Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2446   2447   2448   2449   2450   2451   2452   2453   2454  2455   2456   2457   2458   2459   2460   2461   2462   2463   2464  » »»

социологич. изучения истории рус.  т-ра.  В  1924-25  в  журн.  "Рабочий
зритель" печатались его "Очерки по истории театра". В ряде  своих  работ
Ф. допустил вульгарно-социологич. ошибки.
   Соч.: Театр в современном и будущем обществе в  кн.:  Кризис  театра,
М.,  1908;  Леонид  Андреев,  М.  1909'  Между   трагедией   и   фарсом,
"Современный мир", 1911,о 2\ Мольер,  М.,  1913;  Шекспир  и  Сервантес,
"Вестник  воспитания",  1916,  ј  4;  Вильям  Шекспир,  М.-  Л.,   1926;
Социология искусства, М.- Л., 1926; Г. Э. Лессинг, "Искусство", 1929,  ј
1-2; Шекспир, "Литература и марксизм" 1930, ј 1.
   Лит.: Бродский Н., В. М. Фриче, как  театровед  "Современный  театр",
1929, ј 37. '
   ФРИШ (Frisch), Макс (р.  15.V.1911)  -  швейц.  писатель,  драматург.
Пишет на нем. яз. Был журналистом. По окончании в 1940  Высшего  технич.
уч-ща  (Цюрих)  работал  архитектором.   Одновременно   занимался   лит.
деятельностью.  В   своей   первой   пьесе   "Санта-Крус"   (1944,   т-р
"Шаушпильхауз",  Цюрих,  1946)  Ф.  романтически  воспевает  несбыточные
мечты. В пьесах "И вот они вновь поют" (1945), "Китайская стена"  (1946,
новая  ред.  1955),  "Когда  закончилась  война"  (1949)  (все  пост.  в
"Шаушпильхауз") звучит страстный протест против милитаризма, фашистского
мракобесия, осуждается  тирания,  стремление  к  поли-тич.  и  духовному
подчинению народа. Наибольшую популярность получили антифашистская остро
гротесковая "поучительная пьеса без поучения  с  эпилогом"  "Бидерман  и
поджигатели" (1958, там же) и драма "Андорра" (1961, там же).  В  первой
из них освещается центральная для творчества Ф. проблема ответственности
человека перед обществом, показываются  трагич.  последствия  отказа  от
борьбы, с поджигателями  войны  (эта  мысль  особенно  подч„ркивается  в
эпилоге, специально написанном для пост. пьесы в т-рах Зап. Германии). В
"Андорре"   Ф.   утверждает,   что   распространению   расистских   идей
способствуют трусость, ханжество, антисемитские предрассудки.  В  пьесах
"Граф Одерланд" (1951), "Дон  Жуан,  или  Любовь  к  геометрии"  (1953),
"Великая ярость Филиппа Хоца" (1958) (все пост. там же)  разрабатывается
коллизия, в к-рой герои оказываются совсем иными, чем о них думают  все,
в т. ч. и они сами.
   На  драматургию  Ф.  оказали  влияние  разл.  по   своим   художеств.
особенностям  и   философской   направленности   зап.-европ.   и   амер.
драматурги, в частности Т. Уайлдер, однако решающим было влияние Брехта.
Как и Брехт, Ф. считает, что театр. иск-во должно, развлекая, поучать, а
гл. задача  драматургии  -  побуждать  зрителя  мыслить  самостоятельно,
задавать  себе  вопросы  о  социальном  устройстве  совр.  мира.  Но   в
драматургии Ф. проявились гуманистич. скепсис, принципиальный  отказ  от
окончательных выводов.
   На сов. сцене пост. пьесы "Бидерман и поджигатели" и "Дон  Жуан,  или
Любовь к геометрии" (1965, 1966, Моск. т-р Сатиры).
   Соч.: Stiicke, Bd. 1-2, Fr./M., 1962; в рус. пер.-"Господин  Бидерман
и поджигатели", "Иностранная литература", 1965, ј 5.
   Лит.: Зингерман Б., Заметки  комментатора,  "Театр",  1963,  JSTg  4;
ЗатонскийД., Homo Макс Фриш, "Иностранная литература", 1966, ј 4. Ii. ff
   ФРОЛбВ, Владимир Васильевич [р. 13(26).VIII. 1917]- рус. сов.  критик
и театровед. Чл. Комму-нистич. партии с 1942. В 1938  окончил  лит.  ф-т
Горь-ковского педагогич. ин-та, в 1951 - аспирантуру  Академии  обществ,
наук. Печатается с 1937, с  1948-  в  моек.  прессе  -  "Правда",  "Лит.
газета".  Автор  книг,  посв.  гл.  обр.  сов.  драматургии.  Занимается
педагогич. деятельностью; преподавал в ГИТИСе (1952-58),  в  Лит.  ин-те
им. Горького. В 1958-60- зам. гл. редактора журнала "Октябрь".
   Соч.: О советской комедии, М., 1954; Жанры советской драматургии, М.,
1957; Советская драматургия сегодня, М., 1963; Искусство открывает  мир,
М., 1965.
   ФРОЛОВ, Маркиан Петрович [24.Х1(6.ХП).1892- 30. X. 1944] - рус.  сов.
композитор, пианист и педагог.  Засл.  деят.  иск-в  РСФСР  (1944).  Чл.
Коммунистич. партии с 1938. В 1924 окончил Ленингр. консерваторию (класс
И. С. Миклашевской). Автор оперы "Энхе-Булат батор"  (1940,  Бурят,  т-р
оперы и балета), оратории "Поэма об Урале" (1932, Свердловский т-р оперы
и балета) и др. произв.
   С 1924 в„л педагогич. работу в Муз.-драм. ин-те им. Лысенко (Киев), в
1928-34  -  в  Свердловском  муз.  техникуме,  с  1934  -  в   Уральской
консерватории (профессор с 1939, в 1934-37 и 1943-44-директор).
   Лит.:  Поляновский  Г.,  Первая  Бурят-Монгольская  опера,   в   кн.:
"Энхе-Булат батор", М.-Л., 1940.
   Л. Ив.
   ФРОМАН (Frohman)  -  семья  амер.  театр.  антрепрен„ров.  Даниел  Ф.
(22.VIII. 1851-26.XII. 1940) -театр. деятельность начал как журналист. В
1880 - управляющий т-ром "Мэдисон-сквер", с 1885 - т-ром  "Лицеум",  где
собрал хороший состав акт„ров и пригласил работать реж.  Д.  Беласко.  В
1899 приобр„л т-р О. Дейли. Вместе с братом Чарлзом  Ф.  был  крупнейшим
амер. антрепрен„ром. В 1912 совм. с А. Кьюкором организовал кинокомпанию
"Знаменитые акт„ры" ("Феймос  плейере").  Автор  мемуаров  "Воспоминания
антрепрен„ра" (1911), "Даниел Фроман показывает" (1935) и "Ещ„"  (1937).
С  1906  был  президентом   "Акт„рского   фонда   Америки".   Чарлз   Ф.
(17.VII.1860-7.V.1915)- брат Даниела Ф.  В  1888  начал  антрепрен„рскую
деятельность. В 1890 организовал "Постоянную труппу Ч. Фромана", затем -
"Комедийную труппу Ч. Фромана" (1891). В 1893 построил т-р  "Эмпайр",  в
1910-х гг. владел в Нью-Йорке шестью т-рами и  имел  несколько  т-ров  в
Лондоне.  Его  деятельность  способствовала  окончательному  утверждению
системы зв„зд. В т-рах Ф. выступали крупнейшие акт„ры США - М. Адаме, Э.
Бар-римор, О. Скиннер, М. Робсон. Чарлз Ф. был членом Театр. синдиката и
во мн. содействовал утверждению коммерч. театр. системы в США,  закрытию
постоянных провинциальных т-ров.
   Соч.: Memories  of  a  manager,  L.  -N.  Y.,  1911;  Daniel  Frohman
presents, N. Y., 1935; Encore, N. Y., 1937. fi\ /\
   ФРбМАН, Маргарита Петровна [р. 27. X(8.XI).  1890]-  югосл.  артистка
балета,  балетмейстер  и  педагог.  По  происхождению  русская.  В  1909
окончила балетное отделение Моск. театр. уч-ща и  в  том  же  году  была
принята в балетную труппу Большого т-ра. Выступала в этом т-ре до 1913 и
затем в 1917-19. Партии: Пикилья и Китри ("Дон Кихот"), Мери-Амон ("Дочь
Фараона" Минкуса), Сванильда ("Коп-пелия"), Генриетта ("Раймонда"),  фея
Сирени ("Спящая красавица") и др. В 1921 переехала в  Югославию,  где  в
1921-27 руководила балетной труппой  хорватского  Национального  т-ра  в
Загребе, была е„ балетмейстером и  ведущей  танцовщицей,  преподавала  в
организованной ею балетной школе, к-рую возглавляла. В  1927-30  и  1937
работала в Белграде в  балетной  труппе  Национального  т-ра.  Поставила

Страницы: «« « 2446   2447   2448   2449   2450   2451   2452   2453   2454  2455   2456   2457   2458   2459   2460   2461   2462   2463   2464  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия