|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2399 2400 2401 2402 2403 2404 2405 2406 2407 2408 2409 2410 2411 2412 2413 2414 2415 2416 2417 » »» "Дебора" (1893), "Ева" (1899), "Джессика" (1905), "Непобежд„нные"
(1918), "Сердце" (1923), "Дурень" (по Л. Толстому, 1936). Наиболее
известная опера Ф. "Ева" была пост. также за рубежом. Ф. принадлежит
музыка к пьесам Я. Врхлицкого, Шекспира, Г.Гофман-сталя, И. Тыла и др.
Лирич. язык музыки Ф. близок чеш. нар. песенности. Ф. развивал традиции
Б.Сметаны и А. Дворжака (нек-рое влияние на него оказал Г. Малер). С
1892 жил в Гамбурге, в 1903-18 в Вене, с 1918 в Праге. В„л педагогич.
работу: с 1901 - преподаватель Гамбургской консерватории; в 1903-18 -
профессор Новой консерватории в Вене; в 1918-22- профессор, в 1922-31 -
ректор Пражской консерватории. В 1931-39 - президент Чеш. академии
иск-в. Выступал как муз. критик; автор воспоминании (1947). С 1919 в
Праге существует муз. об-во Ф„рстера.
Лит.: Nejedly Z., Josef Bohuslav Foerster, Praha, 1910. Ал. M.
ФЕСПИД (??????) (2-я пол. 6 в. до н. э.) - др.-греч. поэт. Согласно
античным источникам, автор первой, пост. им самим в Греции трагедии на
афинском празднике Великих Дионисий в 534-533 до н. э. Ф. приписывается
введение акт„ра (см. Гипокрит), к-рый в промежутках между хоровыми
партиями сообщал о событиях, происходящих за пределами орхестры, u
отвечал на вопросы хора. В качестве этого акт„ра выступал сам Ф.
Предполагается, что он первый вв„л маски. Произв. Ф. не сохранились. В.
Я.
ФЕСТИВАЛ ХОЛЛ (Royal Festival Hall) - концертный зал в Лондоне,
построен в 1951. Одно из красивейших и крупнейших концертных зданий
Англии. Приспособлен также для театр. представлений. Количество мест гл.
зала - 3493.
ФЕСТИВАЛИ музыкальные, театральные (англ. и франц.-festival, от лат.
festivus - вес„лый, праздничный)-смотры лучших достижений театр. и муз.
иск-ва. Ведут сво„ начало от олимпийских и др. игр Др. Греции,
состязаний ср.-век. трубадуров, миннезингеров и др. В Европе Ф. получили
распространение в Швейцарии (конец 18 в.). Первоначально носили характер
торжественных шествий, кортежей; позднее стали театрализованными
массовыми пред-стсГвлениями, посв. определ„нным событиям. Ф. обычно
являются соревнованием, участники к-рого выделяются специальными жюри в
результате предварит. отборочных просмотров (о театральных Ф. см. в
статьях Всемирные фестивали демократической молод„жи и студентов
Театральные смотры). В Англии и Австрии (2-я пол. 18 в.) на Ф.
исполнялись преим. оратории (в Англии - произв. Г. Генделя). С нач. 19
в. Ф. (в т. ч. спец. певческие празднества- хоровые Ф.) получили широкое
распространение в других европ. странах, особенно в Германии. Они
организовывались муз. об-вами, учреждениями, отд. городами, провинциями,
округами. В их программы наряду с ораториально-хоровыми входили симф.,
концертно-инструментальные, оперные и др. произв. С 1876 в Байр„йте
проводятся муз.-театр. Ф., посв. операм Р. Вагнера (см. Байр„йтский
театр). Ряд Ф., провед„нных в Зальцбурге в 1870-1910, был посв. В.
Моцарту. На Ф. в Мюнхене исполнялись оперы В. Моцарта и Р. Вагнера (с
1901), а также Г. Генделя, X. Глюка, К. Вебера, Р. Штрауса, X. Пфицнера
(с 1919). В США Ф. организуются с сер. 19 в.; впервые были проведены
Об-вом Генделя и Гайдна в Бостоне (1857) и Вустере (1858). Среди амер.
муз.-театр. Ф.- оперные Ф. в Равиния-Парк (Чикаго, 1911-31).
В 20 в. число Ф. возросло и они часто приобретают междунар. характер.
Ф. включают разнообразные, смешанные программы. Про водятся междунар.
Ф.совр. музыки ("Варшавская осень" - с 1956, в Загребе - с 1961, в
Лос-Анжелосе - с 1961 и др.), а также Ф. по отдельным совр. муз. жанрам
(Ф. эстрадной песни в Польше - с 1961 и др.). Интернациональное об-во
новой музыки (осн. 1922, Зальцбург) с 1923 организует Ф. музыки
крупнейших совр. композиторов в разных европ. городах. Проводит муз.
празднества и Постоянный совет интернационального сотрудничества
композиторов (осн. 1934, Висбаден, президиум в Лондоне). Среди
крупнейших совр. зарубежных Ф., включающих в программы муз. и
муз.-театр. произведения,- Залъцбургские фестивали (с 1917), Берлинские
(с 1930), Страсбурские (с 1932), "Флорентийский музыкальный май)) (с
1933), Люцернские (с 1939), "Пражская весна" (с 1946), Эдинбургские
фестивали (с 1947), 1-й Ф. театр. и муз. иск-ва стран Дальнего Востока
(1958, Осака).
В СССР первый муз. Ф. состоялся в 1933 (Ленинград). С конца 50-х гг.
проводятся Ф. республиканского, межобластного, зонального характера. В
Куйбышеве с 1963 проводятся муз. Ф. памяти В. И. Ленина. Ф. совр. музыки
проводятся в Одессе с 1958), Горьком (с 1962; в 1964 посв. Д. Д.
Шостаковичу). В 1962-63 состоялись Ф. англ. музыки jB Москве и
Ленинграде, сов. музыки - в Англии (в 1962 посв. Д. Д. Шостаковичу), в
1959 Ф. П. И. Чайковского в Лондоне с участием сов. музыкантов. С 1964
проводятся муз.-театр. Ф. "Московские зв„зды" (в 1965 посв. 125-летию со
дня рождения П. И. Чайковского), "Русская зима" (Москва),
"Белые ночи" (Ленинград, в 1965 посв. С. С. Прокофьеву), "Днепровские
зори" (Киев). В. Бр.
ФЕСЦЕННЙНЫ (лат. Fescennina или Fescennini, от Fescennia-город в
Этрурии, где якобы возникли Ф.)- насмешливые, шуточно-бранные песенки,
исполнявшиеся в Др. Риме на празднествах в честь уборки урожая и на
свадьбах. Сельские Ф., первоначально носившие характер безобидных, хотя
и грубых шуток, затем стали использоваться крестьянами как средство
обличения знатных землевладельцев. Это вызвало с их стороны резкую
оппозицию и привело к запрещению в Ф. личных нападок. Разновидность Ф.,
к-рые исполнялись попеременно двумя группами, по-видимому, явилась
зародышем римской драмы. По мнению современников, Ф. были близки комедии
Невия и отчасти
ФЕТЙС (Fetis), Франсуа Жозеф (25.III.1784 - 26.III.1871) - бельг.
композитор и музыковед. Учился в парижской Консерватории (у А.
Буальдь„). В 1818-33 жил в Париже, где его оперы (в основном комич.)
имели успех.
Среди произв. Ф.: лирич. драма "Мария Стюарт в Шотландии" (1823);
комич. оперы-"Любовник и муж" (1820), "Сестры-близнецы" (1823), "Житель
Реймса" (1825), "Старуха" (1826) - все пост. в т-ре "Опера комик",
Париж.
Ф. выступал как критик. С 1833 - директор Брюссельской консерватории.
Лит.: Wangermee R., F.-J. Fetis. Musicologue et compositeur, Brux.,
1951. Ал. M.
ФЕТИСОВА, Людмила Михайловна (7. X.I 925 - 21.IV.1962) - рус. сов.
актриса. Засл. арт. РСФСР (1955). Окончила Театр. уч-ще им. Щукина и
была принята в труппу ЦТСА. Первые роли в ЦТСА - Невви ("Глубокие корни"
Гоу и Д'Юссо) и эмигрантка Катя Беляева ("На той стороне" Барянова). Ф.
Страницы: «« « 2399 2400 2401 2402 2403 2404 2405 2406 2407 2408 2409 2410 2411 2412 2413 2414 2415 2416 2417 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |