Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2383   2384   2385   2386   2387   2388   2389   2390   2391  2392   2393   2394   2395   2396   2397   2398   2399   2400   2401  » »»

Левота;
   Фальстаф - Чернов, Форд - Гончаров, Фентон - Михайлов, доктор Каюс  -
Карелин,  Бардольф  -  Угринович,  Пистоль-Стравинский,  Алиса  Форд   -
Мравина, Наннетта- Баулина, Куикли - Славина, Mer Педж - Долина).
   На сов. сцене пост. 6 OKT 1925, Ленингр. Малый оперный  т-р  (дириж„р
Самосуд, композиция спектакля Раппопорта, худ. Акимов, балетм. Чекрыгин;
Фальстаф - Журавленке, Форд - Бочаров, Фентон - Балашов, доктор  Каюс  -
Засец-кий, Бардольф -  Волгин,  Пистоль-Фомин,  Алиса  Форд-  Талонкина,
Наннетта - Горская, Mer Педж - Калинина, Куикли -  Тарновская).  В  1941
возобн. там же (дириж„р Грикуров,  пост.  Каплан,  худ.  Вирсаладзе).  В
1962. Большой т-р, Москва (дириж„р Мелик-Пашаев, реж.-пост.  Покровский,
худ. Рындин, хорм. Рыбнов и Хазанов;  Фальстаф-  А.  Иванов,  Нечипайло,
Форд - Лисициан, Валайтис, Алиса Форд - Вишневская, Милашкина,  Наннетта
-  Деоми-дова,  Сорокина,   Фентон   -   Масленников,   Райков,   доктор
Каюс-Власов, Соколов, Бардольф - Захаров, Мишутин, Пистоль - Панков, Mer
Педж - Архипова, Леонова, Куикли - Митюкова,  Левко).  В  1945  пост.  в
Алма-Ате.
   И здания: "Ф."-клавир. Mil., G.  Ricordi  .  Со..  fl  893];  с  рус.
текстом-пер. П. И. Кирса, М., Юргенсон,  [1893];  сов.  изд.  -  русский
текст Н. Кончаловской, М., Музгиз, бЗ. я. Г р.
   ФАЛЬСТР‚М (Fahlstrom), Юхан  (30.VIII.1867  -  29.VII.1938)  -  норв.
акт„р, театр. деятель. Дебютировал  на  сцене  Христианийского  т-ра,  в
к-ром работал до 1895. В 1899-1903  -  в  труппе  Нац.  т-ра  (Осло).  В
1903-12 возглавлял основанный им "Т-р Фальст-р„ма" (Хрпстиания), ставший
благодаря прогрессивной  репертуарной  политике  и  сильному  акт„рскому
ансамблю одним из лучших т-ров страны. После 1912 периодически  выступал
в различных  труппах.  Яркий  характерный  акт„р,  Ф.  создавал  образы,
отмеченные   глубиной   социально-психологического   анализа,    бытовой
достоверностью и своеобразием духовного мира.
   Роли:  Крогстад,  Сольнес  ("Кукольный  дом",   "Строитель   Сольнес"
Ибсена), Санг, Хольгер ("Свыше наших сил" Бь„р-нсона, чч. 1-я и  2-я  ),
Торденскьольд (о. п. Булля), Сирано де Бержерак (о.  п.  Ростана),  Лука
("На дне") и др.
   Лит.: H e i b e r g G., Norsk teater, Kristiania, 1920. В л. М.
   ФАЛЬЦЕТ (итал. falsetto, от falso - ложный, поддельный) - звук самого
высокого (головного) регистра певческого голоса  (препм.  мужского);  то
же, что фистула. При пении Ф. вибрируют не все голосовые связки, а  лишь
их края, между к-рыми образуется щель. Ф. лишен полноты и силы, присущих
грудному и  смешанному  регистрам.  Тембр  Ф.  своеобразен,  с  оттенком
нек-рой   нарочитости,   искусственности   (отсюда   и   название).   Ф.
используется проф. певцами для придания звуку специфич. окраски. До нач.
19 в. Ф. применялся тенорами для образования высоких  звуков,  от  к-рых
тогда не требовалось полноты и силы. В совр. оперном и концертном  пении
служит лишь для особой окраски звука. Встречается и в нар. пении,  напр.
у тирольцев (Верхняя Австрия), как характерная манера исполнения йодлей.
П. А. П.
   "ФАЛЬШИВАЯ МОНЕТА" - пьеса М. Горького. Соч. 1913.  Пост.  в  1926  в
Италии. В дореволюц. России не шла. Первые пост. "Ф. м." на сов. сцене -
Белорусский гос. евр. т-р (1937, во время его гастролей  в  Ленинграде),
Харьковский колхозный т-р (1939). Вновь была  пост.  во  Владивостокском
т-ре им. Горького  (1955).  Затем  пьесу  ставил  Горь-ковский  т-р  им.
Горького, т-р "Красный факел" и Рус. т-р в  Даугавпилсе  (все  в  1958),
Алма-Атинский т-р, Южно-Сахалинский  им.  Чехова  (оба  в  1959),  Моск.
драматич. т-р 1964). "Ф. м." показали  выпускники  вечернего  акт„рского
ф-та ГИТИСа (рук. М. И. Цар„в, 1964).
   Издания: Первая публикация  -  Берлин,  1927.  Из  последующих  изд.:
Горький М., Собр. соч., т. 19, М.- Л., 1928; Горький М.,  Пьесы,  т.  2,
М.-Л., 1937.
   Лит.: Материалы к пьесе М. Горького "Фальшивая монета", М., 1944; Б я
л и к Б., О пьесе Горького "Фальшивая монета", М., 1947. А. Шн.
   ФАЛЬЯ  (de  Falla),  Мануэль  де  (23.XI.1876-14.XI.  1946)  -   исп.
композитор и пианист, виднейший представитель исп. музыки 20 в. Учился в
Мадридской консерватории, изучал композицию у Ф.  Педреля.  Получил  пр.
Исп. академии изящных иск-в за оперу  "Жизнь  коротка"  (1905;  пост.  в
Ницце, 1913; в CQCP под назв. "Девушка из предместья", 1928, Т-р им. Вл.
И. Немировича-Данченко, Москва). С 1907 жил в  Париже,  испытал  влияние
новейших муз. течений (импрессионизм и др.). К этому времени Ф. сложился
как   музыкант   яркой   индивидуальности,   вобравший   и   органически
претворивший в сво„м творчестве дух и элементы исп.  (андалусской)  нар.
музыки с е„ ладовым и гармонич. своеобразием. После  1-й  мировой  войны
романтик о-импрессионистич. черты в музыке Ф. уступили место характерной
для всей европ. музыки тенденции к конструктивизму.  С  1914  Ф.  жил  в
Гранаде,  где  написал  балеты:  "Любовь-волшебница"  (Мадрид,  1915,  с
солирующим меццо-сопрано; наиболее известное произв. Ф.)  и  "Треуголка"
(Лондон, 1919, "Русский балет"), а также  одноактную  оперу  "Балаганчик
мастера Педро" (эпизод из "Дон Кихота"  Сервантеса,  1923,  Севилья).  В
1940  эмигрировал  в   Аргентину.   Автор   оперы-оратории   "Атлантида"
(завершена Э. Хальфтером, учеником Ф., пост. частично в 1961,  полностью
в 1962, Берлинская гор. опера).
   Соч.: Escritos, Madrid, 1947.
   Лит.: Крейн Ю., Мануэль де Фалья, М., 1962;
   J a e n i s с  h  J.,  Manuel  de  Falla  und  die  spanische  Musik,
Z.Freib., 1952; P a h i s s a J., Vida y obra de  Manuel  de  Falla,  B.
Aires, 1947. Ал. М.
   ФАМЙНЦЫН, Александр Сергеевич  [24.Х(5.Х1).  1841-  24.  VI(6.  VII).
1896]  -  рус.  музыковед  и  композитор.  Муз.  образование  получил  в
Лейпцигской  консерватории  (1862-64).  Преподавал  историю   музыки   и
эстетику в Петерб. консерватории (1865-72). Был секретар„м Гл.  дирекции
Рус. муз. об-ва (1870-80),  редактором  журн.  "Муз.  сезон"  (1869-71),
сотрудником рус. и нем. периодич. изданий. Выступал противником "Могучей
кучки"  как  традиционалист,  классицист  и  вагнерианец.  Автор  работ:
"Скоморохи на Руси" (СПБ, 1889), "Гусли,..." (СПБ, 1890) и др.; опер:
   "Сарданапал" (1875, Марипнский т-р, Петербург), "Уриэль Акоста" (соч.
1883).
   Лит.: Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 2, Л., 1958. В. Ю.
   ФАНТЕСКА - см. Серветта.
   ФАРАНДУЛА (farandula) - название бродячей театр. труппы в Испании  16
в. Согласно описанию А.  Рохаса  Вильяндрандо  (в  книге  "Занимательное
путешествие", 1602 или 1603), в Ф. входили три  актрисы,  труппа  играла
восемь - десять комедий, представления  устраивались  в  праздник  "тела

Страницы: «« « 2383   2384   2385   2386   2387   2388   2389   2390   2391  2392   2393   2394   2395   2396   2397   2398   2399   2400   2401  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия