Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2379   2380   2381   2382   2383   2384   2385   2386   2387  2388   2389   2390   2391   2392   2393   2394   2395   2396   2397  » »»

участвовал в подготовке спектаклей, подбирал акт„ров и т. п. После  1745
в течение нек-ро-го времени работал вместе со своей женой,  актрисой  М.
Ж. Фаеар, в Брюсселе. С 1751  его  деятельность  была  связана  с  т-ром
"Комеди Итальенн",  объединившимся  в  1762  с  т-ром  "Опера  комик"  и
получившим в 1783 назв. Т-р Фавара  (или  "Зал  Фавара").  Ф.-  один  из
видных представителей  демократич.  жанра  ко-мич.  оперы  (см.  Опера},
сложившегося в 18 в. во  Франции.  Он  создал  блестящие  образцы  жанра
пародийной комедии-водевиля,  основу  к-рому  положил  А.  Р.  Лесаж,  и
комедий с ариеттами. Ф.  принадлежат  многочисл.,  гл.  обр.  одноактные
пьесы, а также либретто комич. опер, балетов (мн. из них написаны  совм.
с др. авторами)времени (Э. Р. Дуни, А. Довернь, Ф. А. Филидор, А. Э. Гретри и др.).  Во
всех комедиях Ф. сюжет строится на любовных переживаниях изящных  дам  и
кавалеров, драм. элементы преобладают  над  музыкальными.  Ф.  стремился
приблизить т-р к реальной действительности, вводил  в  качестве  действ.
лиц крестьян, использовал нар. язык: песенки, исполнявшиеся его героями,
часто напомина-ш уличные мелодии.
   В числе лучших пьес Ф.: "Любовь  Бастьеиа  и  Бастьенны"  (1753,  т-р
"Комеди Итальенн), " Праздник любви, пли Лука и  Колинетта"  (1754,  там
же), "Аиот-та и Любен"  (1762,  там  же),  "Фея  Ургела,  или  Тот,  кто
нравится дамам"  (1765,  Фонтенбло).  Пьеса  Ф.  "Солиман  II,  или  Три
султанши" (1761, "Комоди Итальенн")  проанализирована  Г.  Э.  Лессингом
("Гамбургская драматургия") и удостоена его похвалы. Ф. выступал  и  как
композитор, писал музыку к нек-рым своим пьесам. С началом Франц.  бурж.
революции отош„л от театр. деятельности.
   Соч.: Oeuvres choisies, t. 1-3, P.,  1830  (совм.  с  М-nie  Favart);
Memoires et correspondance litteraires, v. 1-3, P., 1808.
   Лит.: Карская Т.  Я.,  Французский  ярмарочный  театр.  Л.-М.,  1948;
История западноевропейского театра, под общей ред.  С.С.Мокульского,  т.
2, М., 1957; D e  s  b  o  u  1-miers  A.-J.,  Histoire  du  theatre  de
ГОрега-comiqiie, v. 1-2, P., 1769; Font A., Favart. l'opera  comique  et
la comedie-vaudeville aux XVII et XVII Г siecles. P., 1894;
   Albert M., Les theatres de la Foire, P., 1900;  Dumo  u  1  i  n  M.,
Favart et M-me Favart. Un menage d'artistes au 18 siecle. P., [1912];  С
u с u e i G., Les creatures de l'Opera-comique francais, P., 1914.
   ФАВОРСКИЙ, Владимир Андреевич [3(15).III.1886-  29.XII.1964]  -  рус.
сов. художник-график, жи-воппсец-монументалист, теоретик иск-ва,  театр.
художник. Нар. художник  СССР  (1963).  Лауреат  Ленинской  пр.  (1962).
Учился в студии К. Ф. Юона в Москве,  в  студии  Ш.  Халлоши  в  Мюнхене
(1905- 1908).  Занимался  на  филологич.  ф-те  Моск.  ун-та  (1908-13).
Дебютировал в т-ре в 1933, будучи уже выдающимся  сов.  художником.  Его
первая театр. работа -  оформление  спектакля  МХАТа  2-го  "Двенадцатая
ночь" - определила особенности творчества Ф.  как  художника-декоратора.
Ярко  театральная,  динамичная,  л„гкая  сценпч.   конструкция   (тонкие
золоч„ные колонны, поддерживающие л„гкие фронтоны и арки)  создавала,  в
гармонпч. единстве с насыщенными и  родственными  по  цвету  живописными
элементами оформления  и  костюмов,  обобщ„нный,  пластически-зрительный
образ  спектакля.  Декорация  дополнялась  живописными  панно  и   спец.
занавесом,  на  фоне  к-рого  разв„ртывалось  действие  на  просцениуме.
Декорации  Ф.  к  "Двенадцатой   ночи"   явились   результатом   глубоко
творческого  восприятия  художником  духа  жизнерадостной   гу-манистич.
комедии Шекспира. Это определило этапное значение  спектакля  в  истории
советского  декорационного  иск-ва,  его  значение  в   борьбе   как   с
техницизмом,   сухостью   конструктивистских   декораций,   так   и    с
натуралистической имитацией действительности на сцене.
   В последующие годы Ф. оформил  спектакли:  "Мольба  о  жизни"  Деваля
(1935, M ХАТ 2-й), "Моцарт и Сальери" и "Каменный гость" Пушкина  (1937,
Т-р им.  Моссовета),  "Собака  на  сене"  Лопе  де  Вега  (1937,  Т-р  ,
Революции), "Великий государь" Соловь„ва (1945, Т-р им. Вахтангова).
   С 1918 Ф. в„л педагогич. работу (ВХУТЕМАС и  др.  художеств.  учебные
заведения).
   Лит.:  Халаминский  Ю.,  Владимир  Андреевич  Фаворский,  М.,   1964;
Гончаров А., Многое в немногом, "Театр", 1957, ј 1. M. П.
   ФАГЕ  (Faguet),  Эмиль  (17.XII.1847-6.VI.1916)  -  франц.  критик  и
историк т-ра и лит-ры. Чл. Франц. академии (с  1901).  Учился  в  высшей
Нормальной школе  (Париж).  Уже  в  80-е  гг.  стал  одним  из  наиболее
известных франц. театр. критиков. Ф. считал, что драматургия, как и  вся
лит-ра, не должна критически  изображать  действительность.  Он  отрицал
творчество О. Бальзака, Э. Золя. В работе "Старая и новая драма"  (1898)
Ф. апологетически противопоставлял драме 19 в. франц. классицизм.  Среди
др. трудов Ф.: "Французская трагедия в XVI веке" (1883),  "Руссо  против
Мольера" (1910), "Читая Корнеля" (1913). До 1907 Ф. в„л отдел критики  в
"Журналь де деба"; его статьи, печатавшиеся в этой  газете,  изданы  под
назв. "Заметки о современном театре" (1888-91) и "О театре" (1903-10). С
1890 был профессором  Сорбонны.  Соч.:  La  tragedie  francaise  au  XVI
siecle, P., 1883;
   Drame ancien, drame moderne, P., 1898; Rousseau contre  Moliere,  P.,
1910; En lisant Corneille, P., 1913; En lisant Moliere, P., 1914;  Notes
sur le theatre contemporain, ser. 1-3, P., 1889-91; Propos  de  theatre,
ser. 1-5, P., 1903-10.
   ФАДЕЕВ, Александр Александрович [11 (24). XII. 1901-13.V.1956] - рус.
сов. писатель, обществ, деятель. Чл.  Коммунистич.  партии  с  1918.  На
XVIII и
   XIX съездах ВКП(б) был избран членом ЦК, на
   XX съезде КПСС - кандидатом в члены ЦК.  Депутат  Верх.  Совета  СССР
2-го, 3-го и 4-го  созывов.  Чл.  бюро  Всемирного  Совета  Мира.  Начал
печататься в 1923. В 1927 написал роман "Разгром"  о  судьбе  небольшого
партизанского отряда, действовавшего в 1919 против япон.  интервентов  и
белоказаков. Этот роман, инсценированный  Ф.  совм.  сМ.  С.  Нароковым,
пост. на сценах мн.  т-ров  Сов.  Союза  (1932,  Малый  т-р,  Моск.  т-р
Ленсовета и др.). Значит,  событием  театр.  жизни  страны  стали  ноет.
"Молодой гвардии). В центре романа Ф. и спектаклей (Моск.  т-р  драмы  -
инсц.  Н.  П.  Охлопкова,  Т-р  им.  Вахтангова  -  пнсц.  Г.   Гракова,
Театр-студия киноакт„ра -  инсц.  С.  А.  Герасимова  и  др.)  -  образы
молодогвардейцев, участников  молод„жной  подпольной  организации  в  г.
Краснодоне,  боровшейся  против  немецко-фашист-ских  оккупантов.  Инсц.
романа были пост. многими т-рами СССР.
   В конце 40-х гг. "Молодая гвардия" была пост. в Молод„жном  т-ре  им.
Пет„фи (Будапешт), Т-ре  им.  Молодой  гвардии  (г.  Халле,  ГДР),  т-ре
Чехословац. армии (Прага) и др. Роман послужил основой лит.  композиций,

Страницы: «« « 2379   2380   2381   2382   2383   2384   2385   2386   2387  2388   2389   2390   2391   2392   2393   2394   2395   2396   2397  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия