Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2368   2369   2370   2371   2372   2373   2374   2375   2376  2377   2378   2379   2380   2381   2382   2383   2384   2385   2386  » »»

   УРДУ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Т-р урду возник на основе нар. танц.  драмы
- раслилы распростран„нной в Сев. Индии (на сюжет разл. легенд  о  жизни
юного Кришны), и разл. форм  нар.  т-ра  (сванг,  накал),  исполняющихся
небольшими труппами странствующих акт„ров (бхангов). В начале  2-й  пол.
19  в.  под  влиянием  европ.  реалпстпч.  т-ра  возникает  своеобразная
спнтетич. форма т-ра, в к-рой сливаются черты инд. нар. п европ.  т-ров.
Зарождение драматургии урду относится также ко 2-й пол. 19 в.,  когда  в
50-х гг. во дворце наваба Ауда Ваджпд Али-шаха были пост. написанные  им
36 рахас (драматич. сценки, изображающие игры бога Кришны с  пастушками;
впервые изд. в  1874-75).  В  1853  в  Лакхнау  была  пост.  муз.  драма
"Индра-сабха" Аманата, состоящая из нескольких  самостоятельных  поэтпч.
произведений. Эта пьеса, близкая  пнд.  пар.  т-ру,  вызвала  многочисл.
подражания  п  ставилась  во  ми.  городах   Индии.   Драматургия   урду
развивалась гл. обр. в это время в городах Дакке  и  Бомбее.  В  1853  в
Бомбее пост. драма "Рождение Спявуша", написанная по мотивам  одного  из
эпизодов "Шахнаме" Фирдоуси. В эти годы возникает  коммерч.  т-р  парсов
(см. Парсов театр), ставивший пьесы религиозного, псторпч. п  мнфологнч.
содержания. Сюжеты многих пьес, написанных в 60-70-е  гг.,  заимствованы
из классич. персидской лит-ры  ("Рустам  и  Сохраб",  "Царевич  Спявуш",
"Джамшед и Заххак" и др.). Авторство этих  пьес  приписывалось  хозяевам
театр. трупп, имена драматургов, как правило,  оставались  неизвестными.
Здесь ставились также переделки Шекспира, Голдсмпта п др.
   После 1880 складывается проф. драматургия урду. Известными становятся
драматурги Джаухар Бена-респ, Талиб Бенаресн, Хусейн Мпян Зариф, Абдулла
Бег, Назир Бег и др. В драме  "Лейл-о-нахар"  ("День  и  ночь")  Прашада
Впнаяк Талиб Бенареси отходит от традиционных развлекательных сюжетов  и
переделок  известных  лит.  источников.  Это  драма   о   совр.   жизни"
построенная на остром социальном конфликте. Св.  двадцати  драм  написал
Раунк Бенаресп ("Лейли п Меджнун", "Хатпм, сын Таи", "Кровь  любовника",
"Повесть о чудесах, или Джан Алам и Анджуман Ара" - по  мотивам  повести
Р. А. Б. Сурура и др.). В конце 19 в. появляются многочисл.  переводы  и
переделки пьес Шекспира, принадлежащие драматургу  Мехдн  Хасану  Эхсану
Лакпави: "Гамлет" (под назв. "Без в.ины пролитая кровь"),  "Венецианский
купец" (под назв. "Торговец сердцами") и др. Эхсан Лакнави  написал  ряд
оригинальных пьес ("Чандравали", "Благородный мошенник" и др.). Драмы на
сюжеты  из  санскритского  эпоса  и  мифологии  писал   Бетаб   Бенареси
("Воплощение Кришны", "Махабхарата", "Рамаяна", "Рождение бога  Ганеша",
"Сита"), ему же принадлежат пьесы о совр.  жизни,  ставившие  социальные
вопросы ("Мать Индия", "Общество", "Плоды раздора" и др.). В  начале  20
в.  развитие  драматургии  урду   было   связано   с   творчеством   Ага
Мухаммад-шаха Хушра Кашмпрп. Его драмы  "Белая  кровь",  "Жертва  моды",
"Девушка-еврейка" с успехом шли в т-рах Бомбея,  Хайдарабада,  Лахора  и
др. Среди лучших пьес этого автора: "Р„в тигра" (1921), "Индия древняя п
новая" (1922), "Лесная фея" (1921),  "Турецкая  гурия"  (1923),  "Первая
любовь" (1923), "Приключения Ситы в лесу".  В  театр.  компаниях  парсов
были пост. первые  пьесы  Имтпаз  Али  Таджа,  автора  драмы  "Анаркали"
(1922), положившей начало драме, предназначенной для чтения.
   В 30-е гг. появляются  переводы  пьес  Ибсена,  Б.  Шоу,  Метерлпнка,
Голсуорсп,  Л.  Толстого,  Чехова,  Гоголя,  Р.   Тагора.   Популярность
приобретают одноактные пьесы,  предназначенные  для  пост.  в  небольших
самодеятельных театр. коллективах, и радиопьесы. Одноактные драмы писали
мн. писатели урду:
   Кришан Чандар ("Дверь"), X. А. Аббас ("Зубейда", "Это Бомбей"), С. X.
Манто, Исмат Чугтаи, А. Н. Касми, Р. С.  Бедп.  Реалистич.  тенденции  в
одноактной драме развивали Упендранатх Ашк (пишет на  урду  и  хинди)  и
Мирза Адиб. В  сб.  одноактных  драм  Ашка  "Пастухи"  и  пьесах  Адиба,
вошедших в сб. "Слезы и зв„зды" и  "Кровь  и  ков„р",  отображена  жизнь
страны.
   В Пакистане и Сев.  Индии,  в  районах,  где  преобладает  население,
говорящее на урду, нет проф. т-ра, но  имеются  многочисл.  любительские
самодеятельные театр. коллективы,  гл.  обр.  при  колледжах  и  школах.
Обычно они ставят одноактные пьесы драматургов урду и европ. авторов  на
совр. сюжеты, иногда -  классич.  драмы.  Материальное  положение  трупп
тяж„лое. Отсутствие проф. т-ра не стимулирует развития драматургии.
   Лит.:  Литературы  Индии.  Сб.  статей,  М.,  1958,  с.   105-   136;
Драматургия и театр Индии, М., 1961, с. 114-27;  Народы  Южной  Азии...,
М., 1963; Indian literature, v. 7, V" l, [s. l.], 1964; Q u m a r r a  i
s, Urdu drama, Aligarh. 1963; Mas'ud Hasan rizvi adib, lakhnau ka  awami
isteij, Lakh-паи,  1957;  Ishrat  Rahmani,  Urdu  drama-tarikh-o-tanqid,
Lahaur, 1957. А. Сух.
   yPEEi'E, Евгений Васильевич (р. 21.III.1917) - молд. сов. акт„р. Нар.
арт. Молд. ССР (1953). В 1939 окончил Кишин„вскую консерваторию. С  1940
- акт„р Молд. муз.-драм. т-ра (Кишин„в). Многогранный, самобытный акт„р,
У. играет в драмах, муз. драмах, опереттах и операх.
   Роли: Васин  ("Русские  люди"),  Янку  ("Гайдуки"  Лебедева),  Кнуров
("Бесприданница"), Забелин ("Кремл„вские  куранты"),  Котовский  (о.  п.
Онанко  и  Лукьянова),  Городничий;   Назар   ("Свадьба   в   Малиновке"
Александрова), Дед Ата-нас ("Трембита" Милютина), Золотар„в  ("Марийкино
счастье') Корняну), Шадрин ("Человек с ружь„м"), Тартюф; Овидий  (о.  п.
Александри), Голова ("Майская ночь" по Гоголю),  Карась  ("Запорожец  за
Дунаем"), Гремин("Евгений Онегин"), Малюта  ("Царская  невеста");  Браун
("Тр„хгрошовая опера" Брехта), Арбенин ("Маскарад") и др.
   Пост. спектакли: "Запорожец за Дунаем"; "Потерянное письмо" Караджале
и др.
   Выступает в концертах и по радио, исполняет  оперные  партии  и  нар.
песни. Гос. пр. СССР. 1950. Снимался  в  кино.  Д.  П.  "УРИЙЛЬ  АКОСТА"
("Uriel Akosta") - трагедия в 5 д. К. Гуцкова. Соч. 1846. Пост. 13  дек.
1846 в Дрезденском придворном т-ре  (Акоста  -  Эм.  Девриент,  Юдифь  -
Байер, де Сильва - Эд. Девриент, Бен Акиба - Порт). В  последующие  годы
"У. А." ставили Гамбургский, Лейпциг-ский, Берлинский придворный  и  мн.
др. т-ры.
   Первая пост. "У. А." на рус. сцене- сезон 1875/76, Виль-но. 25  февр.
1879 "У. А." пост. в  Малом  т-ре  (бенефис  Ермоловой,  исполняла  роль
Юдифи; Акоста - А. П. Ленский, Бен Иохаи - М.  Садовский,  Де  Сильва  -
Правдин, Бел Акиба - Дурново, Эсфирь - Медведева, Де Сантос  -  Вильде),
1883 (Акоста - Южин), 1893; о янв. 1880 "У.  А."  пост.  Александринский
т-р (бенефис Сазонова, исполнял роль Акосты; Юдифь - Дюжикова, Де Сильва
- Киселевский, Эсфирь-Жулева), 1886 (Акоста - Максимов), 1910 (па  сцене
Михайловского  т-ра,  реж.  А.  Петровский,  Акоста  -  Юрьев,  Юдифь  -
Коваленская, Бен Иохаи - Петипа);

Страницы: «« « 2368   2369   2370   2371   2372   2373   2374   2375   2376  2377   2378   2379   2380   2381   2382   2383   2384   2385   2386  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия