Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2372   2373   2374   2375   2376   2377   2378   2379   2380  2381   2382   2383   2384   2385   2386   2387   2388   2389   2390  » »»

там же, 1928-34;
   Консерватория, там же, 1936-49). Т. В.
   УСТИНОВ (Ustinov), Питер Александер (р. 16. IV. 1921) - англ.  акт„р,
режисс„р,  драматург.  Внучатый  племянник  худ.  А.  Н.  Бенуа.  Театр.
образование получил в "Лондон тиэтр студио" под рук. М. Сен-Дени. Первая
акт„рская работа - Дядин в пьесе Чехова "Леший"  (т-р  "Барн",  г.  Шир,
1938), первая режисс„рская работа - "Квадратура  круга"  Катаева  (1941,
т-р "Водевиль", Лондон). В 1939 дебютировал в Лондоне как акт„р "Плейере
тиэтр клаб", выступает в разл.  т-рах  Лондона.  У.-  автор  пьес:  "Дом
сожалений" (1942, "Артс тиэтр"), "Дуй в  собственную  дуду"  (1943,  т-р
"Плейхаус",   Оксфорд),   "Нос   Бэнбери"   (1944,   т-р    "Уиндхемс"),
"Безразличный пастух" (1948, т-р "Крайтерион"), "Человек в плаще" (1950,
Эдинбургский фестиваль; режисс„р этого спектакля), "Миг  правды"  (1951,
т-р "Адельфи"), "Любовь четыр„х полковников" (1951, т-р "Уиндхемс"; исп.
роль Карабос-са),  "Без  голубя"  (1953,  т-р  "Савой";  режисс„р  этого
спектакля), "Пустой стул" (1956,  т-р  "Ройял",  Бристоль),  "Романов  п
Джульетта" (1956, т-р "Пиккадил-ли"; исп. роль Генерала; снял  фильм  на
сюжет этой пьесы), "Париж не так  весел"  (1958,  "Плейхаус",  Оксфорд),
"Финальный  этап"  (1962,  т-р  "Сэвилл";  исп.  гл.  роли).  С  1964  -
руководитель  (совм.  с  Ф.  Данлопом  и  Дж.  Невиллом)  Ноттпнгемского
репертуарного  т-ра.  Драматургия  У.  характеризуется   усложн„нностью,
элементами фантастики, переплет„нными с реальностью. Внешне  причудливые
пьесы  У.  поднимают  проблемы  совр.  жизни,  но  трактуют  их   подчас
абстрактно. Драматург уводит зрителя в область общих рассуждений о добре
и зле. Отказ от конкретизации и точных реалистич. решений  характерен  и
для акт„рских работ У.: Илья Петрович  ("Преступление  и  наказание"  по
Достоевскому), сержант Доуд ("Любовь в Албании" Линклейтера) и др.
   Лит.: Williams G., P. Ustinov, L., 1957. ф.К.
   УСТИНОВА, Татьяна Алексеевна [р. 19.XII.1908 (1.1.1909)] - рус.  сов.
балетмейстер. Нар. арт. СССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с  1928.  В
1931 окончила  Моск.  хореографич.  техникум.  В  1933-43  -  актриса  и
балетмейстер  Центр,  т-ра  юного  зрителя  (Москва).  С  1938   -   гл.
балетмейстер Гос. рус. нар. хора им. Пятницкого.
   Пост.: "Калининская кадриль" (1939),  "Девичий  воронежский  хоровод"
(1944),  "Журавель",  "Белый  плат"  (1950),  "Русские  хороводы",   "На
колхозной  свадьбе",  "Ряженые"  (1952),  "Сибирская  цепочка"   (1957),
"Скоморошьи  забавы",  "На  свадьбе"   (1960),   "Хохломские   ложкари",
"Расцветай, земля весенняя" (1963), "Камаринская",  "Орловская  пляска",
"Сказ о русской земле" (1966) и др.
   У.  является  постановщиком-балетмейстером  мн.  заключит,  концертов
Всесоюзных смотров художеств. самодеятельности. Автор  теоретич.  работ:
"Русские народные танцы" (1950), "Русские танцы" (1955), "Беречь красоту
русского танца" (1959),  "Зв„здный  хоровод"  (1965).  Ставила  танцы  в
кинофильмах. Лауреат Гос. пр. СССР (1949 и 1952).
   Лит.:  Мартынов  И.,  Государственный  Русский   народный   хор   им.
Пятницкого, М., 1953; Хор им. Пятницкого (1911-1961), [Сб.], М., 1961.
   УСТРОЙСТВО  СЦЕНЫ.  Устройство  совр.   сцены   явилось   результатом
длительной  эволюции,  связанной  с  общим  развитием  театр.  иск-ва  и
принципов декорационного оформления спектакля.  Эстетика  и  драматургия
античного т-ра,  т-ра  эпохи  Шекспира  или  Мольера  и  др.  обусловили
соответствующее устройство сценич. площадки (см. Древнегреческий  театр.
Древне римский театра Сцена).
   Современная       сцена       представляет       собой        сложное
ар-хитектурно-техническое сооружение. В  одних  случаях  это  портальная
сцена, снабж„нная разнообразной сценической техникой  (см.  Оборудование
сцены}, в других - трансформирующаяся сцена, которая может  превращаться
в одну из обычных театр. сцен.  Глубинная  сцена,  возникшая  в  18  в.,
является осн. типом совр. сцены.  Она  отделяется  от  зрительного  зала
портальной стеной и сообщается с ним через портальный  про„м  -  зеркало
сцены. Для глубинной сцены обязательно ч„ткое ограничение  е„  пределами
портальной арки. Размеры портала определяются  характером  представления
(опера,  драма),  вместимостью  зрительного  зала  и  особенностями  его
структуры.  В  свою  очередь  портал  определяет  размеры  осн.   частей
глубинной сцены. Глубинная сцена  состоит  из  3  частей  -  колосников,
собственно (или основной) сцены и трюма. Колосники - верхняя часть сцены
   (высота  не  менее  2  м},  служащая  для  установки  блоков  сценич.
механизмов и для  работ,  связанных  с  подвеской  элементов  оформления
спектакля. Над колосниками помещаются дымовые люки (см.  Люки  дымовые).
Основная сцена (по высоте  в  3  раза  больше  зеркала  сцены)  занимает
пространство между колосниковой реш„ткой и планшетом сцены. Она  состоит
из т. н. игровой (пли средней) сцены, доходящей до уровня высоты зеркала
сцены, и верхней сцены, находящейся выше зеркала сцены  и  служащей  для
размещения  навесных  декораций,  приборов  верхнего  освещения,   разл.
сценпч. механизмов. Верхняя сцена оборудована рабочими  (пли  машинными)
галереями и переходными мостиками. Рабочие галереи' (их  ширина  зависит
от ширины сцены) имеют несколько ярусов, расположенных  вдоль  правой  и
левой стены, а также и по задней стене сцены. Первая  галерея  находится
на 1-1,5 м выше зеркала сцены. Расстояние между галереями 2-4 м. Рабочие
галереи сообщаются между собой  и  со  сценич.  площадкой  лестницами  и
лифтами (по вертикали), переходными мостиками  (по  горизонтали),  к-рые
служат и для  выполнения  ряда  сценич.  эффектов.  Непосредственно  под
самыми   мостиками   в   целях   максимального   использования   сценич.
пространства  подвешиваются  софиты,  освещающие  живописные  декорации.
Трюм,  или  нижняя  сцена,  занимает  пространство,  расположенное  ниже
сценич. площадки. Иногда состоит из неск. этажей, верхний из к-рых  паз.
первым трюмом (далее идут 2, 3, 4-й  ит.д.  трюмы).  В  трюме  размещены
установки  разл.  сценич.  механизмов,  подъ„мно-опускных  устройств   и
приспособлений для сценических эффектов.  Наиболее  важный-первый  трюм,
высота  которого  должна  быть  не  менее  2-2,25  м;  сюда  сходят  или
"проваливаются" по ходу действия некоторые персонажи, отсюда  они  могут
появиться  на  сцене,  здесь  же  располагается   суфл„рская   будка   и
светорегулятор-ная будка.
   По горизонтали сцена делится на авансцену, просцениум, игровую часть,
закулисные пространства, или боковые карманы, и арьерсцену. Авансцена  -
передняя  часть  сцены.  Просцениум  представляет  собой   чгть   сцены,
выступающую в сторону зрительного зала и расположенную перед  занавесом.
И г р о в а я часть сцены делится на планы, т. е. на  отдельные  участки
сцены, параллельные портальной стене. Каждый план оборудован  комплектом
штанкетных и индивидуальных подъ„мов, а также  софитом.  Настил  игровой
площадки сцены при неподвижном планшете одинаков  на  каждом  плане.  Он

Страницы: «« « 2372   2373   2374   2375   2376   2377   2378   2379   2380  2381   2382   2383   2384   2385   2386   2387   2388   2389   2390  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия