|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2437 2438 2439 2440 2441 2442 2443 2444 2445 2446 2447 2448 2449 2450 2451 2452 2453 2454 2455 » »» Следующий этап развития оперы связан с творчеством X. В. Глюка,
поставившего в Париже (Академия музыки) оперы: "Ифигения в Авлиде"
(1774), "Орфей и Эвридика" (1774), "Альцеста" (1776, в нов. ред.) и др.
Деятельность Глюка в Париже в 70-е гг. 18 в. породила борьбу направлений
в муз. т-ре. Суровый героизм, глубокое выражение сильных страстей,
драматич. коллизии, этич. проблематика явились причиной успеха трагедий
Глюка в передовых кругах франц. общества. Реформа Глюка была воспринята
как революция в оперном т-ре. Противники реформы противопоставили
произведениям Глюка традиц. оперы итал. композитора Н. Пиччини
("Роланд", 1778, Академия музыки). Так разгорелась борьба "глюкистов" и
"пиччини стов".
Франц. бурж. революция конца 18 в., вызвавшая появление грандиозных
нар. празднеств, огромное количество песен и гимнов, внесла новые
тенденции в историю франц. оперного иск-ва, отразившие умонастроения
широких демократич. масс. На оперных сценах Парижа ставились
торжественные апофеозы на музыку, скомпонованную из разных популярных
песен, в т. ч. "Марсельезы" ("Приношения свободе" Ф. Ж. Госсека, 1792,
Академия музыки), оперы аги-тац. содержания, заканчивающиеся пением "(а
1га" и "Карманьолы" ("Республиканская избранница, или Торжество разума"
Гретри, 1794, там же), нар.-геро-ич. драмы ("Вильгельм Телль", его же,
1791, т-р "Комеди Итальенн"), комич. и лирико-идиллич. оперы
("Стратоника" Э. Н. Мегюля, 1792, "Т-р Фавара").
В первые же годы революции возник жанр "оперы спасения" ("Ужасы
монастыря" А. Бертона, 1790, т-р "Комеди Итальенн"), продолжавший сво„
развитие в период якобинской диктатуры (1793-94) и в последующие годы
Директории и консульства. Крупнейшие оперы этого жанра - "Лодоиска"
(1791), "Водовоз" (1800) Л. Керубини. Среди др. выдающихся опер эпохи
революции: "Пещера" (1793), "Поль и Виргиния, или Триумф добродетели"
(1794) Ж. Ф. Лесюэра (обе в т-ре "Фейдо"), "Эфрозина" (1790), "Иосиф в
Египте" (1807) Мегюля (обе в т-ре "Опера комик"), "Два маленьких
савояра" Н. М. Да-лейрака (1790, т-р "Комеди Итальенн"). Франц. оперное
иск-во эпохи бурж. революции заключало тенденции, подготовившие франц.
муз. романтизм. Воздействие музыки франц. революции испытало творчество
Бетховена.
В 1-м десятилетии 19 в. во франц. иск-ве господствовал пышный стиль
ампир, характерный для эстетич. взглядов эпохи наполеоновской империи.
Этот стиль получил отражение в операх Г. Спонтини, писавшего в стиле
большой оперы. Оперы Спонтнни (Весталка", 1807, "Фердинанд Кортес",
1809, - обе в Академии музыки) отличались монументальностью, пышностью
постановок.
Париж в годы Реставрации (1814-30) и Июльской монархии (1830-48) стал
центром европ. художеств. жизни. Здесь работало два оперных т-ра:
"Парижская опера" (бывш. Академия музыки, с 1875-"Гранд-Опера") и "Опера
комик". В это время в иск-ве господствовал романтизм. Комич. оперы
создавались на сказочно-фантастич. ("Золушка" Н. Изуара), средневековые
("Белая дама" Ф. А. Буальдь„, 1825), восточно-экзо-тич. ("Бронзовый
конь" Обера, 1835) сюжеты. В музыке этих опер использовался локальный
(местный) колорит, фольклор разл. народов. Многие из франц. опер этого
периода написаны на либретто Э. Скриба.
Выдающуюся роль в истории франц. оперы 19 в. сыграл Д. Ф. Обер. Кроме
больших опер ("Густав III, или Бал-маскарад", 1833), он писал комич.
оперы ("Фра-Дьяволо", 1830, "Ч„рное домино", 1837). Музыка этих опер
отличается мелодич. щедростью, обилием танц. ритмов, изяществом,
л„гкостью и прозрачностью, близостью к популярным песням, танцам и
маршам, распростран„нным в парижском быту. В оперном творчестве Обера
особое место занимает опера "Немая из Портичи" ("Фенелла", 1828),
написанная в стиле большой оперы. Революц. сюжет, положенный в основу
этого произв., отвечал обществ. настроениям во Франции перед Июльской
революцией 1830.
В т-рах "Опера комик" и в "Итальянской опере" ставились также оперы
итал. композиторов - В. Беллини и Г. Доницетти. Событиями большого
значения в муз.-театр. жизни Франции стали пост. в Париже опер Дж.
Россини ("Граф Ори", 1828, т-р "Опера комик", написанная в традициях
франц. комич. оперы, "Вильгельм Телль", 1829, т-р "Парижская опера").
Пост. "Вильгельма Телля" явилась преддверием к творчеству Дж. Мейербера,
отразившему расцвет жанра большой оперы и франц. романтич. муз. т-ра. В
1831 в т-ре "Парижская опера" был пост. "Роберт-Дьявол" Мейербера на
либретто Скриба (ставшего постоянным сотрудником композитора) -
романтико-фантастич. опера, имевшая характерные черты большой оперы (см.
"Гранд-Опера"), получившие развитие в лучшей опере Мейербера "Гугеноты"
(1836). Социальный конфликт в опере переплетается с личной драмой,
5-акт-ная структура основана на контрастном расположении сцен, вводятся
мощные ансамбли и хоры (особенно в финалах действия), большой балет.
Особенности оперной драматургии Мейербера оказали влияние на последующее
развитие большой оперы. В Париже были пост. и др. оперы Мейербера -
"Пророк" ("Иоанн Лейденский", 1849, т-р "Парижская опера")- произв., в
к-ром проявился кризис жанра большой оперы, а также "Африканка" (1865,
т-р "Парижская опера"), намечающая переход от большой к лирич. опере
(см. Опера).
Наряду с операми Мейербера в эти же годы в т-ре "Парижская опера"
были пост. произв. др. видного представителя большой оперы-Ф. Галеви:
"Жидовка" ("Дочь кардинала", 1835), "Карл VI" (1843) и др.
Для оперного т-ра работали: композитор-романтик Г. Берлиоз
("Бенвенуто Челлини", 1838, т-р "Парижская опера", оперная дилогия
"Троянцы" на сюжет "Энеиды" Вергилия, частично пост. в 1863, "Т-р
лирик"), А. Адан, Ф. Герольд.
К сер. 19 в. франц. большая и комич. оперы вступили в полосу кризиса.
В этих жанрах разными композиторами было написано мн. опер, но ни одна
из них не могла подняться до уровня муз. драматургии Мейербера и лучших
комич. опер Обера.
Для комедийного муз. т-ра этого периода характерно появление и
развитие оперетты - типичного порождения Парижа периода Второй империи с
его кафе-концертами, театр. обозрениями типа ревю, иск-вом шансонье,
модным канканом. Оперетты Ж. Оффенбаха, насыщенные злободневными
остротами (пост. в т-ре "Буфф-Паризъен"), были сатирой на нравы бурж.
Парижа ("Орфей в аду", 1858, "Прекрасная Елена", 1864, "Парижская
жизнь", 1866, "Мадам Фавар", 1878, и др.). Оффенбаху принадлежит и
лирико-фантастич. опера "Сказки Гофмана" (1881, т-р "Опера комик"). Др.
крупными представителями франц. оперетты были Ш. Лекок ("Дочь мадам
Анго", 1872, т-р "Фантези паризьенн", Брюссель, "Жирофле-Жирофля", 1874,
Страницы: «« « 2437 2438 2439 2440 2441 2442 2443 2444 2445 2446 2447 2448 2449 2450 2451 2452 2453 2454 2455 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |