Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2432   2433   2434   2435   2436   2437   2438   2439   2440  2441   2442   2443   2444   2445   2446   2447   2448   2449   2450  » »»

   Решающее  значение  для  усиления  реалистич.  тенденций   в   иск-ве
комедийных акт„ров имела режисс„рская и акт„рская деятельность  Мольера.
Став во главе третьего парижского  т-ра  ("Пале-Рояль"),  Мольер  создал
новый тип труппы - товарищество единомышленников, утверждавших  принципы
более  реалистич.  истолкования  роли.  Требование  Мольера   изображать
реальные характеры, отыскивать в  дра-матургич.  образах  типич.  черты,
пример его собств. игры,  основанной  на  проникновении  во  внутр.  мир
героя,-  вс„  это  не  только  определило  принципиально  новую   манеру
исполнения комедийных ролей, но в значит, мере повлияло  и  на  эволюцию
творчества акт„ров трагедии.
   В организованном после смерти Мольера т-ре  "Комеди  Франсез"  (1680)
развернулась борьба  за  принципы,  выдвинутые  Мольером  против  старых
канонич. при„мов классицистской школы. Решающее значение в  этой  борьбе
имело  новаторское  творчество  ученика  Мольера  М.  Барона  и   иск-во
замечательной трагедийной актрисы А. Лекувр„р.
   Франц. просветители, способствовавшие идеологич. подготовке  третьего
сословия к штурму феодального общества, видели в театр. иск-ве важнейшее
средство воспитания масс. Поэтому с нач. 19 в. они вели  упорную  борьбу
за  внедрение  на  сцену  гл.  нац.  т-ра  страны  -  "Комеди   Франсез"
просветительской драматургии. Победа далась нелегко, потому  что  акт„ры
королевского  т-ра  во  многом  придерживались  старых   вкусов   (пост.
эпигонских   трагедий   П.   Кре-бийона)   и   отстаивали   свои   права
театра-монополиста. Но наиболее  прогрессивная  часть  труппы  стала  на
сторону драматургов-просветителей, центр,  место  в  репертуаре  "Комеди
Франсез" заняли трагедии Вольтера и его последователей, а со 2-й пол. 18
в.-  мещанская  драма,  "сл„зная  комедия",  сатирич.   пьесы   Бомарше.
Выполнению просветительских  задач  нового  направления  было  посвящено
творчество   лучших   акт„ров   Ф.   т.   18   в.   Крупнейшим   акт„ром
просветительского классицизма был  А.  Лекен.  Продолжая  дело,  начатое
Бароном и  Лекувр„р,  он  отказался  от  манерного  изящества,  холодной
риторики придворного классицизма. Изображая сильные  волевые  характеры,
Лекен придал классицистским образам  черты  подлинной  монументальности,
стремился  сочетать  величественность  с  простотой,  героич.  начало  с
пси-хологич. правдивостью образа. Лучшими актрисами этого  времени  были
М.  Дюменилъ,  захватывавшая  зрителей   силой   чувства,   искренностью
переживаний,   и   И.   Клерон,    игра    к-рой    отличалась    ч„ткой
целенаправленностью замысла, иск-вом  аналитич.  раскрытия  внутр.  мира
сценич. образа.
   Приближение классицистской  манеры  исполнения  к  требованиям  жанра
мещанской драмы было осуществлено акт„рами Ж. Б. Бризаром, Ф.  Р.  Моле,
Ж. Офреном. Предреволюц. период, отмеченный усилением сатирич. элементов
в  театр.  иск-ве,  ознаменовался  возрождением   реалистич.   принципов
мольеровской школы игры, что нашло яркое выражение  в  творчестве  таких
превосходных акт„ров-комиков, как П. Л.  Превилъ,  Ж.  Дазенкур,  Ж.  Б.
Дюгазон. В жанре комич. оперы в эти годы с успехом выступала актриса  М.
Ж. Фавар, Франц. бурж. революция конца 18 в. внесла коренные изменения в
театр. жизнь.  Акт„ры  впервые  получили  гражданские  права.  Декрет  о
свободе  театров,  'принятый  Учредительным  собранием  13  янв.   1791,
уничтожил привилегии королевских т-ров,  освободил  т-ры  от  подчинения
двору,  вв„л  авторское   право,   объявил   свободу   частного   театр.
предпринимательства (сразу после декрета  в  Париже  возникло  19  новых
т-ров). С первых дней революции начались процесс  политич.  размежевания
акт„ров, активное вмешательство нового, революц. зрителя в театр.  дела.
Высшая точка этого процесса - "бои" за пост. трагедии "Карл IX" Шенье  и
завершивший их раскол труппы "Театра нации" (см. "Нации театр"). Акт„ры,
принявшие революцию,- среди них мастер политич.  сатиры  Дюгазон,  акт„р
героич. темы  Ж.  М.  Монвель  и  Ф.  Ж.  Тальма,  творчество  к-рого  с
максимальной   силой   выразило   новаторские    устремления    революц.
классицизма, его гражданственность, героику, патриотизм,- ушли из  "Т-ра
нации" и создали "Театр Республики", в к-ром ставились произв.  революц.
драматургии.
   В период  якобинской  диктатуры  впервые  была  осуществлена  попытка
создания  массового  политико-агитационного   т-ра,   выражавшего   идеи
революции.  В  Париже  и  др.  городах  Франции  организовывались   нар.
празднества, в к-рые входили массовые  театр.  представления;  Ставились
аллегорич. спектакли, пантомимы, оратории, воспевавшие  победы  революц.
войск и  подвиги  республиканских  героев,  политич.  фарсы,  обличавшие
врагов революции, и т. п. В оформлении  этих  зрелищ  принимали  участие
крупнейшие художники во главе с Л. Давидом, музыку писали  комп.  Ф.  Ж.
Госсек, Ф. А. Филидор и др.
   Однако в годы Первой империи (1804-14)  Наполеон  I  резко  ограничил
права, заво„ванные т-рами, подчинил их полицейскому надзору,  цензуре  и
возродил  монопольные  права  привилегированных  т-ров.  Ту  же   театр.
политику  осуществляли  в  дальнейшем   правящие   круги,   стремившиеся
превратить   т-р   в   средство   развлечения,    отвлечь    массы    от
социально-политич. проблем. В бурж. обществе 19 в. т-ры попадали в  руки
дельцов, гнавшихся  за  прибылью,  подчинявших  репертуар  вкусам  бурж.
зрителя. Это приводило к отрыву т-ра от большой  литературы,  к  засилию
внешне эффектных, охранительно-бурж. по  содержанию  пьес.  Но  помешать
процессу  демократизации  т-ра  не  удалось.  Уже  в  1-й  пол.  19   в.
соотношение сил в т-ре изменилось. Т-р "Комеди  Франсез",  субсидируемый
гос-вом, обладавший монопольным правом  на  пост.  классич.  репертуара,
несмотря на блестящую  труппу  (Тальма,  Марс,  К.  Дюшенуа,  Ж.  Лафон,
Фирмен, Монроз и др.), был консервативен,  дал„к  от  передовых  идей  и
новаторских художеств. исканий. Протестующий пафос, выраженный в 20-3Q-e
гг. 19 в. в романтич. драме и реалистич. драматургии  О.  Бальзака,  был
чужд акт„рам этого т-ра, хотя отдельные пьесы  В.  Гюго,  А.  Виньи,  А.
Дюма-отца ставились в "Комеди Франсез", а премьера драмы  "Эрнани"  Гюго
(1830) стала этапным событием  в  истории  Ф.  т.  Блестящее  мастерство
комедийных акт„ров Ж. И. Сансона, Л. Р. Аллан-Депрео, Ж. Арну-Плесси, Ф.
Ренье  и  др.  не   выражало   обличит,   тенденции,   социально-значит.
проблематику. Осн. плацдармом борьбы за передовое театр.  иск-во  в  1-й
пол. 19 в. стали т. н. театры  бульваров  -  "Порт-Сен-Мартен",  "Амбигю
комик", "Гете", "Фюнамбюль" и др. Принцип свободной конкуренции приводил
к быстрому росту сети т-ров (в период Реставрации в Париже было свыше 20
т-ров, в годы Июльской монархии - св. 40).  Непрерывно  увеличивалось  и
число провинциальных т-ров. Несмотря на преобладание в репертуаре  т-ров
бульваров  безыдейно-развлекательной  и  охранительной  драматургии,  на
сценах этих т-ров шли также пьесы, направленные ] против клерикальной  и
феодальной  реакции,  насыщенные  демократии,  пафосом,   ненавистью   к

Страницы: «« « 2432   2433   2434   2435   2436   2437   2438   2439   2440  2441   2442   2443   2444   2445   2446   2447   2448   2449   2450  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия