Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2438 2439 2440 2441 2442 2443 2444 2445 2446 2447 2448 2449 2450 2451 2452 2453 2454 2455 2456 » »» там же, и др.) и Р. Планкет ("Кор-невильские колокола", 1877, т-р "Фоли драматик"). В пестроте и многообразии оперных направлении во Франции 2-й пол. 19 в. ведущей стала лирич. опера, вобравшая в себя лучшие стороны большой и комич. оперы. В центре лирич.оперы - интимная любовная драма, проходящая обычно на фоне жанрово-бытовых сцен. Отсюда мелодичная музыка арий, ариозо, каватин, романсов, любовных дуэтов, связь с бытовыми песенно-танц. жанрами (часто звучит вальс). Произведения этого жанра ставились в Т-ре лирич. оперы ("Т-р лирик"), открытом в Париже в 1851. К первому поколению композиторов лирич. оперы принадлежал Ш. Гуно - автор широко известных опер "Фауст" (1859) и "Ромео и Джульетта" (1867) (обе в "Т-ре лирик"). Популярными стали лирич. оперы А. Голья ("Миньон", 1866, т-р "Опера комик", "Гамлет", 1868, т-р "Парижская опера"), Л. Делиба ("Лакме", 1883, т-р "Опера комик"), Ж. Массне ("Манон", 1884, т-р "Опера комик", "Вертер", 1892, Вена). Среди опер К. Сен-Санса лучшая - "Самсон и Далила" (1877, Веймар). Наиболее крупным явлением франц. оперной культуры сер. 19 в. было творчество Ж. Визе. Начав свой творч. путь комич. оперой "Дон Прокопио" (1853) в духе итал. оперы-буффа, Визе затем написал лирико-экзотич. оперу "Искатели жемчуга" (1863, "Т-р лирик") и большую оперу "Иван Грозный" (1865). В опере "Пертская красавица" (1867, "Т-р лирик") Бизе наш„л путь к высокому оперному реализму и демократизму. Опера "Джамиле" (1872, т-р "Опера комик") написана в традициях компч. оперы. Это тонкая лирич. поэма, в музыке к-рой воплощ„н арабский Восток. Вершиной творчества композитора стала музыка к драме А. Доде "Арлезианка" (1872) и опера "Кармен" (1875, т-р "Опера комик"). В последние годы 19 в. во франц. опере определились два направления: натурализм и символизм. Чертами натурализма отмечены нек-рые оперы Массне ("Сафо", 1897, т-р "Опера комик"). Натуралп-стич. черты проявились в операх А. Брюно на сюжеты и либретто Э. Золя ("Осада мельницы", 1893, т-р "Опера комик") и в опере Г. Шарпантъе ("Луиза", 1900, т-р "Опера комик"). В нек-рых из этих опер заметны и черты символизма. Наиболее ярко символистские тенденции проявились в операх В. Энди ("Фервааль", 1897, и "Чужестранец", 1903, обе пост. в Брюсселе), написанных под влиянием муз. драматургии позднего Р. Вагнера. Выдающимся образцом импрессионизма с элементами символизма стала опера К. Дебюсси "Пелеас и Мелисанда" (1902, т-р "Опера комик") н текст Метерлинка. Под влиянием этого произв. написана опера П. Дюка "Ариана и Синяя Борода" (1907, т-р "Опера комик") тоже на сюжет Метерлинка. В операх М. Равеля "Испанский час" (1911, т-р "Опера комик") и "Дитя и чары" (1925, Монте-Карло) решена проблема камерного оперного спектакля - явления, характерного для муз.-театр. культуры 20 в. Среди выдающихся певцов, выступавших во франц. оперных т-рах в 19 - 1-й пол. 20 вв.- А. Нурри. Ж. Дюпре, М. Малибран, П. Виардо-Гарсиа, М. Ж. Д. Арто, С. Галли-Маръе, М. Журне, Ж. Тиль, В. де Лос Анхелес, Д. Дюваль; среди дириж„ров- Ш. Ламур„, Э. Колонн, К. Шевийяр, П. Монт„, Р. Дезормъер, Ш. Мюнш, А. Клюитенс. В 20-30-х гг. 20 в. оперные пост. осуществлялись в т-рах: "Гранд-Опера", "Опера комик", "Т-ре Ели-сейских полей" и "Вь„ коломбье". В это время продолжают свою деятельность композиторы: М. Равель, А. Руссель, Роже-Дюкас, Г. Ропарци др., вместе с тем выдвигаются композиторы т. н. "шест„рки" - А. Онеггер, Д. Мийо, Ж. Орик, Ф. Пуленк и их современники - М. Деланнуа, Ж. Ибер, А. Соге и др. В числе либреттистов - крупнейшие совр. франц. драматурги Ж. Кокто, П. Клодель. В муз. т-ре этого периода, как и вообще во франц. муз. иск-ве, возникли разл. тенденции: неоклассицизм, конструктивизм, экспрессионизм и др. Конструктивизм проявился гл. обр. в области пост. спектаклей, декорационного решения. Наибольшее распространение получил неоклассицизм. Обращаясь к эпохе античности и классицизма, композиторы черпали в них "вечные" темы, объективность и ра-щиональное начало, к-рые они противопоставляли экспрессионистскому субъективизму и импрессионистской созерцательности. В стилистике этих произв. черты муз. классицизма 17-18 вв. причудливо переплетаются с совр. средствами выразительности. С неоклассицизмом связаны оперы на сюжеты античных мифов и библейских сказаний: "Сократ" Сати (1918), трилогия "Орестея" ("Агамемнон", 1915, "X о эфоры", 1919, "Эвмениды", 1949), "Несчастья Орфея" (1927), опера-сатира "Протей" (1929), "Медея" (1939, 'т-р "Гранд-Опера") Мийо, "Царь Давид" (1924), "Юдифь" (1925), "Антигона" (1927) и "Амфи-он" (1931, т-р "Гранд-Опера") Онеггера, "Царь Эдип" (1927), "Персефона" (1933) Стравинского, "Персей и Андромеда" (1929, т-р "Гранд-Опера") Ибера, "Рождение лиры" (1925) Русселя и др. На историч. темы написаны произв.: "Жанна д'Арк на костре" (1938) и "Николя де Флю" (1941) Онеггера, "Христофор Колумб" Мийо (1930), "Орл„нок" Онеггера и Ибера (1937). Совр. тематика в основном связана с бытовыми сюжетами ("Бедный матрос" Мийо, 1927, т-р "Опера комик"). Существует большая опера традиц. типа (муз. драма "Мадам Бовари" Бондевиля, лирич. трагедии М. Ландовского, опера "Принц Гамлет" П. Капдевьеля и др.), а также комич. опера, сохраняющая нац. традиции: оперы Ибера ("Персей и Андромеда", 1929; "Анжелика", 1927, т-р "Фемина"; "Король Ивето", 1930, т-р "Опера комик"), Соге (опера-буфф "Султан полковника", 1924, "Т-р Елисейских полей"), Деланнуа ("Грушевое дерево", 1927, т-р "Опера комик"), Ролла-на - Манюэля ("Изабелла и Панталон", 1922, "Т-р Трианон лирик"; "Влюбл„нный дьявол", 1932, радио). Возрождаются традиции оперетты Оффенбаха и Ле-кока. В области оперетты работают не только композиторы, специализирующиеся в этом жанре (Р. АН, М. Ивен, М. Фуре и др.), но и авторы опер - Онег-гер ("Приключения короля Позоля", 1930, т-р "Буфф-Паризьен"); близки к оперетте также оперы-фарсы- "Контрабас" Соге (1931, т-р "Мадлен"), "Женщина с бородой" Дельвенкура (1938, "Т-р Монтасье"), "Филиппины" Деланнуа (1937, "Т-р Елисейских полей"), "Хромой бес" Ж. Франсе (1938). С 20-х гг. 20 в. появляются новые виды муз. спектакля - опера-оратория ("Царь Давид" Онеггера и др.), античная трагедия ("Хоэфоры" Мийо), мистерия ("Жанна д'Арк на костре" Онеггера), лаконичная миниатюра (триптих Мийо: "Похищение Европы", "Покинутая Ариадна", "Избавление Тезея", 1927), опера-феерия, сценич. кантата и др. Опера-балет включает в себя элементы оперы, мелодрамы, пантомимы ("Падмавати" и "Рождение лиры" Русселя, "Амфион" и "Песнь песней" Онеггера, "Персефона" Стравинского и др.). В конце 30-х гг. в связи с созданием антифашистского Народного фронта возрождаются традиции т-ра врем„н Вел. франц. революции. Для Страницы: «« « 2438 2439 2440 2441 2442 2443 2444 2445 2446 2447 2448 2449 2450 2451 2452 2453 2454 2455 2456 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |