Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2368 2369 2370 2371 2372 2373 2374 2375 2376 2377 2378 2379 2380 2381 2382 2383 2384 2385 2386 » »» УРДУ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Т-р урду возник на основе нар. танц. драмы - раслилы распростран„нной в Сев. Индии (на сюжет разл. легенд о жизни юного Кришны), и разл. форм нар. т-ра (сванг, накал), исполняющихся небольшими труппами странствующих акт„ров (бхангов). В начале 2-й пол. 19 в. под влиянием европ. реалпстпч. т-ра возникает своеобразная спнтетич. форма т-ра, в к-рой сливаются черты инд. нар. п европ. т-ров. Зарождение драматургии урду относится также ко 2-й пол. 19 в., когда в 50-х гг. во дворце наваба Ауда Ваджпд Али-шаха были пост. написанные им 36 рахас (драматич. сценки, изображающие игры бога Кришны с пастушками; впервые изд. в 1874-75). В 1853 в Лакхнау была пост. муз. драма "Индра-сабха" Аманата, состоящая из нескольких самостоятельных поэтпч. произведений. Эта пьеса, близкая пнд. пар. т-ру, вызвала многочисл. подражания п ставилась во ми. городах Индии. Драматургия урду развивалась гл. обр. в это время в городах Дакке и Бомбее. В 1853 в Бомбее пост. драма "Рождение Спявуша", написанная по мотивам одного из эпизодов "Шахнаме" Фирдоуси. В эти годы возникает коммерч. т-р парсов (см. Парсов театр), ставивший пьесы религиозного, псторпч. п мнфологнч. содержания. Сюжеты многих пьес, написанных в 60-70-е гг., заимствованы из классич. персидской лит-ры ("Рустам и Сохраб", "Царевич Спявуш", "Джамшед и Заххак" и др.). Авторство этих пьес приписывалось хозяевам театр. трупп, имена драматургов, как правило, оставались неизвестными. Здесь ставились также переделки Шекспира, Голдсмпта п др. После 1880 складывается проф. драматургия урду. Известными становятся драматурги Джаухар Бена-респ, Талиб Бенаресн, Хусейн Мпян Зариф, Абдулла Бег, Назир Бег и др. В драме "Лейл-о-нахар" ("День и ночь") Прашада Впнаяк Талиб Бенареси отходит от традиционных развлекательных сюжетов и переделок известных лит. источников. Это драма о совр. жизни" построенная на остром социальном конфликте. Св. двадцати драм написал Раунк Бенаресп ("Лейли п Меджнун", "Хатпм, сын Таи", "Кровь любовника", "Повесть о чудесах, или Джан Алам и Анджуман Ара" - по мотивам повести Р. А. Б. Сурура и др.). В конце 19 в. появляются многочисл. переводы и переделки пьес Шекспира, принадлежащие драматургу Мехдн Хасану Эхсану Лакпави: "Гамлет" (под назв. "Без в.ины пролитая кровь"), "Венецианский купец" (под назв. "Торговец сердцами") и др. Эхсан Лакнави написал ряд оригинальных пьес ("Чандравали", "Благородный мошенник" и др.). Драмы на сюжеты из санскритского эпоса и мифологии писал Бетаб Бенареси ("Воплощение Кришны", "Махабхарата", "Рамаяна", "Рождение бога Ганеша", "Сита"), ему же принадлежат пьесы о совр. жизни, ставившие социальные вопросы ("Мать Индия", "Общество", "Плоды раздора" и др.). В начале 20 в. развитие драматургии урду было связано с творчеством Ага Мухаммад-шаха Хушра Кашмпрп. Его драмы "Белая кровь", "Жертва моды", "Девушка-еврейка" с успехом шли в т-рах Бомбея, Хайдарабада, Лахора и др. Среди лучших пьес этого автора: "Р„в тигра" (1921), "Индия древняя п новая" (1922), "Лесная фея" (1921), "Турецкая гурия" (1923), "Первая любовь" (1923), "Приключения Ситы в лесу". В театр. компаниях парсов были пост. первые пьесы Имтпаз Али Таджа, автора драмы "Анаркали" (1922), положившей начало драме, предназначенной для чтения. В 30-е гг. появляются переводы пьес Ибсена, Б. Шоу, Метерлпнка, Голсуорсп, Л. Толстого, Чехова, Гоголя, Р. Тагора. Популярность приобретают одноактные пьесы, предназначенные для пост. в небольших самодеятельных театр. коллективах, и радиопьесы. Одноактные драмы писали мн. писатели урду: Кришан Чандар ("Дверь"), X. А. Аббас ("Зубейда", "Это Бомбей"), С. X. Манто, Исмат Чугтаи, А. Н. Касми, Р. С. Бедп. Реалистич. тенденции в одноактной драме развивали Упендранатх Ашк (пишет на урду и хинди) и Мирза Адиб. В сб. одноактных драм Ашка "Пастухи" и пьесах Адиба, вошедших в сб. "Слезы и зв„зды" и "Кровь и ков„р", отображена жизнь страны. В Пакистане и Сев. Индии, в районах, где преобладает население, говорящее на урду, нет проф. т-ра, но имеются многочисл. любительские самодеятельные театр. коллективы, гл. обр. при колледжах и школах. Обычно они ставят одноактные пьесы драматургов урду и европ. авторов на совр. сюжеты, иногда - классич. драмы. Материальное положение трупп тяж„лое. Отсутствие проф. т-ра не стимулирует развития драматургии. Лит.: Литературы Индии. Сб. статей, М., 1958, с. 105- 136; Драматургия и театр Индии, М., 1961, с. 114-27; Народы Южной Азии..., М., 1963; Indian literature, v. 7, V" l, [s. l.], 1964; Q u m a r r a i s, Urdu drama, Aligarh. 1963; Mas'ud Hasan rizvi adib, lakhnau ka awami isteij, Lakh-паи, 1957; Ishrat Rahmani, Urdu drama-tarikh-o-tanqid, Lahaur, 1957. А. Сух. yPEEi'E, Евгений Васильевич (р. 21.III.1917) - молд. сов. акт„р. Нар. арт. Молд. ССР (1953). В 1939 окончил Кишин„вскую консерваторию. С 1940 - акт„р Молд. муз.-драм. т-ра (Кишин„в). Многогранный, самобытный акт„р, У. играет в драмах, муз. драмах, опереттах и операх. Роли: Васин ("Русские люди"), Янку ("Гайдуки" Лебедева), Кнуров ("Бесприданница"), Забелин ("Кремл„вские куранты"), Котовский (о. п. Онанко и Лукьянова), Городничий; Назар ("Свадьба в Малиновке" Александрова), Дед Ата-нас ("Трембита" Милютина), Золотар„в ("Марийкино счастье') Корняну), Шадрин ("Человек с ружь„м"), Тартюф; Овидий (о. п. Александри), Голова ("Майская ночь" по Гоголю), Карась ("Запорожец за Дунаем"), Гремин("Евгений Онегин"), Малюта ("Царская невеста"); Браун ("Тр„хгрошовая опера" Брехта), Арбенин ("Маскарад") и др. Пост. спектакли: "Запорожец за Дунаем"; "Потерянное письмо" Караджале и др. Выступает в концертах и по радио, исполняет оперные партии и нар. песни. Гос. пр. СССР. 1950. Снимался в кино. Д. П. "УРИЙЛЬ АКОСТА" ("Uriel Akosta") - трагедия в 5 д. К. Гуцкова. Соч. 1846. Пост. 13 дек. 1846 в Дрезденском придворном т-ре (Акоста - Эм. Девриент, Юдифь - Байер, де Сильва - Эд. Девриент, Бен Акиба - Порт). В последующие годы "У. А." ставили Гамбургский, Лейпциг-ский, Берлинский придворный и мн. др. т-ры. Первая пост. "У. А." на рус. сцене- сезон 1875/76, Виль-но. 25 февр. 1879 "У. А." пост. в Малом т-ре (бенефис Ермоловой, исполняла роль Юдифи; Акоста - А. П. Ленский, Бен Иохаи - М. Садовский, Де Сильва - Правдин, Бел Акиба - Дурново, Эсфирь - Медведева, Де Сантос - Вильде), 1883 (Акоста - Южин), 1893; о янв. 1880 "У. А." пост. Александринский т-р (бенефис Сазонова, исполнял роль Акосты; Юдифь - Дюжикова, Де Сильва - Киселевский, Эсфирь-Жулева), 1886 (Акоста - Максимов), 1910 (па сцене Михайловского т-ра, реж. А. Петровский, Акоста - Юрьев, Юдифь - Коваленская, Бен Иохаи - Петипа); Страницы: «« « 2368 2369 2370 2371 2372 2373 2374 2375 2376 2377 2378 2379 2380 2381 2382 2383 2384 2385 2386 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |