Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2399   2400   2401   2402   2403   2404   2405   2406   2407  2408   2409   2410   2411   2412   2413   2414   2415   2416   2417  » »»

   "Дебора" (1893), "Ева"  (1899),  "Джессика"  (1905),  "Непобежд„нные"
(1918), "Сердце" (1923),  "Дурень"  (по  Л.  Толстому,  1936).  Наиболее
известная опера Ф. "Ева" была пост. также  за  рубежом.  Ф.  принадлежит
музыка к пьесам Я. Врхлицкого, Шекспира, Г.Гофман-сталя, И. Тыла  и  др.
Лирич. язык музыки Ф. близок чеш. нар. песенности. Ф. развивал  традиции
Б.Сметаны и А. Дворжака (нек-рое влияние на него  оказал  Г.  Малер).  С
1892 жил в Гамбурге, в 1903-18 в Вене, с 1918 в  Праге.  В„л  педагогич.
работу: с 1901 - преподаватель Гамбургской консерватории;  в  1903-18  -
профессор Новой консерватории в Вене; в 1918-22- профессор, в 1922-31  -
ректор Пражской консерватории.  В  1931-39  -  президент  Чеш.  академии
иск-в. Выступал как муз. критик; автор воспоминании  (1947).  С  1919  в
Праге существует муз. об-во Ф„рстера.
   Лит.: Nejedly Z., Josef Bohuslav Foerster, Praha, 1910. Ал. M.
   ФЕСПИД (??????) (2-я пол. 6 в. до н. э.) - др.-греч.  поэт.  Согласно
античным источникам, автор первой, пост. им самим в Греции  трагедии  на
афинском празднике Великих Дионисий в 534-533 до н. э. Ф.  приписывается
введение акт„ра (см.  Гипокрит),  к-рый  в  промежутках  между  хоровыми
партиями сообщал о  событиях,  происходящих  за  пределами  орхестры,  u
отвечал на вопросы  хора.  В  качестве  этого  акт„ра  выступал  сам  Ф.
Предполагается, что он первый вв„л маски. Произв. Ф. не сохранились.  В.
Я.
   ФЕСТИВАЛ ХОЛЛ (Royal Festival  Hall)  -  концертный  зал  в  Лондоне,
построен в 1951. Одно из  красивейших  и  крупнейших  концертных  зданий
Англии. Приспособлен также для театр. представлений. Количество мест гл.
зала - 3493.
   ФЕСТИВАЛИ музыкальные, театральные (англ. и франц.-festival, от  лат.
festivus - вес„лый, праздничный)-смотры лучших достижений театр. и  муз.
иск-ва.  Ведут  сво„  начало  от  олимпийских  и  др.  игр  Др.  Греции,
состязаний ср.-век. трубадуров, миннезингеров и др. В Европе Ф. получили
распространение в Швейцарии (конец 18 в.). Первоначально носили характер
торжественных  шествий,  кортежей;   позднее   стали   театрализованными
массовыми пред-стсГвлениями,  посв.  определ„нным  событиям.  Ф.  обычно
являются соревнованием, участники к-рого выделяются специальными жюри  в
результате предварит. отборочных просмотров  (о  театральных  Ф.  см.  в
статьях  Всемирные  фестивали  демократической  молод„жи   и   студентов
Театральные смотры).  В  Англии  и  Австрии  (2-я  пол.  18  в.)  на  Ф.
исполнялись преим. оратории (в Англии - произв. Г. Генделя). С  нач.  19
в. Ф. (в т. ч. спец. певческие празднества- хоровые Ф.) получили широкое
распространение в  других  европ.  странах,  особенно  в  Германии.  Они
организовывались муз. об-вами, учреждениями, отд. городами, провинциями,
округами. В их программы наряду с ораториально-хоровыми  входили  симф.,
концертно-инструментальные, оперные и др.  произв.  С  1876  в  Байр„йте
проводятся муз.-театр. Ф., посв.  операм  Р.  Вагнера  (см.  Байр„йтский
театр). Ряд Ф., провед„нных в  Зальцбурге  в  1870-1910,  был  посв.  В.
Моцарту. На Ф. в Мюнхене исполнялись оперы В. Моцарта и  Р.  Вагнера  (с
1901), а также Г. Генделя, X. Глюка, К. Вебера, Р. Штрауса, X.  Пфицнера
(с 1919). В США Ф. организуются с сер. 19  в.;  впервые  были  проведены
Об-вом Генделя и Гайдна в Бостоне (1857) и Вустере (1858).  Среди  амер.
муз.-театр. Ф.- оперные Ф. в Равиния-Парк (Чикаго, 1911-31).
   В 20 в. число Ф. возросло и они часто приобретают междунар. характер.
Ф. включают разнообразные, смешанные программы.  Про  водятся  междунар.
Ф.совр. музыки ("Варшавская осень" - с 1956,  в  Загребе  -  с  1961,  в
Лос-Анжелосе - с 1961 и др.), а также Ф. по отдельным совр. муз.  жанрам
(Ф. эстрадной песни в Польше - с 1961 и  др.).  Интернациональное  об-во
новой  музыки  (осн.  1922,  Зальцбург)  с  1923  организует  Ф.  музыки
крупнейших совр. композиторов в разных  европ.  городах.  Проводит  муз.
празднества  и  Постоянный   совет   интернационального   сотрудничества
композиторов  (осн.  1934,  Висбаден,  президиум   в   Лондоне).   Среди
крупнейших  совр.  зарубежных  Ф.,  включающих  в   программы   муз.   и
муз.-театр. произведения,- Залъцбургские фестивали (с 1917),  Берлинские
(с 1930), Страсбурские (с 1932),  "Флорентийский  музыкальный  май))  (с
1933), Люцернские (с 1939),  "Пражская  весна"  (с  1946),  Эдинбургские
фестивали (с 1947), 1-й Ф. театр. и муз. иск-ва стран  Дальнего  Востока
(1958, Осака).
   В СССР первый муз. Ф. состоялся в 1933 (Ленинград). С конца 50-х  гг.
проводятся Ф. республиканского, межобластного, зонального  характера.  В
Куйбышеве с 1963 проводятся муз. Ф. памяти В. И. Ленина. Ф. совр. музыки
проводятся в Одессе с 1958),  Горьком  (с  1962;  в  1964  посв.  Д.  Д.
Шостаковичу).  В  1962-63  состоялись  Ф.  англ.  музыки  jB  Москве   и
Ленинграде, сов. музыки - в Англии (в 1962 посв. Д. Д.  Шостаковичу),  в
1959 Ф. П. И. Чайковского в Лондоне с участием сов. музыкантов.  С  1964
проводятся муз.-театр. Ф. "Московские зв„зды" (в 1965 посв. 125-летию со
дня рождения П. И. Чайковского), "Русская зима" (Москва),
   "Белые ночи" (Ленинград, в 1965 посв. С. С. Прокофьеву), "Днепровские
зори" (Киев). В. Бр.
   ФЕСЦЕННЙНЫ (лат. Fescennina  или  Fescennini,  от  Fescennia-город  в
Этрурии, где якобы возникли Ф.)- насмешливые,  шуточно-бранные  песенки,
исполнявшиеся в Др. Риме на празднествах в  честь  уборки  урожая  и  на
свадьбах. Сельские Ф., первоначально носившие характер безобидных,  хотя
и грубых шуток, затем  стали  использоваться  крестьянами  как  средство
обличения знатных землевладельцев.  Это  вызвало  с  их  стороны  резкую
оппозицию и привело к запрещению в Ф. личных нападок. Разновидность  Ф.,
к-рые  исполнялись  попеременно  двумя  группами,  по-видимому,  явилась
зародышем римской драмы. По мнению современников, Ф. были близки комедии
Невия и отчасти
   ФЕТЙС (Fetis), Франсуа Жозеф (25.III.1784  -  26.III.1871)  -  бельг.
композитор  и  музыковед.  Учился  в  парижской  Консерватории   (у   А.
Буальдь„). В 1818-33 жил в Париже, где его  оперы  (в  основном  комич.)
имели успех.
   Среди произв. Ф.: лирич. драма "Мария  Стюарт  в  Шотландии"  (1823);
комич. оперы-"Любовник и муж" (1820), "Сестры-близнецы" (1823),  "Житель
Реймса" (1825), "Старуха" (1826) -  все  пост.  в  т-ре  "Опера  комик",
Париж.
   Ф. выступал как критик. С 1833 - директор Брюссельской консерватории.
   Лит.: Wangermee R., F.-J. Fetis. Musicologue et  compositeur,  Brux.,
1951. Ал. M.
   ФЕТИСОВА, Людмила Михайловна (7. X.I 925 - 21.IV.1962)  -  рус.  сов.
актриса. Засл. арт. РСФСР (1955). Окончила Театр.  уч-ще  им.  Щукина  и
была принята в труппу ЦТСА. Первые роли в ЦТСА - Невви ("Глубокие корни"
Гоу и Д'Юссо) и эмигрантка Катя Беляева ("На той стороне" Барянова).  Ф.

Страницы: «« « 2399   2400   2401   2402   2403   2404   2405   2406   2407  2408   2409   2410   2411   2412   2413   2414   2415   2416   2417  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия