|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2439 2440 2441 2442 2443 2444 2445 2446 2447 2448 2449 2450 2451 2452 2453 2454 2455 2456 2457 » »» массово-героич. представлений на открытом воздухе писали музыку Онеггер,
Ибер, Орик, Ш. К„клен, Мийо, Руссель и др.
В ОПерУ ШИрОКО ВКЛЮЧИЛИСЬ МОИиптс р-".1.1и,. франц. песни
("Марсельеза", "Походный марш" Ме-гюля и др.). Грандиозные
оперы-мистерии Онеггера, представленные на открытом воздухе, связаны с
традициями нар. массового т-ра ("Жанна д'Арк на костре" и "Николя де
Флю"). В т-ре "Гранд-Опера" состоялась премьера муз. трагедии "Военное
мужество" композитора А. Маньяра, казн„нного немцами в 1914.
Во время нем.-фаш. оккупации муз. т-р стал ареной патриотич.
деятельности французов. Были пост. патриотич. и тираноборческие произв.
("Антигона" и "Жанна д'Арк на костре" Онеггера).
В конце 40-50-х гг. муз. жизнь Франции развивалась интенсивно.
Наиболее значительна в эти годы деятельность Пуленка, творчество к-рого
представлено операми различных жанров: сатира ("Сосцы Тиресия", 1947,
"Опера комик"), философская драма ("Диалоги кармелиток", 1957) и
одноактная монодрама ("Человеческий голос", 1959, т-р "Опера комик");
Мийо ("Боливар", 1950, т-р "Гранд-Опера"; камерная опера "Фиеста",
1958; библейская драма "Давид", 1955). Драматич. направленность франц.
оперы проявилась в мистерии "Люцифер" Дельвенкура (по Байрону, 1948, т-р
"Гранд-Опера"), в героич. трагедии "Нумансия" А. Барро (по Сервантесу,
1950, там же) и его же мистерии "Тайна св. невинных" (1944), в опере
"Рука славы" Франсе (1950, Бордо). Традиции онеггеровской мистерии
"Жанна д'Арк на костре" продолжает А. Жоливе в грандиозном представлении
"Правда о Жанне", пост. на открытом воздухе на родине Жанны в Домреми
(1956) и в парижском "Тре Елисейских полей" (1957). Развиваются и
демокр\-тич. традиции 30-х гг.; Ж. Косма написал оперу "В краю шахт„ров"
для рабочей самодеятельности.
Новые авангардистские направления (электронная, конкретная музыка и
др.) почти не коснулись франц. муз. т-ра. Но поиски новых жанровых
решений продолжаются (киноопера "Шербурские зонтики" М. Леграна). В
области оперетты использование инонациональных элементов (американский
джаз) в творчестве отдельных композиторов (Л. Бейдт и др.) сочетается с
нац. традициями.
В наст. время пост. опер осуществляются гл. обр. в т-рах Парижа
("Гранд-Опера", "Опера комик", "Т-р Елисейских полей"), изредка в
концертных залах ("Гаво", "Шайо") и в т-рах др. городов Франции (Бордо,
Нанси, Лион, Марсель и др.).
Среди совр. исполнителей выделяются певцы - Э. Блан, Р. Креспен, А.
Ланс, Р. Гор, Д. Дюваль, Н. Гедда, Ж. Жиро до, Р. Бьянко; дириж„ры - Ш.
Мюнш, А. Клюитенс, Л. Форестье, Ж. Претр; режисс„ры - Ж. Доат и др.
Лит.: Кречмар Г., История оперы, пер. с нем., Л." 1925; Хохловкина А.
А., Западноевропейская опера..., М., 1962; Бюккен Э., Героический стиль
в опере, пер. с нем., М., 1936; Р о л л а н Р., Заметки о Люлли, в его
кн.: Музыканты прошлых дней, пер. с франц., М., 1938; Французская музыка
второй половины XIX в., Сб. переводи, работ. Вступ. ст. и ред. М. С.
Друски-на, М., 1938; И в а н о в-Б орецкий М. (ред.). Материалы и
документы по истории музыки XVIII века, т. 2, М., 1934. Б. Л., Л. Р.
Б а л е т. Во Франции, как и в др. странах Европы, уже в средние века
(13-14 вв.) ш„л процесс профессионализации танца и возникновения на
основе фольклора разл. форм сценич. танца (особенно в иск-ве жонгл„ров).
Развитие театр. танца было связано как с нар. празднествами, так и с
празднествами при дворах феодалов. Танцы включались в драматич.
спектакли как интермедии. В этой форме театр. танец существовал уже в
эпоху раннего Возрождения и получил особое распространение в Италии. Но
собственно балетный спектакль сложился во Франции. Здесь театр. танец
впервые получил драматургич. оформление. Спектакли конца 16 в. (напр.,
"Комедийный балет королевы", 1581) это - пьесы с пением и диалогами, где
танец не всегда имел преобладающее значение. На протяжении 1-й пол. 17
в. значение танца в спектаклях возрастает, разрозненные выходы {антре)
объединяются в цельные спектакли, сочетающие музыку, пение и танец. В
придворных спектаклях, исполнителями к-рых были любители-придворные,
начинают появляться первые проф. танцовщики из среды нар. потешников
(баладены). В 17-18 вв. балет во Франции испытал влияние классицизма.
Однако ввиду того, что балет как вид сценич. иск-ва начинал
формироваться в то время, когда эстетика классицизма уже сложилась, он
развивался медленнее по сравнению с лит-рой и драмой. Балетные спектакли
долго сохраняли черты барокко, были парадными и громоздкими,'лиш„нными
стилевого единства. К концу 17 в. вырабатываются ч„ткие и стойкие
каноны, регламентируется тематика и форма оперно-балетного спектакля,
разрабатывается система классического танца. В 1661 была организована
королевская Академия танца, призванная заниматься изучением танца. В
1671 открыт оперно-балетный т-р - королевская Академия музыки (с 1871 -
Национальный оперный т-р, с 1875 - "Гранд-Опера"). В балетной труппе
королевской Академии танца появились проф. танцовщики во главе с Л.
Пекуром.В 80-е гг. 17 в. начали выступать первые проф. франц.
танцовщицы. Дальнейшее развитие франц. балета проходит по пути его
обособления от оперы и постепенной драматизации. Еще в 70-х гг. 17 в.
Мольер в своих комедиях-балетах, включая танец в действие, способствовал
выявлению драматич. сущности танца. В нач. 18 в. характер балетного
спектакля меняется, исчезают величественно-монументальные апофеозы, на
смену им приходят изящные пасторали в духе произведений худ. А. Ватто и
Н. Ланкре. Выступавшие в этих спектаклях франц. танцовщики М. Камарго,
Л. Лани, Л. Дюпре реформировали балетный костюм (укоротили юбку и др.) и
обогатили технику танца. В 30-х гг. танцовщица М. Салле пыталась ставить
первые "драматич. действия" на антич. темы, стремилась к большей
выразительности танца. В это время балет приобретает целостность формы,
свойственную классицизму.
Окончательное формирование франц. балета, как самостоятельного
иск-ва, произошло во 2-й пол. 18 в. под влиянием идей франц.
Просвещения. Согласно эстетике просветителей, балет, как и всякое
иск-во, был обязан "подражать природе" и служить воспитательным целям.
Поэтому на смену придворным увеселительным зрелищам приш„л
психологически осмысленный спектакль, обладающий целостностью, логич.
развитым сюжетом, в к-ром танец иллюстрировал поступки и переживания
героев. Эти преобразования осуществил хореограф и теоретик балета Ж. Ж.
Новер, автор известного теоретич. труда "Письма о танце и балете" (1760)
и многочисл. балетов на мифологич. и антич. сюжеты, а также на сюжеты
классицистских трагедий ("Медея и Язон" Родольфа, 1765; "Горации и
Куриации" Штарцера, 1774, и др.).выразительности была пантомима. Последователи Новера, сохраняя верность
Страницы: «« « 2439 2440 2441 2442 2443 2444 2445 2446 2447 2448 2449 2450 2451 2452 2453 2454 2455 2456 2457 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |