Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2390   2391   2392   2393   2394   2395   2396   2397   2398  2399   2400   2401   2402   2403   2404   2405   2406   2407   2408  » »»

большое участие в талантливой ученице  театр.  уч-ща).  Ф.  неоднократно
приходилось не только видеть Щепкина на сцене, но и играть с ним в одних
спектаклях. Первая большая роль Ф.- Верочка в пьесе  П.  Д.  Бо-борыкина
"Реб„нок". Искренность чувств, глубокий  драматизм  исполнения,  обаяние
обеспечили большой  успех  молодой  актрисе.  Однако  Щепкин  и  нек-рые
критики отмечали недостатки е„ игры (повышенная п-атетичность и др.).  В
дальнейшем актриса преодолела эти недостатки и строго следовала  заветам
Щепкина.
   В 1863 была зачислена в труппу Малого т-ра, став  к  концу  60-х  гг.
ведущей актрисой на роли  молодых  героинь.  Наиболее  полного  расцвета
талант Ф. достиг в 70-х гг., когда после перерыва (1870-72),  вызванного
болезнью и семейной драмой (разрыв с  мужем),  она  вновь  вернулась  на
сцену. В репертуар Ф. входили героич., лирич., салонные и бытовые роли в
трагедиях, драмах и комедиях.
   Свои лучшие роли Ф.  создала  в  пьесах  Островского  и  Шекспира.  В
произв. Островского Ф. исполнила 29 ролей (роли  Снегурочки  и  Василисы
Мелентьевой  драматург  предназначал  для  Ф.).   Первая   и   наиболеезначительная роль Ф. в пьесе  Островского-Катерина  ("Гроза").  Исполнив
эту роль впервые в 1863, Ф. играла е„ в течение 35 лет,  став  одной  из
лучших создательниц образа трагич. героини Островского. С большой внутр.
силой и страстностью играла также роли:  Василисы  Мелентьевой  (о.  п.,
1868),  Параши  ("Горячее  сердце",  1869),  Ларисы  (1878),  Кручининой
(1884); Ксении Васильевны ("Не от мира сего",  1885),  показав  в  своих
сценич. образах ум и волю рус. женщины. В  острой  обличительной  манере
исполняла Ф. роли:
   Лидии Чебоксаровой (1870) и  Чебоксаровой-матери  (1893)  в  "Бешеных
деньгах", Мурзавецкой в "Волках и овцах" (1893).
   Среди др. ролей в рус. классич. драматургии: Софья  ("Горе  от  ума",
1864), Наташа и Донна Анна ("Русалка", 1865, и "Каменный  гость",  1877,
Пушкина), Наталья Петровна ("Месяц в деревне" Тургенева, 1881),  Лидочка
("Дело"  Су-хово-Кобылина,  1882),  Звездинцева  ("Плоды   просвещения",
1891).
   К творч. удачам Ф. принадлежали также роли:
   Марьицы ("Каширская  старина"  Аверкиева,  1871),  Лизы  ("В  осадном
положении" В. Крылова, 1875), Медеи (о. п. Буренина и Суворина, 1883)  и
др. 19 ролей сыграла Ф. в произв.  Шекспира.  Лучшие  из  них-  Беатриче
("Много шума  из  ничего",  1865),  Изабелла  ("Мера  за  меру",  1868),
Катарина ("Укрощение строптивой", 1871), Порция  ("Венецианский  купец",
1877).
   В последний период творчества Ф. исполнила в  пьесах  Шекспира  роли:
леди Макбет (1890), мистрисс
   Форд ("Виндзорские проказницы", 1890), Королевы ("Цимбелин", 1891)  и
Волумнии ("Кориолан", 1902). А. В. Луначарский писал о  Ф.  :  "Федотова
была настоящей  артисткой  для  изображения  центральных  женских  фигур
Шекспира, и именно фигур, полных сил, активности, либо  радостей  жизни,
либо до злодейства наступательной энергии... Она была  менее  склонна  к
изображению натур пассивных, жертвенных" ("О театре и  драматургии",  т.
1,1958, с. 339-40, 338). Те же черты  были  свойственны  и  шиллеровской
королеве Елизавете ("Мария Стюарт", 1886). Играя в этом спектакле  с  М.
Н. Ермоловой  (исполняла  роль  Марии  Стюарт),  Ф.  была  е„  достойной
партн„ршей и соперницей. К. С.  Станиславский  писал,  что  Ф.  "...была
прежде  всего  огромный   талант,   сама   артистичность,   превосходная
истолкова-тельница духовной  сущности  пьес,  создательница  внутреннего
склада и рисунка своих ролей. Она  была  мастером  художественной  формы
воплощения и блестящим виртуозом в  области  актерской  техники"  (Собр.
соч., т. 1, 1954, с. 39).
   Участвуя в том или ином спектакле, Ф. была  занята  не  только  своей
ролью, но  следила  за  всем  спектаклем,  помогала  своим  партн„рам  и
фактически являлась режисс„ром спектакля.  Вс„  подлинно  новаторское  в
т-ре встречало у не„ отклик и сочувствие. Так"  Ф.  поддерживала  А.  П.
Ленского в его начинаниях, помогала К. С. Станиславскому  в  период  его
работы в Обществе иск-ва и лит-ры,  горячо  приветствовала  первые  шаги
Художественного т-ра. Много гастролируя, Ф. оказала значит,  влияние  на
т-ры провинции.
   С 1885 вела педагогич. работу. В  1905  по  болезни  оставила  сцену,
продолжая педагогич. работу. Выступила на сцене один раз -  в  1912,  на
юбилейном спектакле  по  случаю  50-летия  своей  сценич.  деятельности;
исполнила роль царицы Марфы в пьесе Островского  "Дмитрий  Самозванец  и
Василий  Шуйский".  По  свидетельству  В.  И.  Немировича-Данченко,   Ф.
"...никогда в жизни, ни в одной роли не была  так  изумительна,  глубоко
проста, как в своем последнем выходе..." (цит. по кн.: Г о я  н  Г.,  Г.
Федотова, 1940, с. 1-12).
   Лит.: Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч.,  т.  1,
M., 1954; Г о я н Г., Гликерия  Федотова.  Жизнь  и  творчество  великой
русской артистки, М. -Л., 1940; Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки  и
впечатления, М., 1942; Зограф Н. Г., Малый  театр  второй  половины  XIX
века, М., 1960; Юрьев Ю., Записки, т. 1, Л.- М., 1963. А. Кл.
   ФЕДЬКОВИЧ, Юрий (Осип) Адальбертович (8.VIII. 1834-11.1.1888) -  укр.
писатель. Первое драм. произведение - бытовая комедия "Так вам  и  надо"
(1864), во 2-й редакции наз. "Сватанье  на  болыпаке".  Автор  романтич.
драмы "Довбуш" (соч.  1869,  пост.  1876  Т-р  об-ва  "Руська  бес?да"),
мелодрамы "Кормчий" (1876), псторич. трагедии  "Хмельницкий"  (1886-87).
Ф. принадлежат переделки пьес зап.-европ. драматургов, а также  переводы
"Гамлета", "Макбета" и др. , Р. П.
   ФЕЕРИЯ  (франц.  feerie,  от  fee  -  фея,  волшебница)  -  1)   Жанр
спектаклей, в к-рых обычно изображаются  фантастич.  или  необыкновенные
происшествия, применяются разл. постановочные  эффекты,  сценич.  трюки,
превращения; широко  используются  достижения  театр.  машинерии,  свет,
звуковое оформление. Как особый театр. жанр Ф. появилась в Италии  в  17
в.  Характер  Ф.  носили  мн.   оперно-балетные   спектакли,   а   также
представления ярмарочных т-ров во Франции в 17-18 вв.  Широкое  развитие
Ф. получили в Англии  в  17  в.  В  России  во  2-й  пол.  19  в.  яркой
зре-лищностью и изобретательностью отличались  Ф.,  в  подготовке  к-рых
принимали участие режисс„р М. В. Лентовский, машинист и декоратор К.  Ф.
Валъц. 2) Цирковое  представление,  иногда  сюжетное,  с  использованием
разл. трюков (вода,  льющаяся  бурными  потоками  и  заполняющая  манеж,
фейерверки, исчезновение людей, животных на глазах у зрителей и т. п.).
   Лит.: В а л ь ц К. Ф., Шестьдесят пять лет в театре, Л., 1928;  Попов
Н., Театральные кудесники, в кн.:
   Театральный альманах. Сб. статей и материалов, М., 1947.

Страницы: «« « 2390   2391   2392   2393   2394   2395   2396   2397   2398  2399   2400   2401   2402   2403   2404   2405   2406   2407   2408  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия