Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2392   2393   2394   2395   2396   2397   2398   2399   2400  2401   2402   2403   2404   2405   2406   2407   2408   2409   2410  » »»

публицистич. пьесах  20-х  гг.  Ф.  ставил  острые  социальные  вопросы,
обличал нравы бурж. общества ("Американец,  или  Расколдованный  город",
1921; "Нефтяные острова", 1927; "Калькутта,  4  мая",  1928;  "Будет  ли
амнистирован  Хил?",  1930).  Приход  к  власти  фашизма   способствовал
политич.  зрелости  Ф.,  он  становится  антифашистом,  отказывается  от
проповеди созерцательности. В антифашистской драме  "Сны  Симоны  Машар"
(1942; 1957, т-р во Франкфурте-на-Майне; 1959, моек. Т-р им. Ермоловой),
написанной им с Б. Брехтом (по повести  Ф.  "Симона"),  показан  героизм
простой франц. девушки, оказавшей сопротивление фашистским оккупантам. В
40-х гг. Ф. написал ряд историч. пьес - "Помрачение умов, или  Дьявол  в
Бостоне" (1946;  1949,  "Каммершппле",  Берлин),  "Вдова  Капет"  (1956,
Дрезден; 1960, т-р в г. Пярпу, Эстония).
   Инсценировались и экранизировались романы Ф.:
   "Семья Оппенгейм", "Лже-Нерон", "Братья Лаутен-зак" и  др.  Нац.  пр.
ГДР (1953).
   Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-10, Amst., 1932-48; в рус. пер.-  Пьесы,
М.- Л., 1960; Сны Симоны Машар (совм. с Б. Брехтом), М., 1957. Ham. H.
   ФЕКРЙ, Мортозакули (прозвище-М о а и e д а  л  ь-М  а  м  а  л  e  к;
1868-1917) - иранский драматург, акт„р и общественный деятель. Ф. - один
из выдающихся деятелей иранского т-ра. Занимался издательским  делом.  В
период антифеодальной революции 1905-11 эмигрировал в Россию на  Кавказ,
затем жил в Сирии, Турции и Египте. Как акт„р получил известность  после
исполнения  гл.  роли  в  своей  пьесе  "Сирус   Великий".   Ф.-   автор
социально-бытовых пьес: "Судьба корреспондента", "Любовь  старика"  (обе
1913), "Старый и новый правители" (1915) и др.  Ф.  принимал  участие  в
пост. всех своих пьес. Язык произв. Ф. простой,  драматург  прибегает  к
просторечию, тегеранскому диалекту,  но  пьесы  его  трудны  для  пост.,
несценичны.
   Лит.: Абульгасем Джаннати Атап, Бо-нйаде немайеш дар  Иран,  Тегеран,
1955. J. K.-O.
   ФЕЛЕКИ (Feleki), Камиль (р. 1908) - венг. артист оперетты н  эстрады.
Нар. арт. ВНР (1961). До прихода  в  оперетту  был  эстрадным  артистом,
акт„ром Будапештского т-ра комедии  и  др.  т-ров.  Особую  популярность
приобр„л в характерных опереточных ролях - Мишка ("Сильва"  Кальмана)  и
др. Ф.- комедийный акт„р тонкого  лирич.  дарования.  Больше  всего  ему
удаются образы "маленьких людей". Участвует в спектаклях Т-ра им. Пет„фи
в Будапеште. Пр. им. Кошута (1953).
   Лит.: Гершкович А., Два опереточных комика, "Театр", 1956, с. 146-47,
.ј 3; "Szfnhaz es mozi", 1955, .ј 3, old. 14. Д. Ив.
   ФЕЛЙНЬСКИЙ (Felinski), Алойзы (1771-23.11. 1820)-польский  драматург,
поэт. Произведения Ф. проникнуты патриотизмом. Наиболее известная  пьеса
Ф.- псевдоклассич. трагедия  "  Барбара  Радзивилувна"  (1817,  Варшава,
позднее пост. в т-рах Нар. Польши), была принята с энтузиазмом  польской
общественностью как патриотич. пьеса; в 1821 запрещена царской  цензурой
как нацноналистич. пьеса. Для современников Ф. пьеса была символом  нац.
могущества Польши. Среди исполнительниц - выдающиеся польские актрисы А.
Гофман, X. Моджеевская. Ф. написал также трагедии "Виргиния",  "Радамист
и Зенобия". Испытал влияние В. Альфьери и Кребийона. Л'. Мал.
   ФЕЛПС  (Phelps),  Самюэл  (13.II.1804-6.XI.1878)  -  англ.  акт„р   и
режисс„р. Один из крупнейших англ. режисс„ров  19  в.  После  участия  в
любительских спектаклях в Излинг-тоне в 1826  поступил  в  проф.  труппу
("Уэст Лондон тиэтр").  В  1737  впервые  выступил  в  т-ре  "Хеймаркет"
(Лондон), где позднее исполнил роли:  Гамлет,  Отел-ло,  Шейлок,  Ричард
III. Лучшие сценические образы Ф. - в комедиях:  Фальстаф  ("Виндзорские
проказницы"), Маль-волио ("Двенадцатая ночь"),  Основа  ("Сон  в  летнюю
ночь"); сэр Питер Тизл ("Школа злословия" Шеридана). Игра Ф.  отличалась
простотой,  естественностью,  мастерством  перевоплощения.   В   1844-62
руководил т-ром "Сэдлерс-Уэллс", к-рый стал в это время одним из ведущих
т-ров Лондона. Пост. почти все пьесы Шекспира (в т. ч.  "Макбет",  1857,
"Антоний и Клеопатра",  1849).  Выступал  в  этих  пост.  и  как  акт„р.
Режисс„р-педагог,  Ф.  добивался  ансамблевости  исполнения,   жизненной
яркости сце-нич. образов. Выступал против внешней эффектности постановок
Ч.  Кина.  Творчество  Ф.  имело  большое  значение   для   формирования
реалистич.  принципов   в   англ.   режисс„рском   иск-ве,   утверждения
воспитательной роли т-ра.
   Лит.: История  западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С.  С.
Мокульского, т. 3, M., 1963; Phelps W. M. and Forbes-Robertson  J.,  The
life and life-work of Samuel Phelps, L., 1886; Watson E. В., Sheridan to
Robertson, Cambr. (Mass.), 1926; Sprague  A.  C.,  Shakespeare  and  the
actors, Cambr. (Mass.), 1948. Ю. К.
   ФЕЛЬДМАН (Feldman), Мирослав (р. 28.XII. 1899) - югосл.  (хорватский)
писатель и драматург.
   Драматургич. деятельность начал в 1927. Хорватский Нац. т-р в Загребе
пост. его пьесы: "Поездка" (1927), "Заяц" (1933), Профессор Жич" (1935),
"На углу" (1936), "Серна" (1939), "В  тылу"  (1939),  "Из  мрака"  (соч.
1940, была запрещена, пост. 1946). Пьесы Ф. сценичны,  они  ставились  в
т-рах Австрии, Чехословакии и др. стран. Г. Шум.
   ФЕЛЬДМАН, Эрнест (27.V,1889-4.XI.1947) -  латыш.  акт„р,  режисс„р  и
театр. педагог. В 1911 окончил драм. курсы А. И.  Адашева  в  Москве.  В
1911-21 под псевд. Тарбеев выступал акт„ром  и  реж.  в  театр.  труппах
России  (в  т-рах  Незлобина,   Корша;   в   провинции-   в   Таганроге,
Иваново-Вознесенске и др.). Играл роли  Раскольникова  ("Преступление  и
наказание" по Достоевскому), Незнамова и др. В 1921-33 - акт„р и реж.  в
Национальном латыш. т-ре (Рига), в 1940- 1941-гл. реж. в  Даугавпилсском
т-ре, в 1941-44- реж. Рижского нар, т-ра,  в  1945-47-Т-ра  драмы  Латв.
ССР. Ф. много и плодотворно работал над комедией. С живым  темпераментом
и артистизмом играл роли Скапена  ("Проделки  Скапена"  Мольера,  1922),
Фигаро (1922), Хлестакова (1922), Петруччио (1925) и др. Успешно  ставил
комедийные спектакли. Лучшие работы Ф. отличались стремительным  темпом,
яркими образами, оживл„нным диалогом. Пост. спектакли: "В какую гавань?"
(1945) и "Как в  Гарпетерах  историю  делали"  (1946)  Григулиса,  "День
чудесных  обманов"  (1945)  и   "Школа   злословия"   (1946)   Шеридана,
"Виндзорские проказницы" (1947).С 1921 в„л педагогическую  деятельность.
В 1927-35 возглавлял  драм.  курсы,  на  к-рых  учились  многие  деятели
латышского театра. Б. Г.
   ФЕЛЬДМАН,  Яков  Соломонович  [р.  22.1Х(5.Х).  1913]  -  рус.   сов.
театровед. Лит. деятельность начал в  1938.  В  1941  окончил  ГИТИС.  В
1940-43 работал в лит. части Центр, т-ра Красной (ныне Советской) Армии,
в 1943-51 -  зав.  лит.  частью  Свердловского  драм.  т-ра,  в  1952  -
Саратовского ТЮЗа. В 1952- 1958-научный сотрудник Ин-та  искусствознания

Страницы: «« « 2392   2393   2394   2395   2396   2397   2398   2399   2400  2401   2402   2403   2404   2405   2406   2407   2408   2409   2410  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия