|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2411 2412 2413 2414 2415 2416 2417 2418 2419 2420 2421 2422 2423 2424 2425 2426 2427 2428 2429 » »» испытал влияние либерально-бурж. националистич. движения джади-дов,
одним из идеологов к-рого он стал. Идеи джади-дизма получили отражение в
первых пьесах: "Спор одного французского уч„ного с бухарским
мударри-сом" (1911), "Кровь" (1915), "Бекжон" (1916). Критикуя
отсталость феодальной Бухары и деспотизм эмира, Ф. призывает к реформе
просвещения. Бурж.-националистич. взгляды Ф. проявились и в пьесах:
"Гробница Тимура" (1919), "Огузхан" (1919), "Индийские революционеры",
"Настоящая любовь" (1920), "Абулфаизхан" и др. Его последующие пьесы -
"Абомуслим", "Восстание Шайтана против бога"-носят атеистич. характер, в
пьесе "Арслан" (1926) о земельно-водной реформе показано угнетение
бедняков в бухарском эмирате, борьба народа против социальной
несправедливости. Был репрессирован. Реабилитирован посмертно. Соч. (на
узб. яз.): "Чин Севиш", Тош., 1920;
"Арслон", Самарканд, 1927; "Шойтоннинг тангрига исени", Тош., 1923, и
др. M Pax
ФИТЧ (Fitch), Уильям Клайд (2.III.1865-4.IX. 1909) - амер. драматург.
Творч. деятельность начал в 1890, написав пьесу "Красавец Брюммель",
заглавная роль в к-рой предназначалась для акт„ра Р. Манс-филда. Позднее
писал пьесы для таких крупных акт„ров, как X. Моджеевская ("Мистрисс
Бетти", 1895, т-р "Гаррик", Нью-Йорк), Дж. Марло ("Барбара Фритчи",
1899, т-р "Брод-стрит", Филадельфия) и др. В первых пьесах использовал
сюжеты из истории, затем переделывал пьесы франц. и нем. драматургов по
образцам франц. салонной комедии. Нек-рые комедии Ф. отличаются знанием
законов сцены; л„гкий, острый, занимательный диалог, меткие детали
определяли их популярность, но большинство пьес Ф. надуманны,
искусственны.
Лучшие пьесы: "Натан Хейл" (1899, т-р "Хули", Чикаго), "Капитан
Джинкс" (1 901, т-р "Уолнат-стрит", Филадельфия), "Девушка с зел„ными
глазами" (1902, т-р "Са-вой", Нью-Йорк), "Правда" (1907, т-р
"Крайтирион", Нью-Йорк), "Город" (1909).
С о ч : The plays, ed. M. J. Moses and V. Gerson, v. 1-4, Boston,
1915. К. Г.
ФЙХТНЕР (Fichtner), Карл (7.VI.1805 - 19.VIII. 1873) - австр. акт„р.
В 1820 начал играть в т-ре Ба-дена, в 1823 приглаш„н в венский "Т-р ан
дер Вин", в 1824-65 - ведущий акт„р "Бургтеатра" (с 1841 - член
режисс„рской коллегии). Ф. принадлежал к плеяде крупнейших мастеров
"Бургтеатра", воспитанных Г. Лаубе и И. Шрейфо гелем. Акт„р высокой
культуры, он с успехом играл роли героев в классич. трагедиях Шекспира,
Шиллера, Ф. Грильпарцера и в бытовых комедиях Э. Бауэрнфельда. В его
творчестве гармонично сочетались разум и чувство, высокое благородство п
тонкий юмор. Для творчества Ф. были характерны ясный взгляд на жизнь,
романтич. вера в идеалы добра и справедливости. Лучшие роли: Меркуцио,
Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Леандр ("Волны моря и любви"
Грильпарцера), Дон Карлос.
Лит.: Laube H., Schriften uber Theater, В., 1959. Л. Лоб.
ФИШЕР (Fischer), Лек (26. II 1.1904-1956) - дат. писатель, драматург.
Лит. деятельность начал в 1923. В 30-е гг. написал психологические
драмы:
"Инвалид" (1930), "Перед потопом" (1934, т-р в Ор-хусе), "Реб„нок"
(1936, "Т-р Б. Нансен"), "В пустом доме" (1936, там же), "Коз„л
отпущения" (1938, Школьная сцена), "Ч„рная птица" (1939, "Т-р Б.
Нансен"), "Я хотел бы быть другим" (1940, Школьная сцена), в к-рых остро
звучит мотив одиночества, разобщ„нности людей, неспособных выйти за
пределы мелких, узкоэгоистич. интересов. В драме "Фронт" (1945,
"Фредериксбергтеатр") Ф. анализирует взаимосвязь мещанской морали и
идеологии фашизма. Антибурж. настроения Ф. ярко проявились в т. н.
"циничных комедиях" - "Влюбл„нные глупцы" (1950, Королевский т-р),
"Человек на луне" (1951, Hap. т-р), "Наш собственный остров" (1954,
Школьная сцена) и драмах "Путешествие" (1949, Королевский т-р), "Соль
земли" (1954, т-р в Ольборге), "Хлеб власти" (1955, Королевский т-р).
Аналитич. исследование характеров сочетается в них с обобщ„нно-символич.
трактовкой проблем судьбы человека. Активный гуманизм, лиричность
отличают пьесу "Выходной день" (1954, т-р в Оденсе). Пьесы Ф. ставились
т-рами Швеции, Финляндии, Австрии, ФРГ, Швейцарии, Норвегии.
Соч.: Выходной день, в сб.: Одноактные пьесы зарубежных драматургов,
М., 1961; Selskabs rejsen, Kbh., 1949.
Лит.: Кристенсен С. М., Датская литература 1918-1952, М., 1963, с.
240-46; На liar S., Leck Fischer, Kbh., 1937. Вл. М.
ФИШЕР, Микелис Микелевич (р. 6.V.1915) - латыш. сов. артист оперы
(драматич. тенор). Нар. арт. Латв. ССР (1965). Муз. образование получил
в Нар. консерватории (Лиепая). В 1941-48 - артист Лие-пайского т-ра, с
1948 - Т-ра оперы и балета Латв. ССР (Рига). Выступал сначала в партиях
баритона
(Эскамильо, Онегин, Демон, Фигаро и др.); с 1955 с успехом исполняет
партии драматич. тенора. Для иск-ва Ф. характерна сильная, мужественная
манера исполнения.
Партии: Айвар ("К новому берегу" Зариня), Каварадос-си, Джонсон,
Рудольф ("Тоска", "Девушка с Запада", "Богема" Пуччини), Радамес, Дон
Карлос ("Аида", "Дон Карлос" Верди), Хозе; Педро ("Долина" Д'Альбера),
Сергей ("Катерина Измайлова" Шостаковича), Питер Граймс (о. п. Бриттена)
и др.
Гастролировал во мн. оперных т-рах СССР. Я'. В. ФЙШЕР-ДИСКАУ
(Fischer-Dieskau), Дитрих (р. 28. V.I 925) - нем. артист оперы
(лирический баритон). Окончил Высшую муз. школу в Берлине. Ученик Г.
Вальтера и Г. Вейсен-борна. Красивый тембр голоса, совершенная вок.
техника выдвинули Ф.-Д. в число ведущих певцов современности.
Ф.-Д.-постоянный участник фестивалей в Зальцбурге, Эдинбурге, Байр„йте и
др. Участвовал в премьерах совр. опер В. Фортнера, Г. Рейтера, X. В.
Хенце и др. Работает в ФРГ.
Партии: Маркиз Поза ("Дон Карлос" Верди), Дон Жуан (о. п. Моцарта),
Вольфрам ("Тангейзер" Вагнера), Валентин ("Фауст"), Ренато
("Бал-маскарад" Верди), Ио-ханан ("Саломея" Р. Штрауса), Папагено
("Волшебная флейта"), Макбет (о. п. Верди) и др.
Известен также как выдающийся исполнитель ка-мерно-вок. репертуара:
Лит.: Рубин М., Три портрета, "Сов. музыка",! 962 ј 4. в,Ю\
ФЙЯН (Fijan), Андрия (4.IX.1851-26.IX.1911)-хорватский акт„р и
режисс„р. Дебютировал в 1873 на сцене Хорватского Нац. т-ра. С 1878 был
акт„ром и режисс„ром этого т-ра (сезон 1894-95 - акт„р и гл. режисс„р
Нац. т-ра в Белграде). Иск-во Ф. отличалось большой театр. культурой. В
его игре сказалось влияние нем. акт„рской школы (искусственная
Страницы: «« « 2411 2412 2413 2414 2415 2416 2417 2418 2419 2420 2421 2422 2423 2424 2425 2426 2427 2428 2429 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |