|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2418 2419 2420 2421 2422 2423 2424 2425 2426 2427 2428 2429 2430 2431 2432 2433 2434 2435 2436 » »» Доброхотов Б., Е. И. Фомин, М.-Л., 1949.
В. Бр.
ФОНВИЗИН, Денис Иванович [3 (14). IV. 1745, Москва,- l (12). XI
1.1792, Петербург] - русский драматург. Род. в дворянской семье. В 1755
поступил в гимназию при Московском университете, откуда в 1760 был
перевед„н на философский ф-т Ун-та. В нач. 60-х гг. служил секретар„м
кабинет-министра И. П. Елагина. Тогда же началась публицистич. и лит.
деятельность Ф. Он становится одним' из крупнейших рус. просветителей
2-й пол. 18 в. Гневно, со злой саркастической иронией изобличал Ф.
деспотизм и беззаконие, царящие в России. С 1769 был секретар„м Н. И.
Панина, возглавлявшего комиссию иностранных дел.
Первый драм. опыт Ф.- перевод трагедии Вольтера "Альзира, или
Американцы" (1762). В 1764 Ф. написал комедию в стихах "Корион",
представлявшую собой переделку "на рус. нравы" франц. драмы "Сидней"
Гресси. Вскоре Ф. обратился к созданию рус. нац. комедии, написав в
конце в0-х гг. пьесу "Бригадир". Здесь изображался рус. быт; типы
петиметра Иванушки и пустой щеголихи-советницы были хорошо знакомы рус.
читателю и зрителю. Автор обличал жестокость, тупоумие, дикость нравов
провинциальных помещиков. Большой силы реалистич. обобщения достиг автор
в образах Бригадира, Бригадирши и Советника. Конфликт пьесы строился на
столкновении помещиков-крепостников с молодыми деятелями дворянского
просвещения России. Написанная с соблюдением классицистских правил
(единство места, времени и действия, резкое деление героев на
положительных и отрицательных и т. д.), комедия эта благодаря живому,
подлинно разговорному языку, жизненности образов стала новшеством на
рус. сцене не только по сравнению с классицистскими комедиями А. П.
Сумарокова, но и с сентименталистскими пьесами В. И. Лукина. Впервые
пост. в 1780 в Петербурге в Вольном российском т-ре Книпера на Царицыном
Лугу пьеса "Бригадир" долгое время не сходила со сцены рус. т-ра.
В 1781 Ф. написал комедию "Недоросль", к-рая заняла первое место в
рус. сатирич. лит-ре екатерининского времени. Проблема воспитания
молодого поколения рус. дворянства, поставленная в центре пьесы,
привлекала рус. просветителей 18 в. Однако содержание комедии выходило
за пределы этого вопроса. В ней Ф. затронул важнейшие
социально-поли-тич. проблемы своего времени, выступил обличителем жесто
костей и беззакония крепостного права, призывал к ограничению власти
помещиков над крестьянами. В образах Простаковой, Скотинина,
Митрофанушки отражены типич. черты "злонравных" помещиков, те обществ,
пороки, против к-рых боролся Ф. Мн. имена персонажей комедии
(Митрофанушка, Скотинин и др.) вскоре стали нарицательными.
Помещикам-самодурам в "Недоросле" противостоят образы Правдина,
Стародума, Милона - носителей прогрессивных просветительских идей.
Творчество Ф. развивалось в рамках классицизма, но именно он сделал в
рус. лит-ре первый шаг на пути создания реалистич. драмы. Несмотря на
то, что в "Недоросле" (так же, как и в "Бригадире") соблюдены ком-позиц.
правила классицистской комедии, эта пьеса по своей внутр. сути
"взрывала" идейно-художеств. принципы классицизма: е„ герои - не
отвлеч„нные носители идей, а живые люди, поставленные в конкретную
бытовую среду, их язык строго индивидуализирован. Появление комедии
стало важнейшим событием в рус. художеств. и обществ, жизни. Гоголь
видел в "Недоросле" образец истинно общественной комедии, Пушкин называл
эту пьесу "народной сатирой". Первая пост. "Недоросля" состоялась 24
сент. 1782 в Петербурге на сцене Вольного российского т-ра Книпера на
Царицыном Лугу в бенефис И. А. Дмитревского (исполнял роль Стародума;
Правдин - Плавильщиков, в пост. принимал участие автор). В Москве эта
пьеса пост. в 1783 (Стародум - Померанцев). Оба спектакля имели большой
успех. Последняя пьеса Ф.- "Выбор гуверн„ра", посвящ„нная воспитанию
молодого дворянства, в идейно-художеств. отношении значительно уступает
"Бригадиру" и "Недорослю".
Ф. оказал огромное влияние на рус. т-р и драматургию. "В его
лице,отмечал Белинский,- русская литература как будто даже
преждевременно сделала огромный шаг к сближению с действительностью..."
(Полн. собр. соч., т. 10, 1956, с. 11). Ф. "...была начата,- писал
Горький,великолепнейшая и, может быть, наиболее социально-плодотворная
линия русской литературы - линия обличительно-реалистическая" ("История
рус. лит-ры", см. Архив А.М.Горького, т. 1, 1939, с. 25). Традиции Ф.
были продолжены в последующее время Н. В. Гоголем и
М.Е.Салтыковым-Щедриным.
Соч.: Сочинения, письма и избранные переводы, СПБ, 1866; Первое полн.
собр. соч. как оригинальных, так и переводных, М., 1888.
Лит.: Тихонравов Н.С., Материалы для полного собрания сочинений Д. И.
Фонвизина, СПБ, 1894; В язсмский П. А., Фон-Визин, СПБ. 1848; Ключевский
В. О., "Недоросль" Фонвизина (опыт исторического объяснения учебной
пьесы). Собр. соч., т. 8, М., 1959;
Асеев' Б. Н., Возникновение русской реалистической драмы. Д. И.
Фонвизин, в его кн.: Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М.,
1958; Всеволодский-Гернгросс В. Н., Русский театр второй половины XVIII
века, М., 1960, с. 201-226; Благой Д. Д., Д. И. Фонвизин, М., 1945; Б е
р к о в П. Н., Театр Фонвизина и русская культура, в сб.: Русские
классики и театр. Л.-М., 1947; Макогоненко Г. П., Денис Фонвизин, М.-Л.,
1961. ' Д, А ФОНТАНН (Fontanne), Линн (р. 6.ХП.1887) - амер. актриса. В 1905
дебютировала в т-ре "Друри-Лейн" в пантомиме "Золушка". Затем играла в
разл. т-рах Англии. В 1910 впервые выступила в Нью-Йорке. В 1916
вторично приехала в США, играла в труппе Л. Тейлор и др. т-рах США. В
1922 вышла замуж за акт„ра А. Ланта, к-рый стал е„ партн„ром. Особое
значение имела деятельность Ф. в т-ре "Гилд" (1924- 1929), где она и
Лант были ведущими акт„рами постоянной труппы. В этом т-ре Ф. играла
роли: Актриса ("Гвардеец" Мольнара, 1924), Раина и Элиза ("Оружие и
человек", 1925, и "Пигмалион", 1926, Шоу), Гру-шенька ("Братья
Карамазовы" по Достоевскому,
1927), Нина Лидс ("Странная интерлюдия" О' Нила,
1928). После ухода из т-ра "Гилд" Ф. и Лант стали популярными
акт„рами Бродвея. С успехом играли в л„гких совр. комедиях С. Бермана,
Т. Реттигена, Н. Коуарда; игра их отличалась элегантностью, остротой,
высоким мастерством. Ф. выступала и в т-ре "Гилд". Роли: Катарина
("Укрощение строптивой", 1935); Ирена ("Восторг идиота" Шервуда, 1936),
Алк-мена ("Амфитрион 38" Жироду, 1937), Аркадина ("Чайка", 1938);
Миранда ("Не будет ночи" Андерсена, 1940).
В 1958 т-р "Глобус" в Нью-Йорке был переименован вТ-р А. Ланта - Л.
Страницы: «« « 2418 2419 2420 2421 2422 2423 2424 2425 2426 2427 2428 2429 2430 2431 2432 2433 2434 2435 2436 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |