|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2424 2425 2426 2427 2428 2429 2430 2431 2432 2433 2434 2435 2436 2437 2438 2439 2440 2441 2442 » »» В 1935 дебютировала в ревю "Распространяйте это за границей", в
1936-39танцовщица труппы "Балле Рамбер", в 1940-45 -в труппе
"Сэдлерс-Уэллс", в 1947-49 - "Метрополитен балле". Выступала преим. в
комедийных и характерных партиях: Птица ("Петя и Волк" на муз.
Прокофьева), Хозяйка ("Сиреневый сад" на муз. Шоссона), Королева
("Гамлет" на муз. Чайковского), Проститутка ("Чудо в Горбалсе" Блисса) и
др. Пост.:
"Хадра" на муз. Сибелиуса (1946) и "Будем танцевать" на муз. Массне
(1947) в труппе "Сэдлерс-Уэллс балле" и др. В 1951 организовала и
возглавила в Торонто труппу "Национальный балет Канады" (выступала до
1959 как танцовщица). Пост. и возобновила в этой труппе балеты:
"Щелкунчик", "Коппелия";
"Танец Саломеи" Хартли (1951), "Яблоня" Граттана (1952) и др. E. С.
ФРАНКО, Иван Яковлевич (27.VIII.1856, с. На-гуевичи, ныне с. Ивана
Франко Дрогобычского р-на Львовской обл.,-28.V. 1916, Львов) - укр.
писатель, уч„ный, обществ, деятель, революц. демократ. В 1875 поступил
на философский ф-т Львовского ун-та; в 1877, 1880 и 1889 подвергался
арестам за революц. деятельность и лишь в 1891 завершил
историкоЕилологич. образование в Черновицком ун-те. 1893 защитил
диссертацию на степень доктора философии в Венском ун-те. В 1906
Харьковский ун-т присвоил ему степень доктора рус.. словесности.
Интерес Ф. к театр. иск-ву проявился еще в годы обучения в
Дрогобычской гимназии. В 1872 он написал по мотивам "Илиады" свою первую
пьесу "Ахилл" (переделал в 1874), в 1873 на польском яз.- историч. драму
"Югурта" из римской истории. В 1874- 1875 сотрудничал с укр. театр.
труппой E. Бачинского, по заказу к-рого перев„л драму "Расточитель"
Рай-мунда, переделал либретто оперетт "Осада корабля" Зайца, "Прекрасная
Елена" Оффенбаха, "Пансионерки" Зуппе. В те же годы Ф. пишет
оригинальные историч. драмы на сюжеты др.-славянской истории - "Месть
янычара" (не сохранилась), "Три князя на один престол"- (1874), "Славой
и Хрудош" (1875).
В университетские годы Ф. отходит от подражательной историч.
драматургии и обращается к вопросам совр. жизни, развивает принципы
революцпонно-демократич. эстетики. В эти годы он пишет сатирич. комедии
"Восточный вопрос" (1878) и "Жабы" (1879), к-рые не сохранились. К 1879
относится одноактная пьеса "Последний крейцер" - первая философская
драма в укр. драматургии. В основе е„ - конфликт между совестью человека
и его жизнью. В пьесе утверждается идея, что жизнь без цели не да„т
удовлетворения, что счастье - в труде для народа, в выполнении
гражданского долга перед ним.
В 1886 Ф. снова обращается к драматургии. Он написал комедию "Рябина"
из жизни зап.-укр. села. Стремясь добиться разрешения цензуры, автор
подчинил сатирич. направленность пьесы морализатор-ским сентенциям, но
цензура вс„ же не разрешила ставить е„ на сцене. Ф. снова отходит от
драматургии и лишь в 1891 откликнулся на объявленный тогда драматич.
конкурс. Он написал драму из жизни прикарпатских крестьян "Украденное
счастье", явившуюся новаторским произведением в укр. драматургни. В ней
отражено социальное положение и психология людей зап.-укр. села во 2-й
пол. 19 в. Личный конфликт героев - Миколы Задорожного, Анны, Михаилы
Гурмана - обусловлен общественным конфликтом. Каждый акт пьесы имеет
композиционную -законченность и одновременно развивает действие,
происходившее в предыдущем акте. Все герои пьесы ярко индивидуальны,
острые сюжетные столкновения определяют развитие действия, пьеса
сценична и да„т богатый материал для акт„ра. Ф. проявил себя блестящим
мастером диалога, отмеченного логич. последовательностью, гибкостью,
пьесу отличает динамичность, напряж„нность действия. Проникнутая
революционно-демократич. идейностью, выражающая протест против бурж.
общества, социально-психо логич. .драма "Украденное счастье" не
удовлетворила членов конкурсного жюри и цензуру. Ф. предложили ослабить
социальные мотивы его произведения. В таком искаж„нном виде пьеса была
пост. в 1893 во Львове т-ром общества "Руська бес?да" (режисс„р и
исполнитель роли Миколы Задорожного - Подвысоцкий, Анна - Осиповичева,
Михайло Гурман - Янович). В первоначальном варианте пьеса впервые пост.
в Киеве труппой Н.К.Садовского и П.К.Саксаганского {1904, Микола
Задорожный - Карпенко-Карый, Анна - Линицкая, Михайло Гурман -
Садовский). "Украденное счастье" имеет богатую сценич. историю в сов.
т-ре. Классич. истолкование пьеса получила в Т-ре им. И. Франко (1940,
феж. Г. П. Юра; Микола Задорожный - Бучма, Анна - Ужвий, Михайло Гурман
- Добровольский). Пост. в Моск. драм. т-ре им. А. Пушкина (1950, пост.
В. В. Микола Задорожный - Чирков, Анна - Викланд, Михайло Гурман -
Названов).
Осенью 1893 Ф. делает 2-ю ред. комедии "Рябина", но и е„ под
давлением цензуры пришлось переделать. Премьера состоялась в т-ре
общества "Руська бес?да" (1894, режисс„ры К. Подвысоцкий, С. Янович;
Рябина - Стечинский, Качу ркевич-Янович, Казиб-рид - Подвысоцкий и
др.).
Одна из лучших пьес Ф.- комедия "Учитель", отличающаяся яркими
образами, ч„ткостью социальных и психологич. характеристик персонажей. В
центре пьесы - учитель, крестьянский демократ, понимающий сущность
классовой борьбы и старающийся раскрыть перед народом причину его
страдании. Премьера пьесы состоялась в 1894 в т-ре общества "Руська
бес?да".
В 1894 написана историко-романтич. драма "Сон князя Святослава", в
к-рой отражена историч. атмосфера Киевской Руси. В основу драмы положены
актуальные, совр. автору общественные идеи и главная среди них - идея
воссоединения всех укр. земель. Попытка поставить эту пьесу в 1895 не
увенчалась успехом. Первая пост. состоялась в 1954 в Львовском т-ре им.
М. Заньковецкой (реж. Б.Ф.Тягно;
Святослав - Романицкий, Предслава - Кривицкая, Овлур - Яременко).
Ф. принадлежат одноактные пьесы "Каменная душа') (1895, т-р общества
"Руська бес?да") и "Мастер Чирняк" (1896, там же), представляющие собой
образцы героико-романтич. и психологич. одноактной драмы. Одноактная
пьеса "Будка ј 27" (1895, т-р общества "Руська бес?да") - первая
драма-новелла в укр. драматургии, сохраняется в репертуаре сов.
самодеятельных т-ров.
Ф. занимался также театр. критикой и историей драмы и т-ра. Свои
эстетич. взгляды он изложил во мн. статьях (с 1870). Центральное место в
критич. и исторпко-театроведч. статьях Ф. занимают проблемы реализма и
народности иск-ва. Он явился прямым продолжателем
Страницы: «« « 2424 2425 2426 2427 2428 2429 2430 2431 2432 2433 2434 2435 2436 2437 2438 2439 2440 2441 2442 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |