Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2384   2385   2386   2387   2388   2389   2390   2391   2392  2393   2394   2395   2396   2397   2398   2399   2400   2401   2402  » »»

Христова".
   ФАРИНЕЛЛИ (Farinelli) (наст.  имя  и  фам.-  Карло  Броски;  Broschi)
(24.1. или 24.VI.1705 - 15. VII. или 16.IX.1782) -  итал.  артист  оперы
(сопрано). Пению учился у H. Порпоры. На оперной сцене впервые  выступил
в 1720 в Неаполе. Затем пел в Риме, выступал  в  разл.  городах  Италии.
Гастролировал в Вене, Лондоне, Париже, Мадриде. Ф.- один  из  выдающихся
певцов-кастратов 18 в. Обладал голосом обширного  диапазона  (3  октавы)
светлого  и  мягкого  тембра,  виртуозной   колоратурной   техникой,   в
совершенстве владел иск-вом бель канто. В начале своей  оперной  карьеры
Ф. исполнял женские  партии  в  операх-сериа,  затем  стал  выступать  в
мужских партиях. Его сценич. манера соответствовала стилю итал. оперного
спектакля  18  в.  "кьяро-скуро".  Долгая  дружба  связывала  Ф.  с   П.
Метаста-зио, воспитавшим у певца любовь к поэтич. слову;  в  отличие  от
мн. певцов своего  времени,  Ф.  старался  донести  смысл  поэтич.  речи
оперных героев.
   Женские  партии:  Плачидия,  Аделаида  ("Флавио",  о.  п.   Порпоры),
Пальмира  ("Косрой"  Поллароли),  Берениче  ("Фарначе"  Винчи).  Мужские
партии: Нино, Ахилл ("Семирамида", "Ифигения в Авлиде"  Порпоры),  Орест
("Астианакс" Винчи), Никомед (о. п. Торри), Арбас ("Катон в Утике" Лео),
Ринальдо ("Покинутая Армида" Поллароли), Фарнак ("Мит-ридат" Гаи), Сирой
(о. п. Гассе).
   Лит.: S а с с h i G., Vita del cavaliere Don Carlo Broschi,  Venezia,
1784; Monaldi G., Cantanti evirati celebri nel  teatro  italiano,  Roma,
1920. Св. Г.
   ФАРЕАШ (Farkas), Ференц (р. 15.XII.1905) - венг. композитор, педагог.
В 1927 закончил Муз. академию в Будапеште у Л.  Вейнера  и  А.  Шиклоша,
совершенствовался в Риме у О. Респиги (1929-31). Ф. автор балетов:  "Три
бродяги" (соч. 1932), "Хитрые студенты" (1949, Венг. гос.  оперный  т-р,
Будапешт); комич. опер: "Волшебный шкаф" (1942, там же),  "Милый  Палко"
на сюжет легенды о  нар.  мстителях,  борцах  за  независимость  Венгрии
против австрийских магнатов в нач. 18 в. (1950, Венг. оперный т-р; пост.
в СССР и Болгарии под назв. "Орлиные перья", в ГДР - под  назв.  "Смелые
сердца Венгрии");  музыки  к  театр.  пост.  и  фильмам.  Творчество  Ф.
основано на  венг.  фольклоре.  В  своих  произв.  композитор  сохраняет
непосредственность и прелесть венгерских мелодий. С 1935 - проф.  Высшей
муз. школы в Будапеште, с 1941 - проф.  консерватории  в  Ко-лошваре  (с
1943 - директор). Автор муз.-теоретич.  пособий.  Пр.  Кошута  и  Эркеля
(1960). А. Ив.
   ФАРКЕР (Farquhar), Джордж  (1678-29.IV.1707)-  англ.  драматург.  Был
акт„ром, затем офицером. Ф.- представитель предпросветптельской  комедии
нравов. Первая  пьеса  "Любовь  и  бутылка"  (1698,  т-р  "Друри-Лейн"),
написанная в традициях комедии эпохи Реставрации, принесла автору успех,
закрепл„нный затем комедией "Верная супружеская чета" (1699, там  же)  и
е„ продолжением "Сэр Гарри Уайлдер" (1701).  Пьеса  "Близнецы-соперники"
(1702) близка сентиментально-нравоучительным комедиям Р. Стпла.  Комедия
"Непостоянный" (1702) - переделка комедии Ф. Бомонта и Дж.  Флетчера.  В
1704  в  т-ре  "Линкольне  инн  фплдс"  пост.  фарс  "Почтовая  карета".
Наибольшее  значение  имели  две  пьесы   Ф.-"Офицер-вербовщик"   (1706,
"Друри-Лейн") и "Хитрый план щеголей" (1707, т-р "Хеймаркет"). Первая  -
блестящий образец по-литич. и социальной сатиры, вторая - одна из лучших
комедий нравов 18 в., отличается острыми комедийными  ситуациями,  точно
выписанными  картинами  провинциальной  жизни,   реалистич.   обрисовкой
характеров.  Имена  нек-рых   действующих   лиц   этой   комедии   стали
нарицательными. Творчество  Ф.  способствовало  утверждению  демократич.
направления в англ. т-ре и лит-ре.
   Соч.: The dramatic works of George Farquhar, v. 1-2, L., 1892.
   Лит.: H o t s o n J. L.,  The  Commonwealth  and  Restoration  stage,
Cambr. (Mass.), 1928; С о n n e 1 y W., Young George Farquhar, L., 1949.
Ю. К.
   ФАРНЕЗЕ ТЕАТР (Teatro Farnese) -  итал.  театр.  Здание  построено  в
Парме в 1618-19 во дворце герцога Рануччо I Фарнезе ди Порто по  проекту
выдающегося арх. Дж. Б. Алеотти. Прямоугольный зал дворца (длина 87,22 м
ширина 32,15 м, высота 22,67 м) раздел„н на две части - сцену-коробку  с
арьерсценой и зрительный зал на 4000 мест.  Сцена  (глубина  40,  ширина
32,15  м,  зеркало  сцены  12мХ  Xl2  м)  была  оснащена   многопланными
сменяющимися кулисами, что для 17  в.  являлось  технич.  нововведением;
портал сцены, украшенный колоннами, пилястрами,  скульптурами  в  нишах,
своей пышностью напоминал портал т-ра "Олимпико"  (Виченца).  Амфитеатр.
состоящий  из  14  рядов,   построен   на   высоком   цоколе   в   форме
прямоугольника,  заверш„нного  полукружием.   Орхестра   была   окружена
балюстрадой на высоте первого ряда, к к-рому ведут 12  ступеней.  Позади
амфитеатра расположены 2 яруса арок с ложами в первом ярусе  и  галереей
во втором. Т-р был открыт в 1628 в честь бракосочетания Одоардо  Фарнезе
с  Маргаритой  Тосканской.  В  17-18  вв.  здесь   устраивались   театр.
представления (во время свадебных празднеств). В 19 в. в  здании  дворца
находились музей древностей, библиотека и картинная галерея. В  1944  Ф.
т. разрушен во время бомбардировки города.  Принципы  устройства  Ф.  т.
были использованы в проектах "Большого драматич.  т-ра"  (Берлин,  1919,
арх. Г. П„льциг), "Муниципального аудиториума" (г. Сент-Луис, США, 1934,
арх. К. Говард Кран).
   Лит.: Лук омский Г. К., Античные театры и традиции в истории эволюции
театрального здания, т. 1, СПБ, 1913; Проблемы архитектуры, т. 2. кн. 2,
M., 1937; Baedeker К., Italie septentrionale. P., 1908  (48.  Parme,  p.
323-29). В. Мюл.
   ФАРРАР (Farrar), Джерал-дин (р. 28.II.1882) -  амер.  артистка  оперы
(лирич. сопрано). С 14 лет выступала в концертах (Мелроз  и  Бостон).  С
1889 занималась пением в Париже у Трабаделло, в 1901- 1903- в Берлине  у
Л. Леман. В 1901 дебютировала в Берлинской опере, где работала до  1904;
в 1904-06 пела вместе с Э. Карузо и Ф. И.  Шаляпиным  в  Монте-Карло.  С
1906 Ф.-  солистка  т-ра  "Метрополитен-опера"  (Нью-Йорк),  с  к-рым  в
дальнейшем связана вся е„ творч. жизнь. Оставила сцену в 1922, выступала
в концертах до 1931.
   Ф.-  выдающаяся  певица  20   в.   Голос   е„   отличался   красотой,
пластичностью  и  чистотой  звука.  Обладала  драматическим  дарованием.
Прославилась трактовкой партий в операх франц. и итал. композиторов.
   Лучшие партии? Мими. Чио-Чио-сан, Тоска; Заза (о. п. Леонкавалло).
   Др. партии: Маргарита, Джульетта ("Фауст", "Ромео и Джульетта" Гуно),
Май  он  (о.  п.  Массне),  Анджелика   ("Сестра   Анджелика"   Пуччини,
участвовала в междунар. премьере этой оперы, 1918).  Снималась  в  кино.
?c. T

Страницы: «« « 2384   2385   2386   2387   2388   2389   2390   2391   2392  2393   2394   2395   2396   2397   2398   2399   2400   2401   2402  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия