|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2405 2406 2407 2408 2409 2410 2411 2412 2413 2414 2415 2416 2417 2418 2419 2420 2421 2422 2423 » »» Репертуар Октябрьского десятилетия, в кн.:
Театры Москвы. 1917-1927, М., 1928; "Женитьба" Гоголя и режисс„рский
комментарий к ней, М., 1930; А. П. Ленский. Статьи. Письма, Записки, М.,
1935, 1950; Московский Малый театр и его значение, Л., 1935; Театр
Островского, в кн.: Островский А.Н., Дневники и письма, M.-Л.,1937;
М. С. Щепкин и его роль в истории рус. театра, Л.- М., 1938; Школа
Садовского, в кн.: Семья Садовских, Л.-М., 1939; Актер Южин, Л.- М.,
1941; А. И. Южин-Сумба-тов. Записи. Статьи. Письма. М.- Л., 1943, 1951;
А. А. Остужев, М.- Л., 1945; Щепкин и Островский, Язык персонажей
Островского и др. статьи, в кн.: А. Н. Островский - драматург, М., 1946,
Отечественная классика на русской сцене после Октябрьской революции,
"Театр. альманах", 1946, ,ј 2; Язык действующих лиц "Горя от ума", в
кн.:
Грибоедов А. С., "Горе от ума". Пьеса. Статьи. Комментарии, М., 1946;
Материалы к сценической истории "Ревизора" Гоголя, "Театр", 1954, .ј8;
М. И. Царев в роли Феди Протасова, в кн.: Ежегодник Малого т-ра,
1953-1954, T.I, M., 1956; Неповторимый актер-художник, в кн.: Н. М.
Ра-дин, М.. 1965.
Лит.: Клинчин А. П., В. А. Филиппов, "Театр", 1965, ј 9. E. X.
ФИЛИППОВА, Антонина Михайловна [р. 7(19).II. 1897] - русская
советская актриса. Нар. арт. Азербайджанской ССР (1943). Работала в
Туле, Новосибирске и др., в 1935-50 - в Бакинском русском т-ре, с 1950-в
Волгоградском т-ре.
Роли: Августина Яковлевна ("Концерт" Файко), Соня ("Аристократы"
Погодина), Кормилица ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Атуева ("Свадьба
Кречинского"), Анна Андреевна ("Ревизор"), Греч ("Так и будет"
Симонова), Мурзавецкая ("Волки и овцы"), Гюльзар ("Утро Востока"
Мамедханлы), Кэт Келлер ("Все мои сыновья" Миллера), Констанция Львовна
("Обыкновенный человек" Леонова), Галчиха ("Без вины виноватые"),
Курциус ("Особняк в переулке" бр. Тур), Грач„ва ("Заря над Каспием"
Касу-мова), Е. X.
ФЙЛИПСОН, Артур (1.IV.1906-27.X.1950) - латыш. сов. артист. Засл.
арт. Латв. ССР (1945). В 1927 окончил 1-ю студию Художеств, т-ра в Риге
и вступил в труппу этого т-ра. Вначале играл эпизодич. роли, в 1934 с
успехом исполнил роль Брута ("Юлий Цезарь" Шекспира). Талант Ф.
раскрылся на сов. сцене, где он создал яркие, монументальные образы:
Спартак ("Спартак" Упита, 1945), Егор Булычев (1946), Лачплесис
("Огонь и ночь" Райниса; Гос. пр. СССР, 1947), Каренин ("Анна Каренина",
1949), Троекуров ("Дубровский" по Пушкину, 1949), Минтаут ("Инду-лис и
Ария" Райниса, 1950). Яркий реалистич. акт„р, Ф. создал колоритные
образы, исполненные скульптурной заверш„нности, выразительности,
разнообразия красок.
Лит.: Muizniece N., Plasuma un tales alcejs, "Teatris un Dzive",
AlmanahsV., Riga, 1961, 1pp. 436-56.
D у
ФЙЛЛИПС (Phillips), Стивен (28.VII.1868-9.XIL 1915) - англ.
драматург, поэт. Лит. деятельность начал в 1890. Гастролировал по стране
с труппой Ф. Бенсона. В 1900 написал свою лучшую пьесу "Пао-ло и
Франческа" (1901, т-р "Сент-Джеймсес"). Среди др. пьес Ф.:"Ирод" ( 1900,
т-р "X эр маджестис"), "Улисс" (1902, там же), "Нерон" (1906, там же,
все три пьесы пост. Г. Б. Три), "Грех Давида" (соч. 1904; 1914,
"Са-вой"), "Армагеддон" (1915, т-р "Нью"). Осн. мотив пьес
Ф.неизбежность расплаты за счастье. Они написаны белым стихом. Пьесы Ф.
отличались занимательным сюжетом и часто ставились.
Лит.: Archer W., Poets of the younger generation, L., 1901; Thouless
P., Modern poetic drama, Oxf., 1934. Ф.К.
ФИМЕЛА - см. Орхестра.
ФИНАГИН, Алексей Васильевич [4(16).III.1890- 4.11.1942] - рус. сов.
музыковед. Автор ряда науч. исследований по истории муз. т-ра в России,
а также неск. муз.-теоретич. работ.
Соч.: Что надо знать об опере "Золотой петушок", Л., 1933; Что надо
знать об опере "Царская невеста". Л.,
1933 (совм. с Н. П. Майковым); Евстигней Фомин. Жизнь и творчество, в
сб.: Музыка и музыкальный быт старой России, т. 1, Л., 1927; К истории
постановок оперы "Сказка о царе Салтане", в сб.: "Сказка о царе
Салтане". 4 изд., Л., 1937; Сценическая судьба "Кармен", в сб.:
"Кармен", [Л.], 1933; К постановке балета "Раймонда", в сб.:
"Раймонда". Сценарий (по мотивам В. Скотта) В. Вайно-нена и Ю.
Слонимского, Л., 1938; Содержание балета "Раймонда", там же.
Лит.: Луначарский А. В., Один из сдвигов в искусствоведении, в его
кн.: В мире музыки. Статьи и речи, М., 1958. А. Ив.
ФИНАЛ (птал.-final, от лат. finis - конец) - заключит, сцена оперы,
балета, оперетты, драм. произв. Часто Ф.- кульминация всего произв. или
акта. В оперных Ф. чередуются разл. эпизоды - сольные, ансамблевые,
хоровые, прич„м последние обычно играют важную роль. Особое развитие Ф.
получили в итал. опере-буффа 18 в. Каждое из двух е„ действий
завершалось большим Ф. В первом Ф. комич. интрига нагнеталась и
обострялась, во втором - разрешалась. Большое значение в Ф. оперы-буффа
имели ансамбли. Эту традицию развивали комич. и лирико-комич. оперы
18-19 вв. ("Свадьба Фигаро", "Севиль-ский цырюльник", "Проданная
невеста"). В опере 19 в. сложились разные типы Ф. в зависимости от жанра
произв. В декоративной "большой" опере - торжеств.-монументальные Ф. с
ансамблями и хором (Ф. в "Гугенотах"); этот тип Ф. воспринят
историко-патриотич. и героич. операми и муз. драмами (Ф. "Ивана
Сусанина"; "Войны и мира" Прокофьева и др.). В лирико-психологич. опере
сложился иной тип Ф.- интимные камерные сцены (дуэты в "Травиате" п
"Евгении Онегине", ариозо - в "Отелло" Верди). В произв., сочетающих
лирико-психологич. элементы с тенденциями "большой оперы", Ф. пишутся
либо камерно-лирические ("Аида" - дуэт, "Мазепа" - колыбельная), либо
монументальные (с хором). Иногда Ф. оперы сочетает два контрастных
"плана" действия (Ф. "Кармен"). Р. Л.
ФИНДЕЙЗЕН, Николай Ф„дорович [11(23). VII. 1868-20.IX.1928] - рус.
сов. музыковед. Основатель, издатель и редактор журн. "Русская
музыкальная газета" (1894-1918) и сб. "Музыкальная старина (вып. 1-6,
СПБ. 1903-11). В "Очерках по истории музыки в России с древнейших времен
до конца XVIII века" (т. 1-2, вып. 1-7, М., 1928-29) Ф. впервые
использовал и систематизировал ряд материалов, в т. ч.- о раннем этапе
развития рус. муз. т-ра. Ф. опубликовал разл. муз.-исто рич. источники.
Автор св. 30 популярных очерков (биографии композиторов и др.),
журнальных статей (в т. ч. "Тематизм оперы "Снегурочка" Н. А.
Страницы: «« « 2405 2406 2407 2408 2409 2410 2411 2412 2413 2414 2415 2416 2417 2418 2419 2420 2421 2422 2423 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |