Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2438   2439   2440   2441   2442   2443   2444   2445   2446  2447   2448   2449   2450   2451   2452   2453   2454   2455   2456  » »»

там же, и др.) и Р. Планкет ("Кор-невильские колокола", 1877, т-р  "Фоли
драматик").
   В пестроте и многообразии оперных направлении во Франции 2-й пол.  19
в. ведущей стала лирич. опера, вобравшая в себя лучшие стороны большой и
комич. оперы. В центре лирич.оперы - интимная любовная драма, проходящая
обычно на фоне жанрово-бытовых  сцен.  Отсюда  мелодичная  музыка  арий,
ариозо,  каватин,  романсов,   любовных   дуэтов,   связь   с   бытовыми
песенно-танц. жанрами (часто звучит  вальс).  Произведения  этого  жанра
ставились в Т-ре лирич. оперы ("Т-р лирик"), открытом в Париже в 1851.
   К первому поколению композиторов лирич. оперы принадлежал Ш.  Гуно  -
автор широко известных опер "Фауст" (1859) и "Ромео и Джульетта"  (1867)
(обе в "Т-ре лирик"). Популярными стали лирич. оперы А. Голья ("Миньон",
1866, т-р "Опера комик", "Гамлет",  1868,  т-р  "Парижская  опера"),  Л.
Делиба ("Лакме", 1883, т-р "Опера комик"), Ж. Массне ("Манон", 1884, т-р
"Опера комик", "Вертер", 1892, Вена). Среди опер К. Сен-Санса  лучшая  -
"Самсон и Далила" (1877, Веймар).
   Наиболее крупным явлением франц. оперной культуры  сер.  19  в.  было
творчество Ж. Визе. Начав свой творч. путь комич. оперой "Дон  Прокопио"
(1853) в духе итал.  оперы-буффа,  Визе  затем  написал  лирико-экзотич.
оперу "Искатели жемчуга" (1863,  "Т-р  лирик")  и  большую  оперу  "Иван
Грозный" (1865). В опере "Пертская красавица" (1867, "Т-р  лирик")  Бизе
наш„л путь к высокому оперному реализму и демократизму. Опера  "Джамиле"
(1872, т-р "Опера комик") написана в традициях компч. оперы. Это  тонкая
лирич.  поэма,  в  музыке  к-рой  воплощ„н  арабский  Восток.   Вершиной
творчества композитора стала музыка к драме А. Доде "Арлезианка"  (1872)
и опера "Кармен" (1875, т-р "Опера комик").
   В последние годы 19 в. во франц. опере определились два  направления:
натурализм и  символизм.  Чертами  натурализма  отмечены  нек-рые  оперы
Массне  ("Сафо",  1897,  т-р  "Опера   комик").   Натуралп-стич.   черты
проявились в операх А. Брюно  на  сюжеты  и  либретто  Э.  Золя  ("Осада
мельницы", 1893, т-р "Опера комик") и в  опере  Г.  Шарпантъе  ("Луиза",
1900, т-р "Опера комик").  В  нек-рых  из  этих  опер  заметны  и  черты
символизма. Наиболее ярко символистские тенденции проявились в операх В.
Энди ("Фервааль", 1897, и "Чужестранец", 1903, обе  пост.  в  Брюсселе),
написанных под влиянием муз. драматургии позднего Р. Вагнера. Выдающимся
образцом импрессионизма с элементами символизма стала опера  К.  Дебюсси
"Пелеас и Мелисанда" (1902, т-р "Опера комик") н текст  Метерлинка.  Под
влиянием этого произв. написана опера П. Дюка "Ариана  и  Синяя  Борода"
(1907, т-р "Опера комик") тоже на сюжет Метерлинка. В операх  М.  Равеля
"Испанский час" (1911,  т-р  "Опера  комик")  и  "Дитя  и  чары"  (1925,
Монте-Карло) решена проблема камерного  оперного  спектакля  -  явления,
характерного для муз.-театр. культуры 20 в.
   Среди выдающихся певцов, выступавших во франц. оперных т-рах в  19  -
1-й пол. 20 вв.- А. Нурри. Ж. Дюпре, М. Малибран, П.  Виардо-Гарсиа,  М.
Ж. Д. Арто, С. Галли-Маръе, М. Журне, Ж. Тиль, В.  де  Лос  Анхелес,  Д.
Дюваль; среди дириж„ров- Ш. Ламур„, Э. Колонн, К. Шевийяр, П. Монт„,  Р.
Дезормъер, Ш. Мюнш, А. Клюитенс.
   В  20-30-х  гг.  20  в.  оперные  пост.   осуществлялись   в   т-рах:
"Гранд-Опера", "Опера комик", "Т-ре Ели-сейских полей" и "Вь„ коломбье".
В это время продолжают свою деятельность композиторы: М. Равель,
   А. Руссель, Роже-Дюкас, Г. Ропарци  др.,  вместе  с  тем  выдвигаются
композиторы т. н. "шест„рки" - А. Онеггер, Д. Мийо, Ж. Орик, Ф. Пуленк и
их современники  -  М.  Деланнуа,  Ж.  Ибер,  А.  Соге  и  др.  В  числе
либреттистов - крупнейшие совр. франц. драматурги Ж. Кокто, П. Клодель.
   В муз. т-ре этого периода,  как  и  вообще  во  франц.  муз.  иск-ве,
возникли разл. тенденции: неоклассицизм, конструктивизм,  экспрессионизм
и др. Конструктивизм проявился гл.  обр.  в  области  пост.  спектаклей,
декорационного    решения.    Наибольшее     распространение     получил
неоклассицизм. Обращаясь к эпохе античности и  классицизма,  композиторы
черпали в них "вечные" темы, объективность и ра-щиональное начало, к-рые
они    противопоставляли     экспрессионистскому     субъективизму     и
импрессионистской созерцательности. В стилистике этих произв. черты муз.
классицизма  17-18  вв.  причудливо  переплетаются  с  совр.  средствами
выразительности. С неоклассицизмом  связаны  оперы  на  сюжеты  античных
мифов и библейских сказаний: "Сократ" Сати  (1918),  трилогия  "Орестея"
("Агамемнон", 1915, "X о эфоры",  1919,  "Эвмениды",  1949),  "Несчастья
Орфея"  (1927),  опера-сатира  "Протей"  (1929),  "Медея"  (1939,   'т-р
"Гранд-Опера") Мийо, "Царь Давид"  (1924),  "Юдифь"  (1925),  "Антигона"
(1927) и "Амфи-он"  (1931,  т-р  "Гранд-Опера")  Онеггера,  "Царь  Эдип"
(1927), "Персефона" (1933) Стравинского, "Персей и Андромеда" (1929, т-р
"Гранд-Опера") Ибера, "Рождение лиры" (1925) Русселя и др.
   На историч. темы написаны произв.: "Жанна д'Арк на костре"  (1938)  и
"Николя  де  Флю"  (1941)  Онеггера,  "Христофор  Колумб"  Мийо  (1930),
"Орл„нок" Онеггера и Ибера (1937). Совр. тематика в основном  связана  с
бытовыми сюжетами ("Бедный матрос" Мийо, 1927, т-р "Опера комик").
   Существует большая опера традиц.  типа  (муз.  драма  "Мадам  Бовари"
Бондевиля, лирич. трагедии  М.  Ландовского,  опера  "Принц  Гамлет"  П.
Капдевьеля и др.), а также  комич.  опера,  сохраняющая  нац.  традиции:
оперы Ибера ("Персей и Андромеда", 1929; "Анжелика", 1927, т-р "Фемина";
"Король Ивето", 1930,  т-р  "Опера  комик"),  Соге  (опера-буфф  "Султан
полковника", 1924, "Т-р Елисейских полей"), Деланнуа ("Грушевое дерево",
1927, т-р "Опера комик"), Ролла-на -  Манюэля  ("Изабелла  и  Панталон",
1922,  "Т-р  Трианон  лирик";   "Влюбл„нный   дьявол",   1932,   радио).
Возрождаются традиции оперетты Оффенбаха и Ле-кока. В  области  оперетты
работают не только композиторы, специализирующиеся в этом жанре (Р.  АН,
М. Ивен, М. Фуре и др.), но  и  авторы  опер  -  Онег-гер  ("Приключения
короля Позоля", 1930, т-р  "Буфф-Паризьен");  близки  к  оперетте  также
оперы-фарсы- "Контрабас" Соге (1931, т-р "Мадлен"), "Женщина с  бородой"
Дельвенкура (1938, "Т-р Монтасье"),  "Филиппины"  Деланнуа  (1937,  "Т-р
Елисейских полей"), "Хромой бес" Ж. Франсе (1938).
   С  20-х  гг.  20  в.  появляются  новые   виды   муз.   спектакля   -
опера-оратория  ("Царь  Давид"  Онеггера  и  др.),   античная   трагедия
("Хоэфоры"  Мийо),  мистерия  ("Жанна  д'Арк   на   костре"   Онеггера),
лаконичная  миниатюра  (триптих  Мийо:  "Похищение  Европы",  "Покинутая
Ариадна", "Избавление Тезея", 1927), опера-феерия, сценич. кантата и др.
Опера-балет  включает  в  себя  элементы  оперы,  мелодрамы,   пантомимы
("Падмавати" и  "Рождение  лиры"  Русселя,  "Амфион"  и  "Песнь  песней"
Онеггера, "Персефона" Стравинского и др.).
   В конце 30-х гг. в связи с созданием антифашистского Народного фронта
возрождаются  традиции  т-ра   врем„н   Вел.   франц.   революции.   Для

Страницы: «« « 2438   2439   2440   2441   2442   2443   2444   2445   2446  2447   2448   2449   2450   2451   2452   2453   2454   2455   2456  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия