Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2364   2365   2366   2367   2368   2369   2370   2371   2372  2373   2374   2375   2376   2377   2378   2379   2380   2381   2382  » »»

др. странах: У. т. в Падуе, осн. в 1910;  Студенч.  драматич.  клуб  при
Токийском ун-те, осн. в 1924; Студенч. т-р в Хельсинки, осн. в 1926.
   Студенч. т-ры социалистич. стран пользуются  постоянной  материальной
поддержкой высших учебных заведений. Наибольшее распространение получили
за последние годы драматич. и  эстрадно-сатирич.  студенч.  т-ры.  Среди
них: Студенч. т-р сатириков Польского  союза  студентов  (СТО),  осн.  в
1954; Сатирич. т-р Гданьского политехнич. ин-та "Бим-Бом", осн. в  1955;
т-р "Гилд", Бирмингем, осн. в 1959; У. т. Сантоса, осн. в  1961;  труппа
"Аквариум" при Высшей нормальной школе, Париж, осн. в 1964; Т-р католич.
ун-та, Сан-Паулу, осн. в 1965, и др.
   У. т. иногда организуются  как  музыкальные,  балетные  или  цирковые
(Молод„жный балет Бразилии, осн. в 1945; студенч.  цирк  "Тралябомба"  в
Гданьске, осн. в 1958).
   Репертуар студенч. т-ров складывается из  нац.  драматургии,  мировой
классики и современных пьес. Они обращаются к  пьесам,  редко  идущим  в
нац. т-рах: произв.  Гарсиа  Лорки  (1957,  Студенч.  т-р  Колумбийского
ун-та), Л. Пиранделло (1958, студенч. т-р Райли Смита, Лидс), "Облако  в
штанах"  по  Маяковскому  (1959,  "Т-р  треугольной  сцены",   Познань),
"Портрет человекоубийцы" - лит. монтаж из высказываний А. Эйхмана (1962,
т-р "Внимание, 61!", Гданьск), "Представление о  Рудольфе  Гессе,  враге
человечества" (1964, Студенческий т-р сатириков),  "Я  -  Брехт"  (1965,
Студенч. т-р Центр, ун-та Венесуэлы).
   В числе деятелей  проф.  т-ра,  начинавших  свой  творч.  путь  в  У.
т.,-англ. реж. Т. Ричардсон, фин.  реж.  M.  Лассила,  польский  реж.  и
драматург Е. Маркушев-ский, итал. акт„р M. Мастроянни и др.
   В Сов. Союзе студенч. т-ры пользуются  большой  популярностью.  Такие
коллективы существуют в большинстве высших учебных  заведений  (Студенч.
г-р Моск. инженерно-строительного ин-та, осн. в 1934; сатирич. коллектив
Моск. авиационного  ин-та  "Телевизор",  осн.  в  1957).  Студенч.  т-ры
существуют в Томске, Тарту, Челябинске, Казани и др. городах. Б Харькове
создан межвузовский гор. студенч. т-р. Спектакли т-ра Моск.  ун-та  (гл.
реж.- С. И. Юткевич)-"Такая любовь" Когоута (1958), "Дневник Анны Франка
Хакетта и Гудрич (1962), "Карьера  Артуро  Уи"  Брехта  (1964)-возродили
лучшие традиции У. т. В  1966  в  Москве  был  провед„н  1-й  Всесоюзный
фестиваль студенч. эстрадных т-ров. Своеобразным У. т. является сатирич.
Интернациональный т-р Московского ун-та (осн. в 1961), ставящий драм.  и
кукольные спектакли, эстрадно-танц. концерты, пантомимы  (исполнители  -
иностранные студенты, обучающиеся в Москве).
   Лит..-  "Theatre  et  universite"  Nancy,  1966,  .No  б,  7.  В.  Ю.
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ТЕАТР - рус. театр. Был создан при Моск. ун-те в 1757  с
целью открыть учащимся  "новое  поприще  к  развитию  и  образованию  их
способностей в декламации и мимике",  а  также  сблизить  университет  с
обществом. Т-ром руководил поэт и драматург M. M. Херасков. Деятельность
У.   т.   основывалась   на   прогрессивных    демократических    идеях,
утверждавшихся  основателем  Моск.  ун-та  M.  В.  Ломоносовым   и   его
последователями.  В  спектаклях  этого  т-ра  принимали  участие  Д.  И.
Фонвизин, Я. Булгаков, И. Ф. Богданович, Е. Булат-ницкий, M. Д.- Чулков,
В. А. Троепольский, ставшие впоследствии видными деятелями рус.  лит-ры,
науки и нск-ва. Сначала спектакли т-ра  были  закрытыми,  с  1759  стали
публичными. Представления У. т. были вынесены  на  сцену  Оперного  дома
Ло-кателли у Красных Ворот, где они чередовались  со  спектаклями  итал.
труппы. С этого времени студенческая труппа становится  профессиональной
- возникает моек. Российский т-р (1760). Труппа нового т-ра  пополнялась
гл. обр. из числа воспитанников  открытых  в  1757  при  университетской
гимназии "классов художеств", где обучались дети разночинцев.  В  У.  т.
начали свою артистич. деятельность  первые  рус.  проф.  актрисы  Т.  M.
Троепольская и А. M. Михайлова, а также акт„ры И. Ф. Лапин, И. Соколов и
др. Среди спектаклей т-ра  -  "Синав  и  Трувор",  "Хо-рев"  и  "Гамлет"
Сумарокова (1760), "Жорж Данден" и "Проделки  Скапена"  Мольера  (1760),
"Безбожник" Хераскова (1761).
   В 1761 лучшие акт„ры Российского  т-ра  были  переведены  на  петерб.
сцену (Троепольская, Соколов и др.).  Т-р  в  Москве  на  нек-рое  время
прекратил сво„ существование и возобновил  работу  лишь  в  1766,  когда
антрепризу возглавил Н. С. Титов. В труппе Титова впервые выступили  как
проф. акт„ры  воспитанники  "класса  художеств"  А.  Г.  Ожогин,  И.  И.
Ка-лиграф (Иванов), Е. Залышкин, И. Миняков. На основе  У.  т.  и  моек.
Российского т-ра возникли Петровский (1780) и Малый (1824) т-ры.  У.  т.
положил начало рус. проф. драм. т-ру в Москве.
   Лит.: В и р е н  В.  Н.,  Университетский  театр  в  Москве,  в  кн.:
Ежегодник ин-та истории искусств. 1958.  Театр.  M.,  1958,  с.  167-93;
Асеев Б. Н., Русский драматический театр  XVII-XVIII  веков,  M.,  1958;
Всеволодский-Гернгросс В., Русский театр от истоков  до  середины  XVIII
в., M., 1957. В. Вир.
   УНИМА (UNIMA - Union Internationale des Marionnettes) - международный
союз  деятелей  т-ра  кукол.  Организован  в  1929  по  инициативе  чеш.
куколь-пиков. В том же  году  состоялся  первый  учредительный  конгресс
этого союза в Праге; президентом был избран проф. И. Веселы. В  1933  на
4-м  конгрессе  президентом  был  избран  И.   Скупа.   Война   прервала
деятельность У. 5-й конгресс происходил в 1957; президентом стал M. Якоб
(ФРГ),  генеральным  секретар„м  -  проф.  Я.  Малик  (ЧССР),  одним  из
вице-президентов - С. В. Образцов. Последующие конгрессы были созваны  в
1958  (Бухарест),  1960  (Бохум-БраунП1вейт),   1962   (Варшава),   1966
(Мюнхен). У. ставит задачей развитие  иск-ва  т-ра  кукол.  Члены  союза
призваны  служить  своим  иск-вом  делу  мира  и  взаимопонимания  между
народами. В послевоен. годы были созданы нац. секции У., в т. ч. в  Сов.
Союзе (1958). Президентом сов. секции У. избран Образцов. Ин. С.
   УНИФОРМА (от франц. uniforme) - коллектив сотрудников,  обслуживающих
цирковую арену во время представления и на  репетициях.  Название  -  по
единообразной форме одежды.
   У. была впервые введена в цирке в нач. 19 в.  (Олимпийский  цирк  бр.
Франкони в Париже). В дореволюц. цирках артисты до и  после  выступления
должны были работать как униформисты. Назначение и  обязанности  У.:  1)
подготовка манежа к началу программы, а во время  пауз  -  к  очередному
номеру. Обеспечивая  быструю  смену  номеров,  униформисты  поддерживают
темп, ч„ткий  ритм  циркового  представления;  2)  помощь  в  исполнении
номеров (управление лонжами, поддержка артистов, подача реквизита  и  т.
п.);
   3) выполнение определ„нной декоративной функции: одетые в одинаковую,
украшенную галунами одежду,  образующие  разные  мизансцены  униформисты
находятся вс„ время  на  арене  и  создают  как  бы  особое,  зрелищное,

Страницы: «« « 2364   2365   2366   2367   2368   2369   2370   2371   2372  2373   2374   2375   2376   2377   2378   2379   2380   2381   2382  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия