Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2431 2432 2433 2434 2435 2436 2437 2438 2439 2440 2441 2442 2443 2444 2445 2446 2447 2448 2449 » »» завязки и зрелищно-муз. оформлением. После выхода литургич. драмы из церкви на паперть (12 в.) е„ темы и сюжеты расширились, основой стали библейские истории. В качестве исполнителей литургич. драмы начали выступать не только духовные лица, но и прихожане, а на роли чертей нередко приглашались жонгл„ры. Литургич. драма утеряла строгость, определявшуюся общим духом церковного богослужения, на не„ оказала воздействие вольная атмосфера ярмарок, во время к-рых она чаще всего разыгрывалась. Одновременно с церковным т-ром развивались театр. зрелища, генетически связанные с нар. карнавалами. Ранними очагами светского Ф. т. были городские пюи - кружки, в к-рых выступали труверы и любители-горожане. Здесь устраивались состязания поэтов и певцов, разыгрывались небольшие, драм. сценки. Характер этих зрелищ был определ„н вольнолюбивой атмосферой и образным строем городских празднеств, карнавальных увеселений. Этот род зрелищ не получил свободного развития из-за событий Столетней войны (1337-1453). Несмотря на подавление реалистич. тенденций, их развитие во Ф. т. не прекращалось. Реалистич. нар. начало площадных зрелищ, связанное с идеологией бюргерства и демократич. масс, развивалось в миракле и мистерии. В мистерии - наиболее массовом жанре ср.-век. Ф. т.противоречие между религиозными и светскими тенденциями достигло наибольшей остроты. Представления мистерий устраивались городскими властями. Они происходили под открытым небом и часто продолжались в течение неск. недель. При пост. мистерий применялись симультанные декорации, разл. сценич. эффекты. В представлениях принимали участие многочисл. исполнители - члены городских цехов, любители, объединявшиеся в постоянные театр. организации. Среди этих организаций-"Братство страстей господних", получившее в 1402 монопольное право на показ мистерий в Париже. "Братство" давало свои представления в закрытых помещениях, а в 1548 оборудовало для этой цели "Бургундский отель". Развитие в мистерии светского начала, усиление реалистич. и комедийных элементов, снижающих религиозную направленность представлений, вызвали протест церковных и светских властей. В 1548 решением парижского парламента "Братству" был запрещ„н показ мистерий, но разрешалось исполнять моралите, фарсы, и соти. "Братство" стало сдавать свой т-р др. парижским театр. организациям. Наиболее прославленной среди них был союз судейских клерков, любителей театр. иск-ва - "Базоши" (нач. 14 в.); они выражали в своих представлениях вольнолюбивые настроения городской демократии, связанные с традициями площадных карнавалов; пародировали гос. и церковную иерархию, устраивали пародийные судейские диспуты, сочиняли комедийные сценки в жанрах фарса и соти. За исполнение сатирич. эпизодов и песен "Базоши" подвергались преследованиям королевской власти. Помимо этой организации, в Париже и провинции существовало множество др. театр. объединений, с деятельностью к-рых связано появление проф. фарсовых акт„ров (Понтале и др.). Борясь с городскими вольностями, власти к концу 16 в. запретили деятельность комедийных обществ. Выступления нар. комедиантов стали устраиваться гл. обр. на ярмарках - Сен-Лоранской и Сен-Жерменской, во время к-рых продавцы фальшивых снадобий, доктора-шарлатаны нанимали акт„ров для прославления своих товаров. В роли таких зазывал выступали фарсовые комики, разыгрывавшие комедийные диалоги часто вместе с самим хозяином "предприятия" (знаменитая пара нач. 17 в.-Табарен и Мондор). Со временем мн. ярмарочные комедианты переходили на сцену проф. т-ров и вступали в труппу "Бургундского отеля". На подмостках этого т-ра в фарсовом репертуаре выступали акт„ры Г о тъе-Г ар гиль, Гро-Гилъом и Тюр-люпен, к-рые иногда участвовали и в спектаклях "высокого стиля". В нач. 17 в. после длительной борьбы с "Братством страстей господних", сохранявшим монополию на представление пьес в Париже, в "Бургундском отеле" обосновалась провинциальная труппа В. Леконта. Деятельность этой труппы, ставшей по существу первым проф. т-ром Франции, знаменовала собой обращение т-ра к драматургии. Эта труппа показывала трагикомедии, трагедии и пасторали А. Арди, а также пьесы др. совр. авторов. Отвечая на запросы аристократии. публики, "Бургундский отель" культивировал стиль возвышенной, манерной игры, наиболее ярким представителем к-рого был акт„р Белъроз. Связи с демократич. частью зрителей поддерживались благодаря пост. фарсов, обычно завершавших "серь„зные" спектакли; на сцене этого т-ра сохранялся характерный для мистерии принцип симультанного (одновременного) показа мн. "мест действия", но их планировка подчинялась новому закону перспективного построения декораций. Утверждение эстетич. принципов классицизма, выраженных в произв. новой драматургии, потребовало коренной перестройки сценич. иск-ва. Новое художеств. направление встретило сопротивление со стороны т-ра "Бургундский отель", к-рый по-прежнему обращался к пост. традиционных трагикомедии и простонародного фарса. Для пост. пьес драматургов-классицистов в 1634 в Париже был открыт т-р "Маре", находившийся под покровительством кардинала Ри-шель„. Руководитель этого т-ра выдающийся акт„р Г. Мондори по характеру своего дарования был близок суровой и величеств, героике Корнеля. Этой же манеры придерживался и др. видный трагедийный акт„р 17 в.-Флоридор. Эмоциональная насыщенность, музыкальность стиха Расина потребовали более мягкой, сдержанной декламации, получившей развитие в исполнительской манере актрисы М. Шанмеле. Классицизм создал сценич. школу, определившую стиль акт„рского иск-ва во Франции 17-18 вв. и оказавшую влияние на развитие т-ра др. европ. стран. Сложился строгий художеств. канон, по к-рому всякое чувство получало определ„нное выражение в голосе, мимике, жесте. Критерием прекрасного была "облагороженная природа"; герои классицистских трагедий наделялись изящными манерами светских людей, но при этом игра акт„ров отличалась монументальностью, подч„ркнутой патетикой. Достижениями этой школы являлись поэтичность, страстность, пла-стич. выразительность игры. Реалистич. черты клас-сицистской манеры исполнения наиболее отч„тливо проявлялись в игре комедийных акт„ров (Р. Дуассон и др.). Классицистская школа определила возникновение акт„рских амплуа, создала возможность для композиционно целостного построения зрелища. Ограниченность классицизма сказалась в идеализации, в пренебрежении историч. и нац. характеристикой персонажей, носивших костюмы франц. аристократов или "римские" стилизованные одеяния. Акт„ры-классицисты (напр., Монфл„ри) часто впадали в ходульность, прибегали к преувеличенному пафосу, манерной жестикуляции. Страницы: «« « 2431 2432 2433 2434 2435 2436 2437 2438 2439 2440 2441 2442 2443 2444 2445 2446 2447 2448 2449 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |