Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2424   2425   2426   2427   2428   2429   2430   2431   2432  2433   2434   2435   2436   2437   2438   2439   2440   2441   2442  » »»

В  1935  дебютировала  в  ревю  "Распространяйте  это  за  границей",  в
1936-39танцовщица  труппы  "Балле   Рамбер",   в   1940-45   -в   труппе
"Сэдлерс-Уэллс", в 1947-49 - "Метрополитен балле".  Выступала  преим.  в
комедийных  и  характерных  партиях:  Птица  ("Петя  и  Волк"  на   муз.
Прокофьева),  Хозяйка  ("Сиреневый  сад"  на  муз.  Шоссона),   Королева
("Гамлет" на муз. Чайковского), Проститутка ("Чудо в Горбалсе" Блисса) и
др. Пост.:
   "Хадра" на муз. Сибелиуса (1946) и "Будем танцевать" на  муз.  Массне
(1947) в труппе "Сэдлерс-Уэллс  балле"  и  др.  В  1951  организовала  и
возглавила в Торонто труппу "Национальный балет  Канады"  (выступала  до
1959  как  танцовщица).  Пост.  и  возобновила  в  этой  труппе  балеты:
"Щелкунчик", "Коппелия";
   "Танец Саломеи" Хартли (1951), "Яблоня" Граттана (1952) и др. E. С.
   ФРАНКО, Иван Яковлевич (27.VIII.1856, с. На-гуевичи,  ныне  с.  Ивана
Франко Дрогобычского р-на Львовской  обл.,-28.V.  1916,  Львов)  -  укр.
писатель, уч„ный, обществ, деятель, революц. демократ. В  1875  поступил
на философский ф-т Львовского ун-та; в 1877,  1880  и  1889  подвергался
арестам   за   революц.   деятельность   и   лишь   в   1891    завершил
историкоЕилологич.  образование  в  Черновицком  ун-те.   1893   защитил
диссертацию на  степень  доктора  философии  в  Венском  ун-те.  В  1906
Харьковский ун-т присвоил ему степень доктора рус.. словесности.
   Интерес  Ф.  к  театр.  иск-ву  проявился  еще  в  годы  обучения   в
Дрогобычской гимназии. В 1872 он написал по мотивам "Илиады" свою первую
пьесу "Ахилл" (переделал в 1874), в 1873 на польском яз.- историч. драму
"Югурта" из римской истории. В 1874-  1875  сотрудничал  с  укр.  театр.
труппой E. Бачинского, по  заказу  к-рого  перев„л  драму  "Расточитель"
Рай-мунда, переделал либретто оперетт "Осада корабля" Зайца, "Прекрасная
Елена"  Оффенбаха,  "Пансионерки"  Зуппе.  В  те  же   годы   Ф.   пишет
оригинальные историч. драмы на сюжеты др.-славянской  истории  -  "Месть
янычара" (не сохранилась), "Три князя на один престол"- (1874),  "Славой
и Хрудош" (1875).
   В  университетские  годы  Ф.  отходит  от   подражательной   историч.
драматургии и обращается к  вопросам  совр.  жизни,  развивает  принципы
революцпонно-демократич. эстетики. В эти годы он пишет сатирич.  комедии
"Восточный вопрос" (1878) и "Жабы" (1879), к-рые не сохранились. К  1879
относится одноактная пьеса  "Последний  крейцер"  -  первая  философская
драма в укр. драматургии. В основе е„ - конфликт между совестью человека
и его жизнью. В пьесе утверждается идея, что  жизнь  без  цели  не  да„т
удовлетворения,  что  счастье  -  в  труде  для  народа,  в   выполнении
гражданского долга перед ним.
   В 1886 Ф. снова обращается к драматургии. Он написал комедию "Рябина"
из жизни зап.-укр. села. Стремясь  добиться  разрешения  цензуры,  автор
подчинил сатирич. направленность пьесы морализатор-ским  сентенциям,  но
цензура вс„ же не разрешила ставить е„ на сцене.  Ф.  снова  отходит  от
драматургии и лишь в 1891 откликнулся  на  объявленный  тогда  драматич.
конкурс. Он написал драму из жизни  прикарпатских  крестьян  "Украденное
счастье", явившуюся новаторским произведением в укр. драматургни. В  ней
отражено социальное положение и психология людей зап.-укр. села  во  2-й
пол. 19 в. Личный конфликт героев - Миколы  Задорожного,  Анны,  Михаилы
Гурмана - обусловлен общественным конфликтом.  Каждый  акт  пьесы  имеет
композиционную  -законченность  и   одновременно   развивает   действие,
происходившее в предыдущем акте. Все  герои  пьесы  ярко  индивидуальны,
острые  сюжетные  столкновения  определяют  развитие   действия,   пьеса
сценична и да„т богатый материал для акт„ра. Ф. проявил  себя  блестящим
мастером диалога,  отмеченного  логич.  последовательностью,  гибкостью,
пьесу  отличает  динамичность,   напряж„нность   действия.   Проникнутая
революционно-демократич. идейностью,  выражающая  протест  против  бурж.
общества,  социально-психо  логич.  .драма   "Украденное   счастье"   не
удовлетворила членов конкурсного жюри и цензуру. Ф. предложили  ослабить
социальные мотивы его произведения. В таком искаж„нном виде  пьеса  была
пост. в 1893 во  Львове  т-ром  общества  "Руська  бес?да"  (режисс„р  и
исполнитель роли Миколы Задорожного - Подвысоцкий, Анна  -  Осиповичева,
Михайло Гурман - Янович). В первоначальном варианте пьеса впервые  пост.
в  Киеве  труппой  Н.К.Садовского  и  П.К.Саксаганского  {1904,   Микола
Задорожный  -  Карпенко-Карый,  Анна  -  Линицкая,  Михайло   Гурман   -
Садовский). "Украденное счастье" имеет богатую сценич.  историю  в  сов.
т-ре. Классич. истолкование пьеса получила в Т-ре им. И.  Франко  (1940,
феж. Г. П. Юра; Микола Задорожный - Бучма, Анна - Ужвий, Михайло  Гурман
- Добровольский). Пост. в Моск. драм. т-ре им. А. Пушкина  (1950,  пост.
В. В.   Микола  Задорожный  -  Чирков,  Анна  -  Викланд,  Михайло  Гурман  -
Названов).
   Осенью 1893 Ф.  делает  2-ю  ред.  комедии  "Рябина",  но  и  е„  под
давлением  цензуры  пришлось  переделать.  Премьера  состоялась  в  т-ре
общества "Руська бес?да" (1894, режисс„ры К. Подвысоцкий, С. Янович;
   Рябина - Стечинский, Качу ркевич-Янович, Казиб-рид  -  Подвысоцкий  и
др.).
   Одна из  лучших  пьес  Ф.-  комедия  "Учитель",  отличающаяся  яркими
образами, ч„ткостью социальных и психологич. характеристик персонажей. В
центре пьесы  -  учитель,  крестьянский  демократ,  понимающий  сущность
классовой борьбы  и  старающийся  раскрыть  перед  народом  причину  его
страдании. Премьера пьесы состоялась в  1894  в  т-ре  общества  "Руська
бес?да".
   В 1894 написана историко-романтич. драма "Сон  князя  Святослава",  в
к-рой отражена историч. атмосфера Киевской Руси. В основу драмы положены
актуальные, совр. автору общественные идеи и главная среди  них  -  идея
воссоединения всех укр. земель. Попытка поставить эту пьесу  в  1895  не
увенчалась успехом. Первая пост. состоялась в 1954 в Львовском т-ре  им.
М. Заньковецкой (реж. Б.Ф.Тягно;
   Святослав - Романицкий, Предслава - Кривицкая, Овлур - Яременко).
   Ф. принадлежат одноактные пьесы "Каменная душа') (1895, т-р  общества
"Руська бес?да") и "Мастер Чирняк" (1896, там же), представляющие  собой
образцы героико-романтич. и  психологич.  одноактной  драмы.  Одноактная
пьеса "Будка ј  27"  (1895,  т-р  общества  "Руська  бес?да")  -  первая
драма-новелла  в  укр.  драматургии,  сохраняется  в   репертуаре   сов.
самодеятельных т-ров.
   Ф. занимался также театр. критикой и  историей  драмы  и  т-ра.  Свои
эстетич. взгляды он изложил во мн. статьях (с 1870). Центральное место в
критич. и исторпко-театроведч. статьях Ф. занимают проблемы  реализма  и
народности     иск-ва.     Он      явился      прямым      продолжателем

Страницы: «« « 2424   2425   2426   2427   2428   2429   2430   2431   2432  2433   2434   2435   2436   2437   2438   2439   2440   2441   2442  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия