Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2440 2441 2442 2443 2444 2445 2446 2447 2448 2449 2450 2451 2452 2453 2454 2455 2456 2457 2458 » »» его осн. принципам, постепенно развивали действенность самого танца. Значит, произведения балетного т-ра были созданы балетм. Ж. Добервалем ("Тщетная предосторожность", 1789, "Дезертир", 1784, "Ветреный паж" на сюжет "Женитьбы Фигаро", 1788). Освобождение танца от канонов придворно-аристократич. т-ра способствовало развитию виртуозной танц. техники: возникли новые виды вращательных и прыжковых движений, исполняемых сначала мужчинами, затем женщинами. Широкую известность приобрели танцовщики Доберваль Г. и О. Вестрис, М. и П. Гардель, танцовщицы М. Гимар, Теодор л др. Успехи развития франц. балета в конце 18 в. подготовили почву для возникновения в 30-х гг. романтич. балета, знаменовавшего наибольший подъ„м балетного иск-ва во Франции. В романтич. спектаклях, где удавалось достигнуть соответствия между классич. танцем и содержанием романтич. образов, танец возникал естественно и закономерно. В балетах, пост. Ф. Талъони ("Сильфида" Шнейцгоффера, 1832; "Дева Дуная" Адана, 1896, и др.), гл. действующими лицами были фантастич. существа, хрупкие, отреш„нные от всего земного, гибнущие от соприкосновения с реальной действительностью (создательница этих образов - дочь балетмейстера - М. Талъони), осн. выразит, средством стал танец, стилистически отличный от танца драматич. пантомимных балетов. Высокого развития достигла прыжковая техника, введ„н был женский танец на пальцах, что позволило создавать ощущение невесомости, парения в воздухе. Балеты Тальони подготовили появление знаменитого балета той эпохи-"Жизелъ" Адана (1841, балетм. Ж. Перро, и Ж. Коралли). В 40-50-е гг. балетм. Ж. Перро созда„т многочисл. балеты, близкие романтич. поэзии эпохи революционных подъ„мов, исполненные героич. пафоса, эмоциональной силы ("Корсар" на сюжет о. п. Байрона, "Эсмеральда" на сюжет "Собора Парижской богоматери" Гюго, и др.). Среди исполнителей балетов Перро были Ф. Эльслер, К. Гризи и др. С упадком романтизма (2-я пол. 19 в.) балет начинает деградировать. Обращение к балету франц. композиторов Л. Делиба, Э. Лало, Ж. Массне, К. Сен-Санса не оказало решающего воздействия на развитие этого вида иск-ва. К нач. 20 в. балетный спектакль превращается в одноактный дивертисмент, придаток к оперному спектаклю. Возрождение балета во Франции происходит под непосредственным влиянием рус. балета и связано с "Русскими сезонами", к-рые проводились С. П. Дягилевым в Париже (с 1908), а также с деятельностью труппы "Русский балет С. П. Дягилева", выступавшей во Франции в 1913-29 (здесь работали известные артисты и балетмейстеры, мн. из к-рых надолго связали свою судьбу с франц. балетным т-ром: Л. Ф. Мя-син, Б. Ф. Нижинская, Дж. Баланчин, С. Ли-фарь). Деятельность этой труппы возродила во Франции интерес к балетному иск-ву. Франц. художники, композиторы, живописцы, литераторы начинают работать для этой труппы (П. Пикассо, А. Матисс, Ф. Ле-же, А. Дерен). Здесь ставились балеты с муз. К. Дебюсси, М. Равеля, Э. Сати, Д. Мийо, Ж. Орика, Ф. Пуленка и др. После 1-й мировой войны в Париже рус. балерины - О. И. Преображенская, М. Ф. Кше-синская, В. А. Трефилова, Л. Н. Егорова открыли балетные школы, воспитавшие мн. франц. артистов балета. После смерти Дягилева на основе его антрепризы были созданы новые коллективы, работавшие преимущественно во Франции: "Русский балет Монте-Карло" (организ. в 1932 под рук. Р. Блюма и де Ба-зиля), с 1936 была переименована в "Русский балет де Базиля" (в 1938-51-"Оригинальный русский балет"). В 1936 балетм. Блюм создал др. труппу "Русский балет Монте-Карло" (после оккупации немцами Франции обосновалась в США). Много работала во Франции "Труппа маркиза де Куэвас". Влияние рус. балетного иск-ва способствовало оживлению деятельности балетной труппы "Гранд-Опера", находившейся в начале 20 в. в состоянии застоя. К участию в постановках были привлечены композиторы - И. Ф. Стравинский, А. Руссель, Ж. Ибер, П. Дюка, Г. Пьерне; художники - Р. Дюфи, М. Бри-аншон, И. Брейе, Л. С. Бакст, М. Детома. Новые пост. осуществлял балетм. Л. Статс ("Пч„лы" на муз. Стравинского, 1917; "Сидализ и козлоногий" Пьерне, 1923). Известность получили танцовщики: К. Зам-белли, А. Авелин, Г. Рико, с 20-х гг.- С. Лорсиа, С. Шварц, С. Перетти. В 1929 труппу возглавил С. Лифаръ (рук. до 1958, с перерывом в 1944-47), к-рый был одноврем. ведущим танцовщиком т-ра. Он ставил балеты, используя античные, библейские сюжеты, старинные легенды: "Икар" на ритмы Шифера (1935), "Торжествующий Давид" на муз. Дебюсси и Мусоргского в обр. Риети (1936), "Истар" д'Эн-ди (1941), "Жоан из Цариссы" Эгка (1942), "Федра" Орика (1950) и др. Пост. Лифаря присущи рационализм, высокопарность и ложный пафос, однако деятельность Лифаря в "Гранд-Опера" способствовала возрождению франц. балета-он воспитал мн. танцовщиков. В 30-50-е гг. известность получили танцовщицы Л. Дарсонваль, И. Шовире, К. Бесси, М. Ла-фон, К. Воссар, Л. Дейде, Ж. Амьель; танцовщики М. Рено, М. Боззони и др. Однако стремление Лифаря ограничить репертуар "Гранд-Опера" своими пост., надуманность, схоластичность его спектаклей побудили мн. молодых артистов балета и балетмейстеров послевоенного поколения уйти из "Гранд-Опера". В 50-х гг. в т-ре работали балетмейстеры Ж. Скибин ("Идиллия" Серрета, 1954, и др.), X. Лан-нер ("Этюды" на муз. Черни, 1952, и др.). В 1963 труппу возглавил М. Декомбе ("Гол" Кастереда, 1963, и др. пост.), к-рый пригласил в т-р балетмейстеров разных направлений. В 1964-65 здесь работал балетм.-экспериментатор М. Бежар ("Свадебка" и "Байка про лису..." Стравинского и др.), в 1965-Р. Пти ("Собор Парижской богоматери" Жарра). В 60-е гг. известность получили молодые артистки балета: К. Мот, Ж. Рейе, М. Власси, Н. Ти-бон; артисты: А. Лабис, Ж. П. Андреани, С. АтанаCOR И Др. В послевоенные годы в Париже возникло несколько балетных трупп: "Балет Елисейских полей" (1944-50), где ставили свои первые балеты Пти ("Бродячие акт„ры", Core, 1945; "Юноша и смерть" на муз. Баха, 1946, и др.), Ж. Шарра ("Игра в карты" Стравинского, 1945), выдвинулись артистки Р. Жанмер, Э. Пагава, Н. Филиппар, В. Верди, Н. Вырубова, И. Скорик; артисты Ж. Бабиле, Ю. Алгаров и др. В 1948 Пти организовал труппу "Парижский балет", к-рая периодически прекращала сво„ существование и вновь возникала. Для этой труппы и е„ ведущей артистки Р. Жанмер Пти поставил свои лучшие балеты - комедийные ("Пожирательница бриллиантов" Дамаза, 1950), трагич. ("Волк", либретто Ануя, муз. Дютий„, 1953, "Кармен" на муз. Визе) и др. В 1951 Шарра создала труппу "Балет Жанин Шарра". В своих пост. балетмейстер стремится объяснить противоречия, страхи, сомнения, присущие человеку "атомного века" ("Водоросли" Бернара, 1953, и др.). Под влиянием Шарра сформировалось дарование М. Бежара, к-рый организовал Страницы: «« « 2440 2441 2442 2443 2444 2445 2446 2447 2448 2449 2450 2451 2452 2453 2454 2455 2456 2457 2458 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |