Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2427   2428   2429   2430   2431   2432   2433   2434   2435  2436   2437   2438   2439   2440   2441   2442   2443   2444   2445  » »»

идею служения обществу,  гуманистич.  мораль.  Создатели  классицистской
теории драмы, придерживаясь рационалистич. эстетики, требовали  строгого
разграничения  жанров  трагедии  и  комедии,  типологич.  характеристики
образов, соблюдения законов тр„х  единств  (единства  места,  времени  и
действия), ч„ткости композиционного  построения,  единого  стихотворного
размера (александрийский стих).
   Классицистская   трагедия,    подготавливавшаяся    творчеством    А.
Монкретъена, Ж. Ротру, Ж. Мере, получила высшее выражение  в  творчестве
П. Корне-ля, утвердившего новый жанр героич. трагедии,  значительной  по
содержанию, совершенной по своей поэтич. форме. Лучшие трагедии  Корнеля
- "Сид" (1636), "Гораций" (1640), "Никомед" (1651) -  пронизаны  пафосом
гражданских идеалов, выражают благородные душевные порывы героев, в  них
сталкиваются в острой открытой борьбе носители  идеалов  нравственности,
чести,  патриотич.   доблести   и   преступные,   честолюбивые   натуры.
Гуманистич. этика отличала  творчество  др.  великого  драматурга  этого
времени - Ж. Расина, в трагедиях к-рого  обличение  эгоистич.  страстей,
-деспотич. произвола сочеталось  с  прославлением  моральной  стойкости,
личного достоинства  человека  -  "Андромаха"  (1667),  "Федра"  (1677),
"Го-фолия" (1691) и др. По  сравнению  с  драматургией  др.  стран  Зап.
Европы 2-й пол. 17 в. Ф.  д.  наиболее  глубоко  раскрывала  внутр.  мир
человека, выражала языком высокой поэзии  сложные  душевные  переживания
героев.
   Создателем нового типа классицистской комедии был Мольер,  величайший
франц.  драматург,  положивший  начало  новому  этапу  развития  мировой
драматургии. Сохраняя и развивая лучшие  стороны  эстетики  классицизма,
Мольер сделал решительный шаг к реализму. Разрушив характерное для  этой
эстетики представление о комедии как о низменном жанре, Мольер создал т.
н. высокую комедию - "Школа ж„н" (1662), "Тартюф" (1664-65), "Дон Жуан",
"Мизантроп" (обе  в  1665),  "Мещанин  во  дворянстве"  (1670),  "Плутни
Скапена" (1671) и др. Развивая  реа-листич.  и  сатирич.  традиции  нар.
фарса,  он  вн„с  в  комедию  гуманистич.  идейность,   сблизил   е„   с
действительностью. Изображая социальные пороки аристократии и буржуазии,
Мольер противопоставил им просвещ„нные взгляды  разумных  буржуа  и  гл.
обр. моральную силу народа, его здравый смысл, оптимизм. Комедии Мольера
сохраняли  мн.  черты  нар.  т-ра  -  динамизм,   фарсовую   красочность
характеристик, карнавальные финалы, бытовые сюжеты.  Творчество  Мольера
выдвинуло франц. комедиографию на передовые позиции по отношению ко всей
европ. драматургии, способствовало формированию реалистич. комедии почти
во всех странах Зап. Европы.
   На рубеже 17-18 вв. традиции мольеровской сатиры, в  нек-рой  степени
сохранившиеся в комедиях Ж. Ф. Реньяра, Ф. Данкура, Ш. Дюфрени, получили
социально заостр„нное выражение в комедии А. Р. Лесажа "Тюркаре" (1709),
обличавшей паразитизм дворянства, хищничество буржуазии.  Лирич.  стихия
комедий Мольера в значит,  мере  определила  стилистику  драматургии  П.
Мариво,  к-рый  вв„л  в  комедийный  жанр  тонкий  психологизм   Расина,
моральные принципы раннего просветительства, создал  новый  тип  изящной
поэтич. комедии - "Игра любви и случая" (1730) и др.
   Бурный рост обществ, противоречий определил просветительский  этап  в
развитии  Ф.  д.  Франц.  просветители,  способствовавшие   консолидации
третьего  сословия,   идеологич.   подготовке   к   революц.   свержению
феодального строя, боролись за создание нового театр. иск-ва,  используя
лучшие  традиции  героич.  трагедии'и  сатирич.  комедии  17   в.   Жанр
классицистской трагедии развивал и обогащал Вольтер, обличавший в пьесах
"Заира" (1732),  "Магомет..."  (1741)  политич.  деспотизм,  религиозную
нетерпимость. Как эпигон классицизма выступил П.  Кребийон,  создававший
свои  произв.  по  нормам  "трагедии  ужасов"  и  ориентировавшийся   на
аристократич. аудиторию.
   Процесс демократизации общества в эпоху Просвещения  вызвал  к  жизни
новый драматургич. жанр - т. н. мещанскую драму,  создателями  к-рой  во
Франции были Д. Дидро, М.  Ж.  Седен,  Л.  С.  Мерсъе.  Мещанская  драма
ознаменовала  собой  победу  просветительского   реализма,   приближение
тематики  произв.  драматургии  к  повседневной  действительности.  Осн.
содержанием нового жанра  была  критика  пороков  дворянского  общества,
противопоставление им идеалов третьего сословия. Однако, наделяя  своего
положит.  героя  -  буржуа  -   высокими   гражданскими   и   моральными
добродетелями, драматурги-просветители  вносили  в  свои  произв.  черты
идилличности и дидактизма. Особенно показательным в этом  отношении  был
жанр "слезной комедии)), создатели к-рого П. К. Ни-вель де Лашоссе и  Ф.
Детуш, сочетая принципы классицистской комедии и англ. мещанской  драмы,
пытались компромиссно решать в своих пьесах противоречия между дворянами
и буржуазией.
   Недостатки мещанской драмы и  "сл„зной  комедии"  были  преодолены  в
комедиях П.  О.  Бомарше  "Севиль-ский  цирюльник"  (1775)  и  "Женитьба
Фигаро" (1784), в к-рых с  новой  силой  ожили  традиции  Мольера,  были
воплощены лучшие черты просветительской эстетики. В центре обеих комедий
- деятельный, остроумный человек из народа, борьба к-рого за сво„ личное
и гражданское достоинство была ярким проявлением критич. отношения  масс
к социальному произволу, моральной распущенности дворянского общества  в
канун  революции.  Комедии  Бомарше  обладали  огромной  силой  сатирич.
обличения, ярким оптимизмом, революц. темпераментом.
   Героич. и гражданственные устремления просветительской драматургии  с
наибольшей силой раскрылись в период франц. бурж. революции конца 18  в.
Трагедии М. Ж. Шенье, проникнутые  антифеодальным  пафосом  ("Карл  IX",
1789, "Генрих VIII", 1791, "Жан Калас", 1791, "Кай Гракх",  1792),  были
образцами  драматургии  революц.   классицизма.   Во   время   революции
развивается   жанр   "высокой   комедии"   ("Филинт,   или   Продолжение
"Мизантропа""    Фабра    д'Эглантина,    1790),    в     к-рой     дано
революционно-демо-кратич.  решение   моральных   проблем,   поставленных
революцией. Развитие получили агитационные злободневные  пьесы.  В  годы
якобинской диктатуры создаются  аллегорич.  пьесы-оратории,  воспевавшие
подвиги народа,  разум,  республику,  свободу  и  равенство  ("Лагерь  у
Гран-Пре, или Триумф Республики" Шенье, 1793), политич. памфлеты,  фарсы
("Страшный суд над королями" Марешаля, 1793).
   В годы революции сформировались жанры мелодрамы и водевиля.  Революц.
мелодрама ("Монастырские жертвы" Ж. М.  Монвеля,  1791,  "Робер,  атаман
разбойников"  Ж.  А.  Ф.  Лагмартельера,  1792)  обличала   преступления
свергнутого строя. Эмоциональность, резкая контрастность положительных и
отрицательных героев определялись пафосом негодования  против  носителей
угнетения. Политич. сатирой и патриотизмом насыщен и  водевиль  революц.
лет.

Страницы: «« « 2427   2428   2429   2430   2431   2432   2433   2434   2435  2436   2437   2438   2439   2440   2441   2442   2443   2444   2445  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия