Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2428   2429   2430   2431   2432   2433   2434   2435   2436  2437   2438   2439   2440   2441   2442   2443   2444   2445   2446  » »»

   Борьба разнородных обществ, тенденций во  Ф.  д.  резко  выявилась  в
условиях бурж. строя нач.  19  в.  Классицистская  трагедия  проникается
реакц. идеями, становится оплотом  консервативного  направления  в  т-ре
(драматурги Ф. Ренуар, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.). Мелодрама  теряет  сво„
бунтарское  содержание,  социальные  конфликты  подменяются  моральными,
обличение политич. преступлений  уступает  место  изображению  злодеяний
отдельных личностей (мелодрамы Г. Пиксерекура, Л. Ш. Кенъе}. Но в то  же
время жанр мелодрамы сохраняет нек-рые демократич.  элементы;  в  лучших
пьесах этого жанра (В. Дюканж, А. Ф.  Ден-нери)  проявляется  сочувствие
простому человеку,  обличается  стяжательство.  Противоречивый  характер
носило  развитие  водевиля,  к-рый  приобретал  типично   бурж.   черты,
становился  безыдейно-развлекательным,  хотя  в  н„м   продолжало   жить
жизнерадостное остроумие, "один из существенных и  прекрасных  элементов
французского характера", по выражению А. И. Герцена.
   Глубокая  неудовлетвор„нность  разл.  обществ.  трупп   послереволюц.
действительностью получила выражение в иск-ве романтизма, внутри  к-рого
также  боролись  разные  идейные  устремления.  Феодаль-но-монархич.   и
религиозному  направлению  (Ф.  Р.  Ша-тобриан  и   др.)   противостояло
направление, связанное с демократич. традициями нац. иск-ва,  отражавшее
настроения, порожд„нные борьбой нар. масс и передовых деятелей  культуры
против режимов  Реставрации  и  Июльской  монархии.  Крупнейшие  явления
драматургии 1-й пол. 19 в. связаны в  20-е  гг.  с  идеями  карбонариев,
утопич. социализма, с национально-освободит. борьбой в Испании,  Италии,
Греции и  др.  Позднее,  в  30-40-е  гг.,  на  них  оказали  воздействие
революция 1830,  выступления  пролетариата,  ненависть  широких  масс  к
финансовой олигархии. Теоре-тич. трактаты-манифесты  "Расин  и  Шекспир"
Стендаля (1823-25), предисловие к "Кромвелю" Гюго (1827)  сформулировали
идеи передовой  драматургии.  Поступательное  развитие  т-ра  определяла
драматургия,   выражавшая   протест,   обличавшая   обществ,    порядки,
утверждавшая новые  художеств.  средства.  В  драмах  В.  Гюго  ("Марион
Делорм", 1829, "Эрнани", 1830, "Мария Тюдор", 1833,  "Лукреция  Борджа",
1833, "Анд-жело", 1835, "Рюи Блаз", 1838) ярко проявились  прогрессивные
идейно-худо жеств. тенденции романтизма -  страстный  гуманизм,  протест
против социальной несправедливости, обличение правящих классов,  горячее
сочувствие  простому  человеку,  стремление  к  историзму,  к   передаче
жизненных контрастов, высокая поэтичность. К творчеству  Гюго  примыкает
также драматургия А. Дюма-отца, пьесы к-рого  ("Антони",  1831,  "Ричард
Дарлингтон", 1831, "Кип, или Беспутство и гений", 1836, и др.) содержали
элементы  критики  буржуазно-дворянского  общества.  Центр,  тема  драмы
"Чаттертон"  А.  Виньи  (1835)   -   одиночество   человека,   отрицание
торгашеского духа бурж. общества. Лирич. комедии  и  историч.  драмы  А.
Мюссе ("Прихоти Марианны", 1833, "Фантазио", 1834, "Любовью  не  шутят",
1834, "Лоренцаччо", 1834) отразили колебания и  сомнения  интеллигенции,
вызванные поражением революц. выступлений 1820-30-х гг.
   Одновременно   шло   формирование   драматургии   критич.   реализма,
отражавшей противоречия бурж. общества. Однако  реалистич.,  проникнутые
свободолюбием и антиклерикальными тенденциями, остро сатирические  пьесы
П. Меримо (сб. "Театр Клары Га-суль", 1825) были пост. лишь в 20 в.  Его
историч. драма "Жакерия", о крестьянской революции 14 в.,  не  ставилась
во Франции. Пьесы гениального представителя критич. реализма О. Бальзака
("Вотрен", 1840, "Надежды Кинолы", 1842, "Памела Жиро", 1843,  "Мачеха",
1848, "Делец", 1851), обличавшего хищничество буржуазии, не имели успеха
у бурж. зрителя, подвергались запретам. В 1830-40-х гг. широкое развитие
получила социальная мелодрама, поднимавшая вопросы положения  трудящихся
в  ка-питалистич.  обществе,  обличавшая  социальную   несправедливость.
Несмотря на филантропич. идеи, примиренчество,  ограниченность  критики,
лучшие пьесы этого жанра ("Анго", 1835, "Два слесаря", 1841,  "Парижский
тряпичник", 1847, Ф. Пиа, "Рабочий" Ф. Сулье, 1840, инсценировка  романа
Э. Сю "Парижские тайны", 1844)  способствовали  пробуждению  протеста  в
народе.  На  ведущее  место   в   репертуаре   франц.   т-ров   занимала
"благонамеренная"  драматургия  О.   Э.   Скриба,   создателя   эффектно
построенной пьесы, утверждающей бурж. мораль.  Хотя  комедии  Скриба  не
лишены иногда сатирич. оттенка, они проникнуты верой в бурж. прогресс  и
осмеивают вс„, что ему мешает ("Бертран и Ратон",  1833,  "Товарищество,
или Лестница славы", 1837, "Стакан воды", 1840, "Пуф",  1848).  Из  пьес
Скриба выделяется лишь драма "Ад-риенна Лекувр„р" (совм. с  Э.  Легуве),
близкая к романтич. драматургии. Бурж. идеология ещ„  более  воинственно
утверждалась  лит.  группой,  называвшейся  "школой  здравого   смысла".
Выразитель  идей  этой  группы  драматург  Ф.  Понсар  выступил   претив
романтич.  бунтарства,  он  возродил  форму   классицистCKoii   трагедии
("Лукреция", 1843, "Шарлотта Корде", 1850) и комедии ("Честь и  деньги",
1853, "Биржа", 1856),  направил  драматургию  к  откровенной  пропаганде
бурж. идеалов семьи, собственности, "порядка". После  революции  1848  и
подавления рабочего  восстания  в  июне  1848  победа  реакц.  буржуазии
надолго задержала развитие передовой Ф. д. Осн. место в репертуаре т-ров
заняли  произв.  охранительно-бурж.  драматургии,  идейно  связанной  со
"школой здравого смысла",- Э. Ожъе ("Габриэль".  1849,  "Зять  господина
Пуарье", 1854, "Бесстыдники", 1861, "Сын Жи-буайе", 1862), А.  Дюма-сына
("Дама с камелиями", 1852, "Полусвет", 1855, "Денежный  вопрос",  1857),
В.  Сарду  ("Родина",  1869,  "Федора",  1882,  "Мадам  Сан-Жен",  1893,
"Колдунья", 1903, и др.), О. Ф„йе, А. М-ельяка, Л. Галеви  и  др.  Ловко
построенные   пьесы   с   умело    разработанной    мелодраматич.    или
адюльтерно-комедийной интригой,  утверждающие  бурж.  мораль,  усиливали
отрыв драматургии от большой лит-ры.
   Традиционная  для  франц.  т-ра  л„гкая  комедия  водевильного   типа
получила блестящее выражение  в  творчестве  Э.  Лабиша,  в  остроумных,
забавных, живых пьесах к-рого ("Соломенная шляпка",  1851,  "Мизантроп",
1852, "Путешествие господина Перришона", 1860, "Копилка", 1864)  звучали
и сатирич. антимещанские ноты. Карикатуру на мещанина создал А. Монъе  в
комедии "Величие и падение господина Жозефа Прюдома" (совм. с Г. Ваэзом,
1852).
   В последней трети 19-нач. 20 вв., в обстановке усиления  империализма
в экономич. и политич. жизни Франции, обострения обществ,  противоречий,
часть художеств.  интеллигенции  отказалась  от  социально  значительной
проблематики, обратилась к "чистому искусству", мистике, к  формалистич.
исканиям (сим-волистско-католич.  пьесы  Ж.  Пеладана,  Э.  Дюжар-дена).
Наиболее  ярко  религиозно-символистская  драма  была   представлена   в
творчестве П. Клоделя, прославлявшего жертвенность, смирение, страдание.
Но  в  отличие  от  др.  драматургов-католиков,   Клодель   призывал   к
самоотречению и действию во имя счастья людей.  Поиски  идеала,  хотя  и

Страницы: «« « 2428   2429   2430   2431   2432   2433   2434   2435   2436  2437   2438   2439   2440   2441   2442   2443   2444   2445   2446  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия