Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2437   2438   2439   2440   2441   2442   2443   2444   2445  2446   2447   2448   2449   2450   2451   2452   2453   2454   2455  » »»

   Следующий этап развития оперы  связан  с  творчеством  X.  В.  Глюка,
поставившего в Париже  (Академия  музыки)  оперы:  "Ифигения  в  Авлиде"
(1774), "Орфей и Эвридика" (1774), "Альцеста" (1776, в нов. ред.) и  др.
Деятельность Глюка в Париже в 70-е гг. 18 в. породила борьбу направлений
в муз. т-ре.  Суровый  героизм,  глубокое  выражение  сильных  страстей,
драматич. коллизии, этич. проблематика явились причиной успеха  трагедий
Глюка в передовых кругах франц. общества. Реформа Глюка была  воспринята
как  революция  в  оперном  т-ре.  Противники  реформы  противопоставили
произведениям  Глюка  традиц.  оперы  итал.   композитора   Н.   Пиччини
("Роланд", 1778, Академия музыки). Так разгорелась борьба "глюкистов"  и
"пиччини стов".
   Франц. бурж. революция конца 18 в., вызвавшая  появление  грандиозных
нар. празднеств,  огромное  количество  песен  и  гимнов,  внесла  новые
тенденции в историю франц.  оперного  иск-ва,  отразившие  умонастроения
широких  демократич.  масс.   На   оперных   сценах   Парижа   ставились
торжественные апофеозы на музыку, скомпонованную  из  разных  популярных
песен, в т. ч. "Марсельезы" ("Приношения свободе" Ф. Ж.  Госсека,  1792,
Академия музыки), оперы аги-тац. содержания, заканчивающиеся пением  "(а
1га" и "Карманьолы" ("Республиканская избранница, или Торжество  разума"
Гретри, 1794, там же), нар.-геро-ич. драмы ("Вильгельм Телль",  его  же,
1791,  т-р  "Комеди   Итальенн"),   комич.   и   лирико-идиллич.   оперы
("Стратоника" Э. Н. Мегюля, 1792, "Т-р Фавара").
   В первые же годы  революции  возник  жанр  "оперы  спасения"  ("Ужасы
монастыря" А. Бертона, 1790, т-р "Комеди Итальенн"),  продолжавший  сво„
развитие в период якобинской диктатуры (1793-94) и  в  последующие  годы
Директории и консульства. Крупнейшие  оперы  этого  жанра  -  "Лодоиска"
(1791), "Водовоз" (1800) Л. Керубини. Среди др.  выдающихся  опер  эпохи
революции: "Пещера" (1793), "Поль и Виргиния,  или  Триумф  добродетели"
(1794) Ж. Ф. Лесюэра (обе в т-ре "Фейдо"), "Эфрозина" (1790),  "Иосиф  в
Египте" (1807)  Мегюля  (обе  в  т-ре  "Опера  комик"),  "Два  маленьких
савояра" Н. М. Да-лейрака (1790, т-р "Комеди Итальенн"). Франц.  оперное
иск-во эпохи бурж. революции заключало тенденции,  подготовившие  франц.
муз. романтизм. Воздействие музыки франц. революции испытало  творчество
Бетховена.
   В 1-м десятилетии 19 в. во франц. иск-ве господствовал  пышный  стиль
ампир, характерный для эстетич. взглядов эпохи  наполеоновской  империи.
Этот стиль получил отражение в операх Г.  Спонтини,  писавшего  в  стиле
большой оперы. Оперы  Спонтнни  (Весталка",  1807,  "Фердинанд  Кортес",
1809, - обе в Академии музыки) отличались  монументальностью,  пышностью
постановок.
   Париж в годы Реставрации (1814-30) и Июльской монархии (1830-48) стал
центром европ.  художеств.  жизни.  Здесь  работало  два  оперных  т-ра:
"Парижская опера" (бывш. Академия музыки, с 1875-"Гранд-Опера") и "Опера
комик". В это время  в  иск-ве  господствовал  романтизм.  Комич.  оперы
создавались на сказочно-фантастич. ("Золушка" Н. Изуара),  средневековые
("Белая дама" Ф.  А.  Буальдь„,  1825),  восточно-экзо-тич.  ("Бронзовый
конь" Обера, 1835) сюжеты. В музыке этих  опер  использовался  локальный
(местный) колорит, фольклор разл. народов. Многие из франц.  опер  этого
периода написаны на либретто Э. Скриба.
   Выдающуюся роль в истории франц. оперы 19 в. сыграл Д. Ф. Обер. Кроме
больших опер ("Густав III, или Бал-маскарад",  1833),  он  писал  комич.
оперы ("Фра-Дьяволо", 1830, "Ч„рное домино",  1837).  Музыка  этих  опер
отличается  мелодич.  щедростью,  обилием  танц.   ритмов,   изяществом,
л„гкостью и прозрачностью,  близостью  к  популярным  песням,  танцам  и
маршам, распростран„нным в парижском быту. В  оперном  творчестве  Обера
особое место  занимает  опера  "Немая  из  Портичи"  ("Фенелла",  1828),
написанная в стиле большой оперы. Революц. сюжет,  положенный  в  основу
этого произв., отвечал обществ. настроениям во  Франции  перед  Июльской
революцией 1830.
   В т-рах "Опера комик" и в "Итальянской опере" ставились  также  оперы
итал. композиторов - В.  Беллини  и  Г.  Доницетти.  Событиями  большого
значения в муз.-театр. жизни Франции  стали  пост.  в  Париже  опер  Дж.
Россини ("Граф Ори", 1828, т-р "Опера  комик",  написанная  в  традициях
франц. комич. оперы, "Вильгельм Телль", 1829,  т-р  "Парижская  опера").
Пост. "Вильгельма Телля" явилась преддверием к творчеству Дж. Мейербера,
отразившему расцвет жанра большой оперы и франц. романтич. муз. т-ра.  В
1831 в т-ре "Парижская опера" был  пост.  "Роберт-Дьявол"  Мейербера  на
либретто  Скриба  (ставшего  постоянным   сотрудником   композитора)   -
романтико-фантастич. опера, имевшая характерные черты большой оперы (см.
"Гранд-Опера"), получившие развитие в лучшей опере Мейербера  "Гугеноты"
(1836). Социальный конфликт  в  опере  переплетается  с  личной  драмой,
5-акт-ная структура основана на контрастном расположении сцен,  вводятся
мощные ансамбли и хоры (особенно в  финалах  действия),  большой  балет.
Особенности оперной драматургии Мейербера оказали влияние на последующее
развитие большой оперы. В Париже были пост.  и  др.  оперы  Мейербера  -
"Пророк" ("Иоанн Лейденский", 1849, т-р "Парижская опера")-  произв.,  в
к-ром проявился кризис жанра большой оперы, а также  "Африканка"  (1865,
т-р "Парижская опера"), намечающая переход от  большой  к  лирич.  опере
(см. Опера).
   Наряду с операми Мейербера в эти же годы  в  т-ре  "Парижская  опера"
были пост. произв. др. видного представителя  большой  оперы-Ф.  Галеви:
"Жидовка" ("Дочь кардинала", 1835), "Карл VI" (1843) и др.
   Для  оперного   т-ра   работали:   композитор-романтик   Г.   Берлиоз
("Бенвенуто Челлини",  1838,  т-р  "Парижская  опера",  оперная  дилогия
"Троянцы" на сюжет  "Энеиды"  Вергилия,  частично  пост.  в  1863,  "Т-р
лирик"), А. Адан, Ф. Герольд.
   К сер. 19 в. франц. большая и комич. оперы вступили в полосу кризиса.
В этих жанрах разными композиторами было написано мн. опер, но  ни  одна
из них не могла подняться до уровня муз. драматургии Мейербера и  лучших
комич. опер Обера.
   Для комедийного  муз.  т-ра  этого  периода  характерно  появление  и
развитие оперетты - типичного порождения Парижа периода Второй империи с
его кафе-концертами, театр. обозрениями  типа  ревю,  иск-вом  шансонье,
модным  канканом.  Оперетты  Ж.  Оффенбаха,   насыщенные   злободневными
остротами (пост. в т-ре "Буфф-Паризъен"), были сатирой  на  нравы  бурж.
Парижа ("Орфей  в  аду",  1858,  "Прекрасная  Елена",  1864,  "Парижская
жизнь", 1866, "Мадам Фавар",  1878,  и  др.).  Оффенбаху  принадлежит  и
лирико-фантастич. опера "Сказки Гофмана" (1881, т-р "Опера комик").  Др.
крупными представителями франц. оперетты  были  Ш.  Лекок  ("Дочь  мадам
Анго", 1872, т-р "Фантези паризьенн", Брюссель, "Жирофле-Жирофля", 1874,

Страницы: «« « 2437   2438   2439   2440   2441   2442   2443   2444   2445  2446   2447   2448   2449   2450   2451   2452   2453   2454   2455  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия