|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2392 2393 2394 2395 2396 2397 2398 2399 2400 2401 2402 2403 2404 2405 2406 2407 2408 2409 2410 » »» публицистич. пьесах 20-х гг. Ф. ставил острые социальные вопросы,
обличал нравы бурж. общества ("Американец, или Расколдованный город",
1921; "Нефтяные острова", 1927; "Калькутта, 4 мая", 1928; "Будет ли
амнистирован Хил?", 1930). Приход к власти фашизма способствовал
политич. зрелости Ф., он становится антифашистом, отказывается от
проповеди созерцательности. В антифашистской драме "Сны Симоны Машар"
(1942; 1957, т-р во Франкфурте-на-Майне; 1959, моек. Т-р им. Ермоловой),
написанной им с Б. Брехтом (по повести Ф. "Симона"), показан героизм
простой франц. девушки, оказавшей сопротивление фашистским оккупантам. В
40-х гг. Ф. написал ряд историч. пьес - "Помрачение умов, или Дьявол в
Бостоне" (1946; 1949, "Каммершппле", Берлин), "Вдова Капет" (1956,
Дрезден; 1960, т-р в г. Пярпу, Эстония).
Инсценировались и экранизировались романы Ф.:
"Семья Оппенгейм", "Лже-Нерон", "Братья Лаутен-зак" и др. Нац. пр.
ГДР (1953).
Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-10, Amst., 1932-48; в рус. пер.- Пьесы,
М.- Л., 1960; Сны Симоны Машар (совм. с Б. Брехтом), М., 1957. Ham. H.
ФЕКРЙ, Мортозакули (прозвище-М о а и e д а л ь-М а м а л e к;
1868-1917) - иранский драматург, акт„р и общественный деятель. Ф. - один
из выдающихся деятелей иранского т-ра. Занимался издательским делом. В
период антифеодальной революции 1905-11 эмигрировал в Россию на Кавказ,
затем жил в Сирии, Турции и Египте. Как акт„р получил известность после
исполнения гл. роли в своей пьесе "Сирус Великий". Ф.- автор
социально-бытовых пьес: "Судьба корреспондента", "Любовь старика" (обе
1913), "Старый и новый правители" (1915) и др. Ф. принимал участие в
пост. всех своих пьес. Язык произв. Ф. простой, драматург прибегает к
просторечию, тегеранскому диалекту, но пьесы его трудны для пост.,
несценичны.
Лит.: Абульгасем Джаннати Атап, Бо-нйаде немайеш дар Иран, Тегеран,
1955. J. K.-O.
ФЕЛЕКИ (Feleki), Камиль (р. 1908) - венг. артист оперетты н эстрады.
Нар. арт. ВНР (1961). До прихода в оперетту был эстрадным артистом,
акт„ром Будапештского т-ра комедии и др. т-ров. Особую популярность
приобр„л в характерных опереточных ролях - Мишка ("Сильва" Кальмана) и
др. Ф.- комедийный акт„р тонкого лирич. дарования. Больше всего ему
удаются образы "маленьких людей". Участвует в спектаклях Т-ра им. Пет„фи
в Будапеште. Пр. им. Кошута (1953).
Лит.: Гершкович А., Два опереточных комика, "Театр", 1956, с. 146-47,
.ј 3; "Szfnhaz es mozi", 1955, .ј 3, old. 14. Д. Ив.
ФЕЛЙНЬСКИЙ (Felinski), Алойзы (1771-23.11. 1820)-польский драматург,
поэт. Произведения Ф. проникнуты патриотизмом. Наиболее известная пьеса
Ф.- псевдоклассич. трагедия " Барбара Радзивилувна" (1817, Варшава,
позднее пост. в т-рах Нар. Польши), была принята с энтузиазмом польской
общественностью как патриотич. пьеса; в 1821 запрещена царской цензурой
как нацноналистич. пьеса. Для современников Ф. пьеса была символом нац.
могущества Польши. Среди исполнительниц - выдающиеся польские актрисы А.
Гофман, X. Моджеевская. Ф. написал также трагедии "Виргиния", "Радамист
и Зенобия". Испытал влияние В. Альфьери и Кребийона. Л'. Мал.
ФЕЛПС (Phelps), Самюэл (13.II.1804-6.XI.1878) - англ. акт„р и
режисс„р. Один из крупнейших англ. режисс„ров 19 в. После участия в
любительских спектаклях в Излинг-тоне в 1826 поступил в проф. труппу
("Уэст Лондон тиэтр"). В 1737 впервые выступил в т-ре "Хеймаркет"
(Лондон), где позднее исполнил роли: Гамлет, Отел-ло, Шейлок, Ричард
III. Лучшие сценические образы Ф. - в комедиях: Фальстаф ("Виндзорские
проказницы"), Маль-волио ("Двенадцатая ночь"), Основа ("Сон в летнюю
ночь"); сэр Питер Тизл ("Школа злословия" Шеридана). Игра Ф. отличалась
простотой, естественностью, мастерством перевоплощения. В 1844-62
руководил т-ром "Сэдлерс-Уэллс", к-рый стал в это время одним из ведущих
т-ров Лондона. Пост. почти все пьесы Шекспира (в т. ч. "Макбет", 1857,
"Антоний и Клеопатра", 1849). Выступал в этих пост. и как акт„р.
Режисс„р-педагог, Ф. добивался ансамблевости исполнения, жизненной
яркости сце-нич. образов. Выступал против внешней эффектности постановок
Ч. Кина. Творчество Ф. имело большое значение для формирования
реалистич. принципов в англ. режисс„рском иск-ве, утверждения
воспитательной роли т-ра.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 3, M., 1963; Phelps W. M. and Forbes-Robertson J., The
life and life-work of Samuel Phelps, L., 1886; Watson E. В., Sheridan to
Robertson, Cambr. (Mass.), 1926; Sprague A. C., Shakespeare and the
actors, Cambr. (Mass.), 1948. Ю. К.
ФЕЛЬДМАН (Feldman), Мирослав (р. 28.XII. 1899) - югосл. (хорватский)
писатель и драматург.
Драматургич. деятельность начал в 1927. Хорватский Нац. т-р в Загребе
пост. его пьесы: "Поездка" (1927), "Заяц" (1933), Профессор Жич" (1935),
"На углу" (1936), "Серна" (1939), "В тылу" (1939), "Из мрака" (соч.
1940, была запрещена, пост. 1946). Пьесы Ф. сценичны, они ставились в
т-рах Австрии, Чехословакии и др. стран. Г. Шум.
ФЕЛЬДМАН, Эрнест (27.V,1889-4.XI.1947) - латыш. акт„р, режисс„р и
театр. педагог. В 1911 окончил драм. курсы А. И. Адашева в Москве. В
1911-21 под псевд. Тарбеев выступал акт„ром и реж. в театр. труппах
России (в т-рах Незлобина, Корша; в провинции- в Таганроге,
Иваново-Вознесенске и др.). Играл роли Раскольникова ("Преступление и
наказание" по Достоевскому), Незнамова и др. В 1921-33 - акт„р и реж. в
Национальном латыш. т-ре (Рига), в 1940- 1941-гл. реж. в Даугавпилсском
т-ре, в 1941-44- реж. Рижского нар, т-ра, в 1945-47-Т-ра драмы Латв.
ССР. Ф. много и плодотворно работал над комедией. С живым темпераментом
и артистизмом играл роли Скапена ("Проделки Скапена" Мольера, 1922),
Фигаро (1922), Хлестакова (1922), Петруччио (1925) и др. Успешно ставил
комедийные спектакли. Лучшие работы Ф. отличались стремительным темпом,
яркими образами, оживл„нным диалогом. Пост. спектакли: "В какую гавань?"
(1945) и "Как в Гарпетерах историю делали" (1946) Григулиса, "День
чудесных обманов" (1945) и "Школа злословия" (1946) Шеридана,
"Виндзорские проказницы" (1947).С 1921 в„л педагогическую деятельность.
В 1927-35 возглавлял драм. курсы, на к-рых учились многие деятели
латышского театра. Б. Г.
ФЕЛЬДМАН, Яков Соломонович [р. 22.1Х(5.Х). 1913] - рус. сов.
театровед. Лит. деятельность начал в 1938. В 1941 окончил ГИТИС. В
1940-43 работал в лит. части Центр, т-ра Красной (ныне Советской) Армии,
в 1943-51 - зав. лит. частью Свердловского драм. т-ра, в 1952 -
Саратовского ТЮЗа. В 1952- 1958-научный сотрудник Ин-та искусствознания
Страницы: «« « 2392 2393 2394 2395 2396 2397 2398 2399 2400 2401 2402 2403 2404 2405 2406 2407 2408 2409 2410 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |