|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2436 2437 2438 2439 2440 2441 2442 2443 2444 2445 2446 2447 2448 2449 2450 2451 2452 2453 2454 » »» contemporains (1900-1960), P., 1960; Veinstein A., Du Theatre Libre au
theatre Louis Jouvet, P., 1955; Brasillach R., Animateurs de theatre,
P., 1936; M о n s s i-n a с L., The new movement in the theatre, L.,
1931 ; В е ? g-beder M., Le theatre en France depuis la liberation
(1944-1958), P., 1959; Cogniat R., Cinquante ans de spectacles en
France, P., 1956; Moussinac L., La decoration theatrale, P., 1922;
Cogniat R., Les decorateurs de theatre, P., 1955; D h о m m e S., La
mise en scene contemporaine d'Andre Antoine a Bertold Brecht, P., 1959;
D о ? s y M., Le theatre francais contemporain, P., 1947 (Ser. "Que
sais-Je"); L a 1 о u R., Le theatre en France depuis 1900, 4 ed.. P.,
1961; Prone о L. С., Avant-garde: the experimental theater in France.
Berkley- Los Angeles, 1962; С о г v ? n M., Le theatre nouveau en
France, P., 1963; Surer P., Le theatre francais contemporain, P., 1964.
E. Ф., Гр. Б.
Музыкальный театр. Опера. Еще до возникновения франц. нац. оперы в
Париже состоялись пост. опер итал. композиторов. В 1647 в т-ре
"Пале-Рояль" (Париж) был пост. "Орфей" Росси. Там же композитор
венецианской школы Кавалли показал оперы "Ксеркс" (1661) и "Влюбл„нный
Геркулес" (1662). К первой из них Ж. Б. Люлли написал балетные сцены.
Начало франц. оперы связано с основанием в Париже Академии музыки
(1671, с 1875 - т-р "Гранд-Опера"). Патент на постройку этого т-ра
король Людовик XIV вручил поэту П. Перрену, к-рый совм. с композитором
Р. Камбером пост. там оперы "Помо-на" (1671) и "Муки и радости любви"
(1672). Затем руководство оперным т-ром перешло в руки Люлли. Выдающийся
композитор, основоположник" нац. франц. классич. оперы, получившей в 17
в. назв. лирической трагедии, Люлли написал 15 лирич. трагедий, большей
частью на античные (из греко-римской мифологии), а иногда и ср.-век.
сюжеты ("Празднества Амура и Вакха", 1672, "Альцеста", 1674, и др.),
оперы-балеты ("Триумф любви", 1681, и др.), балеты ("Времена года" и
др.). Люлли, как и его постоянный либреттист Ф. Кино,-крупнейшие
представители классицизма во французском т-ре.
Для опер Люлли характерны героич. направленность, этич. конфликты,
напряж„нные коллизии, высокий драматизм. Музыка опер близка истокам
франц. нар. песенности. Вместе с тем муз. т-р Люлли соответствовал духу
франц. абсолютизма века Людовика XIV. Античность лирич. трагедий Люлли
носила условный характер; спектакль был похож на придворный маскарад -
монументальный и величавый, поражавший зрителей пышным великолепием
декораций и костюмов. Оперная драматургия Люлли отличалась
рационализмом. Балетные номера составляли муз. и драматургии, основу
оперы, вок. партии носили преим. речитативный характер. Операм
предшествовал аллегории, пролог. В 60-е гг. 17 в. Люлли сотрудничал с
Мольером и создал музыку к его комедиям: "Брак поневоле" (1664),
"Мещанин во дворянстве", "Господин де Пурсоньяк" (1670) и др.
После смерти Люлли французская лирическая трагедия вступает в полосу
кризиса. В операх А. Камп-рд, А. Детуша, Морен-Маре часто отсутствует
целостный сюжет.
Новый подъ„м франц. оперы связан с творчеством Ж. Ф. Рамо. Лирич.
трагедии Рамо, пост. в Академии музыки ("Ипполит и Арисия", 1733,
"Кастор и Пол-луке", 1737), развивают традиции Люлли; опера-балет
"Галантная Индия" (1735) написана в традициях Камп-ра. Музыка Рамо-одно
из высших достижений 18 в.: в ней ясна тенденция к тонкой психологич.
выразительности, изящной звукописи, напряж„нной героике (путь к Глюку).
Но вместе с тем оперы Рамо не выходили за рамки условного придворного
иск-ва. Назревавшая бурж. революция выдвинула новые требования перед
муз. т-ром. Этим требованиям отвечал жанр бытовой комич. оперы (см.
Опера).
Предшественниками франц. комич. оперы явились ярмарочные спектакли
Парижа. В них определились характерные черты комич. оперы - народность и
демократичность муз. языка, реалистич. содержание образов, чередование
муз. номеров песенно-романс-ного склада с разговорной речью (без муз.
сопровождения). Вместе с тем история франц. комич. оперы тесно связана с
итал. оперой-буффа; в 1752 Париж посетила труппа итал. акт„ров, к-рая
пост. в Академии музыки неск. спектаклей, в т. ч. оперу
"Служанка-госпожа" Перголези. Полемика вокруг этих спектаклей получила
назв. "войны буффонов". Под влиянием итал. оперы-буффа Ж. Ж. Руссо
написал оперу (музыку и текст) "Деревенский колдун" (1752, Академия
музыки), положившую начало франц. бытовой комич. опере (см. Опера
комик).
Под воздействием оперы-буффа между муз. номерами оперы Руссо введены
речитативы, в дальнейшем уступившие во франц. комич. опере место
разговорным диалогам. Музыка оперы-франц. по своему складу- связана с
романсно-песенной культурой того времени. Для пост. комич. опер в Париже
был основан т-р "Опера комик". Руссо стал также одним из создателей
жанра мелодрамы ("Пигмалион", 1765, Лион).
В 50-60-е гг. 18 в. появляются оперы на сюжеты из жизни крестьян и
ремесленников Э. Дуни (лучшая из них - "Художник, влюбленный в свою
модель", 1757) и Ф. А. Филидора ("Сапожник Блез", 1759, "Кузнец", 1761,
и др.). Оперные формы Филидора более развиты. Кроме сольных номеров
(арии, песни, куплеты), значит, роль играют ансамбли; в основе музыки -
песенно-романсные интонации, между муз. номерами введены разговорные
диалоги.
Во 2-й пол. 18 в. во франц. комич. оперу проникает влияние
сентиментализма. Создатель первых образцов мещанской драмы Д. Дидро в
своих статьях ("О драматической поэзии" и "Третья беседа о "Побочном
сыне"", в диалоге "Племянник Рамо") касается проблем муз. драматургии и
утверждает, что музыка должна отражать душевную жизнь героев. В опере
это направление получило яркое воплощение в творчестве П. А. Монсинъи.
Его оперы написаны на сюжеты из патриархально-крестьянской жизни. Лучшая
опера Монсиньи - "Дезертир" (1769, т-р "Комеди Итальенн") по сюжету
предвосхищает "оперу спасения" - ведущее направление в оперном иск-ве
Франции в годы Великой франц. революции.
Развитие франц. комич. оперы в предреволюц. гады обобщено в
творчестве А. Гретри. Автор мн. опер, проложивший путь от
сентиментализма 18 в. к романтизму 19 в., Гретри сочетал в своих операх
буффонаду ("Говорящая картина", 1769) и лирико-ндил-лич.,
сентиментально-морализующее направления ("Гурон", 1768, и др.). Наиболее
значит, опера Гретри - "Ричард Львиное Сердце" (1784), исполненная
трогательной героики и лирики. 'От комич. оперы в ней - разговорные
диалоги между муз. номерами и песенно-романсный склад отд. номеров (мн.
оперы Гретри пост. в т-ре "Комеди Итальенн").
Страницы: «« « 2436 2437 2438 2439 2440 2441 2442 2443 2444 2445 2446 2447 2448 2449 2450 2451 2452 2453 2454 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |