Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2429   2430   2431   2432   2433   2434   2435   2436   2437  2438   2439   2440   2441   2442   2443   2444   2445   2446   2447  » »»

абстрактного, оторванного  от  жизни,  нашли  отражение  в  неоромантич.
драмах Э. Ростана ("Принцесса Гр„за", 1895, "Сира-но де Бержерак", 1897,
и  др.).  Огромное  место   в   репертуаре   бульварных   т-ров   заняли
мелодраматически-адюльтерные    (А.    Бернстейн,    А.     Батай)     и
развлекательно-фарсовые (Ж. Фейдо и др.) пьесы.
   Усилившееся  расслоение  среди  художеств.  интеллигенции  привело  к
острой борьбе направлений в драматургии и театр. иск-ве. Ещ„  в  70-80-х
гг. Э. Золя указывал (сборники "Натурализм в театре", "Наши драматурги")
на отставание драматургии и т-ра от развития лит-ры и эстетич.  запросов
зрителя. Подвергая критике состояние совр. ему бурж.  драматургии,  Золя
обосновывал принцип театр. натурализма. Золя  понимал  под  натурализмом
правдивое и широкое отражение обществ, жизни  на  сцене.  Однако  в  его
теоретич. взглядах и практике следовавших за ним  драматургов  сказались
объективизм, биологизм, влияние позитивистской теории И. Тэна. В  пьесах
последователей Золя (А. Алексиса, Ж. Жюльена, Ж. Ансе, О.  Метенье)  гл.
внимание уделялось пато-логич. явлениям, "куски жизни" фиксировались вне
обобщений,  утверждались  идеи  "социального  дарвинизма"  (Ф.  Кюрелъ).
Влияние  Золя  способствовало  сближению   лит-ры   с   театр.   иск-вом
(инсценировки романов Золя, Э. и Ж. Гонкуров и  др.).  Значит,  обществ.
темы  (колониализм,  коррупция  правящих  верхов,  биржевые   махинации,
связанные с Панамой, бесчеловечность собственнич. морали)  затронули  Э.
Фабр ("Общественная жизнь", 1901, "Позолоченные чрева", 1905, "Саранчау,
1911), Э. Бри„ ("Бланшетта", 1892,
   "Красная  мантия",  1900).  Были  близки  к  Золя  крупнейший  франц.
драматург-реалист конца 19 в.  А.  Век  ("Вороны",  1876,  '"Парижанка",
1885) и создатель остро критич. драм О. Мирбо ("Бумажник",  1900,  "Дела
есть дела", 1903, "Очаг", 1908). В драме "Дурные пастыри" Мирбо  впервые
во Ф. д. строит конфликт на классовой борьбе рабочих и  капиталистов,  а
гл. героем делает вожака рабочих, проф. революционера.
   Крупные писатели-реалисты Франции внесли вклад в развитие  реалистич.
Ф. д. и способствовали преодолению отрыва  т-ра  от  лит-ры.  На  рубеже
19-20 вв.  декадентской  драме  противостояла  реалистич.  обличительная
драматургия Г. Флобера ("Кандидат",  1872),  Э.  Золя  ("Тереза  Ракен",
1873), А.  Доде  ("Арлезиан-ка",  1872,  "Набоб",  1880,  "Джек",  1881,
"Борьба за существование", 1889), Ж. Ренара ("Рыжик", 1900),  А.  Франса
("Кренкебиль", 1903). Особое место в развитии Ф. д. занимал  Р.  Роллан,
к-рый призывал к  созданию  нар.  т-ра  -  оптимистического,  вселяющего
энергию, помогающего постигнуть  революц.  законы  развития  жизни  (сб.
"Народный театр", 1903).  Циклы  пьес  Роллана  -  "Драмы  революции"  и
"Трагедии веры", показывающие большие нар. движения, воскрешали традиции
франц. героич. драматургии.
   После  1-й  мировой  войны  особенно  активизировалась   деятельность
драматургов, поставляющих "бульварные" развлекат. пьесы  (С.  Гитри,  Т.
Бернар  и  др.).  Наступление   идеологич.   реакции,   пропагандирующей
шовинизм, культ "сильной личности", стоящей  на  антиреволюц.  позициях,
сказалось в пьесах А. Монтер лана,  П.  Рейналя,  в  нек-рых  пьесах  Ж.
Ромена ("Диктатор",  1926),  но  уже  в  20-30-е  гг.  20  в.  сложилась
драматургия,  критическая  по  своей  направленности,  многообразная  по
жанрам, темам, художеств. значимости (Л. Верней, А. Савуар,  Ж.  Девалъ,
М.  Панъолъ,  Э.  Бурде,  А.  Р.  Ленорман).  Критика  обществ,   устоев
послевоенной Франции дана в  реалистич.  пьесах  Ж.  Дюамеля  ("Общество
атлетов",  1920,  "День  признаний",  1923),  Ш.   Вилъдрака   ("Пароход
"Тинэсити"", 1920, "Мишель Оклер", 1922), в ряде сатирич. комедий Ромена
("Кнок,  или   Торжество   медицины",   1923,   трилогия   о   Труадеке:
"Доногоо-Тонка",   1919,   "Труадек   развлекается",   1923,   "Женитьба
Труадека", 1925). В эти же  годы  формируется  демократич.  драматургия,
остро ставящая вопросы классовой борьбы пролетариата: "Папаша  Июль"  П.
Вайяна-Кутюрье и Л. Муссинака (1927); "Последний император" Ж. Р.  Блока
(1926), инсценировки романов "Мать" Горького, "Огонь" Барбюса и др.
   В   1930-е   гг.   складывается    новый    тип    "проблемной"    Ф.
д.философско-интеллектуальная драма идей, то  ироническая,  подвергающая
вс„ скептич. насмешке, то  проникнутая  пессимизмом,  трагич.  ощущением
близкой  катастрофы,  то   пытающаяся   противопоставить   надвигающейся
фашистской  чуме  идеалы  гуманизма.  С   этой   проблематикой   связано
творчество Ж. Жироду ("Зигфрид", 1928, "Юдифь", 1931,  "Электра",  1937,
"Троянской войны не будет", 1935, "Содом и Гоморра", 1943, "Безумная  из
Шайо", 1945) и А. Салакру. к-рый, начав  с  сюрреалистских,  дал„ких  от
действительности   пьес,   переш„л   к   критич.    анти-бурж.    пьесам
("Атлас-отель", 1931, "Свободная женщина",  "Бешеные",  1934,  "Человек,
как  все",  1936),  а  в  канун  2-й  мировой   войны   написал   острую
антифашистскую драму "Земля кругла" (1938). В пьесах Ж. Ануя  с  трагич.
силой и  поэтич.  взволнованностью  раскрыта  тема  поисков  гуманистич.
идеала,  невозможности  счастья  в  грязном   мире   бурж.   практицизма
("Горностай", 1932, "Дикарка", 1934, "Путешественник без багажа",  1936,
"Ужин в Санлисе",  1937,  "Леокадия",  1939,  "Эвридика",  1941).  Перед
началом 2-й мировой войны написана антифашистская пьеса А. Камю
   "Калигула" (1938), где в образе римского императора проступают  черты
кровавого маньяка Гитлера.
   В годы 2-й  мировой  войны  и  немецко-фашистской  оккупации  Франции
(1940-44) во Ф. д. трагически звучала героич. тема Сопротивления. Однако
в "Мухах" Ж. П.  Сартра  (1943),  "Антигоне"  Ануя  (1943)  прославление
мужества  одиноких  борцов  против  тирании  сочеталось  с  неверием   в
способность  порабощ„нного   народа   к   сопротивлению.   Этим   драмам
противостояла  пьеса  "Тулон"  Ж.  Р.   Блока   (1943),   где   Движение
Сопротивления  франц.  народа  было  показано  как  великий  всенародный
подвиг. В 40-е гг.  мн.  видные  франц.  драматурги  испытывали  сильное
влияние  философии  экзистенциализма,  с  характерным  для  не„  крайним
индивидуализмом, утверждением полного одиночества  человека,  отрицанием
исто-рич. прогресса. Это нашло отражение  в  драмах,  посв.  теме  краха
гуманизма,  показывающих  человека,  подвластного  низменным  инстинктам
("При закрытых дверях" Сартра,  1944,  "Недоразумение"  Камю,  1944).  В
драмах А. Монтерлана, проникнутых презрением к патриотизму и  гуманизму,
восхваляющих  фашистский  "новый  порядок",  нашла  выражение  идеология
коллаборационизма.
   Идейная борьба, характерная для военного времени, получила развитие и
в послевоенной Ф. д. Ведущее место в ней  заняли  драматурги,  прошедшие
сложный  путь  духовного  развития.  Ж.  П.  Сартр  уже  в  "Смерти  без
погребения"  (1946)  увидел  величие  бойцов  Сопротивления;   в   пьесе
"Добродетельная шлюха" (1946) он гневно бичует амер. расизм. Наступление
"холодной войны" приводит  Сартра  к  временному  единению  с  антикомму

Страницы: «« « 2429   2430   2431   2432   2433   2434   2435   2436   2437  2438   2439   2440   2441   2442   2443   2444   2445   2446   2447  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия