Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2393   2394   2395   2396   2397   2398   2399   2400   2401  2402   2403   2404   2405   2406   2407   2408   2409   2410   2411  » »»

АН Узб. ССР (Ташкент), с 1943  вед„т  педагогпч.  работу  в  Ташкентском
театр.-художеств. пн-те (с 1955 - зав. кафедрой театроведения).
   Соч.: Фурнач„в - М. М. Тарханов, "Театр", 1939, ј 6;
   Пьесы Назыма Хикмета на сцене театра им. Хамза, там же, 1954,  ј  12;
Слово о выдающемся акт„ре (Абрар Хидоя-тов), там же, 1960, ј 2; Характер
народа и сценические образы, Таш., 1962; Олим ХУжаев, Тош., 1962; то  же
на рус. яз., Таш., 1963; Наби Рахимов, "Театр", 1964, ј 7;  Узбек  сахна
саньатида интернационаллик ва миллийлик бир-лигининг баьзи масалалари, в
кн.: Марксча-ленинча эстетика масалалари, Тош.,  1965;  Ряд  разделов  в
кн.: Узбекский советский театр. кн. 1, Таш., 1966.
   ФЕЛЬДТ, Павел  Эмпльевич  [8(21).II.1905-1.VII.  1960]  -  рус.  сов.
композитор и дириж„р. Засл. деят. иск-в РСФСР  (1955).  В  1930  окончил
Ленингр. консерваторию. В 1929-34  -  концертмейстер,  в  1934-  1941  -
дириж„р Малого оперного т-ра (Ленинград), с 1941 - дириж„р Т-ра оперы  и
балета им. Кирова (Ленинград). Автор оперетт "Дон Маурицио" (соч.
   1946) и "Причуды ревности" (соавтор Г. Н. Носов, соч.
   1947). Ф. принадлежит муз. редакция балета "Фадет-та"  Делиба  (1936,
Ленингр. Малый оперный т-р).
   Дирижировал балетами: "Светлый ручей" Шостаковича (1935), "Кавказский
пленник" (1938)  и  "Ашик-Кериб"  (1940)  Асафьева,  "Сказка  о  попе  и
работнике его Балде" Чулаки (1940) - все в Ленингр. Малом оперном  т-ре;
"Гаяне" Хачатуряна (1942 и 1952), "Золушка"  (1946);  "Шурале"  Яруллина
(1950), "Тарас Бульба"  Соловь„ва-Седого  (1955),  "Спартак"  Хачатуряна
(1956) и др.- в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова. А. Ив.
   ФЕЛЬЕТОН (франц. feuilleton, от feuille - лист,  листок)  -  один  из
видов разговорно-эстрадного жанра,  сатирико-публицистич.  обозрение  на
злобу дня. В  Ф.  факты  и  явления  современности  излагаются  от  лица
импровизирующего рассказчика, у к-рого мысли следуют одна за другой, как
бы подчиняясь  произвольным  ассоциациям,  критич.  мысли  чередуются  с
патетикой, лит. язык - с обиходно-разговорным.
   Сов. эстрадный Ф. не только обличает недостатки, но п рассказывает  о
достижениях социалистич. строительства. Текст эстрадного  Ф.  близок  по
материалу и стилю к газетному и журнальному Ф. (отсюда название). Однако
его сценич. воплощение требует эмоционально звучащей речи, выразительных
жестов, движений, подч„ркнутой динамики. Это  достигается  преобладанием
коротких  предложений,   отсутствием   описательных   периодов.   В   Ф.
используются  риторич.  вопросы,  широко  применяются  анекдоты,  шутки,
переходы от серь„зного к смешному. Исполнители воспроизводят  лексику  и
интонации повседневной речи (скороговорку, паузу и т. д.). Ф.  вырос  из
эстрадного монолога, с к-рым выступали А. Е. Муратов, В. В. Гущинский  и
др. Создателями эстрадного Ф.  были  Г.  И.  Афонин  и  особенно  Н.  П.
Смирнов-Сокольский. Исполнение Ф. включается в репертуар конферансье (О.
А. Миляв-ский, Б. С. Брунов и др.), а также используется в  сочетании  с
куплетами, пародиями, сценками (П. Л. Му-равский, Б. Н. Бенцианов, К. Н.
Яницкий и др.).
   Лит.: Воскресенский С.,  Эстрадные  жанры,  М.,  1930;  Дмитриев  Ю.,
Искусство советской эстрады, [М.], 1962. М. 3.
   Ф‚ЛЬЗЕНШТЕЙН (Felsenstein), Вальтер (р.  30.V.  1901,  Вена)  -  нем.
режисс„р оперных и драм. т-ров (ГДР). С 1923 - акт„р и реж. т-ров Любека
и др. городов Германии. В 1932-34 - гл. реж. К„льнского оперного т-ра, в
к-ром  пост.  оперы:   "Парсифаль",   "Риенци"   Вагнера,   "Риголетто",
"Трубадур", "Кармен";
   "Сельская честь" Масканьи, "Паяцы". В 1934-36  -  реж.  Франкфуртской
оперы, где сенсационный успех имела его пост. оперетты "Летучая мышь" И.
Штрауса. Из-за преследований фашистов был вынужден уехать  в  Швейцарию.
Пост. в Цюрихе ряд спектаклей, в т. ч. оперу "Саломея"  Р.  Штрауса  под
упр. автора. В  конце  30-х  гг.  Ф.-  гл.  реж.  драматич.  берлинского
"Шиллер-театра"; пост. фильм-оперу "Фиделио" (совм. с  X.  Эйслером).  В
1941 в  Ахене  осуществил  пост.  опер:  "Фальстаф"  Верди,  "Тангейзер"
Вагнера, "Свадьба Фигаро" (дириж„р Г. Караян). С 1947 - худ.  рук.  т-ра
"Ко-мише опер" в Берлине.
   Реалистич. реформаторские устремления  Ф.  близки  принципам  оперной
режиссуры Станиславского и сформировались в борьбе  с  рутиной.  Главное
для Ф. в пост. оперного спектакля - органич. слияние музыки и  драматич.
действия. Музыка при этом является основой спектакля  и  определяет  все
сценич.  выразит.  средства.  Пение   понимается   Ф.   как   "усиленная
экспрессия".  Отсюда   -   утверждение   единства   вок.   интонации   и
пластического  движения.  От  оперного  артиста  Ф.  требует   осознания
характера героя, а также  знания  всей  партитуры  оперы.  Ф.  стремится
добиться такого самочувствия артиста на сцене,  когда  пение  становится
для него необходимым и  единств.  способом  выражения  данной  драматич.
ситуации. Огромное значение прида„т Ф. осознанию муз. темпа  (вплоть  до
мельчайших  ритмич.  долей).  Эти  требования  предъявляются  не  только
солистам, но и хору. Все декоративные элементы спектакля  Ф.  также  под
чиняет муз. драматургии. В основу пост. классич. опер Ф. клад„т  принцип
"буквального прочтения" партитуры, т. е. освобождения произв. от м„ртвых
оперных традиций, раскрытия подлинного авторского замысла. Ф.  стремится
определить  в  каждом  спектакле  черты  современности.  В  пост.  оперы
"Отелло" Верди (1959)Ф. показал  трагедию  человека,  сталкивающегося  с
бездушной античеловеческой  действительностью.  Остро  современна  пост.
оперетты "Синяя Борода" Оффенбаха (1963) с гротескным образом  диктатора
- кровожадного обладателя пушек. Напряж„нная муз. драма и острая комедия
наиболее характерны для аост. Ф. в т-ре "Комише опер".
   Лучшие плст.:  "Кармен"  (1949),  "Свадьба  Фигаро"  (1950)  "Вольный
стрелок"  Вебера  (1951,  Нац.  пр.  ГДР),  "Волшебная  флейта"  (1954);
"Лисичка-плутовка"  Яначека  (1956,  Нац.  пр.  ГДР),  "Сказки  Гофмана"
Оффенбаха  (1958),  "Бравый  солдат  Швейк"  Курки  (1960),   "Проданная
невеста"-(1960, Нац. пр. ГДР) и "Сон в летнюю ночь" (1961).
   В 1959 и 1965 посетил Сов. Союз вместе с театром "Комише опер".  Член
(1951), вице-президент (1959) Нем. академии иск-в (Берлин).
   Лит.: G o t z F., Walter Felsenstein. Weg und Werk, B., 1961;  Комише
опер (Сборник-буклет).  Гастроли  в  СССР,  М.,  1965;  Говорят  деятели
"Комише опер", "Сов. музыка", 1965, ј 10, с. 57-63; Сабинина М., Вальтер
Фельзенштейн и его театр. "Муз. жизнь", 1965, ј 10. с. 18-19;  Кузнецова
И" Утверждение правды, "Сов. музыка", 1966, ј 2. г. Кар.
   Ф‚ЛЬТЕН (Veiten), Иоганн 127.XII.1640-1692 (1693?)] -  нем.  акт„р  и
театр.  деятель.  В  1661  окончил  теологич.  ф-т  Лейпцигского   ун-та
(магистр) и  был  единственным  руководителем  (принципал  -  по  театр.
терминологии 17 в.) труппы,  имевшим  в  то  время  высшее  образование.
Участвовал в студенч. спектаклях. По окончании ун-та поступил в бродячую

Страницы: «« « 2393   2394   2395   2396   2397   2398   2399   2400   2401  2402   2403   2404   2405   2406   2407   2408   2409   2410   2411  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия