Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2436   2437   2438   2439   2440   2441   2442   2443   2444  2445   2446   2447   2448   2449   2450   2451   2452   2453   2454  » »»

contemporains (1900-1960), P., 1960; Veinstein A., Du Theatre  Libre  au
theatre Louis Jouvet, P., 1955; Brasillach R.,  Animateurs  de  theatre,
P., 1936; M о n s s i-n a с L., The new movement  in  the  theatre,  L.,
1931 ; В е ? g-beder M., Le  theatre  en  France  depuis  la  liberation
(1944-1958), P., 1959;  Cogniat  R.,  Cinquante  ans  de  spectacles  en
France, P., 1956; Moussinac  L.,  La  decoration  theatrale,  P.,  1922;
Cogniat R., Les decorateurs de theatre, P., 1955; D h о m  m  e  S.,  La
mise en scene contemporaine d'Andre Antoine a Bertold Brecht, P.,  1959;
D о ? s y M., Le theatre francais  contemporain,  P.,  1947  (Ser.  "Que
sais-Je"); L a 1 о u R., Le theatre en France depuis 1900,  4  ed..  P.,
1961; Prone о L. С., Avant-garde: the experimental  theater  in  France.
Berkley- Los Angeles, 1962; С о г v  ?  n  M.,  Le  theatre  nouveau  en
France, P., 1963; Surer P., Le theatre francais contemporain, P.,  1964.
E. Ф., Гр. Б.
   Музыкальный театр. Опера. Еще до возникновения франц.  нац.  оперы  в
Париже  состоялись  пост.  опер  итал.  композиторов.  В  1647  в   т-ре
"Пале-Рояль"  (Париж)  был  пост.  "Орфей"  Росси.  Там  же   композитор
венецианской школы Кавалли показал оперы "Ксеркс" (1661)  и  "Влюбл„нный
Геркулес" (1662). К первой из них Ж. Б. Люлли написал балетные сцены.
   Начало франц. оперы связано с основанием  в  Париже  Академии  музыки
(1671, с 1875 - т-р  "Гранд-Опера").  Патент  на  постройку  этого  т-ра
король Людовик XIV вручил поэту П. Перрену, к-рый совм.  с  композитором
Р. Камбером пост. там оперы "Помо-на" (1671) и "Муки  и  радости  любви"
(1672). Затем руководство оперным т-ром перешло в руки Люлли. Выдающийся
композитор, основоположник" нац. франц. классич. оперы, получившей в  17
в. назв. лирической трагедии, Люлли написал 15 лирич. трагедий,  большей
частью на античные (из греко-римской мифологии),  а  иногда  и  ср.-век.
сюжеты ("Празднества Амура и Вакха", 1672,  "Альцеста",  1674,  и  др.),
оперы-балеты ("Триумф любви", 1681, и др.),  балеты  ("Времена  года"  и
др.).  Люлли,  как  и  его  постоянный  либреттист  Ф.  Кино,-крупнейшие
представители классицизма во французском т-ре.
   Для опер Люлли характерны героич.  направленность,  этич.  конфликты,
напряж„нные коллизии, высокий  драматизм.  Музыка  опер  близка  истокам
франц. нар. песенности. Вместе с тем муз. т-р Люлли соответствовал  духу
франц. абсолютизма века Людовика XIV. Античность лирич.  трагедий  Люлли
носила условный характер; спектакль был похож на придворный  маскарад  -
монументальный и  величавый,  поражавший  зрителей  пышным  великолепием
декораций   и   костюмов.   Оперная   драматургия    Люлли    отличалась
рационализмом. Балетные номера составляли  муз.  и  драматургии,  основу
оперы,  вок.  партии  носили  преим.   речитативный   характер.   Операм
предшествовал аллегории, пролог. В 60-е гг. 17 в.  Люлли  сотрудничал  с
Мольером и  создал  музыку  к  его  комедиям:  "Брак  поневоле"  (1664),
"Мещанин во дворянстве", "Господин де Пурсоньяк" (1670) и др.
   После смерти Люлли французская лирическая трагедия вступает в  полосу
кризиса. В операх А. Камп-рд, А. Детуша,  Морен-Маре  часто  отсутствует
целостный сюжет.
   Новый подъ„м франц. оперы связан с творчеством  Ж.  Ф.  Рамо.  Лирич.
трагедии Рамо, пост.  в  Академии  музыки  ("Ипполит  и  Арисия",  1733,
"Кастор  и  Пол-луке",  1737),  развивают  традиции  Люлли;  опера-балет
"Галантная Индия" (1735) написана в традициях Камп-ра. Музыка  Рамо-одно
из высших достижений 18 в.: в ней ясна тенденция  к  тонкой  психологич.
выразительности, изящной звукописи, напряж„нной героике (путь к  Глюку).
Но вместе с тем оперы Рамо не выходили за  рамки  условного  придворного
иск-ва. Назревавшая бурж. революция  выдвинула  новые  требования  перед
муз. т-ром. Этим требованиям отвечал  жанр  бытовой  комич.  оперы  (см.
Опера).
   Предшественниками франц. комич. оперы  явились  ярмарочные  спектакли
Парижа. В них определились характерные черты комич. оперы - народность и
демократичность муз. языка, реалистич. содержание  образов,  чередование
муз. номеров песенно-романс-ного склада с разговорной  речью  (без  муз.
сопровождения). Вместе с тем история франц. комич. оперы тесно связана с
итал. оперой-буффа; в 1752 Париж посетила труппа  итал.  акт„ров,  к-рая
пост.  в   Академии   музыки   неск.   спектаклей,   в   т.   ч.   оперу
"Служанка-госпожа" Перголези. Полемика вокруг этих  спектаклей  получила
назв. "войны буффонов". Под  влиянием  итал.  оперы-буффа  Ж.  Ж.  Руссо
написал оперу (музыку и  текст)  "Деревенский  колдун"  (1752,  Академия
музыки), положившую  начало  франц.  бытовой  комич.  опере  (см.  Опера
комик).
   Под воздействием оперы-буффа между муз. номерами оперы Руссо  введены
речитативы,  в  дальнейшем  уступившие  во  франц.  комич.  опере  место
разговорным диалогам. Музыка оперы-франц. по своему  складу-  связана  с
романсно-песенной культурой того времени. Для пост. комич. опер в Париже
был основан т-р "Опера комик". Руссо  стал  также  одним  из  создателей
жанра мелодрамы ("Пигмалион", 1765, Лион).
   В 50-60-е гг. 18 в. появляются оперы на сюжеты из  жизни  крестьян  и
ремесленников Э. Дуни (лучшая из них  -  "Художник,  влюбленный  в  свою
модель", 1757) и Ф. А. Филидора ("Сапожник Блез", 1759, "Кузнец",  1761,
и др.). Оперные формы Филидора  более  развиты.  Кроме  сольных  номеров
(арии, песни, куплеты), значит, роль играют ансамбли; в основе музыки  -
песенно-романсные интонации, между  муз.  номерами  введены  разговорные
диалоги.
   Во  2-й  пол.  18  в.  во  франц.  комич.  оперу  проникает   влияние
сентиментализма. Создатель первых образцов мещанской драмы  Д.  Дидро  в
своих статьях ("О драматической поэзии" и  "Третья  беседа  о  "Побочном
сыне"", в диалоге "Племянник Рамо") касается проблем муз. драматургии  и
утверждает, что музыка должна отражать душевную жизнь  героев.  В  опере
это направление получило яркое воплощение в творчестве П.  А.  Монсинъи.
Его оперы написаны на сюжеты из патриархально-крестьянской жизни. Лучшая
опера Монсиньи - "Дезертир" (1769,  т-р  "Комеди  Итальенн")  по  сюжету
предвосхищает "оперу спасения" - ведущее направление  в  оперном  иск-ве
Франции в годы Великой франц. революции.
   Развитие  франц.  комич.  оперы  в  предреволюц.  гады   обобщено   в
творчестве  А.   Гретри.   Автор   мн.   опер,   проложивший   путь   от
сентиментализма 18 в. к романтизму 19 в., Гретри сочетал в своих  операх
буффонаду    ("Говорящая    картина",    1769)    и    лирико-ндил-лич.,
сентиментально-морализующее направления ("Гурон", 1768, и др.). Наиболее
значит, опера Гретри  -  "Ричард  Львиное  Сердце"  (1784),  исполненная
трогательной героики и лирики. 'От комич.  оперы  в  ней  -  разговорные
диалоги между муз. номерами и песенно-романсный склад отд. номеров  (мн.
оперы Гретри пост. в т-ре "Комеди Итальенн").

Страницы: «« « 2436   2437   2438   2439   2440   2441   2442   2443   2444  2445   2446   2447   2448   2449   2450   2451   2452   2453   2454  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия