж. Нерваля, Т. Готье,  Ж.  Жанена.  Среди
известных акт„ров т-ра, выступавших после смерти Ж. Б.  Г.  Дебюро,-  Ш.
Дебюро (сын), Легран, Лоран-старший, Вотье. Постепенно т-р утратил  свою
популярность. В 1862 здание было снесено в связи с реконструкцией т.  н.
Больших бульваров.
   ФЮШТ (Fust), Милан (р.  17.  VII.  1888)-венг.  драматург,  писатель,
поэт. Принадлежал к прогрессивному направлению художеств. интеллигенции,
группировавшейся вокруг журнала '"Нюгат" (1913). В  первой  своей  драме
"Без счастья" (1923) Ф. показал кризис бурж. культуры, моральное падение
бурж. общества. Наиболее значит, драматургич. произведение Ф. - историч.
трагедия "Король Генрих IV" (1931, пост. в 1964, Т-р им. Мадача). В  ней
драматург  рассказывает  о   борьбе   сильной   свободной   личности   с
догматизмом, лицемерием церкви и  средневековой  косностью,  о  трагедии
человека, обуреваемого эгоистич. жаждой власти.
   Ф. - автор одного из лучших переводов на венг. яз. пьесы "Король Лир"
(1955) и труда по эстетике - "Видение и вдохновение в искусстве" (1963).
Лауреат пр. им. Кошута (1.948).
   Соч.: Boldogtalanok... Ket drama, Bdp., 1959; Latomas  es  indulat  a
muveszetben, Bdp., 1963. А. Гер.
   ХААБЯРВ (Б е р з и н), Яан-Вольдемар Янович (13.VI.1914-6.II.1946)  -
эст. певец (лирич. тенор). Брал частные уроки у А. Нийтова. В 1938-42  -
хорист, в  1943-46  -  солист  т-ра  "Эстония"  (Таллин).  Выступал  как
концертный певец.
   Партии: Левко, Альмавива, Рудольф,  Ленский,  Кавара-досси,  Синодал;
Пинкертон ("Чио-Чио-сан"). р. J\
   ХААС, Вольдемар (р. 2.VI. 1898) - эст.  сов.  театр.  художник.  Нар.
художник Эст. ССР (1957). Учился в художеств.  школе  "Паллас"  в  Тарту
(1919- 1923).  В  1923  начал  работать  в  т-ре  "Ванемуйне".  Развивал
принципы  живописно-объ„мной  декорации,  первым  на  эст.  сцене   вв„л
проекционные декорации ("Венецианский купец", 1926, "Сон в летнюю ночь",
1930). В 1936-56 работал в т-ре "Эстония". Оформил спектакли:  "Мазепа";
"Дон Паскуале" Доницетти, "Красный цветок"  (1938);  "Калевипоэг"  Каппа
(1948, 1953), "Берег  бурь"  Эрнесакса  (1949;  Гос.  пр.  СССР,  1951),
"Тийна" Аустер (1955). С 1940 вед„т педагогич. работу (Худож. ин-т  Эст.
ССР).
   Лит.: Matt Г., Voldemar Haas, Tallinn, 1958. Э. П.
   ХАБА, Габа (Haba), Алоис (р. 21.VI. 1893)-чеш. композитор и  теоретик
музыки. Засл. арт. ЧССР (1961). Учился в  Пражской  консерватории  у  В.
Нова-ка (1914-15), затем в Венской муз. академии и в Высшей муз. школе в
Берлине  у  Ф.  Шрекера  (1920-   1922).   X.-   представитель   т.   н.
четвертитоновой музыки. Испытал  влияние  экспрессионизма,  а  затем  А.
Ш„нберга. Наиболее известна опера X. "Мать" (Мюнхен, 1931;  Прага,  Нац.
т-р, 1947).
   Занимает видное место в музыкальной жизни Чехословакии.  Выступает  с
пропагандой  новых  муз.  направлений.  Читал  лекции  на  Дармштадтских
между-нар. курсах новой музыки (с  1956),  в  ун-тах  Лейпцига  и  Халле
(1957). В„л класс композиции в Пражской консерватории. Ал. М.

Страницы: «« « 2451   2452   2453   2454   2455   2456   2457   2458   2459  2460   2461   2462   2463   2464   2465   2466   2467   2468   2469  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия