|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2420 2421 2422 2423 2424 2425 2426 2427 2428 2429 2430 2431 2432 2433 2434 2435 2436 2437 2438 » »» свидетельствует о кризисе гуманизма в поздний период англ. драмы
Возрождения.
Соч.: Works, ed. by W. Gifford, rev. by A. Dyce, v. 1-2, L., 1869;
Dramatische Werke in Neudruck, hrsg. von W. Bang, Louvain, 1908;
Dramatic works, ed. Jby H. de Vocht Louvain, 1927; The best plays, ed.
by H. Ellis, L., 1888 (The Mermaid series); The broken heart, L., 1933;
"Как жаль ее развратницей назвать", в кн.: Аксенов И. А., Елизаветинцы,
вып. 1, М., 1916.
Лит.: История английской литературы, т. 1, вып. 2, М.- Л., 1U45, с.
133-37; Метерлинк М., Полн. собр. соч., т. 2, П., 1915,. с. 126-32;
Leech С., John Ford and the drama of his time, L., 1957; SensabaughG.
Г., The tragic muse of John Ford, N. Y., 1965 (reissue). A. A.
ФОРЕ (Faure), Габриель (12.V.1845-4.XI.1924) - франц. композитор.
Ученик Л. Нидермейера и К. Сен-Санса. С 1866 - органист в Ренне, с 1870
- в Париже. В 1905-10 гастролировал как дириж„р в Англии, Бельгии,
Германии, Испании, в 1910 - в России. В музыке Ф. преобладает лирика. Ф.
- автор опер:
"Пенелопа" (1913, Монте-Карло) и "Прометен" (1900, Безье); музыки к
драматич. пьесам, в т. ч. к "Пелеа-су и Мелисанде" Метерлинка (1898,
Лондон). Оркестровая сюита из музыки к драме "Маски и бергамаски" Р.
Фошуа - одно из наиболее известных произв. Ф.
Ф.- проф. парижской Консерватории (с 1896; директор в 1905-19). Один
из основателей и руководителей Нац. муз. об-ва (осн. в 1871). Член Ин-та
Франции (1909)., Среди учеников Ф.: М. Равель, Дж. Энеску, Щ. Кеклен, Ж.
Роже-Дюкас и др.
Лит.': Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводн.
работ. Вступ. ст. и ред. М. С. Друскина,.
M., 1938; J a n k e 1 e v i t с h V., Gabriel Faure, ses melodies,
son esthetique, 2 ed., P., 1951. Ал. M.
ФОРЕГТЕР, Николай Михайлович (наст. фам.- Грейфентурн)
[6(18).IV.1892-8.VI.1939] - рус. сов. режисс„р и балетмейстер. В 1918
начал театр. деятельность, организовал в Москве т-р "Четыр„х масок", где
пост. "Вечер французских фарсов", в спектакле принимали участие И. В.
Ильинский, А. П.Кторов. Это представление характеризуется ч„ткой
ми-зансценировкой, подч„ркнутой выразительностью, буффонными при„мами. В
1918-19 работал в Воронеже, откуда выезжал с агитпоездом на фронт. В
20-х гг. создал мастерскую "Мастфор" ("Мастерская Фореггера"), где пост.
"Близнецы" Плавта, "Танцы машин" - акробатика и танцы изображали
производственные процессы. Для творчества Ф. характерны поиски,
эксперименты. В пост., чаще всего формалистических, но вес„лых, острых,
Ф. использовал разл. виды эстрадно-циркового иск-ва - клоунаду,
акробатику, эксцентрику, шумовой оркестр; пение, танец, пародию,
памфлет. В 1924-27 работал в Москве, Ленинграде. В 1924-26 пост. цикл
"Исторических танцев", "Конструктивный гопак", "Танец буд„нновской
кавалерии", "Америка с Лиговки" и др. В 1929-34 - гл. режисс„р
Харьковского т-ра оперы и балета, где пост. "Половецкие пляски" (в опере
"Князь Игорь", 1929); балеты: "Футболист" Оранского (1930), "Ференджи"
Яновского (1931, совм. с П. Кретовым); оперу "Машинист Гопкинс" Брандта
(1931). В 1934-36 ставил спектакли в Т-ре оперы и балета им. Шевченко в
Киеве ("Золотой обруч" Анто-шинского, "Гугеноты" и др.). В 1938-39 - гл.
режисс„р и худ. рук. Куйбышевского т-ра оперы и балета, где пост. оперы
"Тихий Дон" (1939), "Руслан и Людмила" (1939).
Лит.- Марков П. А., Новейшие театральные течения (1898-1923), M.,
1924; Ильинский И., Сам о себе, М., 1961. А. Дин., Л. Сем.
ФОРКХАММЕР (Forchhammer), Эйнар (19.VI. 1868- 15.VIII.1928) - дат.
артист оперы (драматич. тенор). Пению учился в Копенгагене, Берлине,
Лейпциге и Париже. В 1895 дебютировал в оперном т-ре Любека в партии
Лоэнгрина; в 1896-1902 выступал в Дрезденской опере, где выдвинулся как
исполнитель партий в операх Р. Вагнера. В 1906-12 - в т-ре
Франкфурта-на-Майне, затем до 1916- в Висбадене. Лучшая партия
Ф.Тангейзер. В 1919-26 работал как вок. педагог и музыкальный критик в
Копенгагене. С 1926 жил в Мюнхене, где организовал вок. школу. Ал. М.
ФОРМАЛИЗМ. В театре, как и в др. областях иск-ва, Ф. выражает
стремление к противопоставлению внутренне замкнутого, эстетически
самодовлеющего мира, созидаемого по воле художника, действительной
жизни. Поэтому в своих конечных результатах Ф. вед„т к разрушению живого
человеческого образа, к утверждению самоценности выразительных средств,
в большей или меньшей степени утрачивающих свое изобразительно-смысловое
значение. По этой же причине Ф. противостоит "школе переживания",
требующей создания на сцене жизни человеческого духа, е„ отражения в
художеств.-сце-нич. форме - т. e. отражения правды жизни. Ф., отрицая
принцип жизненной правды, отрицает и принцип "переживания", смыкаясь тем
самым с ремесленничеством. Ремесленник "...лишь передразнивает жизнь,
человеческие чувства и образы раз и навсегда установленными приемами
сценической игры" (Станиславский К. С.. Статьи. Речи. Беседы. Письма,
1953, с. 423). Эти при„мы утрачивают свою содержательность и
превращаются в мертвые, пустые штампы. Выхолащивая содержание, уничтожая
или умаляя изобразительно-выразительные функции формы, Ф. по существу е„
разрушает. Отход от жизненной правды, превращение акт„ра в опустош„нного
бездушного лицедея, низведение его на положение марионетки в руках
режисс„ра ведут неизбежно к распаду т-ра.
Разрушая форму, Ф. закономерно ведет также к уничтожению нац.
своеобразия в иск-ве, к отрицанию значения передовых реалистич..
традиций нац. художеств. культуры. Это особенно пагубно проявляется в
иск-ве т-ра, призванном воссоздать образ человека во всей полноте и
неповторимости его облика, неотделимого от специфич. особенностей быта,
культуры, психич. склада, присущих каждому народу.
Для Ф. характерно умаление значения драматургии в т-ре как ведущего
начала, определяющего идейное содержание спектакля. В формалистич. т-ре
пьеса рассматривается по преимуществу лишь как повод для создания внешне
эффектного зрелища.
Утверждая самоценность того или иного при„ма, отрицая органич. жизнь
акт„ра на сцене, Ф. приводит не только к обеднению, но в своих крайних
проявлениях к полному уничтожению образа человека, превращает акт„ра в
простой придаток вещественного оформления.
Исторически Ф. связан прежде всего с антиреали-стич. тенденциями,
особенно усилившимися в условиях кризиса бурж. культуры в период
империализма. Проникновение в театр. иск-во идеалпстич. и даже мистич.
веяний на рубеже 19-20 вв. способствовало развитию течений, отдававших
дань Ф. Так Ф. проявился в театр. практике символизма. Утверждая
Страницы: «« « 2420 2421 2422 2423 2424 2425 2426 2427 2428 2429 2430 2431 2432 2433 2434 2435 2436 2437 2438 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |