Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2388   2389   2390   2391   2392   2393   2394   2395   2396  2397   2398   2399   2400   2401   2402   2403   2404   2405   2406  » »»

   Лит.: Р о д и н а Т. М., Русское театральное искусство в  начале  XIX
века, М., 1961. С. Г.
   Ф‚ДОРОВ, Павел Степанович [1803-11(23). III. 1879] - рус.  драматург.
Дебютировал в 1830 (водевиль "Мир с турками"). Гл. обр.  переделывал  на
"рус. лад" франц.  водевили  и  комедии.  Пьесы  его  с  успехом  шли  в
Александрийском и Малом т-рах.  Написал  74  пьесы  (из  них  только  17
оригинальных): "Архивариус" (1838), "Габриэль и адъютанты" (1841), "Хочу
быть актрисой, или Двое за шестерых" (1840), "Путаница" (1841), "Роза  и
Картуш" (1841), "Довольно" (1849), "Аз и Ферт" (1850),  "Утка  и  стакан
воды" (1852), "Любовь и предрассудок" (1853) и др. Ф. был  соавтором  Н.
А. Некрасова по комедии "Похождения Петра  Степанова,  сына  Столбикова"
(по роману Г. Ф. Квитки-Основьяненки, 1842). В  водевилях  Ф.  выступали
Н.О. Дюр, Вас. Вас. и Вера Вас. Самойловы, М. Г. Савина и др. В  1853-79
Ф. был  начальником  репертуарной  части  петерб.  т-ров  и  управляющим
Петерб. театр. уч-ща.
   Соч.:  Сочинения  и  переводы,  т.  1,  М.,  1874.  Лит.:  Сто   лет.
Александрийский театр-Театр госдрамы, Л., 1932. С. Г.
   Ф‚ДОРОВА (Ф„дорова 2-я), Софья Васильевна [16(28).IX.1879-3.1.1963] -
рус. артистка балета. В 1899 окончила Моск. театр. уч-ще  (класс  Н.  П.
До-маш„ва), в том же году была принята в труппу Большого  т-ра.  Вначале
исполняла преим. характерные танцы  в  балетных  и  оперных  спектаклях:
индийский  танец  ("Баядерка"  Минкуса),  испанский  танец   ("Лебединое
озеро", "Раймонда"; "Аленький цветочек" Гартмана), чардаш ("Коппелия") и
др. Ф. стремилась раскрыть нац. колорит, нар.  характер  танца;  большое
значение  придавала  костюму.  Иск-во  Ф.   способствовало   утверждению
характерного танца как одного из осн. компонентов  балетного  спектакля.
Исполнение партий Кошечки ("Спящая красавица"), Гюльнары ("Корсар" Адана
и Пуни), Старухи ("Золотая рыбка" Минкуса) обратило на Ф. внимание А. А.
Горского, к-рый поручил ей ведущую партию Эсмеральды в  одной  из  своих
лучших пост. "Дочь Гудулы" на муз. Симона. Большое внимание  Ф.  уделяла
внутр. раскрытию образа. В е„  иск-ве  вспышки  темперамента,  доходящие
порой до  экстаза,  сочетались  со  светлой  поэтичностью,  лиричностью.
Выразительный танец Ф. часто нарушал традиции классич. школы.
   Партии: Жоржетта ("Парижский рынок" Пуни),  Медора  ("Корсар"),  Лиза
("Тщетная предосторожность"); Принцесса ("Волшебное зеркало" Корещенко),
Жизель и др.
   В 1909-13 успешно выступала в "Русских сезонах за границей".  В  1918
окончила сценич. деятельность, в 1922 эмигрировала во Францию.
   Лит.: Григоров С., Балетное искусство и С. В. Федорова 2-я, М., 1914;
"Весы", 1907, ј 8, с. 99; Фокин М., Против течения, Л.-М., 1962. А. Дин.
   ФЕДОРОВСКИЙ, Ф„дор Ф„дорович [14(26).XII. 1883, Чернигов,- 7.IX.1955,
Москва]  -  рус.  сов.  театр.  художник.  Нар.  художник  СССР  (1951).
Действительный  член  (с  1947)и   вице-президент   (1947-53)   Академии
художеств СССР. В 1907  окончил  декоративное  отделение  Строгановского
художеств. уч-ща; преподавал здесь'  до  1923:  Творч.  деятельность  Ф.
связана с муз. т-ром. Как  театр.  художник  впервые  выступил  в  1907,
создав декорации к опере "Кармен" для Оперного т-ра Зимина. В этом  т-ре
оформил также спектакли: "Демон" (1909), "Снегурочка" (1910), "Жизнь  за
царя" ("Иван Сусанин" 1914) и др. Наиболее значительная работа Ф.  этого
периода - декорации к  спектаклям  "Хованщина"  Мусоргского  (1913,  для
антрепризы С. П. Дягилева  в  Париже),  "Чародейка"  Чайковского  (1913.
Опера Зимина'). В своих лучших ранних декорациях, отмеченных  любовью  к
самобытной культуре рус. народа, его истории, нац. традициям, Ф. проявил
себя как художник, остро чувствующий форму муз. произв.
   После  Октябрьской  революции  участвовал   в   оформлении   революц.
празднеств,    писал    плакаты.    В    1921    был    назначен    зав.
художественно-постановочной частью, а затем гл. художником Большого т-ра
СССР (работал до 1941  и  в  1947-53).  Первые  крупные  работы  Ф.  для
Большого т-ра - декорации к операм "Кармен" (1922) и "Лоэнгрин"  (1923),
балету "Испанское каприччио" (1923, муз. Римского-Корсакова).
   В этих пост. проявились  новые  тенденции  в  иск-ве  Ф.  Колорист  и
живописец, он овладевал новыми тех-нич. при„мами планировки  тр„хмерного
сценич. пространства. С помощью писаных  и  объ„мных  частей  декораций,
конструктивных по  форме  костюмов,  Ф.  достигал  редкой  эмоциональной
выразительности и  напряж„нной  динамики  цвета.  С  нач.  20-х  гг.  Ф.
воспринимает  спектакль   как   единый   синтетпч.   художеств.   образ.
Совершенствуя   живописно-объ„мные   принципы   декорационных   решений,
опираясь на истоки народного иск-ва, Ф. создал в Большом т-ре  декорации
к операм "Борис Годунов" (1927), "Царская невеста" (1931), "Псковитянка"
(1932). Эти работы позволили Ф. вскоре  осуществить  его  монументальные
замыслы - декорации к операм "Князь  Игорь"  (1934)  и  "Садко"  (1935).
Сохраняя  на  протяжении  всей  творч.   жизни   особую   склонность   к
героико-эпич. темам, Ф. стал одним из немногих театр. художников,  посв.
себя рус. муз.  классике.  Дляиск-ва  Ф.  характерны  широта  художеств.
обобщений, глубокое ощущение своеобразия рус. природы и нац.  зодчества,
выявление самобытности нац. характера, силы  и  могущества  творч.  духа
рус. народа. Для художника были характерны повышенная звучность палитры,
темпераментная манера письма, энергичная пластич. лепка формы  (цветом),
монументальность  и  масштабность   решений.   Он   достигал   тончайшей
нюансировки  цвета  и  света  в  поэтич.  пейзажах  и   вместе   с   тем
полнозвучности  в  драматич.  картинах  спектакля.  Мастерски  оркеструя
колористич. гамму костюмов с декорациями в массовых сценах, Ф.  создавал
единый зрительный образ спектакля, исполненный поэтич. одухотвор„нности.
   Крупнейшие работы Ф.: "Тихий Дон" Дзержинского (1936), "Князь  Игорь"
(1944), "Борис Годунов" (1947), "Садко" (1949), "Хованщина" (1950) - все
в Большом т-ре СССР, "Иван Сусанин" (1939, Ленингр. т-р оперы  и  балета
им. Кирова) и др.
   Лит.: Марголин С., Художники театра за 15 лет, М., 1933;  Гиляровская
Н., Ф.  Ф.  Федоровский,  М.-Л.,  1946;  Ф.  Ф.  Федоровский  (текст  Ю.
Платонова),  М.,  1948,   [Альбом];   Ф.   Ф.   Федоровский.   Избранные
произведения (вступ. ст. А. Солодовникова), М., [1956, Альбоу];  Костина
Е., Ф. Ф. Федоровский, М., 1960. \ Кос.
   ФЕДОРЦЕВА, Софья Владимировна (р. 8.III. 1900) - укр.  сов.  актриса.
Нар. арт. УССР (1946). В 1920  окончила  Львовский  педагогия,  ин-т,  в
1923- польскую драм. студию.  Сценич.  деятельность  начала  в  1923.  В
1925-27 работала во Львовском украинском театре. В 1927-60 - в Т-ре  им.
Шевченко (до 1935 - "Березыь").
   Среди лучших ролей: Маруся  ("Дай  сердцу  волю,  завед„т  в  неволю"
Кропивницкого), Шкандибиха ("Лымеривна"  Мирного),  Катерина  ("Гроза"),
Глафира ("Егор Булычев и другие"), Эмилия ("Отелло"), 'Мария  Тюдор  (о.

Страницы: «« « 2388   2389   2390   2391   2392   2393   2394   2395   2396  2397   2398   2399   2400   2401   2402   2403   2404   2405   2406  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия