|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2440 2441 2442 2443 2444 2445 2446 2447 2448 2449 2450 2451 2452 2453 2454 2455 2456 2457 2458 » »» его осн. принципам, постепенно развивали действенность самого танца.
Значит, произведения балетного т-ра были созданы балетм. Ж. Добервалем
("Тщетная предосторожность", 1789, "Дезертир", 1784, "Ветреный паж" на
сюжет "Женитьбы Фигаро", 1788). Освобождение танца от канонов
придворно-аристократич. т-ра способствовало развитию виртуозной танц.
техники: возникли новые виды вращательных и прыжковых движений,
исполняемых сначала мужчинами, затем женщинами. Широкую известность
приобрели танцовщики Доберваль Г. и О. Вестрис, М. и П. Гардель,
танцовщицы М. Гимар, Теодор л др. Успехи развития франц. балета в конце
18 в. подготовили почву для возникновения в 30-х гг. романтич. балета,
знаменовавшего наибольший подъ„м балетного иск-ва во Франции. В
романтич. спектаклях, где удавалось достигнуть соответствия между
классич. танцем и содержанием романтич. образов, танец возникал
естественно и закономерно. В балетах, пост. Ф. Талъони ("Сильфида"
Шнейцгоффера, 1832; "Дева Дуная" Адана, 1896, и др.), гл. действующими
лицами были фантастич. существа, хрупкие, отреш„нные от всего земного,
гибнущие от соприкосновения с реальной действительностью (создательница
этих образов - дочь балетмейстера - М. Талъони), осн. выразит, средством
стал танец, стилистически отличный от танца драматич. пантомимных
балетов. Высокого развития достигла прыжковая техника, введ„н был
женский танец на пальцах, что позволило создавать ощущение невесомости,
парения в воздухе. Балеты Тальони подготовили появление знаменитого
балета той эпохи-"Жизелъ" Адана (1841, балетм. Ж. Перро, и Ж. Коралли).
В 40-50-е гг. балетм. Ж. Перро созда„т многочисл. балеты, близкие
романтич. поэзии эпохи революционных подъ„мов, исполненные героич.
пафоса, эмоциональной силы ("Корсар" на сюжет о. п. Байрона,
"Эсмеральда" на сюжет "Собора Парижской богоматери" Гюго, и др.). Среди
исполнителей балетов Перро были Ф. Эльслер, К. Гризи и др. С упадком
романтизма (2-я пол. 19 в.) балет начинает деградировать. Обращение к
балету франц. композиторов Л. Делиба, Э. Лало, Ж. Массне, К. Сен-Санса
не оказало решающего воздействия на развитие этого вида иск-ва. К нач.
20 в. балетный спектакль превращается в одноактный дивертисмент,
придаток к оперному спектаклю.
Возрождение балета во Франции происходит под непосредственным
влиянием рус. балета и связано с "Русскими сезонами", к-рые проводились
С. П. Дягилевым в Париже (с 1908), а также с деятельностью труппы
"Русский балет С. П. Дягилева", выступавшей во Франции в 1913-29 (здесь
работали известные артисты и балетмейстеры, мн. из к-рых надолго связали
свою судьбу с франц. балетным т-ром: Л. Ф. Мя-син, Б. Ф. Нижинская, Дж.
Баланчин, С. Ли-фарь). Деятельность этой труппы возродила во Франции
интерес к балетному иск-ву. Франц. художники, композиторы, живописцы,
литераторы начинают работать для этой труппы (П. Пикассо, А. Матисс, Ф.
Ле-же, А. Дерен). Здесь ставились балеты с муз. К. Дебюсси, М. Равеля,
Э. Сати, Д. Мийо, Ж. Орика, Ф. Пуленка и др. После 1-й мировой войны в
Париже рус. балерины - О. И. Преображенская, М. Ф. Кше-синская, В. А.
Трефилова, Л. Н. Егорова открыли балетные школы, воспитавшие мн. франц.
артистов балета. После смерти Дягилева на основе его антрепризы были
созданы новые коллективы, работавшие преимущественно во Франции:
"Русский балет Монте-Карло" (организ. в 1932 под рук. Р. Блюма и де
Ба-зиля), с 1936 была переименована в "Русский балет де Базиля" (в
1938-51-"Оригинальный русский балет"). В 1936 балетм. Блюм создал др.
труппу "Русский балет Монте-Карло" (после оккупации немцами Франции
обосновалась в США). Много работала во Франции "Труппа маркиза де
Куэвас".
Влияние рус. балетного иск-ва способствовало оживлению деятельности
балетной труппы "Гранд-Опера", находившейся в начале 20 в. в состоянии
застоя. К участию в постановках были привлечены композиторы - И. Ф.
Стравинский, А. Руссель, Ж. Ибер, П. Дюка, Г. Пьерне; художники - Р.
Дюфи, М. Бри-аншон, И. Брейе, Л. С. Бакст, М. Детома. Новые пост.
осуществлял балетм. Л. Статс ("Пч„лы" на муз. Стравинского, 1917;
"Сидализ и козлоногий" Пьерне, 1923). Известность получили танцовщики:
К. Зам-белли, А. Авелин, Г. Рико, с 20-х гг.- С. Лорсиа, С. Шварц, С.
Перетти. В 1929 труппу возглавил С. Лифаръ (рук. до 1958, с перерывом в
1944-47), к-рый был одноврем. ведущим танцовщиком т-ра. Он ставил
балеты, используя античные, библейские сюжеты, старинные легенды: "Икар"
на ритмы Шифера (1935), "Торжествующий Давид" на муз. Дебюсси и
Мусоргского в обр. Риети (1936), "Истар" д'Эн-ди (1941), "Жоан из
Цариссы" Эгка (1942), "Федра" Орика (1950) и др. Пост. Лифаря присущи
рационализм, высокопарность и ложный пафос, однако деятельность Лифаря в
"Гранд-Опера" способствовала возрождению франц. балета-он воспитал мн.
танцовщиков. В 30-50-е гг. известность получили танцовщицы Л.
Дарсонваль, И. Шовире, К. Бесси, М. Ла-фон, К. Воссар, Л. Дейде, Ж.
Амьель; танцовщики М. Рено, М. Боззони и др. Однако стремление Лифаря
ограничить репертуар "Гранд-Опера" своими пост., надуманность,
схоластичность его спектаклей побудили мн. молодых артистов балета и
балетмейстеров послевоенного поколения уйти из "Гранд-Опера". В 50-х гг.
в т-ре работали балетмейстеры Ж. Скибин ("Идиллия" Серрета, 1954, и
др.), X. Лан-нер ("Этюды" на муз. Черни, 1952, и др.). В 1963 труппу
возглавил М. Декомбе ("Гол" Кастереда, 1963, и др. пост.), к-рый
пригласил в т-р балетмейстеров разных направлений. В 1964-65 здесь
работал балетм.-экспериментатор М. Бежар ("Свадебка" и "Байка про
лису..." Стравинского и др.), в 1965-Р. Пти ("Собор Парижской
богоматери" Жарра). В 60-е гг. известность получили молодые артистки
балета: К. Мот, Ж. Рейе, М. Власси, Н. Ти-бон; артисты: А. Лабис, Ж. П.
Андреани, С. АтанаCOR И Др.
В послевоенные годы в Париже возникло несколько балетных трупп:
"Балет Елисейских полей" (1944-50), где ставили свои первые балеты Пти
("Бродячие акт„ры", Core, 1945; "Юноша и смерть" на муз. Баха, 1946, и
др.), Ж. Шарра ("Игра в карты" Стравинского, 1945), выдвинулись артистки
Р. Жанмер, Э. Пагава, Н. Филиппар, В. Верди, Н. Вырубова, И. Скорик;
артисты Ж. Бабиле, Ю. Алгаров и др. В 1948 Пти организовал труппу
"Парижский балет", к-рая периодически прекращала сво„ существование и
вновь возникала. Для этой труппы и е„ ведущей артистки Р. Жанмер Пти
поставил свои лучшие балеты - комедийные ("Пожирательница бриллиантов"
Дамаза, 1950), трагич. ("Волк", либретто Ануя, муз. Дютий„, 1953,
"Кармен" на муз. Визе) и др.
В 1951 Шарра создала труппу "Балет Жанин Шарра". В своих пост.
балетмейстер стремится объяснить противоречия, страхи, сомнения,
присущие человеку "атомного века" ("Водоросли" Бернара, 1953, и др.).
Под влиянием Шарра сформировалось дарование М. Бежара, к-рый организовал
Страницы: «« « 2440 2441 2442 2443 2444 2445 2446 2447 2448 2449 2450 2451 2452 2453 2454 2455 2456 2457 2458 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |