Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2411 2412 2413 2414 2415 2416 2417 2418 2419 2420 2421 2422 2423 2424 2425 2426 2427 2428 2429 » »» испытал влияние либерально-бурж. националистич. движения джади-дов, одним из идеологов к-рого он стал. Идеи джади-дизма получили отражение в первых пьесах: "Спор одного французского уч„ного с бухарским мударри-сом" (1911), "Кровь" (1915), "Бекжон" (1916). Критикуя отсталость феодальной Бухары и деспотизм эмира, Ф. призывает к реформе просвещения. Бурж.-националистич. взгляды Ф. проявились и в пьесах: "Гробница Тимура" (1919), "Огузхан" (1919), "Индийские революционеры", "Настоящая любовь" (1920), "Абулфаизхан" и др. Его последующие пьесы - "Абомуслим", "Восстание Шайтана против бога"-носят атеистич. характер, в пьесе "Арслан" (1926) о земельно-водной реформе показано угнетение бедняков в бухарском эмирате, борьба народа против социальной несправедливости. Был репрессирован. Реабилитирован посмертно. Соч. (на узб. яз.): "Чин Севиш", Тош., 1920; "Арслон", Самарканд, 1927; "Шойтоннинг тангрига исени", Тош., 1923, и др. M Pax ФИТЧ (Fitch), Уильям Клайд (2.III.1865-4.IX. 1909) - амер. драматург. Творч. деятельность начал в 1890, написав пьесу "Красавец Брюммель", заглавная роль в к-рой предназначалась для акт„ра Р. Манс-филда. Позднее писал пьесы для таких крупных акт„ров, как X. Моджеевская ("Мистрисс Бетти", 1895, т-р "Гаррик", Нью-Йорк), Дж. Марло ("Барбара Фритчи", 1899, т-р "Брод-стрит", Филадельфия) и др. В первых пьесах использовал сюжеты из истории, затем переделывал пьесы франц. и нем. драматургов по образцам франц. салонной комедии. Нек-рые комедии Ф. отличаются знанием законов сцены; л„гкий, острый, занимательный диалог, меткие детали определяли их популярность, но большинство пьес Ф. надуманны, искусственны. Лучшие пьесы: "Натан Хейл" (1899, т-р "Хули", Чикаго), "Капитан Джинкс" (1 901, т-р "Уолнат-стрит", Филадельфия), "Девушка с зел„ными глазами" (1902, т-р "Са-вой", Нью-Йорк), "Правда" (1907, т-р "Крайтирион", Нью-Йорк), "Город" (1909). С о ч : The plays, ed. M. J. Moses and V. Gerson, v. 1-4, Boston, 1915. К. Г. ФЙХТНЕР (Fichtner), Карл (7.VI.1805 - 19.VIII. 1873) - австр. акт„р. В 1820 начал играть в т-ре Ба-дена, в 1823 приглаш„н в венский "Т-р ан дер Вин", в 1824-65 - ведущий акт„р "Бургтеатра" (с 1841 - член режисс„рской коллегии). Ф. принадлежал к плеяде крупнейших мастеров "Бургтеатра", воспитанных Г. Лаубе и И. Шрейфо гелем. Акт„р высокой культуры, он с успехом играл роли героев в классич. трагедиях Шекспира, Шиллера, Ф. Грильпарцера и в бытовых комедиях Э. Бауэрнфельда. В его творчестве гармонично сочетались разум и чувство, высокое благородство п тонкий юмор. Для творчества Ф. были характерны ясный взгляд на жизнь, романтич. вера в идеалы добра и справедливости. Лучшие роли: Меркуцио, Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Леандр ("Волны моря и любви" Грильпарцера), Дон Карлос. Лит.: Laube H., Schriften uber Theater, В., 1959. Л. Лоб. ФИШЕР (Fischer), Лек (26. II 1.1904-1956) - дат. писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1923. В 30-е гг. написал психологические драмы: "Инвалид" (1930), "Перед потопом" (1934, т-р в Ор-хусе), "Реб„нок" (1936, "Т-р Б. Нансен"), "В пустом доме" (1936, там же), "Коз„л отпущения" (1938, Школьная сцена), "Ч„рная птица" (1939, "Т-р Б. Нансен"), "Я хотел бы быть другим" (1940, Школьная сцена), в к-рых остро звучит мотив одиночества, разобщ„нности людей, неспособных выйти за пределы мелких, узкоэгоистич. интересов. В драме "Фронт" (1945, "Фредериксбергтеатр") Ф. анализирует взаимосвязь мещанской морали и идеологии фашизма. Антибурж. настроения Ф. ярко проявились в т. н. "циничных комедиях" - "Влюбл„нные глупцы" (1950, Королевский т-р), "Человек на луне" (1951, Hap. т-р), "Наш собственный остров" (1954, Школьная сцена) и драмах "Путешествие" (1949, Королевский т-р), "Соль земли" (1954, т-р в Ольборге), "Хлеб власти" (1955, Королевский т-р). Аналитич. исследование характеров сочетается в них с обобщ„нно-символич. трактовкой проблем судьбы человека. Активный гуманизм, лиричность отличают пьесу "Выходной день" (1954, т-р в Оденсе). Пьесы Ф. ставились т-рами Швеции, Финляндии, Австрии, ФРГ, Швейцарии, Норвегии. Соч.: Выходной день, в сб.: Одноактные пьесы зарубежных драматургов, М., 1961; Selskabs rejsen, Kbh., 1949. Лит.: Кристенсен С. М., Датская литература 1918-1952, М., 1963, с. 240-46; На liar S., Leck Fischer, Kbh., 1937. Вл. М. ФИШЕР, Микелис Микелевич (р. 6.V.1915) - латыш. сов. артист оперы (драматич. тенор). Нар. арт. Латв. ССР (1965). Муз. образование получил в Нар. консерватории (Лиепая). В 1941-48 - артист Лие-пайского т-ра, с 1948 - Т-ра оперы и балета Латв. ССР (Рига). Выступал сначала в партиях баритона (Эскамильо, Онегин, Демон, Фигаро и др.); с 1955 с успехом исполняет партии драматич. тенора. Для иск-ва Ф. характерна сильная, мужественная манера исполнения. Партии: Айвар ("К новому берегу" Зариня), Каварадос-си, Джонсон, Рудольф ("Тоска", "Девушка с Запада", "Богема" Пуччини), Радамес, Дон Карлос ("Аида", "Дон Карлос" Верди), Хозе; Педро ("Долина" Д'Альбера), Сергей ("Катерина Измайлова" Шостаковича), Питер Граймс (о. п. Бриттена) и др. Гастролировал во мн. оперных т-рах СССР. Я'. В. ФЙШЕР-ДИСКАУ (Fischer-Dieskau), Дитрих (р. 28. V.I 925) - нем. артист оперы (лирический баритон). Окончил Высшую муз. школу в Берлине. Ученик Г. Вальтера и Г. Вейсен-борна. Красивый тембр голоса, совершенная вок. техника выдвинули Ф.-Д. в число ведущих певцов современности. Ф.-Д.-постоянный участник фестивалей в Зальцбурге, Эдинбурге, Байр„йте и др. Участвовал в премьерах совр. опер В. Фортнера, Г. Рейтера, X. В. Хенце и др. Работает в ФРГ. Партии: Маркиз Поза ("Дон Карлос" Верди), Дон Жуан (о. п. Моцарта), Вольфрам ("Тангейзер" Вагнера), Валентин ("Фауст"), Ренато ("Бал-маскарад" Верди), Ио-ханан ("Саломея" Р. Штрауса), Папагено ("Волшебная флейта"), Макбет (о. п. Верди) и др. Известен также как выдающийся исполнитель ка-мерно-вок. репертуара: Лит.: Рубин М., Три портрета, "Сов. музыка",! 962 ј 4. в,Ю\ ФЙЯН (Fijan), Андрия (4.IX.1851-26.IX.1911)-хорватский акт„р и режисс„р. Дебютировал в 1873 на сцене Хорватского Нац. т-ра. С 1878 был акт„ром и режисс„ром этого т-ра (сезон 1894-95 - акт„р и гл. режисс„р Нац. т-ра в Белграде). Иск-во Ф. отличалось большой театр. культурой. В его игре сказалось влияние нем. акт„рской школы (искусственная Страницы: «« « 2411 2412 2413 2414 2415 2416 2417 2418 2419 2420 2421 2422 2423 2424 2425 2426 2427 2428 2429 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |