Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2405   2406   2407   2408   2409   2410   2411   2412   2413  2414   2415   2416   2417   2418   2419   2420   2421   2422   2423  » »»

Репертуар Октябрьского десятилетия, в кн.:
   Театры Москвы. 1917-1927, М., 1928; "Женитьба" Гоголя и  режисс„рский
комментарий к ней, М., 1930; А. П. Ленский. Статьи. Письма, Записки, М.,
1935, 1950; Московский Малый театр  и  его  значение,  Л.,  1935;  Театр
Островского, в кн.: Островский А.Н., Дневники и письма, M.-Л.,1937;
   М. С. Щепкин и его роль в истории рус. театра, Л.-  М.,  1938;  Школа
Садовского, в кн.: Семья Садовских, Л.-М., 1939;  Актер  Южин,  Л.-  М.,
1941; А. И. Южин-Сумба-тов. Записи. Статьи. Письма. М.- Л., 1943,  1951;
А. А. Остужев, М.-  Л.,  1945;  Щепкин  и  Островский,  Язык  персонажей
Островского и др. статьи, в кн.: А. Н. Островский - драматург, М., 1946,
Отечественная классика на русской  сцене  после  Октябрьской  революции,
"Театр. альманах", 1946, ,ј 2; Язык действующих лиц  "Горя  от  ума",  в
кн.:
   Грибоедов А. С., "Горе от ума". Пьеса. Статьи. Комментарии, М., 1946;
Материалы к сценической истории "Ревизора" Гоголя, "Театр",  1954,  .ј8;
М. И. Царев в  роли  Феди  Протасова,  в  кн.:  Ежегодник  Малого  т-ра,
1953-1954, T.I, M., 1956; Неповторимый  актер-художник,  в  кн.:  Н.  М.
Ра-дин, М.. 1965.
   Лит.: Клинчин А. П., В. А. Филиппов, "Театр", 1965, ј 9. E. X.
   ФИЛИППОВА,  Антонина  Михайловна  [р.  7(19).II.  1897]   -   русская
советская актриса. Нар. арт.  Азербайджанской  ССР  (1943).  Работала  в
Туле, Новосибирске и др., в 1935-50 - в Бакинском русском т-ре, с 1950-в
Волгоградском т-ре.
   Роли: Августина  Яковлевна  ("Концерт"  Файко),  Соня  ("Аристократы"
Погодина), Кормилица ("Ромео и Джульетта"  Шекспира),  Атуева  ("Свадьба
Кречинского"),  Анна  Андреевна  ("Ревизор"),  Греч   ("Так   и   будет"
Симонова),  Мурзавецкая  ("Волки  и  овцы"),  Гюльзар  ("Утро   Востока"
Мамедханлы), Кэт Келлер ("Все мои сыновья" Миллера), Констанция  Львовна
("Обыкновенный  человек"  Леонова),  Галчиха  ("Без  вины   виноватые"),
Курциус ("Особняк в переулке" бр.  Тур),  Грач„ва  ("Заря  над  Каспием"
Касу-мова), Е. X.
   ФЙЛИПСОН, Артур (1.IV.1906-27.X.1950) -  латыш.  сов.  артист.  Засл.
арт. Латв. ССР (1945). В 1927 окончил 1-ю студию Художеств, т-ра в  Риге
и вступил в труппу этого т-ра. Вначале играл эпизодич. роли,  в  1934  с
успехом  исполнил  роль  Брута  ("Юлий  Цезарь"  Шекспира).  Талант   Ф.
раскрылся на сов. сцене, где он создал яркие, монументальные образы:
   Спартак ("Спартак"  Упита,  1945),  Егор  Булычев  (1946),  Лачплесис
("Огонь и ночь" Райниса; Гос. пр. СССР, 1947), Каренин ("Анна Каренина",
1949), Троекуров ("Дубровский" по Пушкину, 1949), Минтаут  ("Инду-лис  и
Ария" Райниса, 1950).  Яркий  реалистич.  акт„р,  Ф.  создал  колоритные
образы,   исполненные   скульптурной   заверш„нности,   выразительности,
разнообразия красок.
   Лит.: Muizniece N., Plasuma un  tales  alcejs,  "Teatris  un  Dzive",
AlmanahsV., Riga, 1961, 1pp. 436-56.
   D у
   ФЙЛЛИПС  (Phillips),  Стивен   (28.VII.1868-9.XIL   1915)   -   англ.
драматург, поэт. Лит. деятельность начал в 1890. Гастролировал по стране
с труппой Ф. Бенсона.  В  1900  написал  свою  лучшую  пьесу  "Пао-ло  и
Франческа" (1901, т-р "Сент-Джеймсес"). Среди др. пьес Ф.:"Ирод" ( 1900,
т-р "X эр маджестис"), "Улисс" (1902, там же), "Нерон"  (1906,  там  же,
все три пьесы  пост.  Г.  Б.  Три),  "Грех  Давида"  (соч.  1904;  1914,
"Са-вой"),   "Армагеддон"   (1915,   т-р   "Нью").   Осн.   мотив   пьес
Ф.неизбежность расплаты за счастье. Они написаны белым стихом. Пьесы  Ф.
отличались занимательным сюжетом и часто ставились.
   Лит.: Archer W., Poets of the younger generation, L., 1901;  Thouless
P., Modern poetic drama, Oxf., 1934. Ф.К.
   ФИМЕЛА - см. Орхестра.
   ФИНАГИН, Алексей Васильевич [4(16).III.1890- 4.11.1942] -  рус.  сов.
музыковед. Автор ряда науч. исследований по истории муз. т-ра в  России,
а также неск. муз.-теоретич. работ.
   Соч.: Что надо знать об опере "Золотой петушок", Л., 1933;  Что  надо
знать об опере "Царская невеста". Л.,
   1933 (совм. с Н. П. Майковым); Евстигней Фомин. Жизнь и творчество, в
сб.: Музыка и музыкальный быт старой России, т. 1, Л., 1927;  К  истории
постановок оперы  "Сказка  о  царе  Салтане",  в  сб.:  "Сказка  о  царе
Салтане".  4  изд.,  Л.,  1937;  Сценическая  судьба  "Кармен",  в  сб.:
"Кармен", [Л.], 1933; К постановке балета "Раймонда", в сб.:
   "Раймонда". Сценарий (по  мотивам  В.  Скотта)  В.  Вайно-нена  и  Ю.
Слонимского, Л., 1938; Содержание балета "Раймонда", там же.
   Лит.: Луначарский А. В., Один из сдвигов в  искусствоведении,  в  его
кн.: В мире музыки. Статьи и речи, М., 1958. А. Ив.
   ФИНАЛ (птал.-final, от лат. finis - конец) - заключит,  сцена  оперы,
балета, оперетты, драм. произв. Часто Ф.- кульминация всего произв.  или
акта. В оперных Ф. чередуются  разл.  эпизоды  -  сольные,  ансамблевые,
хоровые, прич„м последние обычно играют важную роль. Особое развитие  Ф.
получили  в  итал.  опере-буффа  18  в.  Каждое  из  двух  е„   действий
завершалось  большим  Ф.  В  первом  Ф.  комич.  интрига  нагнеталась  и
обострялась, во втором - разрешалась. Большое значение в Ф.  оперы-буффа
имели ансамбли. Эту традицию  развивали  комич.  и  лирико-комич.  оперы
18-19  вв.  ("Свадьба  Фигаро",  "Севиль-ский   цырюльник",   "Проданная
невеста"). В опере 19 в. сложились разные типы Ф. в зависимости от жанра
произв. В декоративной "большой" опере - торжеств.-монументальные  Ф.  с
ансамблями  и  хором  (Ф.  в  "Гугенотах");  этот   тип   Ф.   воспринят
историко-патриотич.  и  героич.  операми  и  муз.  драмами  (Ф.   "Ивана
Сусанина"; "Войны и мира" Прокофьева и др.). В лирико-психологич.  опере
сложился иной тип Ф.- интимные камерные  сцены  (дуэты  в  "Травиате"  п
"Евгении Онегине", ариозо - в "Отелло"  Верди).  В  произв.,  сочетающих
лирико-психологич. элементы с тенденциями "большой  оперы",  Ф.  пишутся
либо камерно-лирические ("Аида" - дуэт, "Мазепа"  -  колыбельная),  либо
монументальные (с хором).  Иногда  Ф.  оперы  сочетает  два  контрастных
"плана" действия (Ф. "Кармен"). Р. Л.
   ФИНДЕЙЗЕН, Николай Ф„дорович [11(23). VII.  1868-20.IX.1928]  -  рус.
сов.  музыковед.  Основатель,  издатель  и   редактор   журн.   "Русская
музыкальная газета" (1894-1918) и сб. "Музыкальная  старина  (вып.  1-6,
СПБ. 1903-11). В "Очерках по истории музыки в России с древнейших времен
до конца XVIII  века"  (т.  1-2,  вып.  1-7,  М.,  1928-29)  Ф.  впервые
использовал и систематизировал ряд материалов, в т. ч.- о  раннем  этапе
развития рус. муз. т-ра. Ф. опубликовал разл. муз.-исто рич.  источники.
Автор  св.  30  популярных  очерков  (биографии  композиторов  и   др.),
журнальных  статей  (в  т.  ч.  "Тематизм  оперы  "Снегурочка"   Н.   А.

Страницы: «« « 2405   2406   2407   2408   2409   2410   2411   2412   2413  2414   2415   2416   2417   2418   2419   2420   2421   2422   2423  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия