Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2385   2386   2387   2388   2389   2390   2391   2392   2393  2394   2395   2396   2397   2398   2399   2400   2401   2402   2403  » »»

   ФАРС (франц. farce, от лат. farcio - начиняю: средневековые  мистерии
"начинялись"  комедийными  вставками)  -  вид  нар.   т-ра,   получивший
распространение в 14-16 вв. в большинстве зап.-европ. стран. Связанный в
своих истоках с  нар.  обрядами  и  играми,  Ф.  имел  в  каждой  стране
национально  своеобразный  характер.  Один  из  путей  формирования  Ф.-
проникновение комедийно-бытовых элементов в ми-стериальное представление
(см.  Мистерия).  Одновременно  Ф.  складывался  как  самостоят,   жанр,
составляя наряду с моралите и соти репертуар театр. объединений горожан:
камер  риторов,  "братства,  шутовских  обществ.  Демократич.,  массовый
площадной жанр Ф. отличался жизнерадостным вольнодумством  нар.  иск-ва,
реалистич.   конкретностью   в   воспроизведении   жизненных    явлений.
Образы-маски Ф. (врач-шарлатан, уч„ный-педант, сварливая жена и т.  д.),
лиш„нные  индивидуального  начала,  представляли  собой  первую  попытку
создания социальных  типов.  В  Ф.  грубовато,  но  весело  изображались
семейные   неурядицы,   осмеивались   глупость,   хвастовство,    широко
использовались при„мы внешнего комизма (драки, перебранки и т.  п.).  Ф.
были насыщены буффонадой,  исполнены  презрения  к  высшим  сословиям  и
феодально-религиозной  морали;  в  них   резко   обличалась   феодальная
военщина, распутство  монахов,  мошенничество  чиновников,  сочувственно
изображался простой люд. Но в то же время в рядеФ. отч„тливо  проявились
черты  бюргерской  идеологии   -   циничное   прославление   плутовства,
бюргерской   деловой    изворотливости,    насмешливо-недоброжелательное
отношение к крестьянам.
   Наибольшую известность получили  франц.  Ф.-  "Лохань",  цикл  Ф.  об
адвокате Патлене и др. Традиции  нар.  Ф.  оказали  большое  влияние  на
развитие демо-кратнч. направления во франц. акт„рском  иск-ве  (Табарен,
Гро-Гильом, Готье-Гаргиль,  Тюрлюпен  и  др.),  на  творчество  Мольера.
Традиции итал. Ф. стали  основой  итал.  комедии  делъ  арте\  англ.  Ф.
(интерлюдия)  наш„л  претворение  в  комедиях  Шекспира;  исп.   Ф.-   в
одноактных пьесах (пасос) Л. де  Руэды,  в  интермедиях  М.  Сервантеса;
нем.Ф.-фастнахтшппль- получил лит. воплощение  в  творчестве  Г.  Сакса.
При„мы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде.
   В 19-20 вв. Ф. чаще всего не связан с нар. традицией. Это жанр  бурж.
коммерч. т-ра - развлекат. комедии; построенные на чисто внешних  комич.
при„мах.  Однако  фарсовая  буффонада  окрашивает  мн.  остро   сатирич.
произведения. Это особенно проявилось  во  франц.  драматургии  ("Король
Убю" Жаррп, 1896, "Кнок" Ромена, 1923,  "Топаз"  Паньоля,  1928,  и  мн.
др.). Немецкое народное фарсовое искусство оживает в  пьесах  Б.  Брехта
"Швейк во второй мировой войне" (1943), "Господин Пунтила  и  его  слуга
Мат-ти" (1948).
   Лит.:  История  западноевропейского  театра,  под  общ.  ред.  С.  С.
Мокульского, т. 1, М., 1956; История французской литературы с древнейших
времен до революции 1789 г., т. 1, М.-Л., 1946; Три  фарса  об  адвокате
Пателене.М., 1951;
   Petit de Julleville L., Histoire du theatre en France au  Moyen  age,
pt. 2. Les comediens, P., 1885.
   ФАСТНАХТШПИЛЬ  (нем.  Fastnachtspiel,  букв.-  масленичная  игра,  от
Fastnacht - масленица и Spiel-игра) - часть  карнавальных  представлений
14-15 вв. От Ф. бер„т сво„ начало фарс 16  в.  Ф.  основан  на  принципе
пародийности, осмеяния. Первоначально представлял собой бытовую  сценку,
обычно анекдотич. характера. В 15-16 вв. Ф.  подвергся  лит.  обработке,
тематика его расширилась, использовались  сюжеты  античной  и  рыцарской
лит-ры, шванков. В период Реформации Ф. отражал политич.  и  религиозную
борьбу того времени. Наиболее интересные Ф. исполнены жизнеутверждающего
юмора, протеста против феодализма,  проникнуты  антиклерикальным  духом.
Однако в Ф. проявилась также и ограниченность бюргерской  идеологии,  Ф.
часто  высмеивали  крестьянскую  бедноту.  Авторами   многих   Ф.   были
мейстерзингеры, ремесленники по профессии,- Г. Розенплют,  Р.  Гольц,  а
также глава мейстерзингеров  Ганс  Сакс,  написавший  Ф.  "Странствующий
школяр в раю", "Горячее железо" и др. Острая сатирпчность и  демократизм
Ф. вызывали протест  феодалов  и  церкви.  В  1539  нюрнбергские  власти
запретили карнавальные процессии и входившие в них Ф.
   Лит.:    Мокульский    С.    (сост.),    Хрестоматия    по    истории
западноевропейского театра,  т.  l,  M.,  1953;  Lier  L.,  Studien  zur
Geschichte der Nurnberger Fastnachtspiels, Nurnberg, 1889.
   ФАСУЛАДЖЯН (П а п а 3 я н),  Пайцар  (1842-  1911)  -  арм.  актриса.
Сценич. деятельность начала в Константинополе в 1861. Работала в труппах
под рук. А. Вардовяна, М. Мнакяна  и  своего  мужа  Т.  Фа-суладжяна.  С
труппой  Фасуладжяна  гастролировала  в  Закавказье,   России,   Турции,
Болгарии, Румынии.  Автор  пьесы  "Сводница".  В  основном  выступала  в
мелодраме.
   Лучшие роли: Катрин Говард  (о.  п.  Дюма-отца),  Перние  ("Парижские
тайны" по Э. Сю), Амалия ("Сестра Тереза" Камолетти). Б. А.
   ФАСУЛАДЖЯН, Товмас (1843-1903) -  арм.  акт„р,  режисс„р,  драматург,
театр. деятель. Сценич. деятельность начал  в  1858  в  Константинополе.
Способствовал формированию проф. арм. т-ра в Константинополе (1861). Был
одним из ведущих акт„ров  и  режисс„ром  "Аревелян  татрон"  ("Восточный
театр"). Организовывал театр. труппы, к-рые  гастролировали  по  городам
Турции, Закавказья, Сев. Кавказа,  Болгарии,  Румынии.  Воспитал  группу
арм. акт„ров. Автор пьес "Чудо, или Деревянный меч", "Сын слепого",  "Мы
оба голодные, мы оба без денег".  Как  акт„р  Ф.  был  близок  романтич.
направлению. Выступал  в  зап.-европ.  мелодрамах,  историч.  трагедиях,
комедиях.
   Роли:  Аршак  II  (о.  п.  Галфаяна),  Ерванд  ("Сандухт"  Тер-зяна).
Гарпагон, Тартюф; Бландраз ("Парижские тайны" по Э.  Сю),  Жорж  ("Жизнь
игрока" Дюканжа) и др. Б. А.
   ФАТ (франц. fat, от лат. fatuus - глупый) -  акт„рское  амплуа:  роли
эффектных, самовлюбл„нных и ограниченных людей (преим. молодых): Дульчин
("Последняя жертва"), Миловзоров ("Без вины виноватые") и пр.
   ФАТАЛИЕВ, Эйюб Джафар оглы (р.  7.XI.  1925)  -  азерб.  сов.  театр.
художник. Засл. деятель иск-в Азерб. ССР (1964). Окончил  Художественное
уч-ще в Баку и Моск. художественный ин-т им. Сурикова (1952). В  1944-46
работал в Баку, в 1952-54- в Большом т-ре под  рук.  В.  Ф.  Рындина.  В
1955- 1956 - художник, с 1957 - гл. художник Азерб. т-ра оперы и  балета
им. М. Ф. Ахундова. Работы Ф. отличаются национальным  колоритом,  яркой
образностью, строгостью в отборе изобразительных средств. Среди работ Ф.
"Асли и Керем" Уз. Гаджибекова, "Ашик  Гариб"  3.  Гаджибекова,  "Даиси"
Палиашвили, "Се-виль"  Амирова,  "Вагиф"  Мустафаева,  "Аида",  "Демон",
"Князь Игорь", "Борис Годунов"; балет "Гюлыпен" С. Гаджибекова. К. Кае.
   ФАТУВЙЛЬ (Fatouville), Ноланде  (1-я  пол.  17  в.-  1715)  -  франц.

Страницы: «« « 2385   2386   2387   2388   2389   2390   2391   2392   2393  2394   2395   2396   2397   2398   2399   2400   2401   2402   2403  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия