|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2438 2439 2440 2441 2442 2443 2444 2445 2446 2447 2448 2449 2450 2451 2452 2453 2454 2455 2456 » »» там же, и др.) и Р. Планкет ("Кор-невильские колокола", 1877, т-р "Фоли
драматик").
В пестроте и многообразии оперных направлении во Франции 2-й пол. 19
в. ведущей стала лирич. опера, вобравшая в себя лучшие стороны большой и
комич. оперы. В центре лирич.оперы - интимная любовная драма, проходящая
обычно на фоне жанрово-бытовых сцен. Отсюда мелодичная музыка арий,
ариозо, каватин, романсов, любовных дуэтов, связь с бытовыми
песенно-танц. жанрами (часто звучит вальс). Произведения этого жанра
ставились в Т-ре лирич. оперы ("Т-р лирик"), открытом в Париже в 1851.
К первому поколению композиторов лирич. оперы принадлежал Ш. Гуно -
автор широко известных опер "Фауст" (1859) и "Ромео и Джульетта" (1867)
(обе в "Т-ре лирик"). Популярными стали лирич. оперы А. Голья ("Миньон",
1866, т-р "Опера комик", "Гамлет", 1868, т-р "Парижская опера"), Л.
Делиба ("Лакме", 1883, т-р "Опера комик"), Ж. Массне ("Манон", 1884, т-р
"Опера комик", "Вертер", 1892, Вена). Среди опер К. Сен-Санса лучшая -
"Самсон и Далила" (1877, Веймар).
Наиболее крупным явлением франц. оперной культуры сер. 19 в. было
творчество Ж. Визе. Начав свой творч. путь комич. оперой "Дон Прокопио"
(1853) в духе итал. оперы-буффа, Визе затем написал лирико-экзотич.
оперу "Искатели жемчуга" (1863, "Т-р лирик") и большую оперу "Иван
Грозный" (1865). В опере "Пертская красавица" (1867, "Т-р лирик") Бизе
наш„л путь к высокому оперному реализму и демократизму. Опера "Джамиле"
(1872, т-р "Опера комик") написана в традициях компч. оперы. Это тонкая
лирич. поэма, в музыке к-рой воплощ„н арабский Восток. Вершиной
творчества композитора стала музыка к драме А. Доде "Арлезианка" (1872)
и опера "Кармен" (1875, т-р "Опера комик").
В последние годы 19 в. во франц. опере определились два направления:
натурализм и символизм. Чертами натурализма отмечены нек-рые оперы
Массне ("Сафо", 1897, т-р "Опера комик"). Натуралп-стич. черты
проявились в операх А. Брюно на сюжеты и либретто Э. Золя ("Осада
мельницы", 1893, т-р "Опера комик") и в опере Г. Шарпантъе ("Луиза",
1900, т-р "Опера комик"). В нек-рых из этих опер заметны и черты
символизма. Наиболее ярко символистские тенденции проявились в операх В.
Энди ("Фервааль", 1897, и "Чужестранец", 1903, обе пост. в Брюсселе),
написанных под влиянием муз. драматургии позднего Р. Вагнера. Выдающимся
образцом импрессионизма с элементами символизма стала опера К. Дебюсси
"Пелеас и Мелисанда" (1902, т-р "Опера комик") н текст Метерлинка. Под
влиянием этого произв. написана опера П. Дюка "Ариана и Синяя Борода"
(1907, т-р "Опера комик") тоже на сюжет Метерлинка. В операх М. Равеля
"Испанский час" (1911, т-р "Опера комик") и "Дитя и чары" (1925,
Монте-Карло) решена проблема камерного оперного спектакля - явления,
характерного для муз.-театр. культуры 20 в.
Среди выдающихся певцов, выступавших во франц. оперных т-рах в 19 -
1-й пол. 20 вв.- А. Нурри. Ж. Дюпре, М. Малибран, П. Виардо-Гарсиа, М.
Ж. Д. Арто, С. Галли-Маръе, М. Журне, Ж. Тиль, В. де Лос Анхелес, Д.
Дюваль; среди дириж„ров- Ш. Ламур„, Э. Колонн, К. Шевийяр, П. Монт„, Р.
Дезормъер, Ш. Мюнш, А. Клюитенс.
В 20-30-х гг. 20 в. оперные пост. осуществлялись в т-рах:
"Гранд-Опера", "Опера комик", "Т-ре Ели-сейских полей" и "Вь„ коломбье".
В это время продолжают свою деятельность композиторы: М. Равель,
А. Руссель, Роже-Дюкас, Г. Ропарци др., вместе с тем выдвигаются
композиторы т. н. "шест„рки" - А. Онеггер, Д. Мийо, Ж. Орик, Ф. Пуленк и
их современники - М. Деланнуа, Ж. Ибер, А. Соге и др. В числе
либреттистов - крупнейшие совр. франц. драматурги Ж. Кокто, П. Клодель.
В муз. т-ре этого периода, как и вообще во франц. муз. иск-ве,
возникли разл. тенденции: неоклассицизм, конструктивизм, экспрессионизм
и др. Конструктивизм проявился гл. обр. в области пост. спектаклей,
декорационного решения. Наибольшее распространение получил
неоклассицизм. Обращаясь к эпохе античности и классицизма, композиторы
черпали в них "вечные" темы, объективность и ра-щиональное начало, к-рые
они противопоставляли экспрессионистскому субъективизму и
импрессионистской созерцательности. В стилистике этих произв. черты муз.
классицизма 17-18 вв. причудливо переплетаются с совр. средствами
выразительности. С неоклассицизмом связаны оперы на сюжеты античных
мифов и библейских сказаний: "Сократ" Сати (1918), трилогия "Орестея"
("Агамемнон", 1915, "X о эфоры", 1919, "Эвмениды", 1949), "Несчастья
Орфея" (1927), опера-сатира "Протей" (1929), "Медея" (1939, 'т-р
"Гранд-Опера") Мийо, "Царь Давид" (1924), "Юдифь" (1925), "Антигона"
(1927) и "Амфи-он" (1931, т-р "Гранд-Опера") Онеггера, "Царь Эдип"
(1927), "Персефона" (1933) Стравинского, "Персей и Андромеда" (1929, т-р
"Гранд-Опера") Ибера, "Рождение лиры" (1925) Русселя и др.
На историч. темы написаны произв.: "Жанна д'Арк на костре" (1938) и
"Николя де Флю" (1941) Онеггера, "Христофор Колумб" Мийо (1930),
"Орл„нок" Онеггера и Ибера (1937). Совр. тематика в основном связана с
бытовыми сюжетами ("Бедный матрос" Мийо, 1927, т-р "Опера комик").
Существует большая опера традиц. типа (муз. драма "Мадам Бовари"
Бондевиля, лирич. трагедии М. Ландовского, опера "Принц Гамлет" П.
Капдевьеля и др.), а также комич. опера, сохраняющая нац. традиции:
оперы Ибера ("Персей и Андромеда", 1929; "Анжелика", 1927, т-р "Фемина";
"Король Ивето", 1930, т-р "Опера комик"), Соге (опера-буфф "Султан
полковника", 1924, "Т-р Елисейских полей"), Деланнуа ("Грушевое дерево",
1927, т-р "Опера комик"), Ролла-на - Манюэля ("Изабелла и Панталон",
1922, "Т-р Трианон лирик"; "Влюбл„нный дьявол", 1932, радио).
Возрождаются традиции оперетты Оффенбаха и Ле-кока. В области оперетты
работают не только композиторы, специализирующиеся в этом жанре (Р. АН,
М. Ивен, М. Фуре и др.), но и авторы опер - Онег-гер ("Приключения
короля Позоля", 1930, т-р "Буфф-Паризьен"); близки к оперетте также
оперы-фарсы- "Контрабас" Соге (1931, т-р "Мадлен"), "Женщина с бородой"
Дельвенкура (1938, "Т-р Монтасье"), "Филиппины" Деланнуа (1937, "Т-р
Елисейских полей"), "Хромой бес" Ж. Франсе (1938).
С 20-х гг. 20 в. появляются новые виды муз. спектакля -
опера-оратория ("Царь Давид" Онеггера и др.), античная трагедия
("Хоэфоры" Мийо), мистерия ("Жанна д'Арк на костре" Онеггера),
лаконичная миниатюра (триптих Мийо: "Похищение Европы", "Покинутая
Ариадна", "Избавление Тезея", 1927), опера-феерия, сценич. кантата и др.
Опера-балет включает в себя элементы оперы, мелодрамы, пантомимы
("Падмавати" и "Рождение лиры" Русселя, "Амфион" и "Песнь песней"
Онеггера, "Персефона" Стравинского и др.).
В конце 30-х гг. в связи с созданием антифашистского Народного фронта
возрождаются традиции т-ра врем„н Вел. франц. революции. Для
Страницы: «« « 2438 2439 2440 2441 2442 2443 2444 2445 2446 2447 2448 2449 2450 2451 2452 2453 2454 2455 2456 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |