|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2390 2391 2392 2393 2394 2395 2396 2397 2398 2399 2400 2401 2402 2403 2404 2405 2406 2407 2408 » »» большое участие в талантливой ученице театр. уч-ща). Ф. неоднократно
приходилось не только видеть Щепкина на сцене, но и играть с ним в одних
спектаклях. Первая большая роль Ф.- Верочка в пьесе П. Д. Бо-борыкина
"Реб„нок". Искренность чувств, глубокий драматизм исполнения, обаяние
обеспечили большой успех молодой актрисе. Однако Щепкин и нек-рые
критики отмечали недостатки е„ игры (повышенная п-атетичность и др.). В
дальнейшем актриса преодолела эти недостатки и строго следовала заветам
Щепкина.
В 1863 была зачислена в труппу Малого т-ра, став к концу 60-х гг.
ведущей актрисой на роли молодых героинь. Наиболее полного расцвета
талант Ф. достиг в 70-х гг., когда после перерыва (1870-72), вызванного
болезнью и семейной драмой (разрыв с мужем), она вновь вернулась на
сцену. В репертуар Ф. входили героич., лирич., салонные и бытовые роли в
трагедиях, драмах и комедиях.
Свои лучшие роли Ф. создала в пьесах Островского и Шекспира. В
произв. Островского Ф. исполнила 29 ролей (роли Снегурочки и Василисы
Мелентьевой драматург предназначал для Ф.). Первая и наиболеезначительная роль Ф. в пьесе Островского-Катерина ("Гроза"). Исполнив
эту роль впервые в 1863, Ф. играла е„ в течение 35 лет, став одной из
лучших создательниц образа трагич. героини Островского. С большой внутр.
силой и страстностью играла также роли: Василисы Мелентьевой (о. п.,
1868), Параши ("Горячее сердце", 1869), Ларисы (1878), Кручининой
(1884); Ксении Васильевны ("Не от мира сего", 1885), показав в своих
сценич. образах ум и волю рус. женщины. В острой обличительной манере
исполняла Ф. роли:
Лидии Чебоксаровой (1870) и Чебоксаровой-матери (1893) в "Бешеных
деньгах", Мурзавецкой в "Волках и овцах" (1893).
Среди др. ролей в рус. классич. драматургии: Софья ("Горе от ума",
1864), Наташа и Донна Анна ("Русалка", 1865, и "Каменный гость", 1877,
Пушкина), Наталья Петровна ("Месяц в деревне" Тургенева, 1881), Лидочка
("Дело" Су-хово-Кобылина, 1882), Звездинцева ("Плоды просвещения",
1891).
К творч. удачам Ф. принадлежали также роли:
Марьицы ("Каширская старина" Аверкиева, 1871), Лизы ("В осадном
положении" В. Крылова, 1875), Медеи (о. п. Буренина и Суворина, 1883) и
др. 19 ролей сыграла Ф. в произв. Шекспира. Лучшие из них- Беатриче
("Много шума из ничего", 1865), Изабелла ("Мера за меру", 1868),
Катарина ("Укрощение строптивой", 1871), Порция ("Венецианский купец",
1877).
В последний период творчества Ф. исполнила в пьесах Шекспира роли:
леди Макбет (1890), мистрисс
Форд ("Виндзорские проказницы", 1890), Королевы ("Цимбелин", 1891) и
Волумнии ("Кориолан", 1902). А. В. Луначарский писал о Ф. : "Федотова
была настоящей артисткой для изображения центральных женских фигур
Шекспира, и именно фигур, полных сил, активности, либо радостей жизни,
либо до злодейства наступательной энергии... Она была менее склонна к
изображению натур пассивных, жертвенных" ("О театре и драматургии", т.
1,1958, с. 339-40, 338). Те же черты были свойственны и шиллеровской
королеве Елизавете ("Мария Стюарт", 1886). Играя в этом спектакле с М.
Н. Ермоловой (исполняла роль Марии Стюарт), Ф. была е„ достойной
партн„ршей и соперницей. К. С. Станиславский писал, что Ф. "...была
прежде всего огромный талант, сама артистичность, превосходная
истолкова-тельница духовной сущности пьес, создательница внутреннего
склада и рисунка своих ролей. Она была мастером художественной формы
воплощения и блестящим виртуозом в области актерской техники" (Собр.
соч., т. 1, 1954, с. 39).
Участвуя в том или ином спектакле, Ф. была занята не только своей
ролью, но следила за всем спектаклем, помогала своим партн„рам и
фактически являлась режисс„ром спектакля. Вс„ подлинно новаторское в
т-ре встречало у не„ отклик и сочувствие. Так" Ф. поддерживала А. П.
Ленского в его начинаниях, помогала К. С. Станиславскому в период его
работы в Обществе иск-ва и лит-ры, горячо приветствовала первые шаги
Художественного т-ра. Много гастролируя, Ф. оказала значит, влияние на
т-ры провинции.
С 1885 вела педагогич. работу. В 1905 по болезни оставила сцену,
продолжая педагогич. работу. Выступила на сцене один раз - в 1912, на
юбилейном спектакле по случаю 50-летия своей сценич. деятельности;
исполнила роль царицы Марфы в пьесе Островского "Дмитрий Самозванец и
Василий Шуйский". По свидетельству В. И. Немировича-Данченко, Ф.
"...никогда в жизни, ни в одной роли не была так изумительна, глубоко
проста, как в своем последнем выходе..." (цит. по кн.: Г о я н Г., Г.
Федотова, 1940, с. 1-12).
Лит.: Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1,
M., 1954; Г о я н Г., Гликерия Федотова. Жизнь и творчество великой
русской артистки, М. -Л., 1940; Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и
впечатления, М., 1942; Зограф Н. Г., Малый театр второй половины XIX
века, М., 1960; Юрьев Ю., Записки, т. 1, Л.- М., 1963. А. Кл.
ФЕДЬКОВИЧ, Юрий (Осип) Адальбертович (8.VIII. 1834-11.1.1888) - укр.
писатель. Первое драм. произведение - бытовая комедия "Так вам и надо"
(1864), во 2-й редакции наз. "Сватанье на болыпаке". Автор романтич.
драмы "Довбуш" (соч. 1869, пост. 1876 Т-р об-ва "Руська бес?да"),
мелодрамы "Кормчий" (1876), псторич. трагедии "Хмельницкий" (1886-87).
Ф. принадлежат переделки пьес зап.-европ. драматургов, а также переводы
"Гамлета", "Макбета" и др. , Р. П.
ФЕЕРИЯ (франц. feerie, от fee - фея, волшебница) - 1) Жанр
спектаклей, в к-рых обычно изображаются фантастич. или необыкновенные
происшествия, применяются разл. постановочные эффекты, сценич. трюки,
превращения; широко используются достижения театр. машинерии, свет,
звуковое оформление. Как особый театр. жанр Ф. появилась в Италии в 17
в. Характер Ф. носили мн. оперно-балетные спектакли, а также
представления ярмарочных т-ров во Франции в 17-18 вв. Широкое развитие
Ф. получили в Англии в 17 в. В России во 2-й пол. 19 в. яркой
зре-лищностью и изобретательностью отличались Ф., в подготовке к-рых
принимали участие режисс„р М. В. Лентовский, машинист и декоратор К. Ф.
Валъц. 2) Цирковое представление, иногда сюжетное, с использованием
разл. трюков (вода, льющаяся бурными потоками и заполняющая манеж,
фейерверки, исчезновение людей, животных на глазах у зрителей и т. п.).
Лит.: В а л ь ц К. Ф., Шестьдесят пять лет в театре, Л., 1928; Попов
Н., Театральные кудесники, в кн.:
Театральный альманах. Сб. статей и материалов, М., 1947.
Страницы: «« « 2390 2391 2392 2393 2394 2395 2396 2397 2398 2399 2400 2401 2402 2403 2404 2405 2406 2407 2408 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |