|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2446 2447 2448 2449 2450 2451 2452 2453 2454 2455 2456 2457 2458 2459 2460 2461 2462 2463 2464 » »» социологич. изучения истории рус. т-ра. В 1924-25 в журн. "Рабочий
зритель" печатались его "Очерки по истории театра". В ряде своих работ
Ф. допустил вульгарно-социологич. ошибки.
Соч.: Театр в современном и будущем обществе в кн.: Кризис театра,
М., 1908; Леонид Андреев, М. 1909' Между трагедией и фарсом,
"Современный мир", 1911,о 2\ Мольер, М., 1913; Шекспир и Сервантес,
"Вестник воспитания", 1916, ј 4; Вильям Шекспир, М.- Л., 1926;
Социология искусства, М.- Л., 1926; Г. Э. Лессинг, "Искусство", 1929, ј
1-2; Шекспир, "Литература и марксизм" 1930, ј 1.
Лит.: Бродский Н., В. М. Фриче, как театровед "Современный театр",
1929, ј 37. '
ФРИШ (Frisch), Макс (р. 15.V.1911) - швейц. писатель, драматург.
Пишет на нем. яз. Был журналистом. По окончании в 1940 Высшего технич.
уч-ща (Цюрих) работал архитектором. Одновременно занимался лит.
деятельностью. В своей первой пьесе "Санта-Крус" (1944, т-р
"Шаушпильхауз", Цюрих, 1946) Ф. романтически воспевает несбыточные
мечты. В пьесах "И вот они вновь поют" (1945), "Китайская стена" (1946,
новая ред. 1955), "Когда закончилась война" (1949) (все пост. в
"Шаушпильхауз") звучит страстный протест против милитаризма, фашистского
мракобесия, осуждается тирания, стремление к поли-тич. и духовному
подчинению народа. Наибольшую популярность получили антифашистская остро
гротесковая "поучительная пьеса без поучения с эпилогом" "Бидерман и
поджигатели" (1958, там же) и драма "Андорра" (1961, там же). В первой
из них освещается центральная для творчества Ф. проблема ответственности
человека перед обществом, показываются трагич. последствия отказа от
борьбы, с поджигателями войны (эта мысль особенно подч„ркивается в
эпилоге, специально написанном для пост. пьесы в т-рах Зап. Германии). В
"Андорре" Ф. утверждает, что распространению расистских идей
способствуют трусость, ханжество, антисемитские предрассудки. В пьесах
"Граф Одерланд" (1951), "Дон Жуан, или Любовь к геометрии" (1953),
"Великая ярость Филиппа Хоца" (1958) (все пост. там же) разрабатывается
коллизия, в к-рой герои оказываются совсем иными, чем о них думают все,
в т. ч. и они сами.
На драматургию Ф. оказали влияние разл. по своим художеств.
особенностям и философской направленности зап.-европ. и амер.
драматурги, в частности Т. Уайлдер, однако решающим было влияние Брехта.
Как и Брехт, Ф. считает, что театр. иск-во должно, развлекая, поучать, а
гл. задача драматургии - побуждать зрителя мыслить самостоятельно,
задавать себе вопросы о социальном устройстве совр. мира. Но в
драматургии Ф. проявились гуманистич. скепсис, принципиальный отказ от
окончательных выводов.
На сов. сцене пост. пьесы "Бидерман и поджигатели" и "Дон Жуан, или
Любовь к геометрии" (1965, 1966, Моск. т-р Сатиры).
Соч.: Stiicke, Bd. 1-2, Fr./M., 1962; в рус. пер.-"Господин Бидерман
и поджигатели", "Иностранная литература", 1965, ј 5.
Лит.: Зингерман Б., Заметки комментатора, "Театр", 1963, JSTg 4;
ЗатонскийД., Homo Макс Фриш, "Иностранная литература", 1966, ј 4. Ii. ff
ФРОЛбВ, Владимир Васильевич [р. 13(26).VIII. 1917]- рус. сов. критик
и театровед. Чл. Комму-нистич. партии с 1942. В 1938 окончил лит. ф-т
Горь-ковского педагогич. ин-та, в 1951 - аспирантуру Академии обществ,
наук. Печатается с 1937, с 1948- в моек. прессе - "Правда", "Лит.
газета". Автор книг, посв. гл. обр. сов. драматургии. Занимается
педагогич. деятельностью; преподавал в ГИТИСе (1952-58), в Лит. ин-те
им. Горького. В 1958-60- зам. гл. редактора журнала "Октябрь".
Соч.: О советской комедии, М., 1954; Жанры советской драматургии, М.,
1957; Советская драматургия сегодня, М., 1963; Искусство открывает мир,
М., 1965.
ФРОЛОВ, Маркиан Петрович [24.Х1(6.ХП).1892- 30. X. 1944] - рус. сов.
композитор, пианист и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1944). Чл.
Коммунистич. партии с 1938. В 1924 окончил Ленингр. консерваторию (класс
И. С. Миклашевской). Автор оперы "Энхе-Булат батор" (1940, Бурят, т-р
оперы и балета), оратории "Поэма об Урале" (1932, Свердловский т-р оперы
и балета) и др. произв.
С 1924 в„л педагогич. работу в Муз.-драм. ин-те им. Лысенко (Киев), в
1928-34 - в Свердловском муз. техникуме, с 1934 - в Уральской
консерватории (профессор с 1939, в 1934-37 и 1943-44-директор).
Лит.: Поляновский Г., Первая Бурят-Монгольская опера, в кн.:
"Энхе-Булат батор", М.-Л., 1940.
Л. Ив.
ФРОМАН (Frohman) - семья амер. театр. антрепрен„ров. Даниел Ф.
(22.VIII. 1851-26.XII. 1940) -театр. деятельность начал как журналист. В
1880 - управляющий т-ром "Мэдисон-сквер", с 1885 - т-ром "Лицеум", где
собрал хороший состав акт„ров и пригласил работать реж. Д. Беласко. В
1899 приобр„л т-р О. Дейли. Вместе с братом Чарлзом Ф. был крупнейшим
амер. антрепрен„ром. В 1912 совм. с А. Кьюкором организовал кинокомпанию
"Знаменитые акт„ры" ("Феймос плейере"). Автор мемуаров "Воспоминания
антрепрен„ра" (1911), "Даниел Фроман показывает" (1935) и "Ещ„" (1937).
С 1906 был президентом "Акт„рского фонда Америки". Чарлз Ф.
(17.VII.1860-7.V.1915)- брат Даниела Ф. В 1888 начал антрепрен„рскую
деятельность. В 1890 организовал "Постоянную труппу Ч. Фромана", затем -
"Комедийную труппу Ч. Фромана" (1891). В 1893 построил т-р "Эмпайр", в
1910-х гг. владел в Нью-Йорке шестью т-рами и имел несколько т-ров в
Лондоне. Его деятельность способствовала окончательному утверждению
системы зв„зд. В т-рах Ф. выступали крупнейшие акт„ры США - М. Адаме, Э.
Бар-римор, О. Скиннер, М. Робсон. Чарлз Ф. был членом Театр. синдиката и
во мн. содействовал утверждению коммерч. театр. системы в США, закрытию
постоянных провинциальных т-ров.
Соч.: Memories of a manager, L. -N. Y., 1911; Daniel Frohman
presents, N. Y., 1935; Encore, N. Y., 1937. fi\ /\
ФРбМАН, Маргарита Петровна [р. 27. X(8.XI). 1890]- югосл. артистка
балета, балетмейстер и педагог. По происхождению русская. В 1909
окончила балетное отделение Моск. театр. уч-ща и в том же году была
принята в балетную труппу Большого т-ра. Выступала в этом т-ре до 1913 и
затем в 1917-19. Партии: Пикилья и Китри ("Дон Кихот"), Мери-Амон ("Дочь
Фараона" Минкуса), Сванильда ("Коп-пелия"), Генриетта ("Раймонда"), фея
Сирени ("Спящая красавица") и др. В 1921 переехала в Югославию, где в
1921-27 руководила балетной труппой хорватского Национального т-ра в
Загребе, была е„ балетмейстером и ведущей танцовщицей, преподавала в
организованной ею балетной школе, к-рую возглавляла. В 1927-30 и 1937
работала в Белграде в балетной труппе Национального т-ра. Поставила
Страницы: «« « 2446 2447 2448 2449 2450 2451 2452 2453 2454 2455 2456 2457 2458 2459 2460 2461 2462 2463 2464 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |