|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2383 2384 2385 2386 2387 2388 2389 2390 2391 2392 2393 2394 2395 2396 2397 2398 2399 2400 2401 » »» Левота;
Фальстаф - Чернов, Форд - Гончаров, Фентон - Михайлов, доктор Каюс -
Карелин, Бардольф - Угринович, Пистоль-Стравинский, Алиса Форд -
Мравина, Наннетта- Баулина, Куикли - Славина, Mer Педж - Долина).
На сов. сцене пост. 6 OKT 1925, Ленингр. Малый оперный т-р (дириж„р
Самосуд, композиция спектакля Раппопорта, худ. Акимов, балетм. Чекрыгин;
Фальстаф - Журавленке, Форд - Бочаров, Фентон - Балашов, доктор Каюс -
Засец-кий, Бардольф - Волгин, Пистоль-Фомин, Алиса Форд- Талонкина,
Наннетта - Горская, Mer Педж - Калинина, Куикли - Тарновская). В 1941
возобн. там же (дириж„р Грикуров, пост. Каплан, худ. Вирсаладзе). В
1962. Большой т-р, Москва (дириж„р Мелик-Пашаев, реж.-пост. Покровский,
худ. Рындин, хорм. Рыбнов и Хазанов; Фальстаф- А. Иванов, Нечипайло,
Форд - Лисициан, Валайтис, Алиса Форд - Вишневская, Милашкина, Наннетта
- Деоми-дова, Сорокина, Фентон - Масленников, Райков, доктор
Каюс-Власов, Соколов, Бардольф - Захаров, Мишутин, Пистоль - Панков, Mer
Педж - Архипова, Леонова, Куикли - Митюкова, Левко). В 1945 пост. в
Алма-Ате.
И здания: "Ф."-клавир. Mil., G. Ricordi . Со.. fl 893]; с рус.
текстом-пер. П. И. Кирса, М., Юргенсон, [1893]; сов. изд. - русский
текст Н. Кончаловской, М., Музгиз, бЗ. я. Г р.
ФАЛЬСТР‚М (Fahlstrom), Юхан (30.VIII.1867 - 29.VII.1938) - норв.
акт„р, театр. деятель. Дебютировал на сцене Христианийского т-ра, в
к-ром работал до 1895. В 1899-1903 - в труппе Нац. т-ра (Осло). В
1903-12 возглавлял основанный им "Т-р Фальст-р„ма" (Хрпстиания), ставший
благодаря прогрессивной репертуарной политике и сильному акт„рскому
ансамблю одним из лучших т-ров страны. После 1912 периодически выступал
в различных труппах. Яркий характерный акт„р, Ф. создавал образы,
отмеченные глубиной социально-психологического анализа, бытовой
достоверностью и своеобразием духовного мира.
Роли: Крогстад, Сольнес ("Кукольный дом", "Строитель Сольнес"
Ибсена), Санг, Хольгер ("Свыше наших сил" Бь„р-нсона, чч. 1-я и 2-я ),
Торденскьольд (о. п. Булля), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана), Лука
("На дне") и др.
Лит.: H e i b e r g G., Norsk teater, Kristiania, 1920. В л. М.
ФАЛЬЦЕТ (итал. falsetto, от falso - ложный, поддельный) - звук самого
высокого (головного) регистра певческого голоса (препм. мужского); то
же, что фистула. При пении Ф. вибрируют не все голосовые связки, а лишь
их края, между к-рыми образуется щель. Ф. лишен полноты и силы, присущих
грудному и смешанному регистрам. Тембр Ф. своеобразен, с оттенком
нек-рой нарочитости, искусственности (отсюда и название). Ф.
используется проф. певцами для придания звуку специфич. окраски. До нач.
19 в. Ф. применялся тенорами для образования высоких звуков, от к-рых
тогда не требовалось полноты и силы. В совр. оперном и концертном пении
служит лишь для особой окраски звука. Встречается и в нар. пении, напр.
у тирольцев (Верхняя Австрия), как характерная манера исполнения йодлей.
П. А. П.
"ФАЛЬШИВАЯ МОНЕТА" - пьеса М. Горького. Соч. 1913. Пост. в 1926 в
Италии. В дореволюц. России не шла. Первые пост. "Ф. м." на сов. сцене -
Белорусский гос. евр. т-р (1937, во время его гастролей в Ленинграде),
Харьковский колхозный т-р (1939). Вновь была пост. во Владивостокском
т-ре им. Горького (1955). Затем пьесу ставил Горь-ковский т-р им.
Горького, т-р "Красный факел" и Рус. т-р в Даугавпилсе (все в 1958),
Алма-Атинский т-р, Южно-Сахалинский им. Чехова (оба в 1959), Моск.
драматич. т-р 1964). "Ф. м." показали выпускники вечернего акт„рского
ф-та ГИТИСа (рук. М. И. Цар„в, 1964).
Издания: Первая публикация - Берлин, 1927. Из последующих изд.:
Горький М., Собр. соч., т. 19, М.- Л., 1928; Горький М., Пьесы, т. 2,
М.-Л., 1937.
Лит.: Материалы к пьесе М. Горького "Фальшивая монета", М., 1944; Б я
л и к Б., О пьесе Горького "Фальшивая монета", М., 1947. А. Шн.
ФАЛЬЯ (de Falla), Мануэль де (23.XI.1876-14.XI. 1946) - исп.
композитор и пианист, виднейший представитель исп. музыки 20 в. Учился в
Мадридской консерватории, изучал композицию у Ф. Педреля. Получил пр.
Исп. академии изящных иск-в за оперу "Жизнь коротка" (1905; пост. в
Ницце, 1913; в CQCP под назв. "Девушка из предместья", 1928, Т-р им. Вл.
И. Немировича-Данченко, Москва). С 1907 жил в Париже, испытал влияние
новейших муз. течений (импрессионизм и др.). К этому времени Ф. сложился
как музыкант яркой индивидуальности, вобравший и органически
претворивший в сво„м творчестве дух и элементы исп. (андалусской) нар.
музыки с е„ ладовым и гармонич. своеобразием. После 1-й мировой войны
романтик о-импрессионистич. черты в музыке Ф. уступили место характерной
для всей европ. музыки тенденции к конструктивизму. С 1914 Ф. жил в
Гранаде, где написал балеты: "Любовь-волшебница" (Мадрид, 1915, с
солирующим меццо-сопрано; наиболее известное произв. Ф.) и "Треуголка"
(Лондон, 1919, "Русский балет"), а также одноактную оперу "Балаганчик
мастера Педро" (эпизод из "Дон Кихота" Сервантеса, 1923, Севилья). В
1940 эмигрировал в Аргентину. Автор оперы-оратории "Атлантида"
(завершена Э. Хальфтером, учеником Ф., пост. частично в 1961, полностью
в 1962, Берлинская гор. опера).
Соч.: Escritos, Madrid, 1947.
Лит.: Крейн Ю., Мануэль де Фалья, М., 1962;
J a e n i s с h J., Manuel de Falla und die spanische Musik,
Z.Freib., 1952; P a h i s s a J., Vida y obra de Manuel de Falla, B.
Aires, 1947. Ал. М.
ФАМЙНЦЫН, Александр Сергеевич [24.Х(5.Х1). 1841- 24. VI(6. VII).
1896] - рус. музыковед и композитор. Муз. образование получил в
Лейпцигской консерватории (1862-64). Преподавал историю музыки и
эстетику в Петерб. консерватории (1865-72). Был секретар„м Гл. дирекции
Рус. муз. об-ва (1870-80), редактором журн. "Муз. сезон" (1869-71),
сотрудником рус. и нем. периодич. изданий. Выступал противником "Могучей
кучки" как традиционалист, классицист и вагнерианец. Автор работ:
"Скоморохи на Руси" (СПБ, 1889), "Гусли,..." (СПБ, 1890) и др.; опер:
"Сарданапал" (1875, Марипнский т-р, Петербург), "Уриэль Акоста" (соч.
1883).
Лит.: Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 2, Л., 1958. В. Ю.
ФАНТЕСКА - см. Серветта.
ФАРАНДУЛА (farandula) - название бродячей театр. труппы в Испании 16
в. Согласно описанию А. Рохаса Вильяндрандо (в книге "Занимательное
путешествие", 1602 или 1603), в Ф. входили три актрисы, труппа играла
восемь - десять комедий, представления устраивались в праздник "тела
Страницы: «« « 2383 2384 2385 2386 2387 2388 2389 2390 2391 2392 2393 2394 2395 2396 2397 2398 2399 2400 2401 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |