Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2433   2434   2435   2436   2437   2438   2439   2440   2441  2442   2443   2444   2445   2446   2447   2448   2449   2450   2451  » »»

социальному  и   нац.   угнетению,   исполненные   поэзии,   гуманистич.
направленности (драмы Гюго, Дюма-отца, социальные мелодрамы Ф.  Пиа,  Ф.
Сулье, пьесы  Бальзака  и  др.).  Здесь  сформировалось  жизнерадостное,
подлинно нац. иск-во акт„ров водевиля -  В.  Дежазе,  Ш.  Г.  Потъе,  П.
Левасс„ра, Ж. Ш. Одри и др. В этих т-рах  выросли  крупнейшие  романтич.
акт„ры (см. Романтизм), творчество к-рых  основывалось  на  демократич.,
со-циально-утопич. и революц. идеях 20-40-х гг. 19 в.:
   Фредерик-Леметр, М. Дорвалъ, П. Бокаж, Ж. Б. Де-бюро и др.  Эти  идеи
определили  бурную  эмоциональность  их  иск-ва,  тяготение   к   резким
контрастам, интерес к необычному,  исключительному.  Игра  этих  акт„ров
отличалась  внутр.  правдой;  отказавшись  от  абстрактной  обобщ„нности
классицистской школы, они стремились к подлинности сценич.  переживания,
точности социальной и бытовой характеристики сценич. образа,  правдивому
показу духовного богатства  простых  людей.  В  театр.  иск-ве  получает
развитие  критич.  реализм,  ярким  выражением  к-рого   был   созданный
Фредериком-Леметром  образ  Робера  Макера   ("Робер   Макер"   Леметра,
Сент-Амана, Оверне, Антье и Алуа,  1834);  акт„р  преодолел  пристрастие
романтиков к изображению исключительной  личности  и  создал  социальный
тип,  ставший  в  восприятии  современников  символом   бурж.   Июльской
монархии. В канун Февральской революции 1848 героич. тема вновь получила
выражение в творчестве Э.  Рашелъ,  к-рая  возродила  на  сцене  "Комеди
Франсез" класси-цистскую трагедию, акцентируя в ней тираноборч.  мотивы.
Но реакц. поворот буржуазии, напуганной выступлением франц. пролетариата
в июне 1848, определил  усиление  охранительных,  буржуазно-апо-логетич.
тенденций в репертуаре т-ров (пьесы А. Дюма-сына, Э. Ожье,  В.  Сарду  и
др.).
   В дни Парижской Коммуны 1871 снова ожили прогрессивные традиции Ф. т.
Правительство Коммуны приступило к перестройке т-ра, стремясь превратить
его в средство обществ, воспитания, что встретило сочувствие у передовых
акт„ров (М. Агар и др.).  По-литич.  реакция,  наступившая  после  1871,
привела бурж. т-р к ещ„ большему идейному оскудению. Творчество  ведущих
трагедийных акт„ров т-ра "Комеди Франсез" Сары Бернар, Ж. Муне-Сюлли  не
было связано с  передовой  обществ,  мыслью,  в  н„м  преобладали  черты
академизма, стилизации.  Реалистич.  традиции  сохранялись  гл.  обр.  в
комедии и  драме.  В  этих  жанрах  выдвинулись  видные  акт„ры  "Комеди
Франсез" 2-й пол. 19 в.: Ф.  Э.  Го,  Б.  К.  Коплен  и  др.  Их  иск-во
отличалось высоким мастерством речи, жеста, строгой  логикой  построения
сценич.  образа,  стремлением  к   ч„ткой   социальной   характеристике,
виртуозной отделкой деталей. Но реализм этих акт„ров был  ограничен,  т.
к. франц. сценич. иск-во было далеко от больших  проблем  современности,
для "французской школы" акт„рского иск-ва этого времени характерен культ
внешнего мастерства. Т-ры бульваров во 2-й пол. 19 в.  также  утрачивают
демократич. характер, превращаясь в центр увеселений бурж. публики.
   В борьбу с рутиной, обветшалыми театр. традициями вступил А. Антуан -
выдающийся акт„р, основоположник франц. режиссуры, создатель "Свободного
театра"  (1887-96),  Т-ра  Антуана  (см.  Антуана   театр.   1897-1906),
руководитель т-ра "Одеон" (1906-14). Деятельность Антуана  стала  важным
этапом в развитии театр. иск-ва,  хотя  она  отмечена  сильным  влиянием
натурализма.  Антуан  стремился  связать  т-р  с  совр.  ему  реалистич.
драматургией (Э. Золя, Л. Н. Толстой, Г.  Ибсен,  Г.  Гауптман  и  др.),
утвердить в н„м принципы идейности и  правды.  Он  боролся  за  создание
ансамбля, психологич. глубину и естественность  акт„рской  игры,  вводил
новые  принципы  режисс„рского  решения  спектакля,  добиваясь  единства
постановочного  замысла,  жизненной   достоверности.   Нац.   реалистич.
традиции развивали крупные акт„ры, работавшие в др. т-рах,Л.  Гитри,  Г.
Режан. Эти акт„ры проложили  путь  к  акт„рскому  иск-ву  20  в.  с  его
небывалой прежде простотой, правдивостью, усложн„нностью душевной жизни.
Психологически тонкое иск-во Режан способствовало утверждению на  франц.
сцене драматургии Г. Ибсена, А. Доде, А. Бека, А. Франса и др.
   Обострение классовой борьбы вызвало интерес к проблемам нар. т-ра.  С
первых лет 20 в. предпринимались многочисл. попытки создания нар.  т-ров
в Париже и в провинции. Одни из них связаны с  со-циалистич.  движением,
др.  находились  под   влиянием   режисс„ров-символистов,   увлекавшихся
стилизацией (пост. мистерий). Идея  нар.  т-ра  утвердилась  во  Ф.  т.,
оказав воздействие на искания мн. выдающихся театр. деятелей. Теоретиком
нар. т-ра, несущего "радость, бодрость, знание", выступил в нач.  20  в.
Р. Роллан.
   В   последние   десятилетия   19   в.,   в   обстановке   наступления
империалистич. реакции, роста  демократич.  движения,  среди  художеств.
интеллигенции  Франции  усилились  идейные  брожения.  Наметился  кризис
реализма,  началось  бурное  развитие  символизма,  эстетских   течений,
влияние к-рых испытало  и  развивающееся  режисс„рское  иск-во.  Нек-рые
театр. коллективы, созданные в 90-е гг., объявили борьбу против пошлости
коммерч. т-ра,  против  натурализма,  стремились  создать  поэтич.  т-р,
противостоящий  "прозе"  капиталистич.  действительности,  и  добивались
обогащения  выразительных  средств   т-ра.   Однако   отсутствие   ясной
положительной программы, уход от  совр.  обществ,  проблем  приводили  к
отрыву иск-ва от действительности. В этих т-рах насаждалось формалистич.
экспериментаторство, декадентское иск-во ("Театр o'ap" П. Фора, 1890-92,
т-р "Эвр" О. М. Люнъе-По, осн. в 1893, и др.). Но  крупнейшие  режисс„ры
скоро увидели бесперспективность  театр.  экспериментов,  оторванных  от
реальности. Так, Люнье-По в своих лучших спектаклях обратился к  поэтич.
обобщению, ставил классику (Шекспир, Дж. Г. Байрон, А.  Мюссе)  и  совр.
драматургию, поднимающую  общественно  важные  социальные  проблемы  (Г.
Ибсен, Б. Бь„рнсон, И. А. Стриндберг, Р. Роллан,  М.  Горький).  Искания
символистов завершил "Т-р дез Ар" (орг. в 1910),  основатель  к-рого  Ж.
Руше использовал режисс„рские опыты Г. Крэга и М. Рейнхардта, Г. Фукса и
А. Аппиа, франц. символистов,  В.  Э.  Мейерхольда.  Этому  т-'ру  были.
присущи эклектика, модернистский изыск, эстетская  стилизация.  Но  Руше
удалось создать труппу, в к-рую  вошли  выдающиеся  франц.  режисс„ры  и
акт„ры следующих десятилетий- Ш. Дюллен, Л. Ж у ее. В конце 1913 в канун
1-й мировой войны  открылся  т-р  "Вь„  коломбье".  Его  создатель  Копо
стремился к поэтич., философскому, психологич. т-ру, он отказался  и  от
натуралистич.   воспроизведения   быта,   и   от    зрелищных    изысков
символистского  т-ра.  Для  него  основой  спектакля  стал  мыслящий   и
чувствующий акт„р. В т-ре "Вь„  коломбье"  работали  такие  режисс„ры  и
акт„ры, как Дюллен, Жуве, В. Тессье, М. Сен-Дени, М. Э. Даете и  др.  Но
деятельность Копо носила в значит, мере лабораторный характер. Т-р  "Вь„
коломбье" был дал„к  от  острой  совр.  проблематики,  от  широких  масс
зрителя.

Страницы: «« « 2433   2434   2435   2436   2437   2438   2439   2440   2441  2442   2443   2444   2445   2446   2447   2448   2449   2450   2451  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия