Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2411   2412   2413   2414   2415   2416   2417   2418   2419  2420   2421   2422   2423   2424   2425   2426   2427   2428   2429  » »»

испытал  влияние  либерально-бурж.  националистич.  движения  джади-дов,
одним из идеологов к-рого он стал. Идеи джади-дизма получили отражение в
первых  пьесах:  "Спор   одного   французского   уч„ного   с   бухарским
мударри-сом"  (1911),  "Кровь"   (1915),   "Бекжон"   (1916).   Критикуя
отсталость феодальной Бухары и деспотизм эмира, Ф. призывает  к  реформе
просвещения. Бурж.-националистич. взгляды  Ф.  проявились  и  в  пьесах:
"Гробница Тимура" (1919), "Огузхан" (1919),  "Индийские  революционеры",
"Настоящая любовь" (1920), "Абулфаизхан" и др. Его последующие  пьесы  -
"Абомуслим", "Восстание Шайтана против бога"-носят атеистич. характер, в
пьесе "Арслан"  (1926)  о  земельно-водной  реформе  показано  угнетение
бедняков  в  бухарском  эмирате,   борьба   народа   против   социальной
несправедливости. Был репрессирован. Реабилитирован посмертно. Соч.  (на
узб. яз.): "Чин Севиш", Тош., 1920;
   "Арслон", Самарканд, 1927; "Шойтоннинг тангрига исени", Тош., 1923, и
др. M Pax
   ФИТЧ (Fitch), Уильям Клайд (2.III.1865-4.IX. 1909) - амер. драматург.
Творч. деятельность начал в 1890,  написав  пьесу  "Красавец  Брюммель",
заглавная роль в к-рой предназначалась для акт„ра Р. Манс-филда. Позднее
писал пьесы для таких крупных акт„ров,  как  X.  Моджеевская  ("Мистрисс
Бетти", 1895, т-р "Гаррик",  Нью-Йорк),  Дж.  Марло  ("Барбара  Фритчи",
1899, т-р "Брод-стрит", Филадельфия) и др. В первых  пьесах  использовал
сюжеты из истории, затем переделывал пьесы франц. и нем. драматургов  по
образцам франц. салонной комедии. Нек-рые комедии Ф. отличаются  знанием
законов сцены;  л„гкий,  острый,  занимательный  диалог,  меткие  детали
определяли  их  популярность,  но   большинство   пьес   Ф.   надуманны,
искусственны.
   Лучшие пьесы: "Натан  Хейл"  (1899,  т-р  "Хули",  Чикаго),  "Капитан
Джинкс" (1 901, т-р "Уолнат-стрит", Филадельфия),  "Девушка  с  зел„ными
глазами"  (1902,  т-р   "Са-вой",   Нью-Йорк),   "Правда"   (1907,   т-р
"Крайтирион", Нью-Йорк), "Город" (1909).
   С о ч : The plays, ed. M. J. Moses and V.  Gerson,  v.  1-4,  Boston,
1915. К. Г.
   ФЙХТНЕР (Fichtner), Карл (7.VI.1805 - 19.VIII. 1873) - австр.  акт„р.
В 1820 начал играть в т-ре Ба-дена, в 1823 приглаш„н в венский  "Т-р  ан
дер Вин", в  1824-65  -  ведущий  акт„р  "Бургтеатра"  (с  1841  -  член
режисс„рской коллегии). Ф.  принадлежал  к  плеяде  крупнейших  мастеров
"Бургтеатра", воспитанных Г. Лаубе и  И.  Шрейфо  гелем.  Акт„р  высокой
культуры, он с успехом играл роли героев в классич. трагедиях  Шекспира,
Шиллера, Ф. Грильпарцера и в бытовых комедиях  Э.  Бауэрнфельда.  В  его
творчестве гармонично сочетались разум и чувство, высокое благородство п
тонкий юмор. Для творчества Ф. были характерны ясный  взгляд  на  жизнь,
романтич. вера в идеалы добра и справедливости. Лучшие  роли:  Меркуцио,
Ромео ("Ромео и Джульетта"  Шекспира),  Леандр  ("Волны  моря  и  любви"
Грильпарцера), Дон Карлос.
   Лит.: Laube H., Schriften uber Theater, В., 1959. Л. Лоб.
   ФИШЕР (Fischer), Лек (26. II 1.1904-1956) - дат. писатель, драматург.
Лит. деятельность начал в  1923.  В  30-е  гг.  написал  психологические
драмы:
   "Инвалид" (1930), "Перед потопом" (1934, т-р  в  Ор-хусе),  "Реб„нок"
(1936, "Т-р  Б.  Нансен"),  "В  пустом  доме"  (1936,  там  же),  "Коз„л
отпущения"  (1938,  Школьная  сцена),  "Ч„рная  птица"  (1939,  "Т-р  Б.
Нансен"), "Я хотел бы быть другим" (1940, Школьная сцена), в к-рых остро
звучит мотив одиночества,  разобщ„нности  людей,  неспособных  выйти  за
пределы  мелких,  узкоэгоистич.  интересов.  В  драме   "Фронт"   (1945,
"Фредериксбергтеатр") Ф.  анализирует  взаимосвязь  мещанской  морали  и
идеологии фашизма. Антибурж. настроения  Ф.  ярко  проявились  в  т.  н.
"циничных комедиях"  -  "Влюбл„нные  глупцы"  (1950,  Королевский  т-р),
"Человек на луне" (1951, Hap.  т-р),  "Наш  собственный  остров"  (1954,
Школьная сцена) и драмах "Путешествие" (1949,  Королевский  т-р),  "Соль
земли" (1954, т-р в Ольборге), "Хлеб власти"  (1955,  Королевский  т-р).
Аналитич. исследование характеров сочетается в них с обобщ„нно-символич.
трактовкой  проблем  судьбы  человека.  Активный  гуманизм,   лиричность
отличают пьесу "Выходной день" (1954, т-р в Оденсе). Пьесы Ф.  ставились
т-рами Швеции, Финляндии, Австрии, ФРГ, Швейцарии, Норвегии.
   Соч.: Выходной день, в сб.: Одноактные пьесы зарубежных  драматургов,
М., 1961; Selskabs rejsen, Kbh., 1949.
   Лит.: Кристенсен С. М., Датская литература 1918-1952,  М.,  1963,  с.
240-46; На liar S., Leck Fischer, Kbh., 1937. Вл. М.
   ФИШЕР, Микелис Микелевич (р. 6.V.1915) -  латыш.  сов.  артист  оперы
(драматич. тенор). Нар. арт. Латв. ССР (1965). Муз. образование  получил
в Нар. консерватории (Лиепая). В 1941-48 - артист Лие-пайского  т-ра,  с
1948 - Т-ра оперы и балета Латв. ССР (Рига). Выступал сначала в  партиях
баритона
   (Эскамильо, Онегин, Демон, Фигаро и др.); с 1955 с успехом  исполняет
партии драматич. тенора. Для иск-ва Ф. характерна сильная,  мужественная
манера исполнения.
   Партии: Айвар ("К  новому  берегу"  Зариня),  Каварадос-си,  Джонсон,
Рудольф ("Тоска", "Девушка с Запада", "Богема"  Пуччини),  Радамес,  Дон
Карлос ("Аида", "Дон Карлос" Верди), Хозе; Педро  ("Долина"  Д'Альбера),
Сергей ("Катерина Измайлова" Шостаковича), Питер Граймс (о. п. Бриттена)
и др.
   Гастролировал  во  мн.  оперных  т-рах  СССР.  Я'.  В.   ФЙШЕР-ДИСКАУ
(Fischer-Dieskau),  Дитрих  (р.  28.  V.I  925)  -  нем.  артист   оперы
(лирический баритон). Окончил Высшую муз. школу  в  Берлине.  Ученик  Г.
Вальтера и Г. Вейсен-борна.  Красивый  тембр  голоса,  совершенная  вок.
техника  выдвинули  Ф.-Д.  в   число   ведущих   певцов   современности.
Ф.-Д.-постоянный участник фестивалей в Зальцбурге, Эдинбурге, Байр„йте и
др. Участвовал в премьерах совр. опер В. Фортнера,  Г.  Рейтера,  X.  В.
Хенце и др. Работает в ФРГ.
   Партии: Маркиз Поза ("Дон Карлос" Верди), Дон Жуан (о.  п.  Моцарта),
Вольфрам   ("Тангейзер"    Вагнера),    Валентин    ("Фауст"),    Ренато
("Бал-маскарад"  Верди),  Ио-ханан  ("Саломея"  Р.  Штрауса),   Папагено
("Волшебная флейта"), Макбет (о. п. Верди) и др.
   Известен также как выдающийся исполнитель ка-мерно-вок. репертуара:
   Лит.: Рубин М., Три портрета, "Сов. музыка",! 962 ј 4. в,Ю\
   ФЙЯН  (Fijan),  Андрия  (4.IX.1851-26.IX.1911)-хорватский   акт„р   и
режисс„р. Дебютировал в 1873 на сцене Хорватского Нац. т-ра. С 1878  был
акт„ром и режисс„ром этого т-ра (сезон 1894-95 - акт„р  и  гл.  режисс„р
Нац. т-ра в Белграде). Иск-во Ф. отличалось большой театр. культурой.  В
его  игре  сказалось  влияние  нем.   акт„рской   школы   (искусственная

Страницы: «« « 2411   2412   2413   2414   2415   2416   2417   2418   2419  2420   2421   2422   2423   2424   2425   2426   2427   2428   2429  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия