Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2433 2434 2435 2436 2437 2438 2439 2440 2441 2442 2443 2444 2445 2446 2447 2448 2449 2450 2451 » »» социальному и нац. угнетению, исполненные поэзии, гуманистич. направленности (драмы Гюго, Дюма-отца, социальные мелодрамы Ф. Пиа, Ф. Сулье, пьесы Бальзака и др.). Здесь сформировалось жизнерадостное, подлинно нац. иск-во акт„ров водевиля - В. Дежазе, Ш. Г. Потъе, П. Левасс„ра, Ж. Ш. Одри и др. В этих т-рах выросли крупнейшие романтич. акт„ры (см. Романтизм), творчество к-рых основывалось на демократич., со-циально-утопич. и революц. идеях 20-40-х гг. 19 в.: Фредерик-Леметр, М. Дорвалъ, П. Бокаж, Ж. Б. Де-бюро и др. Эти идеи определили бурную эмоциональность их иск-ва, тяготение к резким контрастам, интерес к необычному, исключительному. Игра этих акт„ров отличалась внутр. правдой; отказавшись от абстрактной обобщ„нности классицистской школы, они стремились к подлинности сценич. переживания, точности социальной и бытовой характеристики сценич. образа, правдивому показу духовного богатства простых людей. В театр. иск-ве получает развитие критич. реализм, ярким выражением к-рого был созданный Фредериком-Леметром образ Робера Макера ("Робер Макер" Леметра, Сент-Амана, Оверне, Антье и Алуа, 1834); акт„р преодолел пристрастие романтиков к изображению исключительной личности и создал социальный тип, ставший в восприятии современников символом бурж. Июльской монархии. В канун Февральской революции 1848 героич. тема вновь получила выражение в творчестве Э. Рашелъ, к-рая возродила на сцене "Комеди Франсез" класси-цистскую трагедию, акцентируя в ней тираноборч. мотивы. Но реакц. поворот буржуазии, напуганной выступлением франц. пролетариата в июне 1848, определил усиление охранительных, буржуазно-апо-логетич. тенденций в репертуаре т-ров (пьесы А. Дюма-сына, Э. Ожье, В. Сарду и др.). В дни Парижской Коммуны 1871 снова ожили прогрессивные традиции Ф. т. Правительство Коммуны приступило к перестройке т-ра, стремясь превратить его в средство обществ, воспитания, что встретило сочувствие у передовых акт„ров (М. Агар и др.). По-литич. реакция, наступившая после 1871, привела бурж. т-р к ещ„ большему идейному оскудению. Творчество ведущих трагедийных акт„ров т-ра "Комеди Франсез" Сары Бернар, Ж. Муне-Сюлли не было связано с передовой обществ, мыслью, в н„м преобладали черты академизма, стилизации. Реалистич. традиции сохранялись гл. обр. в комедии и драме. В этих жанрах выдвинулись видные акт„ры "Комеди Франсез" 2-й пол. 19 в.: Ф. Э. Го, Б. К. Коплен и др. Их иск-во отличалось высоким мастерством речи, жеста, строгой логикой построения сценич. образа, стремлением к ч„ткой социальной характеристике, виртуозной отделкой деталей. Но реализм этих акт„ров был ограничен, т. к. франц. сценич. иск-во было далеко от больших проблем современности, для "французской школы" акт„рского иск-ва этого времени характерен культ внешнего мастерства. Т-ры бульваров во 2-й пол. 19 в. также утрачивают демократич. характер, превращаясь в центр увеселений бурж. публики. В борьбу с рутиной, обветшалыми театр. традициями вступил А. Антуан - выдающийся акт„р, основоположник франц. режиссуры, создатель "Свободного театра" (1887-96), Т-ра Антуана (см. Антуана театр. 1897-1906), руководитель т-ра "Одеон" (1906-14). Деятельность Антуана стала важным этапом в развитии театр. иск-ва, хотя она отмечена сильным влиянием натурализма. Антуан стремился связать т-р с совр. ему реалистич. драматургией (Э. Золя, Л. Н. Толстой, Г. Ибсен, Г. Гауптман и др.), утвердить в н„м принципы идейности и правды. Он боролся за создание ансамбля, психологич. глубину и естественность акт„рской игры, вводил новые принципы режисс„рского решения спектакля, добиваясь единства постановочного замысла, жизненной достоверности. Нац. реалистич. традиции развивали крупные акт„ры, работавшие в др. т-рах,Л. Гитри, Г. Режан. Эти акт„ры проложили путь к акт„рскому иск-ву 20 в. с его небывалой прежде простотой, правдивостью, усложн„нностью душевной жизни. Психологически тонкое иск-во Режан способствовало утверждению на франц. сцене драматургии Г. Ибсена, А. Доде, А. Бека, А. Франса и др. Обострение классовой борьбы вызвало интерес к проблемам нар. т-ра. С первых лет 20 в. предпринимались многочисл. попытки создания нар. т-ров в Париже и в провинции. Одни из них связаны с со-циалистич. движением, др. находились под влиянием режисс„ров-символистов, увлекавшихся стилизацией (пост. мистерий). Идея нар. т-ра утвердилась во Ф. т., оказав воздействие на искания мн. выдающихся театр. деятелей. Теоретиком нар. т-ра, несущего "радость, бодрость, знание", выступил в нач. 20 в. Р. Роллан. В последние десятилетия 19 в., в обстановке наступления империалистич. реакции, роста демократич. движения, среди художеств. интеллигенции Франции усилились идейные брожения. Наметился кризис реализма, началось бурное развитие символизма, эстетских течений, влияние к-рых испытало и развивающееся режисс„рское иск-во. Нек-рые театр. коллективы, созданные в 90-е гг., объявили борьбу против пошлости коммерч. т-ра, против натурализма, стремились создать поэтич. т-р, противостоящий "прозе" капиталистич. действительности, и добивались обогащения выразительных средств т-ра. Однако отсутствие ясной положительной программы, уход от совр. обществ, проблем приводили к отрыву иск-ва от действительности. В этих т-рах насаждалось формалистич. экспериментаторство, декадентское иск-во ("Театр o'ap" П. Фора, 1890-92, т-р "Эвр" О. М. Люнъе-По, осн. в 1893, и др.). Но крупнейшие режисс„ры скоро увидели бесперспективность театр. экспериментов, оторванных от реальности. Так, Люнье-По в своих лучших спектаклях обратился к поэтич. обобщению, ставил классику (Шекспир, Дж. Г. Байрон, А. Мюссе) и совр. драматургию, поднимающую общественно важные социальные проблемы (Г. Ибсен, Б. Бь„рнсон, И. А. Стриндберг, Р. Роллан, М. Горький). Искания символистов завершил "Т-р дез Ар" (орг. в 1910), основатель к-рого Ж. Руше использовал режисс„рские опыты Г. Крэга и М. Рейнхардта, Г. Фукса и А. Аппиа, франц. символистов, В. Э. Мейерхольда. Этому т-'ру были. присущи эклектика, модернистский изыск, эстетская стилизация. Но Руше удалось создать труппу, в к-рую вошли выдающиеся франц. режисс„ры и акт„ры следующих десятилетий- Ш. Дюллен, Л. Ж у ее. В конце 1913 в канун 1-й мировой войны открылся т-р "Вь„ коломбье". Его создатель Копо стремился к поэтич., философскому, психологич. т-ру, он отказался и от натуралистич. воспроизведения быта, и от зрелищных изысков символистского т-ра. Для него основой спектакля стал мыслящий и чувствующий акт„р. В т-ре "Вь„ коломбье" работали такие режисс„ры и акт„ры, как Дюллен, Жуве, В. Тессье, М. Сен-Дени, М. Э. Даете и др. Но деятельность Копо носила в значит, мере лабораторный характер. Т-р "Вь„ коломбье" был дал„к от острой совр. проблематики, от широких масс зрителя. Страницы: «« « 2433 2434 2435 2436 2437 2438 2439 2440 2441 2442 2443 2444 2445 2446 2447 2448 2449 2450 2451 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |