|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2377 2378 2379 2380 2381 2382 2383 2384 2385 2386 2387 2388 2389 2390 2391 2392 2393 2394 2395 » »» пользовалась пост. "Отелло" с П. Робсоном в загл. роли (1943, т-р
"Гилд"), трактованнаякак трагедия чернокожего в расистском обществе.
Этот спектакль имел в годы войны антифашистскую направленность. Среди
др. пост. У.: "Гамлет" (1938, т-р "Сент-Джеймс", Нью-Йорк), "Буря"
Шекспира (1945, т-р "Алвин", там же).
-В 1946 совм. с Е. Ле Галъенн организовала "Американский репертуарный
т-р", где пост. "Генрих VIII" Шекспира (1946), "Андрокл и лев" Б. Шоу
(1947), "Йун Габриэль Боркман" Ибсена (1947). В 1948-50 руководила
Гастрольной шекспировской труппой, показывавшей в ун-тах и колледжах США
спектакли:
"Гамлет", "Макбет", "Юлий Цезарь", "Укрощение строптивой". Ставила
спектакли в разл. т-рах США и др. стран: "Ричард III" (1953, т-р "Сити
сентр", Нью-Йорк), "Венецианский купец" (1956, Шекспировский
Мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон), "Мера за меру" (1957, "Олд Впк",
Лондон). Пост. в "Метрополитен-опера" оперы "Дон Карлос" Верди (1950),
"Аида" (1951); в т-ре "Нью-Йорк сити опера" - "Троил и Крессида" Уолтона
(1955), "Макбет" Верди (1957), "Укрощение строптивой" Геца (1958) и др.
Свои взгляды на режиссуру У. изложила в книге "Шекспир без слез"
("Shakespear without tears"). У. трактует пьесы Шекспира как вечную и
изначальную борьбу добра и зла, в к-рой победу одерживает человечность.
Соч.: Shakespeare without tears, N. Y., 1957. К. Г. УЭЛЛЕС (Welles),
Орсон (р. 6.V.1915) - амер. акт„р и режисс„р. Дебютировал в 1931 в т-ре
"Гейт" в Дублине (Ирландия) в роли герцога Вюртембергского ("Еврей Зюсс"
по Фейхтвангеру). Вернувшись в США, играл в гастрольной труппе К.
Корнелл (1933-34), где исполнял роли Меркуцио ("Ромео и Джульетта"
Шекспира), Мэрчбенкса ("Кандида" Б. Шоу) п др. С 1934 работал в
Нью-Йорке, с 1936 - в федеральных театрах. Пост. в Народном негритянском
т-ре "Макбета", после успеха этого спектакля стал руководителем
федеральных т-ров (Нью-Йорк), где пост. свои лучшие спектакли и сыграл
лучшие роли:
"Доктор Фауст" Марло (1937, исполнил загл. роль), "Юлий Цезарь"
Шекспира (1937, роль Брута). Пьеса Шекспира была пост. в совр. костюмах,
без декораций, тираноборческий пафос трагедии направлен против фашизма.
Своей художеств. и политич смелостью спектакль вызвал недовольство
руководства федеральных т-ров. У. пришлось уйти из этого театр.
объединения. Он организовал свой т-р "Меркурий", где пост.: "Праздник
башмачника" Дек-кера, "Дом, где разбиваются сердца" Шоу (играл роль
капитана Шатовера), "Смерть Дантона" Бюхпера (играл роль Сен-Жюста) -
все пост. в 1938. После закрытия федеральных т-ров в 1939 У. исполнил
роль Фальстафа в собственной композиции "Пять королеп (1939, Бостон) по
хроникам Шекспира, в 1947 пост. "Макбет" (т-р "Солт Лейк Сити").
Среди др. пост. и ролей: "Отелло" (исп. загл. роль, 1951, т-р
"Сент-Джеймс", Лондон), "Моби Дик" (собств. инсц. по роману Г.Мелвилла;
роль Ахава, 1955, "Дьюк оф Йорке т-р". Лондон), "Король Лир" (йен. загл.
роль, 1956, т-р "Сити Сентр", Нью-Йорк), "Носороги" Ионеско (1960, т-р
"Ройял Корт", Лондон).
Работает в кино как акт„р н режисс„р (реж. фильма "Гражданин Кейн",
1941, и др.).
Лит.: Noble P., The fabulous Orson Welles, L , 1956.
К. Г. УЭСКЕР (Wesker), Арнолд (р. 24. V. 1932) - англ. драматург. В
1957 поступил в Лондонскую школу кинематографии ("Лондон скул оф филм
текник"). В 1958 написал пьесу "Ячменный суп с курицей" (пост. в том же
году, т-р "Белгрейд", Ковентри), к-рая вместе с пьесой "Корни" (1959,
там же) и "Я говорю о Иерусалиме" (1960, там же) составили трилогию
(целиком пост. в 1959-60 в "Инглиш стейдж компани". Лондон). Трилогия
представляет собой социально-политич. хронику, охватывающую период
1936-60- время, насыщенное большими псторич. событиями. Герои У.простые
рабочие люди. В пьесе "Кухня" (1959, "Инглпш стейдж комиани", 1961 - там
же, в новой редакции) У. воссозда„т картину разобщения людей, живущих в
бурж. обществе. В пьесе "Жареная картошка к любому блюду" (1962, там же)
показаны будни одной из баз англ. военно-воздушного флота, где обучаются
л„тчики-новобранцы. В 1963 драматург написал телевизионную пьесу
"Угроза" о совр. молод„жи. По инициативе У. в 1962 был создан "Центр
42", задачей к-рого является сближение профсоюзов с представителями
иск-ва. За активные политич. выступления против ядерного вооружения У. в
1962 был на нек-рое время заключ„н в тюрьму.
Лит.: "Иностранная литература", 1962, ј 1, с. 201-08;
Современный английский театр. М., 1963; Глумова-Глухар„ва Э.,
Западный театр сегодня, М., 1966, с. 101-05; Т а у 1 о г J. R., Anger
and after, L., 1963.
Ф. К.
ФАБИЯНСКАЯ, Елена Адальбертовна [г. рожд. неизв.- ум. 3 (15). V
1.1869] - польская и рус. актриса. В нач. 50-х гг. 19 в. играла в
польск. труппах в Житомире и Клеве. С 1857 - на рус. сцене. Выступала
преим. на юге России (Киев, Воронеж, Херсон, Одесса, Полтава и др.).
Игра Ф. была отмечена тонкостью, одухотвор„нностью. Е„ лучшая роль -
Лиза-вета ("Горькая судьбина" А. Ф. Писемского). С успехом играла также
роли: Слепая мать (переводная драма "Нищая"), Курчаева ("Испорченная
жизнь" Черныш„ва), Адрпенна Лекувр„р (о. п. Скриба н Легуве), Мария
["Материнское благословение" Деннери, пер. Н. А. Перепельского
(Некрасова)], Верочка ("Дочь русского акт„ра" П. И. Григорьева).
Лит.: "Театральный и музыкальный вестник", 1857, M 28, с. 456,1858,
6, с. 65-66,1859, ј 19, с. 196,1860, Д'" 24, с. 192; Николаев Н. И.,
Драматический театр в Киеве, К., 1898; Лихачев В. И-, Из театральных
воспоминаний, "Театр и искусство", 1909, ј 29. А. Кл.
ФАБР (Fabre), Эмиль (24.III.1869-25.IX.1955) - франц. драматург,
театр. деятель. В нач. 90-х гг. принимал участие в организации
"Свободного т-ра" (Марсель), в к-ром по примеру "Свободного т-ра"
Антуана стремился воплотить сценпч. принципы Золя. Ф. полемически
противопоставлял свои пьесы совр. адюльтерно-салонной драматургии,
ставил в них значит, экономич. и социальные проблемы. Ранняя комедия Ф.
"Деньги" (1895, "Свободный т-р", Париж) рисует характерные черты бурж.
семьи, хищническую, циничную жажду обогащения. В комедии "Общественная
жизнь" (1901, т-р "Ренессанс") и драме "Победители" (1908, Т-р Антуана,
реж. и исполнитель гл. ролей Ф. Жемье) Ф. раскрывает лживую сущность
бурж. демократии, обличает беспринципную борьбу за власть. Навеянная
панамским скандалом пьеса "Позолоченное чрево" (1905, т-р "Одеон")
показывает механику финансовых операций биржевых дельцов, погоню за
наживой, к-рая приводит к разорению и гибели тысячи людей. Пьеса
"Саранча" (1911, т-р "Водевиль") разоблачает легенду о "цивилизаторской
Страницы: «« « 2377 2378 2379 2380 2381 2382 2383 2384 2385 2386 2387 2388 2389 2390 2391 2392 2393 2394 2395 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |