Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2418   2419   2420   2421   2422   2423   2424   2425   2426  2427   2428   2429   2430   2431   2432   2433   2434   2435   2436  » »»

   Доброхотов Б., Е. И. Фомин, М.-Л., 1949.
   В. Бр.
   ФОНВИЗИН, Денис Иванович [3 (14).  IV.  1745,  Москва,-  l  (12).  XI
1.1792, Петербург] - русский драматург. Род. в дворянской семье. В  1755
поступил в гимназию при  Московском  университете,  откуда  в  1760  был
перевед„н на философский ф-т Ун-та. В нач. 60-х  гг.  служил  секретар„м
кабинет-министра И. П. Елагина. Тогда же началась  публицистич.  и  лит.
деятельность Ф. Он становится одним' из  крупнейших  рус.  просветителей
2-й пол. 18 в. Гневно,  со  злой  саркастической  иронией  изобличал  Ф.
деспотизм и беззаконие, царящие в России. С 1769 был  секретар„м  Н.  И.
Панина, возглавлявшего комиссию иностранных дел.
   Первый  драм.  опыт  Ф.-  перевод  трагедии  Вольтера  "Альзира,  или
Американцы" (1762).  В  1764  Ф.  написал  комедию  в  стихах  "Корион",
представлявшую собой переделку "на рус.  нравы"  франц.  драмы  "Сидней"
Гресси. Вскоре Ф. обратился к созданию  рус.  нац.  комедии,  написав  в
конце в0-х гг.  пьесу  "Бригадир".  Здесь  изображался  рус.  быт;  типы
петиметра Иванушки и пустой щеголихи-советницы были хорошо знакомы  рус.
читателю и зрителю. Автор обличал жестокость, тупоумие,  дикость  нравов
провинциальных помещиков. Большой силы реалистич. обобщения достиг автор
в образах Бригадира, Бригадирши и Советника. Конфликт пьесы строился  на
столкновении помещиков-крепостников  с  молодыми  деятелями  дворянского
просвещения  России.  Написанная  с  соблюдением  классицистских  правил
(единство  места,  времени  и  действия,  резкое   деление   героев   на
положительных и отрицательных и т. д.), комедия  эта  благодаря  живому,
подлинно разговорному языку, жизненности  образов  стала  новшеством  на
рус. сцене не только по сравнению  с  классицистскими  комедиями  А.  П.
Сумарокова, но и с сентименталистскими пьесами  В.  И.  Лукина.  Впервые
пост. в 1780 в Петербурге в Вольном российском т-ре Книпера на Царицыном
Лугу пьеса "Бригадир" долгое время не сходила со сцены рус. т-ра.
   В 1781 Ф. написал комедию "Недоросль", к-рая заняла  первое  место  в
рус.  сатирич.  лит-ре  екатерининского  времени.  Проблема   воспитания
молодого  поколения  рус.  дворянства,  поставленная  в  центре   пьесы,
привлекала рус. просветителей 18 в. Однако содержание  комедии  выходило
за   пределы   этого   вопроса.   В   ней    Ф.    затронул    важнейшие
социально-поли-тич. проблемы своего времени, выступил обличителем  жесто
костей и беззакония крепостного права,  призывал  к  ограничению  власти
помещиков   над   крестьянами.   В   образах   Простаковой,   Скотинина,
Митрофанушки отражены типич. черты "злонравных" помещиков,  те  обществ,
пороки,  против  к-рых  боролся  Ф.   Мн.   имена   персонажей   комедии
(Митрофанушка,   Скотинин   и   др.)   вскоре   стали    нарицательными.
Помещикам-самодурам  в   "Недоросле"   противостоят   образы   Правдина,
Стародума, Милона - носителей прогрессивных просветительских идей.
   Творчество Ф. развивалось в рамках классицизма, но именно он сделал в
рус. лит-ре первый шаг на пути создания реалистич.  драмы.  Несмотря  на
то, что в "Недоросле" (так же, как и в "Бригадире") соблюдены ком-позиц.
правила  классицистской  комедии,  эта  пьеса  по  своей   внутр.   сути
"взрывала"  идейно-художеств.  принципы  классицизма:  е„  герои  -   не
отвлеч„нные носители идей,  а  живые  люди,  поставленные  в  конкретную
бытовую среду, их  язык  строго  индивидуализирован.  Появление  комедии
стало важнейшим событием в рус.  художеств.  и  обществ,  жизни.  Гоголь
видел в "Недоросле" образец истинно общественной комедии, Пушкин называл
эту пьесу "народной сатирой". Первая  пост.  "Недоросля"  состоялась  24
сент. 1782 в Петербурге на сцене Вольного российского  т-ра  Книпера  на
Царицыном Лугу в бенефис И. А. Дмитревского  (исполнял  роль  Стародума;
Правдин - Плавильщиков, в пост. принимал участие автор).  В  Москве  эта
пьеса пост. в 1783 (Стародум - Померанцев). Оба спектакля имели  большой
успех. Последняя пьеса Ф.-  "Выбор  гуверн„ра",  посвящ„нная  воспитанию
молодого дворянства, в идейно-художеств. отношении значительно  уступает
"Бригадиру" и "Недорослю".
   Ф. оказал  огромное  влияние  на  рус.  т-р  и  драматургию.  "В  его
лице,отмечал   Белинский,-   русская   литература   как    будто    даже
преждевременно сделала огромный шаг к сближению с  действительностью..."
(Полн. собр. соч., т. 10, 1956,  с.  11).  Ф.  "...была  начата,-  писал
Горький,великолепнейшая и, может быть,  наиболее  социально-плодотворная
линия русской литературы - линия обличительно-реалистическая"  ("История
рус. лит-ры", см. Архив А.М.Горького, т. 1, 1939, с.  25).  Традиции  Ф.
были   продолжены   в   последующее    время    Н.    В.    Гоголем    и
М.Е.Салтыковым-Щедриным.
   Соч.: Сочинения, письма и избранные переводы, СПБ, 1866; Первое полн.
собр. соч. как оригинальных, так и переводных, М., 1888.
   Лит.: Тихонравов Н.С., Материалы для полного собрания сочинений Д. И.
Фонвизина, СПБ, 1894; В язсмский П. А., Фон-Визин, СПБ. 1848; Ключевский
В. О., "Недоросль"  Фонвизина  (опыт  исторического  объяснения  учебной
пьесы). Собр. соч., т. 8, М., 1959;
   Асеев' Б. Н.,  Возникновение  русской  реалистической  драмы.  Д.  И.
Фонвизин, в его кн.: Русский драматический театр XVII-XVIII  веков,  М.,
1958; Всеволодский-Гернгросс В. Н., Русский театр второй половины  XVIII
века, М., 1960, с. 201-226; Благой Д. Д., Д. И. Фонвизин, М., 1945; Б  е
р к о в П. Н., Театр  Фонвизина  и  русская  культура,  в  сб.:  Русские
классики и театр. Л.-М., 1947; Макогоненко Г. П., Денис Фонвизин, М.-Л.,
1961. ' Д, А   ФОНТАНН (Fontanne), Линн (р.  6.ХП.1887)  -  амер.  актриса.  В  1905
дебютировала в т-ре "Друри-Лейн" в пантомиме "Золушка". Затем  играла  в
разл. т-рах Англии.  В  1910  впервые  выступила  в  Нью-Йорке.  В  1916
вторично приехала в США, играла в труппе Л. Тейлор и др.  т-рах  США.  В
1922 вышла замуж за акт„ра А. Ланта, к-рый  стал  е„  партн„ром.  Особое
значение имела деятельность Ф. в т-ре "Гилд" (1924-  1929),  где  она  и
Лант были ведущими акт„рами постоянной труппы. В  этом  т-ре  Ф.  играла
роли: Актриса ("Гвардеец" Мольнара, 1924),  Раина  и  Элиза  ("Оружие  и
человек",  1925,  и  "Пигмалион",  1926,   Шоу),   Гру-шенька   ("Братья
Карамазовы" по Достоевскому,
   1927), Нина Лидс ("Странная интерлюдия" О' Нила,
   1928). После ухода  из  т-ра  "Гилд"  Ф.  и  Лант  стали  популярными
акт„рами Бродвея. С успехом играли в л„гких совр. комедиях  С.  Бермана,
Т. Реттигена, Н. Коуарда; игра их  отличалась  элегантностью,  остротой,
высоким мастерством. Ф.  выступала  и  в  т-ре  "Гилд".  Роли:  Катарина
("Укрощение строптивой", 1935); Ирена ("Восторг идиота" Шервуда,  1936),
Алк-мена  ("Амфитрион  38"  Жироду,  1937),  Аркадина  ("Чайка",  1938);
Миранда ("Не будет ночи" Андерсена, 1940).
   В 1958 т-р "Глобус" в Нью-Йорке был переименован вТ-р А. Ланта  -  Л.

Страницы: «« « 2418   2419   2420   2421   2422   2423   2424   2425   2426  2427   2428   2429   2430   2431   2432   2433   2434   2435   2436  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия