Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2431   2432   2433   2434   2435   2436   2437   2438   2439  2440   2441   2442   2443   2444   2445   2446   2447   2448   2449  » »»

завязки и зрелищно-муз. оформлением. После  выхода  литургич.  драмы  из
церкви на паперть (12 в.) е„ темы и сюжеты  расширились,  основой  стали
библейские истории.  В  качестве  исполнителей  литургич.  драмы  начали
выступать не только духовные лица, но и  прихожане,  а  на  роли  чертей
нередко  приглашались  жонгл„ры.  Литургич.  драма  утеряла   строгость,
определявшуюся общим  духом  церковного  богослужения,  на  не„  оказала
воздействие вольная атмосфера ярмарок, во время  к-рых  она  чаще  всего
разыгрывалась.
   Одновременно  с   церковным   т-ром   развивались   театр.   зрелища,
генетически связанные с нар. карнавалами. Ранними очагами  светского  Ф.
т.  были  городские  пюи  -  кружки,  в  к-рых   выступали   труверы   и
любители-горожане.  Здесь  устраивались  состязания  поэтов  и   певцов,
разыгрывались  небольшие,  драм.  сценки.  Характер  этих   зрелищ   был
определ„н  вольнолюбивой  атмосферой   и   образным   строем   городских
празднеств,  карнавальных  увеселений.  Этот  род  зрелищ   не   получил
свободного развития из-за событий Столетней войны (1337-1453).
   Несмотря на подавление реалистич. тенденций, их развитие во Ф. т.  не
прекращалось. Реалистич.  нар.  начало  площадных  зрелищ,  связанное  с
идеологией бюргерства  и  демократич.  масс,  развивалось  в  миракле  и
мистерии.  В  мистерии   -   наиболее   массовом   жанре   ср.-век.   Ф.
т.противоречие  между  религиозными  и  светскими  тенденциями  достигло
наибольшей  остроты.  Представления  мистерий  устраивались   городскими
властями. Они происходили под открытым  небом  и  часто  продолжались  в
течение  неск.  недель.  При  пост.  мистерий  применялись  симультанные
декорации, разл. сценич. эффекты.  В  представлениях  принимали  участие
многочисл. исполнители - члены городских цехов, любители, объединявшиеся
в  постоянные  театр.  организации.  Среди  этих   организаций-"Братство
страстей господних",  получившее  в  1402  монопольное  право  на  показ
мистерий в Париже.  "Братство"  давало  свои  представления  в  закрытых
помещениях, а в 1548 оборудовало для этой цели "Бургундский отель".
   Развитие  в  мистерии  светского  начала,   усиление   реалистич.   и
комедийных    элементов,    снижающих     религиозную     направленность
представлений, вызвали протест церковных  и  светских  властей.  В  1548
решением парижского парламента "Братству" был запрещ„н  показ  мистерий,
но разрешалось исполнять  моралите,  фарсы,  и  соти.  "Братство"  стало
сдавать  свой  т-р   др.   парижским   театр.   организациям.   Наиболее
прославленной среди них был союз  судейских  клерков,  любителей  театр.
иск-ва - "Базоши" (нач. 14 в.);  они  выражали  в  своих  представлениях
вольнолюбивые настроения городской демократии,  связанные  с  традициями
площадных карнавалов; пародировали гос. и церковную иерархию, устраивали
пародийные судейские диспуты, сочиняли комедийные сценки в жанрах  фарса
и соти. За исполнение сатирич. эпизодов и  песен  "Базоши"  подвергались
преследованиям королевской власти. Помимо этой организации, в  Париже  и
провинции существовало множество др. театр. объединений, с деятельностью
к-рых связано появление проф. фарсовых акт„ров (Понтале и др.). Борясь с
городскими вольностями, власти к  концу  16  в.  запретили  деятельность
комедийных обществ. Выступления нар. комедиантов стали устраиваться  гл.
обр. на ярмарках  -  Сен-Лоранской  и  Сен-Жерменской,  во  время  к-рых
продавцы фальшивых  снадобий,  доктора-шарлатаны  нанимали  акт„ров  для
прославления своих товаров. В  роли  таких  зазывал  выступали  фарсовые
комики, разыгрывавшие комедийные диалоги часто вместе с  самим  хозяином
"предприятия" (знаменитая пара нач. 17 в.-Табарен и Мондор). Со временем
мн. ярмарочные комедианты переходили на сцену проф. т-ров и  вступали  в
труппу  "Бургундского  отеля".  На  подмостках  этого  т-ра  в  фарсовом
репертуаре выступали акт„ры Г о тъе-Г ар гиль, Гро-Гилъом  и  Тюр-люпен,
к-рые иногда участвовали и в спектаклях "высокого стиля".
   В  нач.  17  в.  после  длительной  борьбы  с   "Братством   страстей
господних", сохранявшим монополию на  представление  пьес  в  Париже,  в
"Бургундском  отеле"  обосновалась  провинциальная  труппа  В.  Леконта.
Деятельность  этой  труппы,  ставшей  по  существу  первым  проф.  т-ром
Франции, знаменовала собой обращение  т-ра  к  драматургии.  Эта  труппа
показывала трагикомедии, трагедии и пасторали А. Арди, а также пьесы др.
совр. авторов. Отвечая на запросы  аристократии.  публики,  "Бургундский
отель" культивировал стиль возвышенной, манерной  игры,  наиболее  ярким
представителем к-рого был акт„р  Белъроз.  Связи  с  демократич.  частью
зрителей  поддерживались  благодаря  пост.  фарсов,  обычно  завершавших
"серь„зные" спектакли; на сцене этого т-ра  сохранялся  характерный  для
мистерии  принцип  симультанного  (одновременного)  показа   мн.   "мест
действия", но их планировка  подчинялась  новому  закону  перспективного
построения декораций.
   Утверждение эстетич.  принципов  классицизма,  выраженных  в  произв.
новой драматургии,  потребовало  коренной  перестройки  сценич.  иск-ва.
Новое художеств. направление встретило  сопротивление  со  стороны  т-ра
"Бургундский отель", к-рый по-прежнему обращался  к  пост.  традиционных
трагикомедии    и    простонародного    фарса.    Для     пост.     пьес
драматургов-классицистов  в  1634  в  Париже  был  открыт  т-р   "Маре",
находившийся под покровительством кардинала Ри-шель„. Руководитель этого
т-ра выдающийся акт„р Г.  Мондори  по  характеру  своего  дарования  был
близок  суровой  и  величеств,   героике   Корнеля.   Этой   же   манеры
придерживался  и  др.   видный   трагедийный   акт„р   17   в.-Флоридор.
Эмоциональная насыщенность, музыкальность стиха Расина потребовали более
мягкой, сдержанной декламации,  получившей  развитие  в  исполнительской
манере актрисы М. Шанмеле.
   Классицизм создал сценич. школу, определившую стиль акт„рского иск-ва
во Франции 17-18 вв. и оказавшую влияние на  развитие  т-ра  др.  европ.
стран. Сложился строгий  художеств.  канон,  по  к-рому  всякое  чувство
получало определ„нное  выражение  в  голосе,  мимике,  жесте.  Критерием
прекрасного была "облагороженная природа"; герои классицистских трагедий
наделялись изящными манерами светских людей, но при  этом  игра  акт„ров
отличалась монументальностью, подч„ркнутой патетикой. Достижениями  этой
школы являлись поэтичность, страстность, пла-стич. выразительность игры.
Реалистич. черты клас-сицистской манеры  исполнения  наиболее  отч„тливо
проявлялись в игре комедийных акт„ров (Р. Дуассон и др.). Классицистская
школа определила возникновение акт„рских амплуа, создала возможность для
композиционно целостного построения зрелища. Ограниченность  классицизма
сказалась в идеализации, в пренебрежении историч. и нац. характеристикой
персонажей,  носивших  костюмы   франц.   аристократов   или   "римские"
стилизованные  одеяния.  Акт„ры-классицисты  (напр.,   Монфл„ри)   часто
впадали в ходульность,  прибегали  к  преувеличенному  пафосу,  манерной
жестикуляции.

Страницы: «« « 2431   2432   2433   2434   2435   2436   2437   2438   2439  2440   2441   2442   2443   2444   2445   2446   2447   2448   2449  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия