Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2440   2441   2442   2443   2444   2445   2446   2447   2448  2449   2450   2451   2452   2453   2454   2455   2456   2457   2458  » »»

его осн. принципам, постепенно  развивали  действенность  самого  танца.
Значит, произведения балетного т-ра были созданы балетм.  Ж.  Добервалем
("Тщетная предосторожность", 1789, "Дезертир", 1784, "Ветреный  паж"  на
сюжет  "Женитьбы  Фигаро",  1788).   Освобождение   танца   от   канонов
придворно-аристократич. т-ра способствовало  развитию  виртуозной  танц.
техники:  возникли  новые  виды  вращательных  и   прыжковых   движений,
исполняемых сначала  мужчинами,  затем  женщинами.  Широкую  известность
приобрели танцовщики Доберваль  Г.  и  О.  Вестрис,  М.  и  П.  Гардель,
танцовщицы М. Гимар, Теодор л др. Успехи развития франц. балета в  конце
18 в. подготовили почву для возникновения в 30-х гг.  романтич.  балета,
знаменовавшего  наибольший  подъ„м  балетного  иск-ва  во   Франции.   В
романтич.  спектаклях,  где  удавалось  достигнуть  соответствия   между
классич.  танцем  и  содержанием  романтич.  образов,   танец   возникал
естественно и закономерно.  В  балетах,  пост.  Ф.  Талъони  ("Сильфида"
Шнейцгоффера, 1832; "Дева Дуная" Адана, 1896, и др.),  гл.  действующими
лицами были фантастич. существа, хрупкие, отреш„нные от  всего  земного,
гибнущие от соприкосновения с реальной действительностью  (создательница
этих образов - дочь балетмейстера - М. Талъони), осн. выразит, средством
стал  танец,  стилистически  отличный  от  танца  драматич.  пантомимных
балетов.  Высокого  развития  достигла  прыжковая  техника,  введ„н  был
женский танец на пальцах, что позволило создавать ощущение  невесомости,
парения в воздухе.  Балеты  Тальони  подготовили  появление  знаменитого
балета той эпохи-"Жизелъ" Адана (1841, балетм. Ж. Перро, и Ж.  Коралли).
В 40-50-е гг.  балетм.  Ж.  Перро  созда„т  многочисл.  балеты,  близкие
романтич.  поэзии  эпохи  революционных  подъ„мов,  исполненные  героич.
пафоса,  эмоциональной  силы  ("Корсар"  на   сюжет   о.   п.   Байрона,
"Эсмеральда" на сюжет "Собора Парижской богоматери" Гюго, и др.).  Среди
исполнителей балетов Перро были Ф. Эльслер, К. Гризи  и  др.  С  упадком
романтизма (2-я пол. 19 в.) балет начинает  деградировать.  Обращение  к
балету франц. композиторов Л. Делиба, Э. Лало, Ж. Массне,  К.  Сен-Санса
не оказало решающего воздействия на развитие этого вида иск-ва.  К  нач.
20  в.  балетный  спектакль  превращается  в  одноактный   дивертисмент,
придаток к оперному спектаклю.
   Возрождение  балета  во  Франции  происходит   под   непосредственным
влиянием рус. балета и связано с "Русскими сезонами", к-рые  проводились
С. П. Дягилевым в Париже  (с  1908),  а  также  с  деятельностью  труппы
"Русский балет С. П. Дягилева", выступавшей во Франции в 1913-29  (здесь
работали известные артисты и балетмейстеры, мн. из к-рых надолго связали
свою судьбу с франц. балетным т-ром: Л. Ф. Мя-син, Б. Ф. Нижинская,  Дж.
Баланчин, С. Ли-фарь). Деятельность этой  труппы  возродила  во  Франции
интерес к балетному иск-ву. Франц.  художники,  композиторы,  живописцы,
литераторы начинают работать для этой труппы (П. Пикассо, А. Матисс,  Ф.
Ле-же, А. Дерен). Здесь ставились балеты с муз. К. Дебюсси,  М.  Равеля,
Э. Сати, Д. Мийо, Ж. Орика, Ф. Пуленка и др. После 1-й мировой  войны  в
Париже рус. балерины - О. И. Преображенская, М. Ф.  Кше-синская,  В.  А.
Трефилова, Л. Н. Егорова открыли балетные школы, воспитавшие мн.  франц.
артистов балета. После смерти Дягилева на  основе  его  антрепризы  были
созданы  новые  коллективы,  работавшие  преимущественно   во   Франции:
"Русский балет Монте-Карло" (организ. в 1932 под  рук.  Р.  Блюма  и  де
Ба-зиля), с 1936 была переименована  в  "Русский  балет  де  Базиля"  (в
1938-51-"Оригинальный русский балет"). В 1936 балетм.  Блюм  создал  др.
труппу "Русский балет  Монте-Карло"  (после  оккупации  немцами  Франции
обосновалась в США).  Много  работала  во  Франции  "Труппа  маркиза  де
Куэвас".
   Влияние рус. балетного иск-ва способствовало  оживлению  деятельности
балетной труппы "Гранд-Опера", находившейся в начале 20 в.  в  состоянии
застоя. К участию в постановках были  привлечены  композиторы  -  И.  Ф.
Стравинский, А. Руссель, Ж. Ибер, П. Дюка, Г.  Пьерне;  художники  -  Р.
Дюфи, М. Бри-аншон, И. Брейе,  Л.  С.  Бакст,  М.  Детома.  Новые  пост.
осуществлял балетм.  Л.  Статс  ("Пч„лы"  на  муз.  Стравинского,  1917;
"Сидализ и козлоногий" Пьерне, 1923). Известность  получили  танцовщики:
К. Зам-белли, А. Авелин, Г. Рико, с 20-х гг.- С. Лорсиа,  С.  Шварц,  С.
Перетти. В 1929 труппу возглавил С. Лифаръ (рук. до 1958, с перерывом  в
1944-47), к-рый  был  одноврем.  ведущим  танцовщиком  т-ра.  Он  ставил
балеты, используя античные, библейские сюжеты, старинные легенды: "Икар"
на  ритмы  Шифера  (1935),  "Торжествующий  Давид"  на  муз.  Дебюсси  и
Мусоргского в обр.  Риети  (1936),  "Истар"  д'Эн-ди  (1941),  "Жоан  из
Цариссы" Эгка (1942), "Федра" Орика (1950) и др.  Пост.  Лифаря  присущи
рационализм, высокопарность и ложный пафос, однако деятельность Лифаря в
"Гранд-Опера" способствовала возрождению франц. балета-он  воспитал  мн.
танцовщиков.  В  30-50-е  гг.   известность   получили   танцовщицы   Л.
Дарсонваль, И. Шовире, К. Бесси, М. Ла-фон,  К.  Воссар,  Л.  Дейде,  Ж.
Амьель; танцовщики М. Рено, М. Боззони и др.  Однако  стремление  Лифаря
ограничить   репертуар   "Гранд-Опера"   своими   пост.,   надуманность,
схоластичность его спектаклей побудили мн.  молодых  артистов  балета  и
балетмейстеров послевоенного поколения уйти из "Гранд-Опера". В 50-х гг.
в т-ре работали балетмейстеры Ж.  Скибин  ("Идиллия"  Серрета,  1954,  и
др.), X. Лан-нер ("Этюды" на муз. Черни, 1952, и  др.).  В  1963  труппу
возглавил М.  Декомбе  ("Гол"  Кастереда,  1963,  и  др.  пост.),  к-рый
пригласил в т-р  балетмейстеров  разных  направлений.  В  1964-65  здесь
работал  балетм.-экспериментатор  М.  Бежар  ("Свадебка"  и  "Байка  про
лису..."  Стравинского  и  др.),  в  1965-Р.   Пти   ("Собор   Парижской
богоматери" Жарра). В 60-е гг.  известность  получили  молодые  артистки
балета: К. Мот, Ж. Рейе, М. Власси, Н. Ти-бон; артисты: А. Лабис, Ж.  П.
Андреани, С. АтанаCOR И Др.
   В послевоенные годы  в  Париже  возникло  несколько  балетных  трупп:
"Балет Елисейских полей" (1944-50), где ставили свои первые  балеты  Пти
("Бродячие акт„ры", Core, 1945; "Юноша и смерть" на муз. Баха,  1946,  и
др.), Ж. Шарра ("Игра в карты" Стравинского, 1945), выдвинулись артистки
Р. Жанмер, Э. Пагава, Н. Филиппар, В. Верди,  Н.  Вырубова,  И.  Скорик;
артисты Ж. Бабиле, Ю. Алгаров  и  др.  В  1948  Пти  организовал  труппу
"Парижский балет", к-рая периодически прекращала  сво„  существование  и
вновь возникала. Для этой труппы и е„ ведущей  артистки  Р.  Жанмер  Пти
поставил свои лучшие балеты - комедийные  ("Пожирательница  бриллиантов"
Дамаза, 1950),  трагич.  ("Волк",  либретто  Ануя,  муз.  Дютий„,  1953,
"Кармен" на муз. Визе) и др.
   В 1951 Шарра создала  труппу  "Балет  Жанин  Шарра".  В  своих  пост.
балетмейстер  стремится  объяснить   противоречия,   страхи,   сомнения,
присущие человеку "атомного века" ("Водоросли" Бернара,  1953,  и  др.).
Под влиянием Шарра сформировалось дарование М. Бежара, к-рый организовал

Страницы: «« « 2440   2441   2442   2443   2444   2445   2446   2447   2448  2449   2450   2451   2452   2453   2454   2455   2456   2457   2458  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия