Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2377   2378   2379   2380   2381   2382   2383   2384   2385  2386   2387   2388   2389   2390   2391   2392   2393   2394   2395  » »»

пользовалась пост. "Отелло" с  П.  Робсоном  в  загл.  роли  (1943,  т-р
"Гилд"), трактованнаякак трагедия  чернокожего  в  расистском  обществе.
Этот спектакль имел в годы войны  антифашистскую  направленность.  Среди
др. пост. У.:  "Гамлет"  (1938,  т-р  "Сент-Джеймс",  Нью-Йорк),  "Буря"
Шекспира (1945, т-р "Алвин", там же).
   -В 1946 совм. с Е. Ле Галъенн организовала "Американский репертуарный
т-р", где пост. "Генрих VIII" Шекспира (1946), "Андрокл и  лев"  Б.  Шоу
(1947), "Йун Габриэль  Боркман"  Ибсена  (1947).  В  1948-50  руководила
Гастрольной шекспировской труппой, показывавшей в ун-тах и колледжах США
спектакли:
   "Гамлет", "Макбет", "Юлий Цезарь",  "Укрощение  строптивой".  Ставила
спектакли в разл. т-рах США и др. стран: "Ричард III" (1953,  т-р  "Сити
сентр",   Нью-Йорк),   "Венецианский   купец"    (1956,    Шекспировский
Мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон), "Мера за меру" (1957, "Олд  Впк",
Лондон). Пост. в "Метрополитен-опера" оперы "Дон Карлос"  Верди  (1950),
"Аида" (1951); в т-ре "Нью-Йорк сити опера" - "Троил и Крессида" Уолтона
(1955), "Макбет" Верди (1957), "Укрощение строптивой" Геца (1958) и  др.
Свои взгляды на  режиссуру  У.  изложила  в  книге  "Шекспир  без  слез"
("Shakespear without tears"). У. трактует пьесы Шекспира  как  вечную  и
изначальную борьбу добра и зла, в к-рой победу одерживает человечность.
   Соч.: Shakespeare without tears, N. Y., 1957. К. Г. УЭЛЛЕС  (Welles),
Орсон (р. 6.V.1915) - амер. акт„р и режисс„р. Дебютировал в 1931 в  т-ре
"Гейт" в Дублине (Ирландия) в роли герцога Вюртембергского ("Еврей Зюсс"
по Фейхтвангеру). Вернувшись  в  США,  играл  в  гастрольной  труппе  К.
Корнелл (1933-34), где  исполнял  роли  Меркуцио  ("Ромео  и  Джульетта"
Шекспира), Мэрчбенкса  ("Кандида"  Б.  Шоу)  п  др.  С  1934  работал  в
Нью-Йорке, с 1936 - в федеральных театрах. Пост. в Народном негритянском
т-ре  "Макбета",  после  успеха  этого  спектакля   стал   руководителем
федеральных т-ров (Нью-Йорк), где пост. свои лучшие спектакли  и  сыграл
лучшие роли:
   "Доктор Фауст" Марло  (1937,  исполнил  загл.  роль),  "Юлий  Цезарь"
Шекспира (1937, роль Брута). Пьеса Шекспира была пост. в совр. костюмах,
без декораций, тираноборческий пафос трагедии направлен против  фашизма.
Своей художеств.  и  политич  смелостью  спектакль  вызвал  недовольство
руководства  федеральных  т-ров.  У.  пришлось  уйти  из  этого   театр.
объединения. Он организовал свой т-р "Меркурий",  где  пост.:  "Праздник
башмачника" Дек-кера, "Дом, где  разбиваются  сердца"  Шоу  (играл  роль
капитана Шатовера), "Смерть Дантона" Бюхпера (играл  роль  Сен-Жюста)  -
все пост. в 1938. После закрытия федеральных т-ров в  1939  У.  исполнил
роль Фальстафа в собственной композиции "Пять королеп (1939, Бостон)  по
хроникам Шекспира, в 1947 пост. "Макбет" (т-р "Солт Лейк Сити").
   Среди др. пост.  и  ролей:  "Отелло"  (исп.  загл.  роль,  1951,  т-р
"Сент-Джеймс", Лондон), "Моби Дик" (собств. инсц. по роману  Г.Мелвилла;
роль Ахава, 1955, "Дьюк оф Йорке т-р". Лондон), "Король Лир" (йен. загл.
роль, 1956, т-р "Сити Сентр", Нью-Йорк), "Носороги" Ионеско  (1960,  т-р
"Ройял Корт", Лондон).
   Работает в кино как акт„р н режисс„р (реж. фильма  "Гражданин  Кейн",
1941, и др.).
   Лит.: Noble P., The fabulous Orson Welles, L , 1956.
   К. Г. УЭСКЕР (Wesker), Арнолд (р. 24. V. 1932) - англ.  драматург.  В
1957 поступил в Лондонскую школу кинематографии ("Лондон  скул  оф  филм
текник"). В 1958 написал пьесу "Ячменный суп с курицей" (пост. в том  же
году, т-р "Белгрейд", Ковентри), к-рая вместе с  пьесой  "Корни"  (1959,
там же) и "Я говорю о Иерусалиме"  (1960,  там  же)  составили  трилогию
(целиком пост. в 1959-60 в "Инглиш стейдж  компани".  Лондон).  Трилогия
представляет  собой  социально-политич.  хронику,  охватывающую   период
1936-60- время, насыщенное большими псторич. событиями. Герои  У.простые
рабочие люди. В пьесе "Кухня" (1959, "Инглпш стейдж комиани", 1961 - там
же, в новой редакции) У. воссозда„т картину разобщения людей, живущих  в
бурж. обществе. В пьесе "Жареная картошка к любому блюду" (1962, там же)
показаны будни одной из баз англ. военно-воздушного флота, где обучаются
л„тчики-новобранцы.  В  1963  драматург  написал   телевизионную   пьесу
"Угроза" о совр. молод„жи. По инициативе У. в  1962  был  создан  "Центр
42", задачей к-рого  является  сближение  профсоюзов  с  представителями
иск-ва. За активные политич. выступления против ядерного вооружения У. в
1962 был на нек-рое время заключ„н в тюрьму.
   Лит.: "Иностранная литература", 1962, ј 1, с. 201-08;
   Современный  английский  театр.  М.,  1963;   Глумова-Глухар„ва   Э.,
Западный театр сегодня, М., 1966, с. 101-05; Т а у 1 о г  J.  R.,  Anger
and after, L., 1963.
   Ф. К.
   ФАБИЯНСКАЯ, Елена Адальбертовна [г.  рожд.  неизв.-  ум.  3  (15).  V
1.1869] - польская и рус. актриса. В  нач.  50-х  гг.  19  в.  играла  в
польск. труппах в Житомире и Клеве. С 1857 - на  рус.  сцене.  Выступала
преим. на юге России (Киев, Воронеж, Херсон,  Одесса,  Полтава  и  др.).
Игра Ф. была отмечена тонкостью, одухотвор„нностью.  Е„  лучшая  роль  -
Лиза-вета ("Горькая судьбина" А. Ф. Писемского). С успехом играла  также
роли: Слепая мать (переводная  драма  "Нищая"),  Курчаева  ("Испорченная
жизнь" Черныш„ва), Адрпенна Лекувр„р (о.  п.  Скриба  н  Легуве),  Мария
["Материнское  благословение"  Деннери,   пер.   Н.   А.   Перепельского
(Некрасова)], Верочка ("Дочь русского акт„ра" П. И. Григорьева).
   Лит.: "Театральный и музыкальный вестник", 1857, M 28,  с.  456,1858,
6, с. 65-66,1859, ј 19, с. 196,1860, Д'" 24, с.  192;  Николаев  Н.  И.,
Драматический театр в Киеве, К., 1898; Лихачев  В.  И-,  Из  театральных
воспоминаний, "Театр и искусство", 1909, ј 29. А. Кл.
   ФАБР (Fabre),  Эмиль  (24.III.1869-25.IX.1955)  -  франц.  драматург,
театр.  деятель.  В  нач.  90-х  гг.  принимал  участие  в   организации
"Свободного т-ра"  (Марсель),  в  к-ром  по  примеру  "Свободного  т-ра"
Антуана  стремился  воплотить  сценпч.  принципы  Золя.  Ф.  полемически
противопоставлял  свои  пьесы  совр.  адюльтерно-салонной   драматургии,
ставил в них значит, экономич. и социальные проблемы. Ранняя комедия  Ф.
"Деньги" (1895, "Свободный т-р", Париж) рисует характерные  черты  бурж.
семьи, хищническую, циничную жажду обогащения. В  комедии  "Общественная
жизнь" (1901, т-р "Ренессанс") и драме "Победители" (1908, Т-р  Антуана,
реж. и исполнитель гл. ролей Ф. Жемье)  Ф.  раскрывает  лживую  сущность
бурж. демократии, обличает беспринципную  борьбу  за  власть.  Навеянная
панамским скандалом  пьеса  "Позолоченное  чрево"  (1905,  т-р  "Одеон")
показывает механику финансовых  операций  биржевых  дельцов,  погоню  за
наживой, к-рая  приводит  к  разорению  и  гибели  тысячи  людей.  Пьеса
"Саранча" (1911, т-р "Водевиль") разоблачает легенду о  "цивилизаторской

Страницы: «« « 2377   2378   2379   2380   2381   2382   2383   2384   2385  2386   2387   2388   2389   2390   2391   2392   2393   2394   2395  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия